Социальная оппозиция в истории евреев. 3
С тех пор, как общество раздирается классовыми антагонизмами, социальным неравенством, политическим гнётом, нуждой и всеми другими видами социально обусловленного страдания, в нём неизбежно всё снова возникали и получали то или иное развитие народные движения, направленные к преодолению этих бедствий. Уже в древней Иудее бродила среди трудовых слоёв города и деревни тоска по социальному равенству, оформлялись протестантские порывы против общественного строя, основанного на владении и порабощении. И нашли эти стимулы яркое выражение в оппозиционной проповеди пророков. Именно на этой почве была предпринята первая организованная попытка массового претворения в жизни идеи социального равенства в виде коммунистического общежития е с с е е в. Жизнь и учение ессеев является первым крупным этапом в социальной борьбе еврейских масс против общественного строя, основанного на частной собственности и связанной с ней формой семьи. Этот исторический опыт на определённой ограниченной общественной базе страдал всеми недугами потребительского коммунизма, лишённого широкого коллективного производства. Но ессеизм был яркой демонстрацией социально-эгалитарных идей, которыми он длительно пропитал мессианские порывания еврейских низов. И только на фоне ессеизма может быть осмыслена знаменательная эпопея Иисуса, одного из ярких трибунов, боровшихся за интересы еврейского демоса. –
10
В течение первого тысячелетия христианской эры основные центры массового еврейского поселения находились в странах Передней Азии. Социально-оппозиционные движения среди еврейства этого периода намечают непосредственную преемственную связь с периодом палестинским, как по целям своим, так и по формам и символам движения.
Близость эпохи национально-политической самостоятельности евреев в соседней Палестине придаёт оппозиционным движениям этого периода национально-повстанческую окраску. Зародившаяся еще в Палестине идея мессианизма, универсального мирообновления, всё более становится организующим центром для стремящихся к всестороннему раскрепощению еврейских народных масс.
Если национальная романтика накладывает на движение свою внешнюю печать, то сквозь эту оболочку снова и снова прорываются социально-протестантские стимулы, направленные против устоев собственничества и приспособленной к нему форме семьи.
11
Господствующие в еврействе классы всемерно и систематически стремятся закрепить эти устои талмудической оградой велений и запретов.
Социальная оппозиция против основ этого строя поэтому принимает форму антиталмудического сектантства, где ересь по существу направлена не столько против синагоги, сколько против защищаемого ею общественного строя. Движения и с а в и т о в и
а н а н и т о в продолжают плести нить социальной оппозиции против еврейской плутократии. С другой стороны, эта борьба находится в непосредственной связи с общими социально-революционными движениями Мани и Масдака, ярким заревом освещающими эту эпоху.-
С именем Давида А л р о я связано историческое воспоминание о наиболее ярком взрыве мессианистского повстанчества, внешне окрашенного в национальный цвет.
Но движения эти разделяют судьбу всех социально- еретических взрывов этой эпохи, далеко еще не созревшей для реализации социально-эгалитарного общежития.
Восстания подавляются. Оппозиционные движения постепенно вырождаются, превращаясь в разновидность той самой религиозной ортодоксии, которую они явились преодолеть (караимы).
_______________________
12
Перенесение центра еврейских поселений в Западную Европу, начиная с Х1 ст., сопровождается усилением посреднических и ослаблением трудовых элементов среди еврейских масс. Это отражается и на их социально-оппозиционных движениях. Протекая в основном в том же мессианском русле, как и протестантские движения предыдущего периода, они приобретают всё более мистически-ирреальный характер. Ибо чем меньше реальных шансов на осуществление оппозиционных устремлений масс, тем гуще мистический туман, окутывающий массовые движения этого периода.
Мессианизм продолжает играть роль центральной оси социально-оппозиционных движений эпохи, которым приходится «конспирироваться» в форме к а б а л и з м а
с его своеобразным сочетанием социально- эгалитарных и традиционных моментов. В идеологических построениях и практических порываниях кабализма стремление преодолеть социальное неравенство проходит той же красной нитью. Мессианистские взрывы получают характер периодических социальных психозов, призванных разрядить накопившееся в народных массах грозовое напряжение и принимавших порою явно фантастически-ирреальные формы.
«Исчисление конца», основная идейная проблема кабализма, является силой, регулирующей мессианистские взрывы эпохи. Универсально-социальный элемент сочетается в этих движениях с национально-сионским моментом. В сотрудничестве Молхо и Реубени это получает
13
Свое яркое выражение. Кульминационным пунктом этих движений, стремящихся подорвать основы установившегося жизненного уклада, является
с а б б а т и а н с т в о , направившее остриё борьбы против многих священных традиций талмудического наследия.
Мессианизм предыдущего периода пышно расцвёл и бесповоротно отцвёл, ввергнув еврейские массы в бездну отчаяния. Ф р а н к и з м завершил вырождение мессианства, вернув его в лоно, если не синагоги, то – всеспасающей церкви.
_________________
Соцально-оппозиционное движение указанных выше периодов носят более или менее ясно выраженный сектантский, антиталмудический характер. Ведя свою борьбу с социальным злом в плоскости религиозного раскола, они при неизбежной неудаче уводят остатки своих приверженцев за пределы талмудического иудаизма, заканчивая своё бытиё в бессильном сектантском прозябании.
Элементы ликвидированного ессеизма влились в кадры христианских общин. Еретические движения второго периода завершились застывшим караимством. Мессианские взрывы третьего периода имели своим послесловием - исламистских денме и католических франкистов.
__________________
14
K XV111 cт. Основная масса еврейского народа находится в Польше и Литве. Происходит значительное усиление трудовых элементов еврейства, как в городах, так и в деревнях. Эта ремесленно-поселенческая масса становится носительницей социальной оппозиции в еврействе этого периода.
Из области религиозно-мистической центр тяжести движения переносится в сферу общественного быта, всё более приближаясь к реальным и локальным нуждам и потребностям масс.
Пафос кабализма находит своего непосредственного преемника в энтузиазме х а с и д о в . Мессианская тоска изливается в эмоциональных переживаниях хасидской соборности. И сквозь строй поколений ясно звучат в проповеди хасидизма ессейские отголоски, стремление преодолеть социальную пропасть между имущими и обездоленными.
Легенда Балшема отражает этот новый подъём трудового начала в жизни еврейских масс. И апология труда и радостное утверждение жизни является психическим предвосхищением грядущей мощи раскрепощённого человечества.
Но и хасидизм не мог пойти дальше антисинагогального бунта. И изжил себя преобразованием частичным бытового уклада масс. Социальные устои собственничества хасидизм не сумел расшатать. И обречен был на неизбежный откат вспять – в лоно талмудического иудаизма. Хасидизм был массовым движением, которое при поражении не ушло из среды еврейства, а отошло на заранее подготовленные для этого позиции.
________________________
15
Через все указанные нами до сих пор оппозиционные движения еврейских масс проходит общей чертой несоответствие целей и путей этих движений, обусловленное социальной слабостью и межеумочностью их носителей.
В этой социальной среде субъективные устремления не могли получить своего прямого выражения в объективных достижениях. Носители всех этих движений, начиная от ессеев, через еретиков – мессианистов – кабалистов и кончая хасидами, по социально-экономической природе своей не были в состоянии превратить временную гегемонию над еврейской массой в творческую инициативу к переустройству всего общественного уклада еврейской жизни на реально эгалитарных началах.
В течение многих веков еврейская жизнь - как и жизнь всего человечества – была чревата великим детищем, но не было сил произвести его на свет. И были – выкидыши, недороды, «перероды».
Пока к концу Х1Х в. из среды осевшей в России основной еврейской массы не выделился р а б о ч и й класс, который подхватил выпавшую из рук еврейского ремесленника и ишувника нить социальной борьбы. Рабочий стал гегемоном еврейской бедноты в её стремлении ко всестороннему раскрепощению. В лице пролетариата проблема эта получила мощный толчок в сторону общественной сознательности и организованной целестремительности.
16
С о ц и а л и з м , идеология рабочего класса, стал путеводной звездой еврейских народных масс.
Правда, в реальных условиях еврейской жизни, где посреднические элементы продолжали играть руководящую роль, социалистическое движение должно было пережить период преобладания националистической, мелкобуржуазной стихии. Но пролетарский авангард, в конце концов, вывел движение из этого тупика.
Социализм завершает тернистый путь социальной оппозиции в истории евреев от частичного опыта ессеев через религиозную символику мессианства, мистические туманности кабализма и эмоциональную соборность хасидизма – к целесообразному коллективному творчеству социализма.
От интуитивного предчувствия грядущего через идейное отрицание существующего к активному строительству будущего. Таков исторический путь социально-оппозиционных движений у евреев.
Социалистический этап этой борьбы составит предмет отдельного исследования.
Свидетельство о публикации №210061501370