Тайна квадрата Малевича

Что видят 99% смотрящих на картину? Правильно – сюжет. А если таковой отсутствует? Значит, надо его придумать.
Похоже, «Черному квадрату» Казимира Малевича фантазий досталось больше всего. Чего только в нем не находят. И глубину космоса, и отражение человеческого эго, и истину вкупе со свободой изначального сознания, и вечный страх человечества, извиняюсь, забыл перед чем… 
Но живопись, как вид искусства обладает своими критериями оценки – композиционной уравновешенностью, сочетанием красок и т.д., которые и используют в своих суждениях оставшийся 1%. Так вот, с точки зрения живописи в «Квадрате» Малевича нет никакой загадки. Но, прежде чем раскрыть «тайну», посмотрим, что по этому поводу думают два наших неизменных персонажа – Пшелты и Щасвернус.

КАРТИНА
Щасвернус третью неделю трудился над своей картиной. И как ни старался подсмотреть Пшелты, при малейшем подозрении сразу же задергивал холст.
Наконец настал торжественный момент.
– По-моему, это квадрат, – неуверенно произнес бес.
– Это шедевр, который переживет века, – черт гордо рассматривал свое творение.
– А ты в этом уверен? – засомневался Пшелты. – Мне кажется, я тоже могу такое нарисовать.
– Нарисовать! – презрительно фыркнул Щасвернус. – Сказал бы еще намалевать. Запомни, картины п-и-ш-у-т!
– Хорошо, хорошо, – быстро согласился бес. – Смогу написать.
– Пожалуйста, – черт отошел в сторону.
Начертив по линеечкам в центре холста квадрат, Пшелты быстро закрасил его черным.
– Вот, готово! – гордо показал он другу свою работу.
Щасвернус молча поставил обе картины рядом.
– Чувствуешь разницу?
– Кажется, да, – обреченно вздохнул Пшелты. – Ты – гений!
***
Возникает резонный вопрос, почему Пшелты назвал Щасвернуса гением, и чего не хватало в его нарисованной по линеечкам фигуре?
Ответ прост – в квадрате Пшелты не хватало квадрата. Дело в том, что нарисованный равносторонний четырехугольник и видимый – это две разные вещи. Человеческое зрение вместо геометрически правильного квадрата воспринимает горизонтально вытянутый прямоугольник с выпуклыми сторонами, а вместо черного цвета – неравномерно закрашенную плоскость.
Малевич, потратив несколько месяцев (!), написал идеальный зрительно воспринимаемый квадрат. Поэтому в реальности это вертикально вытянутый прямоугольник с вогнутыми боковыми сторонами.
Но это только часть проблемы. Дело в том, что на картине присутствуют… два квадрата. Черный квадрат вписан в белый квадрат полотна. И гениальность Малевича заключается еще и в том, что он идеально вписан, т.е. пропорции подобраны так, что внутренний квадрат смотрится «уравновешенным» в поле холста. При этом надо было не только учесть пропорции золотого сечения, но и то, что черный квадрат зрительно смотрится меньше, чем его белый собрат.
Но и это еще не все. Нарисованная Пшелты по линеечкам в центре холста фигура на самом деле воспринимается ниже геометрического центра полотна. Поэтому у Малевича его квадрат немного поднят вверх.
Не все так просто и с черным цветом. На границе двух контрастных цветов существует эффект, при котором светлый, визуально воспринимается ещё светлее, а темный - темнее. Для придания равномерности цвету художники пользуются специальной техникой нанесения мазков, изменяют тональность, применяют лессировки и т.д.
И, наконец, «Квадрат» Малевича будет смотреться квадратом, только если угол зрения смотрящего перпендикулярен центру картины и расстояние до нее будет соответствовать «золотым пропорциям» по отношению к размеру холста.
Во всем этом, в общем-то, и заключается гениальность творения Казимира Севериновича. А все остальные «смыслы» - не более чем словоблудие.

P.S. Кто такие Пшелты и Щасвернус - см. http://www.proza.ru/2008/05/18/452

Истории про беса Пшелты и черта Щасвернус

Тайна квадрата Малевича - http://proza.ru/2010/06/15/938
Подлинная история Курочки Рябы - http://www.proza.ru/2008/05/29/310
Искусство зарабатывания денег - http://proza.ru/2010/06/06/1009
Сказание о Емеле - http://www.proza.ru/2008/06/03/327
Страна вечной надежды  - http://proza.ru/2009/11/21/918
Что такое когнитивный диссонанс - http://proza.ru/2008/05/18/456
Как правильно искать себе супругу - http://proza.ru/2009/12/15/339
Как правильно искать супругу. Часть 2 - http://www.proza.ru/2008/06/17/246
Как жениться на принцессе. Часть 3 - http://proza.ru/2008/06/09/22
Дао Колобка - http://www.proza.ru/2008/05/19/183
Процесс гадания и его последствия - http://proza.ru/2008/05/25/268
Почему мы верим в приметы? – http://proza.ru/2008/06/04/351
Русские корни африканской вувузелы - http://www.proza.ru/2008/06/08/263
Тяжелый случай стихотворительной болезни  – http://proza.ru/2008/06/02/358
Самостоятельная жизнь неосторожной фразы - http://proza.ru/2010/07/26/926
Тысячелетний юбилей отечественного кинематографа - http://www.proza.ru/2008/05/30/263
Правдивая история Золушки - http://www.proza.ru/2008/05/20/356
История про репку - http://www.proza.ru/2008/05/28/307
Сказ про сестрицу Аленушку и братца Иванушку - http://www.proza.ru/2008/07/01/271


Рецензии
Скорее всего однажды ночью К.Малевич распахнул окно и увидел ночь. Ночь уместилась в квадрате окна. Может быть так?...

Правнук Плюшкина   15.10.2016 09:17     Заявить о нарушении
А потом пытался несколько месяцев это окно запечатлеть?
Он, все-таки, был профессиональный художник.

Александр Богаделин   15.10.2016 12:04   Заявить о нарушении
А может он просто постепенно закрашивал черной краской что-то раньше написанное?
Или иногда во время работы на компьютере у меня появляется черный прямоугольник и не даёт работать дальше. Может квадрат Малевича трансформировался в прямоугольник и засел в интернете?

Правнук Плюшкина   15.10.2016 13:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 64 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.