Ларион. Гл. 1. Фотография

               

      Сегодня никому неизвестно, когда появилась деревня Соинское, что находится в полутора десятках километров от Боровичей – второго по величине города древней Новгородчины. Сейчас этот населенный пункт можно смело отнести к категории вымирающих деревенек. Вместе с тем, еще в недалекие пятидесятые годы прошлого века в ней насчитывалось более сотни хозяйств, с большими по сегодняшним меркам крестьянскими семьями.

      Как и в большинстве деревенских домов, в одном из просторных стареньких домиков уже много десятков лет в рамках под стеклом висят выцветшие от времени старинные фотографии. Из всего их множества, две наиболее старинные фотографии выделяются особо.

     На одной из них запечатлен бывший хозяин дома, солдат Русской Армии времен Первой мировой войны Ларион со своим командиром Матвеем Васильевичем. Вторая, выполненная профессиональным мастером групповая фотография, старше первой как минимум на четверть века, но сохранилась на редкость прекрасно. В правом нижнем углу этой фотографии имеется золоченый оттиск «Н.С.Дубровинъ. Боровичи. Никитская ул. д. № 9». Даты нет, но по возрасту запечатленных на фотографии лиц, потомки с уверенностью отмечают, что она выполнена около 1890-1895 годов.

     Судя по всему, фотографирование в те годы было довольно дорогим удовольствием, по-этому и относились к нему очень продуманно. Заранее готовились к предстоящей церемонии, делали прически, специально одевались. Мастер-фотограф подбирал место съёмки, с тем рас-четом, чтобы фотографирующимся было удобно разместиться, чтобы они максимально могли показать свои достоинства и скрыть недостатки.

     Две семьи сфотографированы в сосновом бору, на красивом сухом пригорке. О цветных фотографиях в те времена даже и не мечтали. Но истинные мастера фотографы уже в те вре-мена могли творить настоящие произведения искусства.

     В центре фотографии, на покрывалах сидят две малышки. Возраст их, по моему мнению – около года. По ту, и другую сторону от детей находятся  их няни, каждая в одежде того же цвета, что и у подопечных малышек. Одна из нянь – малолетняя Шурочка, старшая сестра Ла-риона. Опрятна, с черной косой, в хорошо пошитом ярко-белом платье.

     Далее от центра сидят, так же симметрично, жены, с высоким чувством собственного достоинства, а рядом с ними – мужья. На левой стороне фотографии Петр Захарович – технический директор и совладелец Боровичских керамических заводов, родной дядя Лариона. На правой – Федор – двоюродный брат Петра, а значит и двоюродный дядя Лариона. Они, полу-развалившись, как бы показывают тем самым, что чувство собственного достоинства дам, их жен – это неплохо, но истинными хозяевами положения дел являются они – господа.

     С левой стороны, на втором плане, находится гувернантка. Одежда её не так богата, как у хозяев, а более походит на рабочий костюм женщин её профессии. 
 
         Внимательно приглядевшись, на фотографии видны две породистые длинношерстные собачки черного окраса. Видимо, собачки были оставлены где-то в стороне, но в момент ко-манды фотографа о том, что нужно не двигаться, обе они прибежали на площадку. Впереди бегущая собачка в момент сработки объектива фотоаппарата вскочила на задние лапки и лиз-нула в лицо своего хозяина – Петра Захаровича (родного дяди Шурочки и Лариона), располо-жившегося вместе с женой, с левой стороны.

     По поведению этих собачек можно с уверенностью отметить, что в семье они играли двойную роль. Во-первых – принимали участие в охотничьих увлечениях хозяина, во-вторых – являлись забавой для членов семьи.

     Такие породы собак незаменимы при охоте на водоплавающих. Можно их использовать и в качестве подружейных, при охоте на мелкую боровую дичь. Это подчеркивает, что хозяин не был охотником-фанатом, занимался своим главным делом, а иногда, для душевного отдыха выезжал за город не просто поболтаться и убить время, а, как бы по делу – на охоту.

     Скорее всего, в данный момент Петр Захарович с семьёй, с собачками, охотничьими при-надлежностями, прибыл в поместье своего друга, двоюродного брата – Федора. Рано утром они поохотились, а, уже пообедав, обеими семьями вместе увековечили на этой чудесной фо-тографии своё пребывание в усадьбе.

     Федор, хозяин поместья был чрезмерно рад гостям. Его глаза выдают, что после охотничьей прогулки, за обедом, угощая гостей, он старался подать пример и выпил "Бургундского" на пару рюмок больше гостя. Гость же, наоборот, был очень расчетливым во всех делах, в том числе и четко знал меру за столом, не теряя своего достоинства, строго соответствующего его положению в обществе.

     Свою прислугу, в том числе гувернанток и экономок Петр держал на определенном расстоянии. Понятно, что свою дочь-малышку он не мог, как бы полностью отдать в руки ещё малолетней племяннице Шурочки. За ней и самой-то, нужен был присмотр, а не только воспитание и образование. Однако для фотографии он выбрал её, как полноправного члена семьи, а гувернантку определил на второй план.

     Прибыли гости не менее, как двумя экипажами, так как пятеро присутствующих на фото-графии и две собачки не могли уместиться в одном экипаже. Даже при детальном изучении нескольких версий, этот вариант не может быть опровергнут. Да и какой смысл семье довольно высокого общества создавать себе какие-то неудобства при поездке к друзьям, род-ственникам.

     Фотографа из Боровичей, наверняка, пригласил Федор – хозяин поместья. Он же заказал и достаточное количество экземпляров готовых фотографий в застекленных рамках.
Еще при жизни Лариона, в сороковых-пятидесятых годах, в семье не принято было расска-зывать много о прежних временах, по известным всем причинам – на Колыму никто не хотел.

     Тем более что в начале прошлого века семья Захаровых считалась очень зажиточной, богатой, вплоть до времен образования колхозов, до вынужденной, «добровольной» передаче колхозу четырех коров, трех лошадей, сельхозинвентаря. Короче говоря, им пришлось передать все нажитое имущество.

     В сложившейся ситуации многие жители деревни даже боялись вслух упоминать о бывшем богатстве. Регулярно приезжающих из Боровичей налоговых инспекторов надеж¬нее было убе-ждать, что все время семья была беднейшей. В доказательство тому в семье Захаровых ин-спектору могли пока¬зать на описанной мною фотографии старшую сестру, якобы, с малых лет работавшую няней, или служанкой в какой-то богатой семье в Боровичах.

     Даже кратко описав эту фотографию, видно – кем являлась Шурочка в семье своего родного дяди – Петра Захаровича. А какой смысл было отправлять малолетнюю девчонку в город «на заработки», если мать и отец вели крепкое, имевшее не один десяток гектаров пашни, крестьянское хозяйство. Да к тому же у семьи был огромный сад с культурными яблонями знаменитейших сортов, дающий урожаи в десятки тони яблок, ежегодно собиралось много вишни и смородины.

     Вывод один: родителей не устраивало образование своих детей в местной церковно-приходской школе. Вместе с тем нужны были и работники, свои, так как на одних батраках крепкое хозяйство не вытянуть. За батраками, как говорится, глаз, да глаз нужен. Вот и нашли такой выход из положения: старшей дочери дать необходимое воспитание в приличной семье и достойное, по тем временам, образование не только в городе Боровичи, но и в пансионатах Петербурга.
 
     Следует отметить, что Петр Захарович, получивший образование в Голландии, уже в тот период являлся совладельцем керамических заводов в Боровичах, был крупным специалистом в вопросах производства огнеупорных изделий. Его братья остались верны своей, веками изученной на практике, «крестьянской профессии», кроме того, все они владели мастерством сапожного искусства.
 
     Подмечу и другой интересный факт. Петр в семье был старшим сыном. При рождении младшего сына (младшего брата Петра), его, как и отца, назвали Захаром. Путаница в семье иногда свершалась просто анекдотичная. И чтобы избежать ее, младшего сына уже в возрасте двух-трех лет, в шутку, стали называть Захаром Захаровичем. К такому обращению он привык быстро.

     Центральная фигура нашего повествования, как Вы и предполагаете, является бывший хо-зяин дома Ларион, где и находятся описанные выше фотография. По рассказам людей старше-го поколения у Лариона сложилась интереснейшая судьба.

               


Рецензии
С интересом принялся читать ваш роман. С ув.

Сергей Горбатых   04.01.2015 19:06     Заявить о нарушении
Сергей, спасибо!
С уважением!

Геннадий Захаров   04.01.2015 20:04   Заявить о нарушении
Заодно. Как Новый Год встретился?
Лично у меня от праздников, от гостей, от тостов и пожеланий - отходняк тяжеловато проходит...

Геннадий Захаров   04.01.2015 20:07   Заявить о нарушении
В этот раз праздник нас "побаловал" погодой. Ночью было градусов 17 тепла, а 1.01.15 днём- шкала термометра не доползла и до 25. Это-было замечательно. В прошлые годы- ночью плюс 28, а днём за 30. Какой там праздник! Сплошные страдания! В саду всё цветёт, в в огороде поспели огурцы, помидоры... Вот такой Новый год.
С уважением

Сергей Горбатых   05.01.2015 01:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.