Социальная оппозиция в истории евреев. 3

     9
          С тех пор, как общество раздирается классовыми антагонизмами, социальным неравенством, политическим гнётом, нуждой и всеми другими видами социально обусловленного страдания, в нём неизбежно всё снова возникали  и получали то или иное развитие народные движения, направленные к преодолению этих бедствий. Уже в древней Иудее бродила среди трудовых слоёв города и деревни  тоска по социальному равенству, оформлялись протестантские порывы против общественного строя, основанного на владении и порабощении. И нашли эти стимулы яркое выражение в оппозиционной проповеди пророков. Именно на этой почве была предпринята первая организованная попытка массового претворения в жизни идеи социального равенства в виде  коммунистического общежития   е с с е е в. Жизнь и учение ессеев является первым крупным этапом в социальной борьбе еврейских масс против общественного строя, основанного на частной собственности и связанной с ней формой семьи. Этот исторический опыт на определённой ограниченной общественной базе  страдал всеми недугами потребительского коммунизма, лишённого широкого коллективного производства. Но ессеизм был яркой демонстрацией социально-эгалитарных идей, которыми он длительно пропитал мессианские порывания еврейских низов. И только на фоне ессеизма может быть осмыслена знаменательная эпопея Иисуса, одного из ярких трибунов, боровшихся за интересы  еврейского демоса. –

10
     В  течение первого тысячелетия христианской эры  основные центры массового еврейского поселения находились в странах Передней Азии. Социально-оппозиционные движения среди еврейства этого периода намечают непосредственную преемственную связь с периодом палестинским, как по целям своим, так и по формам и символам движения.
     Близость эпохи национально-политической самостоятельности  евреев в соседней  Палестине придаёт оппозиционным движениям этого периода национально-повстанческую окраску. Зародившаяся еще в Палестине идея мессианизма, универсального мирообновления, всё более становится организующим центром для стремящихся к всестороннему  раскрепощению еврейских народных масс.
     Если национальная романтика накладывает  на движение свою внешнюю печать, то сквозь эту оболочку снова и снова прорываются социально-протестантские стимулы, направленные против устоев собственничества  и приспособленной к нему форме семьи.

 11
     Господствующие в еврействе классы всемерно и систематически  стремятся закрепить эти устои  талмудической оградой  велений и запретов.
     Социальная оппозиция против основ этого строя  поэтому принимает форму антиталмудического сектантства, где ересь по существу направлена не столько против синагоги, сколько  против защищаемого ею общественного строя.  Движения  и  с а в и т о в  и
 а н а н и т о в  продолжают плести  нить социальной оппозиции  против еврейской плутократии. С другой стороны, эта борьба находится  в непосредственной связи с  общими  социально-революционными  движениями Мани и Масдака, ярким заревом освещающими эту эпоху.-
     С именем  Давида  А л р о я  связано историческое воспоминание  о наиболее ярком взрыве   мессианистского   повстанчества, внешне окрашенного в национальный цвет.
     Но движения эти разделяют  судьбу всех социально- еретических взрывов этой эпохи, далеко еще не созревшей для реализации социально-эгалитарного общежития.
     Восстания подавляются. Оппозиционные движения постепенно вырождаются, превращаясь в разновидность той самой религиозной ортодоксии, которую они явились преодолеть (караимы).
                _______________________

12
     Перенесение центра еврейских поселений в Западную Европу, начиная с Х1 ст., сопровождается  усилением посреднических  и ослаблением трудовых  элементов среди еврейских масс. Это отражается и на их социально-оппозиционных движениях. Протекая в основном в том же мессианском русле, как и протестантские  движения предыдущего периода, они приобретают всё более мистически-ирреальный характер. Ибо чем меньше реальных шансов  на осуществление  оппозиционных устремлений масс, тем гуще  мистический туман, окутывающий массовые движения  этого периода.
     Мессианизм  продолжает   играть роль центральной оси  социально-оппозиционных   движений эпохи, которым приходится  «конспирироваться» в форме к а б а л и з м а 
 с его своеобразным сочетанием  социально- эгалитарных  и традиционных моментов. В идеологических построениях  и практических порываниях  кабализма стремление  преодолеть социальное неравенство  проходит той же красной нитью. Мессианистские взрывы  получают характер периодических  социальных психозов, призванных  разрядить накопившееся  в народных массах грозовое напряжение и принимавших порою  явно фантастически-ирреальные формы.
     «Исчисление конца», основная  идейная проблема кабализма, является силой, регулирующей мессианистские  взрывы эпохи. Универсально-социальный элемент сочетается в этих движениях с национально-сионским  моментом. В сотрудничестве Молхо и Реубени это получает

13
Свое яркое выражение. Кульминационным пунктом этих движений, стремящихся подорвать основы  установившегося жизненного уклада, является
с а б б а т и а н с т в о , направившее остриё борьбы  против многих  священных традиций талмудического наследия.
     Мессианизм предыдущего периода пышно расцвёл и бесповоротно отцвёл, ввергнув   еврейские массы в бездну отчаяния. Ф р а н к и з м  завершил вырождение мессианства, вернув его в лоно, если не синагоги, то – всеспасающей церкви.
                _________________

      Соцально-оппозиционное движение указанных выше периодов носят более или менее ясно выраженный сектантский, антиталмудический характер.  Ведя свою борьбу с социальным злом в плоскости религиозного раскола, они при неизбежной неудаче  уводят остатки своих приверженцев  за пределы талмудического иудаизма,  заканчивая своё бытиё в бессильном сектантском прозябании.
     Элементы ликвидированного ессеизма влились в кадры христианских общин. Еретические движения второго периода завершились застывшим караимством.  Мессианские взрывы третьего периода имели своим послесловием - исламистских денме и католических франкистов.
                __________________

14 
        K  XV111 cт.  Основная масса еврейского народа  находится в  Польше и Литве. Происходит значительное усиление трудовых элементов еврейства, как в городах, так и в деревнях. Эта  ремесленно-поселенческая масса становится носительницей  социальной оппозиции  в еврействе этого периода.
    Из области религиозно-мистической центр тяжести движения переносится в сферу общественного быта, всё более приближаясь к  реальным и локальным  нуждам и потребностям масс.
    Пафос кабализма  находит своего непосредственного преемника в энтузиазме   х а с и д о в .  Мессианская тоска изливается в эмоциональных переживаниях  хасидской соборности. И сквозь строй поколений ясно звучат  в проповеди хасидизма  ессейские  отголоски, стремление преодолеть  социальную пропасть между имущими и обездоленными.
     Легенда Балшема отражает этот новый подъём  трудового начала в жизни  еврейских масс. И апология труда и радостное утверждение жизни  является психическим предвосхищением грядущей мощи раскрепощённого человечества.
     Но и хасидизм не мог пойти дальше антисинагогального бунта.  И изжил себя   преобразованием частичным бытового уклада  масс. Социальные устои собственничества хасидизм не сумел расшатать. И обречен был на неизбежный откат вспять – в лоно талмудического иудаизма. Хасидизм был массовым  движением, которое при поражении не ушло из среды еврейства, а отошло на заранее подготовленные  для этого позиции.
              ________________________

15
     Через все указанные нами  до сих пор оппозиционные движения еврейских масс проходит общей чертой  несоответствие целей и путей этих движений, обусловленное социальной слабостью и межеумочностью  их носителей.
     В этой социальной среде  субъективные устремления не могли получить  своего прямого выражения в объективных достижениях. Носители всех этих движений, начиная от ессеев, через еретиков – мессианистов – кабалистов и кончая хасидами, по  социально-экономической природе  своей  не были в состоянии превратить временную гегемонию над еврейской массой  в творческую инициативу к переустройству всего общественного уклада еврейской жизни на реально эгалитарных началах.
     В течение многих веков  еврейская жизнь  - как и жизнь всего человечества – была  чревата великим детищем, но не было сил произвести его на свет.  И были – выкидыши, недороды,  «перероды».
     Пока к концу Х1Х в. из среды осевшей  в России основной еврейской массы не выделился  р а б о ч и й  класс, который подхватил выпавшую из рук еврейского ремесленника и ишувника  нить социальной борьбы. Рабочий стал гегемоном еврейской бедноты в её стремлении  ко всестороннему  раскрепощению. В лице пролетариата проблема эта получила мощный толчок  в сторону общественной сознательности  и организованной целестремительности.

16
     С о ц и а л и з м , идеология рабочего класса, стал путеводной звездой еврейских народных масс.
     Правда, в реальных условиях еврейской жизни, где посреднические элементы продолжали играть руководящую роль, социалистическое движение должно было пережить период преобладания националистической, мелкобуржуазной стихии. Но пролетарский авангард, в конце концов, вывел движение из этого тупика.
     Социализм завершает тернистый путь социальной оппозиции  в истории евреев от частичного опыта ессеев  через религиозную символику мессианства, мистические туманности кабализма и эмоциональную соборность хасидизма – к целесообразному коллективному творчеству социализма.
     От  интуитивного  предчувствия грядущего  через идейное отрицание существующего  к активному строительству будущего. Таков исторический путь  социально-оппозиционных движений у евреев.
     Социалистический этап этой борьбы  составит предмет отдельного исследования.


Рецензии