Моё появление в школе

Байки старого учителя.

Мое появление в школе.В моих бумагах сохранился пожелтевший листок - фирменный бланк приказа по Отделу Народного Образования  Фрунзенского района от 29 августа 1968 г. В нём сказано, что Рукшин Исаак Михайлович назначается на должность учителя физкультуры в школу № 226 с 1 сентября 1968 года.
Этот приказ обо мне. Основание для его  появления: «представление директора школы». Немного предистории. Я приобрел кооперативную квартиру на пр. Славы в Купчине и решил, что тратить каждый день на дорогу от дома на работу и обратно по три часа неразумно. Мой друг и коллега, учитель, но математики, и сосед по дому, Владимир З., поддержал меня и мы отправились в конце августа искать работу в школах,во множестве открывшихся в последнее время в «спальном районе», каковым называли Купчино.
Мы прошли несколько, но несмотря на необходимость в учителях,- судя по объявлениям,- мы получали отказ за отказом. Предположив причину ситуации с неудачным трудоустройством, мы решили разделиться, чтобы понизить процентную концентрацию. И вот я подхожу к школе-новостройке, судя по количеству строительного мусора вокруг неё и чистеньким стенам и стеклам. Поднимаюсь на несколько ступенек крыльца, вхожу внутрь и убеждаюсь, что мои предположения верны. Спросил у людей, растаскивавших мебель по разным направлениям, где я могу увидеть директора. Кто-то, не прекращая занятий, указал подбородком,– руки были заняты,- на лестницу, ведущую на второй этаж. Я поднялся и вышел к началу коридора, ведущего в другой корпус школы. Передо мной две женщины в синих рабочих халатах несли учебный стол. Они загораживали дорогу в узком коридоре, и я приостановился,ожидая когда они освободят дорогу. Женщины остановились тоже, поставили стол и та , что находилась ко мне лицом, высокая, статная, моложавая, с привлекательным лицом, доброжелательно обратилась ко мне: - Вы кого-то ищете?   – Да, я хотел бы видеть директора.  – А что Вы хотите? Я – директор!-      Хорошее начало,- подумал я,- отвечает вопросом на вопрос, а потом ответ.  – Я ищу работу.-  А Вы кто?-Я- учитель физической культуры.  Директор окинула меня взглядом, причем так быстро, чтобы я не успел заметить, что осмотр был с головы до ног. Дабы не было сомнений я представился,- меня зовут Исаак Михайлович Рукшин. После такого заявления, в предыдущих школах  администратор вдруг вспоминал, что вакансия под вопросом, есть еще претенденты, обещавшие дать ответ позднее, бывали и более откровенные ответы, из которых вылезали ослиные уши, но Галина Болеславовна Иванова,- она тоже посчитала нужным представиться мне,- стала задавать вопросы, свидетельствующие о её заинтересованности к человеку, стоящему перед ней: - Какое у Вас образование? Стаж работы? Где работали раньше? Почему уволились? Где живете в Купчине? Какая у Вас была учебная нагрузка? Сколько часов Вы хотели бы иметь?  Я могу Вам дать 27 часов в неделю. Вас устраивает?- Я был ошеломлен. Вот так за несколько, даже не минут, а секунд был решен вопрос о моем трудоустройстве. Деловитость,  лаконичность,  решительность моего нового директора, а то, что я хочу работать в её школе не вызывало никаких сомнений, все это, плюс какое-то человеческое обаяние,  расположило меня к ней с первой минуты, и, как оказалось, на много-много лет. - – Ну, если Вас устраивает,- продолжала она,- видите, чем мы занимаемся? Готовим школу к открытию первого учебного года. Завтра со всеми документами, в рабочей одежде, с утра прошу сюда. Посмотрите свой спортзал, стадион, предупреждаю работы по доделке много, напишете заявление на моё имя и поедете в РОНО оформляться. А сейчас извините, нам надо работать. Мебель разносим по кабинетам, рук не хватает. До завтра.       Женщины,- я-то их принял за техничек, увидев впервые, а оказалось – директор с учительницей,- подхватили стол и унесли в глубины школы, а я отправился домой, не веря свалившейся на меня удаче. Утром следующего дня, захватив всё, что нужно, вышел на работу! Встретили меня как старого знакомого. Галина Болеславовна /далее Г.Б. для краткости/ отвела в спортивный зал, познакомила с будущей коллегой Татьяной Леонидовной, предложила осмотреть свои объекты, наметить предложения по доводке их «до ума» и претензии к строителям, которые должны еще подписать у нас акт о приемке школы. Я начал осмотр, скрупулезно отмечая и записывая отклонения от норм и требований, предъявляемых к спортивным сооружения школы для работы, как за мной пришли звать к директору. Г.Б. посмотрела документы, продиктовала текст заявления о приеме на работу, наложила резолюцию с ходатайством и дала адрес директора спортивной школы нашего района – внештатного инспектора РОНО, который должен был завизировать моё заявление до похода в РОНО.   Герасименко – до сих пор помню его фамилию – прочитал поданную бумагу, посмотрел на меня и вынес вердикт: - « у меня на эту школу есть своя кандидатура, чего это она просит?» Отдал мне бумагу и повернулся спиной, давая знать, что аудиенция закончена. Повесив нос,- и здесь лопнуло,- я вернулся в школу. Г.Б., выслушав историю моего похода, увидев мое огорченное лицо, нахмурилась: - Не переживайте. Па-а-шел он к чёрту /именно так сказано, за достоверность ручаюсь/ Я - хозяйка в школе, и мне виднее, какие учителя мне нужны. Оставьте Ваше заявление, я завтра еду в РОНО и все сделаю сама. Занимайтесь своими делами.   Я продолжил осмотр, дивясь «сметливости» архитектора и проектировщиков, ухитрившихся так урезать смету при проектировании школы, в частности спорт-сооружений, что возникло сомнение, что они сами когда-то  учились. Их нелюбовь к детям выпирала вопиюще. Иначе как можно было совместить в одном помещении спортивный и актовый залы?! Большая площадь зала была занята высокой сценой, загроможденной связками по 4 из  изогнутых фанерных кресел. Их должно было выставлять в зал при проведении важных, массовых мероприятий типа родительских собраний всей школы, концертов, выпускных вечеров, митингов, /а как же/ и пр. Не говоря уже о том, что во время установки и уборки кресел они ломались, царапали и пачкали пол, раскрашенный мною в различные цвета для различных спортивных полей: б/б, р/м, ф/б,бадминтона, волейбола, так еще множество ног, заходящих в зал без спортивной! обуви, наносили столько грязи, что отмыть её, для предстоящих на следующий день уроков, не представлялось возможным. И дети, от которых мы требовали единой спортивной красивой цветной /по согласованию с родительскими комитетами классов выбирались разные раскраски, напр. белый верх- черный низ, желтый верх-красный низ по желанию класса/ формы, спортивных тапочек с белым /желательно/ низом, так вот дети на уроке, интенсивно двигаясь, должны были дышать поднимаемой из щелей пола пылью, садясь и ложась на пол, исполняя упражнения, вытирать его своей чистенькой маечкой. В одной из Ленинградских газет был написан фельетон «Баскетбол в коротких штанишках», автор которого интересовался у проектантов типовых школ, к которым относилась и моя, как можно научить играть в баскетбол детей, имея в спортзале только одно кольцо. Добавлю,- а в футбол и ручной мяч, имея одни ворота?! Я выход нашел, устроил имитацию недостающих сооружений для игр, но мячи часто залетали на сцену, застревали там среди кресел,наваленных грудою. Приходилось отряжать добровольцев на поиски, ломая ритм и темп урока.     Я немного увлекся и забежал вперед. Я еще веду осмотр, записывая недоделки. Имея более чем 10-летний опыт работы я предвижу, что будет именно так, как написал выше. И не ошибся. В зал заглядывают новички, здороваются, смотрят место предстоящих занятий. Они все новички, т.к. недавно переехали из разных частей города сюда в новые квартиры. Те, кто учился ранее в нормальных залах, критикуют. Я успокаиваю их и себя / в большей степени /, что всё наладим совместными усилиями. Скептики хмыкают, оптимисты поддерживают. Назавтра Г.Б. показывает мне приказ о моем зачислении в школу. Школа полна детей. Идет медицинская комиссия, распределение по классам. Есть все классы, кроме 10. Посчитали, что целесообразно заканчивать среднее образование в старой школе. Прибыла авторитетная комиссия строителей сдавать школу. Я был приглашен в качестве приемщика спортивного комплекса. Попросил чертежи зала, стадиона,прилегающих к школе спортплощадок, чтобы убедиться в отсутствии произвола строителей; хотелось думать, что проектировали здравомыслящие люди, понимающие, что они делают. И делают для детей! Увы!Всё было так, как в натуре. Тогда я стал задавать вопросы высокой комиссии, среди членов которой я обнаружил старого знакомого /уточнил по подписи в проекте/ Якова Г., с которым мы вместе занимались в детстве в спортивной школе Октябрьского р-на. Он был в старшей группе и сейчас сделал вид, что меня не узнает. А, может быть, ему было стыдно за свои «художества», хотя вряд ли.    Я спросил: знают ли они, что в баскетбол играют две команды, соответственно должно быть два щита и два кольца. Да! Они знают! Поэтому в зале они оставили полный комплект – два кольца и две сетки. Одно кольцо мне предлагалось прикрепить самому – у них времени нет, а второе я, по-видимому, должен был держать во время игр в руках, стоя на сцене. Знают ли они,- не унимался я,- о санитарно-гигиенической направленности предмета физической культуры, соединяя спортзал с актовым. Они иронически восприняли мое предположение о их неинтеллигентности на таком уровне. Я устыдился своих подозрений, но любопытство пересиливало.    Следующий вопрос затрагивал их познания в материаловедении. Я спросил насколько тверже чугунные крышки люков канализации, размещенные ими на футбольном поле перед воротами, а также на уличной баскетбольной площадке под щитом, чем обычное земляное покрытие вокруг них. И что будет, если игрок упадет на люк? Ответ обескураживал: «можно же обежать!» Последний вопрос был обращен к Яшке, тому из детства /он был бегуном/, знают ли они разницу между « гаревой» беговой дорожкой и утрамбованной земляной? Яшка узнал меня, а посему встал, поручил своему заместителю закончить церемонию и отбыл, как сказал, на совещание. Заместитель предложил закончить затянувшиеся прения, рассказал о тяжелом финансовом положении в стране, в связи с происками агрессоров, о режиме экономии, вынуждающему резать сметы везде и на всём, поздравил коллектив учителей и учеников с великолепным подарком к началу учебного 1968 года, пожелал успеха в работе и ученье и показал где надо поставить подпись. Мне показалось, что Г.Б. подписала акт о приемке, желая, чтобы они скорее ушли. Она грустно улыбнулась:      --  Вот так! Ну, что? Будем работать!- На следующий день был педсовет. Г.Б. официально нас всех познакомила, представила друг другу, попросила каждого сказать несколько слов о себе, выразила убеждение,что собрала коллектив единомышленников, пожелала успехов в предстоящей работе и дала всем на следующий день выходной:- Привести себя в порядок, отдышаться. И 1- го сентября к 8-ми встречать детей.     Я не помню сейчас поднимались ли на комиссии вопросы о подходах и подъездах к школе. Кажется да, но эту задачу должно было решить руководство района в плане централизованного благоустройства. Мы с Володей наблюдали за строительством дома на пр.Славы, в котором купили себе по кооперативной квартире, приезжали на электричке до платформы « Слава », а дальше шли до асфальтовой дороги по высоким мосткам. Иначе можно было утонуть в грязной глине. Однажды, после дождя, поскользнувшись на мостках,я свалился  в грязь по щиколотку. Вова достал меня, но идти к дому, набрав полный ботинок холодной жижи, я отказался. В тот раз вернулись домой. Дальнейшие визиты совершали в высоких резиновых сапогах.   Вспомнил я тот недавний случай, обходя окрестности школы, думая, как же дети будут добираться сюда с Будапештской ул. когда начнутся осенние дожди. С других сторон подходы были ровнее. О, счастье! Этот же вопрос возник в голове тогдашнего Председателя ЛенГорИсполкома /по нынешнему – мэра города/ объезжавшего перед 1 – м сентября школы-новостройки. По его распоряжению за одну ночь возвели от Будапештской улицы к нашей школе высокие и достаточно широкие,- двое могли разойтись,- мостки.    И вот – 1 сентября! Мне было вменено  готовить места построения классов, встречать учеников и указывать, где их ждет классный руководитель с соответствующей табличкой. Эту почетную обязанность я  исполнял много-много лет, но каждый раз волновался, видя малышей-первоклассников с букетами цветов, едва ли не больше их самих; повзрослевших, вытянувшихся за лето, ставших на целый класс старше своих соучеников, со многими только-только расставшись в июне после КМЛ. Но это потом, а сейчас 1 день школы.   Еще нет коллективов классов, еще нет коллектива учителей, еще нет традиций школы, еще нет многого, что предстоит нам  создать всем вместе под руководством нашего директора, обаятельной, героической женщины. Я-то знаю, что нет профессии выше, важнее и нужнее, чем учить. Она сейчас стоит на крыльце и поздравляет учеников и учителей с открытием новой школы, желает им успехов в совместном творчестве, ибо учиться и учить – это обоюдный процесс. Я чувствую, что слова, которые она обращает ко всем нам, собравшимся перед школой сегодня, не дежурные, митинговые, а идущие от сердца, от души. Она, может, не догадывается сегодня, 1 сентября 1968 года, что открывает новую эпоху – эпоху 226 школы. Звенит звонок, малышей торжественно ведут в школу, За ними следуют все классы. На площадке остаются родители, доверившие нам самое дорогое в жизни – своих детей. Потом расходятся и они. Школа приступила к работе!          .               


Рецензии
Прочёл с большим интересом. Я сам педагог и это всё мне близко. Сдача новой школы с недоделками - это и мы проходили. Заходите в гости.

Григорий Рейнгольд   09.03.2011 17:50     Заявить о нарушении
Спасибо, Григорий. У меня большинство рассказов о школе и детях, которым я посвятил более четверти века из 42 лет педагогического стажа. Собираюсь в будущем издать сборник. Условное название "Байки старого учителя."Непременно зайду в гости, только вот разберусь с изданием четвёртой книжки стихов. И в них есть много о школе. Если хотите, могу некоторые, по поднятой теме, прислать. Успехов Вам.

Исаак Рукшин   11.03.2011 19:15   Заявить о нарушении