13. Приложение. Законы ИС
nпон-1 (nпон - 1) nпон
(13.1) nсвмах = ; (i) = -------------
i=1 2
Где nпон - число понятий.
ИС, имеющую максимальное число связей, назовем полной. В ИИС nпон определяется, как сумма всех понятий. Если же говорить о ДП в ОИС, то из-за отсутствия материального единства носителей информации, а также единого контроля и организации информационных связей в ИС происходит многократное дублирование информации, т.е. дублирование понятий и, соответственно, связей между ними. При этом
nпон
(13.2) nпонд = ; (Kiд)*i
i=1
Где Kiд - коэффициент дублирования i-ого понятия.
Однако такое увеличение числа понятий является мнимым и не только не говорит о повышении степени развития ОИС, а, наоборот, о её размывании.
Назовем коэффициентом дублирования ОИС:
nпонд
(13.3) Кд = ------- .
nпон
Далее будем рассматривать nпон без дублирования. Однако отметим, что величина Кд говорит о совершенстве организации ДП в ОИС.
Степень развития ИМ в ИС характеризуется суммарным числом понятий nпон, входящих в неё, и степенью её полноты Кполн < 1.
nсв
(13.4) Кполн = ----- <= 1
nсвмах
Коэффициент развития ИМ в ИС – Кр
nсв
(13.5) Кр = -----
nпон
Максимальный коэффициент развития данной ИС:
nсвмах nпон - 1
(13.6) Крмах = ----- = --------
nпон 2
Уровень развития ИМ в ИС характеризуется числом понятий или Кр. Её совершенство – полнотой Кполн и Кд. С увеличением числа понятий в ИМ увеличивается Кр.
Психика, сознание требуют определенных уровней Кр, Кполн и Кд, меньше которых они просто невозможны, а также определенного структурного уровня носителя ИМ. В рамках достаточно сложных ИС (на уровне сознания) с приближением к Кр всё более возможным становится выполнение предвидения.
Из изложенного выше вытекает, что ДП можно определить как
(13.7) ДП = (nпон * nсв)k
Где к > 1.
В свое время Ф.Энгельс выдвинул гипотезу о том, что наука движется вперед пропорционально сумме знаний, накопленных предыдущими поколениями. При этом происходит непрерывное уменьшение времени удвоения знаний [13].
Будем понимать под знаниями произведение nпон*nсв. Знания это – минимальная информация, необходимая для хранения или передачи существующих в ДП или ОП сведений об объектах РМ или ИМ.
Отметим, что если у информации Кд > 1, то у знаний Кд = 1, т.е. должно отсутствовать дублирование понятий и связей!
Очевидно, что существует объективный закон положительного градиента ДП, т.е.
d(ДП)
(13.8) ----- > 0
dt
Этот закон утверждает объективную закономерность роста объема информации материи о себе. Необходимо отметить, что абсолютный прирост
;(ДП) = ДПt2 – ДПt1
За равные промежутки времени возрастает. Именно поэтому в формуле (13.7) к>1.
Это же объясняет (или подтверждает) ускорение темпов развития информации в ОИС.
Определим ИМ в ОИС как:
N
(13.9) ИМ = ДП + ; (ОП)i ,
i
где N - число ИИС в ОИС.
Отметим два закона сохранения ИМ в ИС (ИИС или же ОИС).
1. Для каждого nпон
Kполн >= Kполнmin
или же:
Кр nсв
(13.10) --- = ----- >= Хmin
Крmax nсвmax
Где Хmin - некоторая минимальная для данного nпон величина.
Имеется в виду, что росту числа понятий должен отвечать соответствующий рост числа связей.
2.
1 d(ДП)
(13.11) --- ----- <= Ymax
ДП dt
или
ДПt2 – ДПt1
(13.12) ------------- <= Ymax
ДПt2 (t2 – t1 )
Здесь Ymax - некоторая максимальная величина темпов развития ИС.
В каждый момент времени у ИС (ОИС или ИИС, для ИИС в 13.11, 13.12 вместо «ДП» надо ставить «ОП») существуют некоторые предельные темпы развития. Их превышение грозит разрушением данной ИС или ее поглощением другой, более мощной ИС.
«Усилиями кибернетики и психофизиологии обнаружено, что существует минимум и максимум скорости приема и переработки информации человеком» [14]. То же самое можно сказать и об обществе.
Примеры.
1. Разрушение круга жизненных ценностей, связей между понятиями, вырабатываемых у человека годами или восприятие чрезмерного объема новой информации приводит к сумасшествию или самоубийству.
2. Перескакивание страны через ступени исторического развития (быстрое получение большого количества информации извне данной ОИС) приводит к нарушению национальной самостоятельности или разрушению культуры народа - распаду старой ОИС.
N
(13.13) ИПР = ; (ОПi * КДi * ДОi * КИi)
i
Здесь: N - число локальных ИПР в ОИС (людей).
ОПi - оперативная память i-ого ИПР, определенная аналогично ДП, см. (13.7). Здесь число понятий и связей определяется личным опытом индивида, характеризуемым его способностями, а также воспитанием и образованием.
КДi - коэффициент степени доступа к долговременной памяти i-ого ИПР. Определяется умением пользоваться, временем и уровнем доступа к информации в ДП.
ДОi – диапазон ощущений человека, усиленный и дополненный средствами техники.
КИi - коэффициент использования техники в познании и развитии РМ.
Определим РМ как
N Ki
(13.14) РМ = ; П (NOij * NSij )
i=1 j=1
Где N – общее число первоначально выделенных реальных объектов;
Ki - количество структурных уровней в i-ом объекте;
NOij - число элементов в i-ом начальном объекте j-ого уровня;
NSij – число связей в i-ом начальном объекте j-ого уровня.
Очевидно, существует объективный закон положительного градиента РМ, т.е.
d(РМ)
(13.15) ----- > 0
dt
Можно представить ИПР, как толщину питательного слоя для ИМ и РМ. См. Рис. 13.1
Чем тоньше ИПР, тем меньше
d(ИМ) d(РМ)
----- и ------
dt dt
Значение
d(ИПР)
-----
dt
может принимать любой знак.
Уменьшению ИПР служат:
- ухудшение состояния образования, воспитания, несоответствие их потребностям времени;
- ограничение доступа основной массы людей к достоверной информации из долговременной памяти;
- снижение оперативности и широты использования передовых достижений науки и техники в познании и развитии РМ;
- война, снижение числа людей, разрушения.
Влияние перечисленных факторов может привести к резкому снижению темпов развития ОИС.
ОИС в целом представляет собою некую функцию:
(13.16) ОИС = F(РМ, ИМ, ИПР).
Для нормального развития ОИС необходимо гармоничное развитие всех трех ее составных частей. Невозможно серьезное развитие ИМ без соответствующего структурного развития её носителя - РМ. А развитие РМ отвечает уровню развития ИМ (знаний, науки). Динамику развития ИМ и РМ определяет ее ИПР.
Свидетельство о публикации №210061500630