Психологические типы праворадикальной молодёжи

На настоящий момент тема молодёжного экстремизма, а также связанного с ним расизма, нацизма и ксенофобии является одной из важнейших в современной России.

За пять месяцев 2009 года в России зарегистрировано 211 преступлений экстремисткой направленности, что на 19 % больше, чем за тот же период в прошлом году, заявил председатель СКП РФ Александр Бастрыкин (http://www.pravo.ru/news/view/13233/).

На оперативном и профилактическом учете состоит 302 неформальных молодежных объединения, 150 из которых являются группировками различной экстремистской направленности и насчитывают более 10 тыс. членов (http://www.wolrus.org/main_news/).

По данным исследователей на 2007 год на территории Российской Федерации действует 141 молодёжная группировка экстремистской направленности общей численностью не менее полумиллиона человек. (Д.И. Аминов, Р.Э. Оганян. Молодёжный экстремизм в России. Москва. Академия 2007 год. стр. 6).

Само по себе понятие «молодёжь» можно определить как – «социально – демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально – психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14 – 16 до 25 – 30 лет». (Советский энциклопедический словарь, «Советская энциклопедия» 1979 г., стр. 833).

По наблюдению известного учёного – исследователя В.А. Шнирельмана - регулярные социологические опросы, проводимые на территории России, показывают, что если в начале 90–х годов молодёжь (18 – 24 года) в меньшей степени чем представители старших поколений, была подвержена ксенофобии, то, начиная с середины 90–х годов, она оказалась весьма восприимчивой к праворадикальным настроениям. А к началу 2000 года по уровню ксенофобии молодёжь превзошла практически все остальные возрастные категории, включая пожилых людей, традиционно отличавшихся высоким уровнем ксенофобии. (В.А. Шнирельман «Чистильщики московских улиц» Скинхеды, СМИ и общественное мнение. Москва Академия 2007 год, стр. 106).

В качестве примера можно привести данные социологических исследований:
 
Как вы думаете, представляют ли сейчас угрозу безопасности России люди не русских национальностей, проживающих в России? по данным ВЦИОМ: ЭКСПРЕСС – 15  (Э.А Паин. Этнополитический маятник. Москва 2004 год Институт социологии РАН, стр. 250).

№ Возраст Доля ответов: «большую угрозу» и «некоторую угрозу» (в %)
1. 18 – 24 года 58,7
2. 25 – 39 лет 52,3
3. 40 – 54 года 53,6
4. 55 лет и старше 58,5


Как видно из данных таблицы, былая зависимость роста уровня этнофобии по мере увеличения возраста опрашиваемых наблюдается сегодня только, если начать отсчёт с группы в возрасте 25 – 39 лет, т.е. с тех, кому (в своём большинстве) в начале 1990 – х годов было не менее 24 лет.

Зато нынешняя молодёжь демонстрирует даже больший уровень этнофобии, чем представители самой пожилой из представленных в таблице групп. Это нельзя объяснить только большей возбудимостью молодёжи, поскольку такая, вполне естественная, особенность возрастной психологии проявлялась и раньше. Однако в начале 1990 – х годов она обусловливала наибольший уровень этнической толерантности, а ныне – наибольшие этнические фобии и страхи. (Э.А Паин. Этнополитический маятник. Москва 2004 год Институт социологии РАН, стр. 250). 

В 2004 году по данным аналитического Центра Юрия Левады (Левада – Центр) 66,5 % респондентов в возрасте до 19 лет с раздражением, неприязнью, недоверием и страхом относятся к цыганам, 64,1 % - к чеченцам, 48,9 - к азербайджанцам, 19,5 % - к евреям. (Толерантность против ксенофобии, Москва. Академия, 2007 год, стр. 66).

Кроме того, рост этнофобии молодёжи сопровождается существенным ростом неприязни по национальному признаку и увеличением возможности участия в этноконфликтах на стороне своей национальной группы.

Наличие неприязни по национальному признаку (учащиеся школ)
1998 г. от 20 до 36 %, 2001 - 2002 г. - от 8 до 47 %, 2004 - 2005 - от 25 до 53 %.

Возможное участие в этнокофликте на стороне своей национальной группы (учащиеся школ)
1998 г. - от 60 до 83 %, 2001 - 2002 г. - от 73 до 89 %, 2004 - 2005 г. от 66 до 91 %. (Рубан Л.С. Диалема 21 века: толерантность и конфликт, Москва «Академия» 2006 год, стр. 139).

Можно обоснованно предположить, что значительное количество таким образом настроенной молодёжи, уже не удовлетворяет безобидное участие в неформальных контрикультурных течениях или участие в политически нейтральных общественных объединениях. Нынешняя социальная и политическая ситуация, сложившаяся в России резко идеологизировала и политизировала общую массу российской молодёжи. Из аморфной аполитичной массы поклонников контркультуры и различных неформальных субкультур выделилось несколько молодёжных групп, с самостоятельной и вполне оформленной политической идеологией – анархисты, леворадикалы, экологи.

Однако весьма значительная часть молодёжи сознательно примкнула к неорганизованным или к жестко структурированным политическим объединениям ультраправого толка. При этом в настоящее время именно эта часть молодёжи весьма организованно заявляет о своих политических предпочтениях, активно влияя на ряд политических и социальных процессов, происходящих в стране.

Можно отметить, что определённая часть данных предпочтений связанна с объединениями с относительно умеренной национально – патриотической идеологией – в том числе такими политическими объединениями как Конгресс Русских Общин, партия «Народный Союз». Однако весьма значительная часть молодёжи отдает предпочтение объединениям расовых и национальных радикалов, в которых принцип «своего» определяется по чисто биологическим и антропологическим признакам – Движение против нелегальной иммиграции, Славянский Союз, Национально – державная партия, Народная национальная партия.

Для многих исследователей ультраправого политического спектра современной России его участники представляются достаточно однородными группами, которые могут иметь какие – то различия только по типу идеологии - националистическая, нацистская, расистская того или иного политического объединения, которое они поддерживают или по возрасту участников. Однако молодых участников ультраправых объединений обычно всегда относят к одной однородной группе, в которую большинство исследователей обычно зачисляет достаточно различные молодёжные группы – ультраправых скинхедов и футбольных болельщиков, молодых национал – патриотов, а также участников неформальных объединений положительно воспринявших те или иные идеи ультраправой политической идеологии.

При этом исследователями также недостаточно исследован тот факт, что молодёжь образующая группу участников ультраправых политических объединений имеет отличия по степени мотивации участия в политических объединениях ультраправого толка.
 
Для всех видов и групп праворадикальной молодёжи характерно наличие определённого личностного психологического типа, в соответствии с которым и определяется основная роль и степень участия индивида в ультраправом спектре.

Естественно, что поведение какого-либо праворадикала может иметь признаки нескольких личностных типов, однако именно один из них будет являться доминирующим и именно он будет отвечать за его место в структуре праворадикального движения – лидер, активист, боевик или лицо, присутствующее в группе по иным мотивам.

В зависимости от мотивации того или иного участника ультраправого объединения можно выделить следующие «чистые» психотипы:

Фанатик – для этого типа молодёжи обычно характерен крайний фанатизм, обычно основанный на искренней вере в идею «национальной исключительности», «расового превосходства» и. т. п. Часто молодёжь такого типа характеризует наличие ряда черт личности определяющих их особое положение в молодёжной группе (в том числе и ультраправой) – героизм, личное мужество, склонность к самопожертвованию.

Обычно фанатики очень хорошо разбираются в истории и идеологии своего политического объединения, знают основные идеи и принципы ультраправой идеологии. Зачастую их вера в «национальное превосходство», «белую расовую идею» и. т. п. теории, обоснованна долгими размышлениями, изучением значительного количества литературных источников.

При проведении опросов групп экстремистки настроенных скинхедов и футбольных фанатов исследователями было выявлено, что определённая (и весьма небольшая) часть этой группы – примерно 15 – 20 % имеет значительный интерес к «самиздату», раскрывающей националистические идеи и воззрения, основанные на западных первоисточниках. При этом был также отмечен интерес к исторической литературе, главным образом посвящённой личностям великих завоевателей (Гитлер, Франко, Муссолини, Наполеон, Македонский, Чингисхан и п.р.) (Д.И. Аминов, Р.Э. Оганян. Молодёжный экстремизм в России. Москва. Академия 2007 год. стр. 71).

При этом для молодёжи с психотипом фанатика сама «идея» - свята. Ради попыток её воплощения в реальную действительность многие из них готовы практически на всё. За свою «идею» они садятся в тюрьму, подвергаются избиениям, ломают руки и ноги.

Осуществляя свои действия, они практически не воспринимают своих идеологических противников в качестве обычных, нормальных людей. Впрочем, и своя собственная жизнь имеет для них весьма незначительную ценность и очень часто заранее приноситься в жертву «идее». В некоторых случаях можно говорить не о типе интеллектуальных принципов, а о наличии безоговорочной веры, весьма сходной с религиозной. В некоторых случаях прослеживается и наличие явных психических отклонений.

Иногда идеологические установки ультраправых фанатиков могут иметь письменное подтверждение. Например в программном для ультраправых бритоголовых (и весьма распространенном в Интернете) документе – «Азбуке Славянских Бритоголовых» сказано о том что – «Раса – наша религия. И всё что мешает развитию Великой Белой Европейской Расы должно быть безжалостно устранено.

Вступая на путь борьбы за священные права Белого Человека мы рискуем и прекрасно знаем, что ZOG, враги и всякие не белые м..зи, могут устранить любого из нас. Но нас много и всех нас им никогда ! не уничтожить. Во имя нашего дела, во имя Белой Идеи, мы не щадим себя и за это получаем священное право не щадить наших врагов». (Салазар. Азбука Славянских Бритоголовых. (самиздат) 2006 год, стр. 5, а также В.А. Шнирельман «Чистильщики московских улиц» Скинхеды, СМИ и общественное мнение. Москва Академия 2007 год, стр. 59 – 61). 

Именно фанатики составляют политическое и идеологическое ядро скин – движения и актив различных ультраправых политических объединений, в том числе и основной актив наиболее новой и опасной разновидности ультраправых объединений – Боевых Террористических Организаций.

Агрессор – этот тип молодёжи характеризует крайняя злоба и агрессия. Он ненавидит и хочет разрушать. Причиной этого могут быть как личные особенности характера, так и влияние биологических (возраст, психическое состояние) или социальных особенностей (место проживания, социальный статус, семейное положение). Он ненавидит всех кто в чём - то непохож на него. В первую очередь это «чёрные», «жёлтые» и вообще все лица с «не белым» цветом кожи. Агрессия распространяется практически на все «отклонения» от среднего стандарта нормального «белого человека» - наркоманов, бомжей, извращенцев, капиталистов, политиков и много кого ещё.

Человек этого психотипа переполнен яростной, едва сдерживаемой агрессии. Если бы он не был ультраправым радикалом, то был бы простым хулиганом и бил бы обычных прохожих на улицах, затевал скандалы и драки. Идеология расизма и неонацизма ему подходит, тем более что изучать её долго не надо. Бей и калечь всех «этих». Правда ультраправая идеология немного ограничивает объекты для реализации личной агрессии. Однако взамен она даёт чудесное чувство безнаказанности и «оправданности» его действий и снимает даже подсознательно ощущаемую «неправильность» его поступков.

Наиболее часто индивиды с подобным психотипом встречаются среди участников скин – движения. Однако, повзрослев, молодёжь с психотипом агрессора становиться основной «боевой силой» ультраправых объединений.

Игрок - его участие в неонацистских и расистских объединениях это игра. Он играет в крутого и рискового парня героя - «белой борьбы». И именно эта игра ему нравиться больше чем какая – либо другая. Причины этого могут быть различны – самоутверждение, жажда особого вида риска, искренний интерес к деятельности праворадикалов. Кроме того, игрок заполняет свой досуг «интересным делом», в котором присутствует азарт и радикализм.

Однако подобная игра длится только до той поры, пока это ему не надоедает. Кроме того, индивид с психотипом игрока обычно покидает своих соратников по «борьбе», когда правила участия данной игры становятся слишком жесткими (грозят тюремным заключением, угрожают карьере, учёбе), или сама игра становиться слишком опасной – грозит реальной физической гибелью или длительным расстройством здоровья.

Индивидов подобного типа встречаются как среди бритоголовых, так и среди членов различных ультраправых объединений.

Попутчик – молодёжь данного психотипа обычно воспринимает только имидж участника ультраправых объединений. В его представлении быть неонацистом, расистом, скином это «круто» - престижно и современно. Иногда единственной серьёзной причиной его участия в деятельности ультраправых радикалов является влияние друзей и близких. Например бритоголовым становится младший брат из подражания имиджу старшего и желанию походить на него.

Очень часто ультраправая идеология ему не нужна и не интересна. Движение интересует его только пока оно модно, пока моден вид ультраправых, пока грозна репутация. При этом данный индивид не готов жертвовать какими либо личными благами ради политической идеологии, разделяемой его товарищами.

Индивидов подобного психотипа особенно много среди бритоголовых, где наиболее ярко выражена субкультура и внешняя эпатажная «крутизна» ультраправого объединения, а также в среде «правых неформалов» - участников неформальных субкультур положительно воспринимающих элементы ультраправой идеологии.

При этом ветераны скин - движения, отзываются о таких «фальшивых скинхедах» с явным презрением  «К сожалению, основная масса бритоголовых - это шпана, отдающая дань моде, т.к. движение становится все более популярным. Они не организованны, не умеют думать и вообще судят о движении только по внешней атрибутике: бомбер, лысая голова, подтяжки, пиво, доктор Мартенс)». (Мастер. Под ноль. Журнал музыкальной альтернативы. (самиздат) № 1, 1998 г. стр. 12). Категория «модников» составляет наиболее значительную часть скин-движения  особенно в период его наибольшей субкультурной популярности.

Подражатель – изначально он подражает ультраправым, их одежде, манерам. Его цель, чисто прагматическая – суметь войти в доверие и стать своим в группе ультраправых радикалов. Он желает походить на серьёзных и «авторитетных» сверстников и суметь получить от этого какую – то выгоду для себя. Обычно цели крайне просты и конкретны - получить защиту от обидчиков, уважение у сверстников, эпатировать общество или родных и знакомых. Само по себе для него ультраправое объединение практически ничего не значит.

В связи с нацеленностью на получение максимально быстрого результата обычно встречаются среди бритоголовых и сторонников неформальных субкультур положительно воспринимающих элементы ультраправой идеологии.

Естественно, что участие в деятельности расистских и неонацистских объединениях у данных представителей ультраправой молодёжи весьма неоднородно. Молодёжь с психотипом Фанатика и Агрессора составляет наиболее устойчивую часть ультраправого спектра, а точнее его радикально – экстремистской части. И при этом они остаются в этих группах очень надолго. Они остаются убежденными ультраправыми радикалами даже в наиболее трудные моменты, когда отстаивание своих взглядов, а особенно их практическое применение может стоить им очень дорого.

Они считают себя ультраправыми в течение долгих лет, даже сменив причёску, стиль одежды и манеру поведения получив высшее образование и создав семью. Именно из этой среды происходит основная часть так называемых «старых скинхедов» и активистов праворадикальных объединений.   

Ультраправые с психотипом игрока, попутчика или подражателя остаются в среде радикалов не очень долго, часто не больше чем на несколько месяцев, реже на несколько лет. Длительность их включения в состав ультраправого объединения напрямую зависит от таких факторов как противодействие со стороны правоохранительных органов, осуждаемость со стороны общества и престижность этого участия.   

Психотипы участников ультраправых группировок наиболее выражены в возрасте от 16 до 25 лет. Затем, как правило, происходит «размытие границ», обусловленное влиянием повседневной социальной среды (работа, семья, увлечения). И, наконец, из былых наци-скинов к 26-30 годам преимущественно вызревают солидные отцы семейства, работники-специалисты в своей отрасли и просто надёжные друзья.

Как говорил один из самых могущественных врагов нацизма Уинстон Черчилль: «Кто в молодости не был радикалом - у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором - у того нет ума»


Рецензии
2010 год... А сейчас на марше националистов в Москве в котором заявлено 10 тысяч с трудом набирается 500 человек. Москва за эти годы стала родным домом для мигрантов. Пока они мирные но если при их участии безнаказанно начнутся изнасилования избиение русских и грабежи как в ЕС. Кто будет защищать Россию...

Лайтовик Производства   20.09.2017 11:59     Заявить о нарушении
Надо создавать очаг разума.

Ян Маричи   20.09.2017 14:06   Заявить о нарушении