Миллион. из романа Юрий Гуров

Юрий Гуров ( роман в миниатюрах )
      

    Надвигающаяся зимняя выставка ленинградского авангарда повисла над городом как умственная эпидемия. В белом пальто с кровавым мазком от финского пальца появился на рассвете в моём флигеле Гуров с точной датой открытия и исчез готовиться. Все позапирались в мастерских и занялись "играми этими",как Юра говорил. Денег особенных ожидали лишь единицы из продвинутых, основная масса авангарда ломилась для мазохисткого оголения личных комплексов. Зигмунд Фрейд и Деррида ленинградского разлива появлялись как джинны из бутылок в каждой мастерской и обнажали дух творцов до постыдной и сладостной наготы. Художник всегда беда,группа художников-окончательный диагноз неизлечимости. Нам с Гуровым нравилось наблюдать само обострение эпидемии,с яростными схватками обречённых людей за место на стене. По мудрому совету Гурова я записался в скульпторы и вообще не существовал ибо был трёхмерен и,поэтому - невидим. Я посетил Юру дня за три до открытия и застал его за очень большим холстом.Только тогда узнал,что практичный Гуров не сказал,что эта выставка в громадном промышленном павильоне Гавани да ещё и с выгородками,т.е. двумерная оргия.  Ну,я консерватор генетический,не сильно огорчился. Попили чайку,помолчали. Канун,что тут скажешь.
    Морозы стояли тогда исключительные. Облака пара из ветхих теплотрасс,туго забинтованные шарфами люди,перебежками между вставшим транспортом. Грязный снег,всё в инее-апокалипсис блокады Дед Мороза. Дело дошло до того,что я не смог поймать машину для доставки своих работ. Промёрз два часа на Большом проспекте,плюнул сосулькой и уполз во флигель отогреваться.
    На следующий день поплёлся на открытие. Очередь там была как в рай. Подумал ещё- странный имеем народ. Выставка неофициальная,никакой рекламы,все в проблемах по уши,дома радиаторы лопаются от мороза и дети курят и от рук отбиваются. Нет, всё бросили и пришли смотреть на людей более несчастных чем они сами. Может момент запрета так работал,типа тайна. Просочился в громадный нетопленый лабиринт  выставочного зала. Стал притираться. Люди сведущие шли на имена,остальные просто шлялись со знакомыми,шушукались. Тайна ведь,не шутки.  Гуровская работа была просто очень большая- только этим и выделялась. Висела вообще в тёмном углу и ажиотажа там не было. Всё было абсолютно нормально,до тех пор,пока Гуров для поддержки духа,не прикнопил рядом со своей работой обычную бумажку со скупой информацией от руки:
    Цена: 1.000.000 (миллион)рублей.
    Просто и даже коряво написал. Первый день редкие люди замечали,друзьям показывали и хихикали мерзко. Художники вообще не реагировали,как будто бумажка была трёхмерной. Не обсуждалось это,только губы поджимали,как моя тёща умеет. Ситуация могла бы на этом и остановиться,но власти жёстко пресекли этот вариант в зародыше. На следующий день кто-то сверху распорядился поставить по бокам холста двух милиционеров. Напомню,что цен вообще никто не вывешивал,да и не покупал никто. Поглазеть народ приходил,с развлечениями туго было,и вместо аквапарков,по старинке,в Неве тонули.
    Дальше всё стало напоминать цепную реакцию или массовый психоз. Про "хихикать" все забыли и в зале стало тревожно, Типа объявления войны целому народу. Официальное приглашение или на фронт или в дурку. Не очень сытые,нервные люди,с зарплатой примерно 150руб. в месяц стояли перед выбором и не могли решиться. Такой вакуум там образовался,около этой бумажки,что подташнивало. Вроде чудотворной иконы перед протечкой. Пара девиц забеременела,кто слух восстановил,кто прозрел,зубная боль проходила. Милиционеры стояли нейтрально и не подсказывали. На ночь люди разошлись решать этот ребус,вроде рейтинга. Гуров  пил и принимал поздравления- любой вариант его устраивал.
    На следующий день,измученные тайной люди,пришли в зал и увидели ещё и красные бархатные канаты как в музее. Власти стали опасаться народного бунта. Кто-то,до канатов ещё,периодически срывал бумажку,но Гуров тупо её восстанавливал. Канаты добили людей окончательно. Теперь все рвались уже потрогать картину,раз канаты висят. Милиционеры приняли сторону народа и защищали гуровский пятачок от атак бесноватых фанатов. Сберегли святыню-не дали надругаться. Героями оказались. Толпа искала Гурова,хотя бы его потрогать,вопрос задать,украсть носовой платок,хоть глазком посмотреть. Юра и здесь не подвёл,он скрывался в мастерской,как Ленин в Разливе и его отсутствие заполнялось легендами в извращённых формах. Пустота порождала химер.
    Нечего больше добавить,но полгода спустя разговорился я с мужиком,где-то на Урале. Далёкий от искусства работяга из Владивостока,узнав,что я художник,да ещё из Питера,резко оживился и сразу спросил,знаю ли я художника Гурова. Имя он его не знал. Я на всякий случай сказал,что слышал про такого. Тогда мужик этот просиял и спросил,правда ли,что его картины стоят по миллиону. Ответил,что чистая правда-не смог соврать.


Рецензии
!!! спасибо, Валера за воспоминания о Гурове!
Если помнишь, в Гавани тогда музыканты музыку рожали почти все дни. Так это я был с моей командой "Арт-Джем".
Ю.К.

Юрий Касьяник   18.02.2022 15:59     Заявить о нарушении