13. Приложение. Законы ИС

Можно предположить, что уровень развития ИМ ИС определяется числом понятий и числом связей между ними. Максимальное число связей в ИС

              nпон-1       (nпон - 1) nпон
(13.1) nсвмах   = ; (i) = ------------- 
               i=1              2

Где  nпон - число понятий.
ИС, имеющую максимальное число связей, назовем полной. В ИИС nпон определяется, как сумма всех понятий. Если же говорить о ДП в ОИС, то из-за отсутствия материального единства носителей информации, а также единого контроля и организации информационных связей в ИС происходит многократное дублирование информации, т.е. дублирование понятий и, соответственно, связей между ними. При этом
             nпон
(13.2) nпонд = ; (Kiд)*i
              i=1

Где Kiд  - коэффициент дублирования i-ого понятия.
Однако такое увеличение числа понятий является мнимым и не только не говорит о повышении степени развития ОИС, а, наоборот, о её размывании.

Назовем коэффициентом дублирования ОИС:

             nпонд 
(13.3) Кд = ------- . 
             nпон

Далее будем рассматривать nпон без дублирования. Однако отметим, что величина Кд говорит о совершенстве организации ДП в ОИС.

Степень развития ИМ в ИС характеризуется суммарным числом понятий nпон, входящих в неё, и степенью её полноты Кполн < 1.

               nсв
(13.4) Кполн  = -----  <= 1
               nсвмах

Коэффициент развития ИМ в ИС – Кр

             nсв
(13.5) Кр = -----
            nпон

Максимальный коэффициент развития данной ИС:

              nсвмах    nпон - 1
(13.6) Крмах = ----- = --------
              nпон        2

Уровень развития ИМ в ИС характеризуется числом понятий или Кр. Её совершенство – полнотой Кполн и Кд. С увеличением числа понятий в ИМ увеличивается Кр.
Психика, сознание требуют определенных уровней Кр, Кполн и Кд, меньше которых они просто невозможны, а также определенного структурного уровня носителя ИМ. В рамках достаточно сложных ИС (на уровне сознания) с приближением к Кр всё более возможным становится выполнение предвидения.

Из изложенного выше вытекает, что ДП можно определить как

(13.7) ДП = (nпон * nсв)k

Где к > 1.
В свое время Ф.Энгельс выдвинул гипотезу о том, что наука движется вперед пропорционально сумме знаний, накопленных предыдущими поколениями. При этом происходит непрерывное уменьшение времени удвоения знаний [13].
Будем понимать под знаниями произведение nпон*nсв. Знания это – минимальная информация, необходимая для хранения или передачи существующих в ДП или ОП сведений об объектах РМ или ИМ.
Отметим, что если у информации Кд > 1, то у знаний Кд = 1, т.е. должно отсутствовать дублирование понятий и связей!

Очевидно, что существует объективный закон положительного градиента ДП, т.е.
       d(ДП)
(13.8) ----- > 0
         dt
Этот закон утверждает объективную закономерность роста объема информации материи о себе. Необходимо отметить, что абсолютный прирост
;(ДП) = ДПt2 – ДПt1
За равные промежутки времени возрастает. Именно поэтому в формуле (13.7) к>1.
Это же объясняет (или подтверждает) ускорение темпов развития информации в ОИС.

Определим ИМ в ОИС как:

                N
(13.9) ИМ = ДП + ; (ОП)i ,
                i

где N - число ИИС в ОИС.

Отметим два закона сохранения ИМ в ИС (ИИС или же ОИС).
1. Для каждого nпон

Kполн >= Kполнmin 

или же:

         Кр     nсв
(13.10) ---  = ----- >= Хmin
         Крmax   nсвmax

Где Хmin - некоторая минимальная для данного nпон величина.
Имеется в виду, что росту числа понятий должен отвечать соответствующий рост числа связей.

2.
         1  d(ДП)
(13.11) --- ----- <= Ymax
         ДП   dt

или

         ДПt2 – ДПt1
(13.12) -------------  <= Ymax
        ДПt2 (t2 – t1 )

Здесь Ymax - некоторая максимальная величина темпов развития ИС.
В каждый момент времени у ИС (ОИС или ИИС, для ИИС в 13.11, 13.12 вместо «ДП» надо ставить «ОП») существуют некоторые предельные темпы развития. Их превышение грозит разрушением данной ИС или ее поглощением другой, более мощной ИС.
«Усилиями кибернетики и психофизиологии обнаружено, что существует минимум и максимум скорости приема и переработки информации человеком» [14]. То же самое можно сказать и об обществе.

Примеры.
1. Разрушение круга жизненных ценностей, связей между понятиями, вырабатываемых у человека годами или восприятие чрезмерного объема новой информации приводит к сумасшествию или самоубийству.
2. Перескакивание страны через ступени исторического развития (быстрое получение большого количества информации извне данной ОИС) приводит к нарушению национальной самостоятельности или разрушению культуры народа - распаду старой ОИС.

              N
(13.13) ИПР = ; (ОПi * КДi * ДОi * КИi)
               i

Здесь: N - число локальных ИПР в ОИС (людей).
ОПi - оперативная память i-ого ИПР, определенная аналогично ДП, см. (13.7). Здесь число понятий и связей определяется личным опытом индивида, характеризуемым его способностями, а также воспитанием и образованием.
КДi - коэффициент степени доступа к долговременной памяти i-ого ИПР. Определяется умением пользоваться, временем и уровнем доступа к информации в ДП.
ДОi – диапазон ощущений человека, усиленный и дополненный средствами техники.
КИi - коэффициент использования техники в познании и развитии РМ.

Определим РМ как

              N   Ki
(13.14)  РМ = ; П (NOij * NSij )
              i=1 j=1

Где N – общее число первоначально выделенных реальных объектов;
Ki - количество структурных уровней в i-ом объекте;

NOij - число элементов в i-ом начальном объекте j-ого уровня;

NSij – число связей в i-ом начальном объекте j-ого уровня.

Очевидно, существует объективный закон положительного градиента РМ, т.е.

           d(РМ)
(13.15)   -----  > 0
            dt

Можно представить ИПР, как толщину питательного слоя для ИМ и РМ. См. Рис. 13.1

Чем тоньше ИПР, тем меньше

d(ИМ)     d(РМ)
 ----- и ------
 dt        dt

Значение
d(ИПР)
-----
 dt

может принимать любой знак.

Уменьшению ИПР служат:
- ухудшение состояния образования, воспитания, несоответствие их потребностям времени;
- ограничение доступа основной массы людей к достоверной информации из долговременной памяти;
- снижение оперативности и широты использования передовых достижений науки и техники в познании и развитии РМ;
- война, снижение числа людей, разрушения.

Влияние перечисленных факторов может привести к резкому снижению темпов развития ОИС.

ОИС в целом представляет собою некую функцию:

(13.16)  ОИС = F(РМ, ИМ, ИПР).

Для нормального развития ОИС необходимо гармоничное развитие всех трех ее составных частей. Невозможно серьезное развитие ИМ без соответствующего структурного развития её носителя - РМ. А развитие РМ отвечает уровню развития ИМ (знаний, науки). Динамику развития ИМ и РМ определяет ее ИПР.


Рецензии