Рассудок, разум, мышление

    Каждое слово, как правило, является условным заголовком (кодом) понятия объекта или явления реальности, размещённого на нейронах памяти в качестве их образа или признака, составляющего наши ощущения. Вне этого правила находятся коды, не относящиеся к понятиям, и являющиеся произвольным набором букв или фонем. Благодаря наличию в головном мозге функции кодирования, стала возможна человеческая речь. Однако, для того, чтобы она была понятной, нужно, чтобы слова (коды), применяемые собеседниками, были им известны, и они должны озаглавливать одинаковые понятия реальности.
    Термины русского языка: рассудок, разум, мышление относятся к понятиям, определения которых в обществе не стандартизованы. Давая определение человеку, древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 гг. до нашей эры) полагал, что это живое существо, наделённое разумом, духом и способностью к общественной жизни. Термин разум, использованный здесь, отсутствует в греческом языке, там есть термин логос, который в переводе на русский язык приобрёл новое выражение и целый ряд толкований: слово, понятие, рассуждение, разум. В немецко-русском словаре термин разум используется для перевода двух терминов: der Verstand, die Vernunft, в англо-русском словаре – mind.   Религия, философия, лингвистика термины:  рассудок, разум, мышление, толкуют по-разному.
Религия понятие Бога представляет как Троицу, объединяющую в себе Отца, Сына и Святого Духа. В трактатах о душе она определяет, что Отец – это УМ, Сын  Христос – Разум (Логос), Святой Дух – Дух. В качестве истины религия утверждает, что Бог создал душу человека по образу своему, сформировав её как триединую сущность из ума, разума и духа, где Ум ведает опытом жизни, Разум осуществляет ведение ума, а рассудок, в представлении религии, – это составной элемент ума, порождающий помыслы  (желания), ведущие к греху.
Мышление в представлениях религии не является умом. Оно представляется как орган, посредством которого выражается слово. Когда в уме открывается Бог, утверждает религия, то мышление выражает это в словесной форме. Разум открывает волю ума. Понятие ума не имеет чёткого толкования, что характеризуется множеством его представлений в высказываниях святых отцов Церкви.
    Примечание: Сведения о представлениях религии получены из книги Митрополита Иерофея (Влахоса) «Православная психотерапия», издательство Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год.
    Называя мышление органом, религия его как бы материализует. Это даёт основание считать, что оно не соотносится с умом и разумом, не являющимися материальными категориями, и не способными из ничего создать орган.
    Религия не говорит по образу кого или чего созданы в человеке его ум и разум, но надо полагать, по образу Ума – Отца и по образу Разума – Сына. В отношении человеческого ума и разума святые отцы церкви определяют их так: ум - это глаз души или сердце, а разум, после падения человека «во грех», не имея возможности выражать опыт ума, отождествился с мышлением. При этом не говорится: приобрёл ли он качество органа. Каких-либо иных определений сущности терминов религия более не даёт.
    Она не определяет душу (ум, разум, дух) как свойство мозга, проявляющееся при получении, обработке и отражении информации.
    В античной философии рассудок и разум рассматриваются как две способности души. Рассудок проявляет способность к рассуждению, а разум осуществляет познание абсолютного, божественного и бесконечного.
    В «Философском энциклопедическом словаре», изд. «Советская энциклопедия», Москва, 1983 г. в статье «Рассудок, разум» говорится: «Детальная разработка представления о двух уровнях мыслительной деятельности – рассудка и разума – принадлежит Канту». Немецкий философ И. Кант (1724 – 1804гг.) утверждал, что «Всякое наше знание начинает с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления» (Кант И., Соч., 1964, т. 3, с. 340).
   В сущности И. Кант указал  алгоритм кибернетической функции обретения знания о реальности. Начиная от органов восприятия, информация в виде электрических импульсов поступает на нейроны рассудка, вызывая в них химическое, как предполагает наука, изменение состава клетки. Затем, после формирования ощущений, информация переходит к разуму, обрабатывается им, кодируется и отсылается в память. Из памяти информация вызывается разумом и по его управляющим командам направляется комплексам, осуществляющим функции мышления, или адресуется, например,  комплексам управления речевыми программами, формирования и отражения мысли, не входящими в мышление. Только разум «подводит» информацию, полученную о реальности рассудком от органов восприятия, под программы мышления. Рассудок в его учении привносит форму в знание и всегда носит ограниченный характер, поскольку это ограничение обусловлено возможностями органов восприятия. Это конечное познание поступает разуму, который, осуществляя мышление, выводит его за пределы первоначальной ограниченности, и устремляет к поиску безусловных оснований (истины). Однако, разум, в учении И. Канта не достигает бесконечного познания реальности и впадает в неразрешимые противоречия – антиномии. Заметим, что о двух уровнях мышления И. Кант не говорил. Он говорил о видах кибернетической (мыслительной)  деятельности головного мозга на уровне рассудка и уровне разума. Мышление в его представлении одно.
    Точнее, алгоритм И. Канта должен был бы быть начат с процесса указания разумом биологическим структурам человека цели (направления получения информации о внешней среде). Только в результате исполнения этой команды восприятие человека ориентируется в направлении цели.  Если информация о внешней среде не возбуждает такой команды, являясь не «интересной» разуму, она «игнорируется», оставаясь в качестве нераспознанной панорамы или фона. Процесс мышления по её обработке не запускается. К сожалению И. Кант не указал в своём алгоритме на рассудок и разум как две структуры в массиве мозга, осуществляющие рассмотренные им кибернетические функции.
    Немецкий философ Г. Гегель (1770 – 1831 гг.),  в отличие от И. Канта, признавал способность разума выполнять в познании конструктивную функцию, когда мышление исследует сформированные понятия, развивает их и создаёт новые понятийные содержания.
    В диалектическом материализме, по данным названного ранее философского словаря, рассматриваются два уровня мышления. На стадии рассудка мышление оперирует понятиями, правильно классифицирует факты и явления, приводит знания в определённую систему. На стадии разума оно, как считал Ф. Энгельс, «имеет своей предпосылкой исследование природы самих понятий»,  синтезирует результаты познания, создаёт новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем знаний.
    Примечательно, что философы, рассматривая мышление как процесс, все рассуждения о нём относили к мозгу в целом, как к «чёрному ящику», не пытаясь указать в структуре мозга на средство (средства) его осуществляющее. Рассудок и разум не называются ими структурными элементами мозга.
    Лингвисты, в словаре русского языка, термины: разум, рассудок, мышление, определяют так: разум – это способность мышления, ум, интеллект; рассудок – это здравый смысл, способность к рассуждению; мышление – это рассудок, мысль. 
    Современное развитие общества таково, что вопрос о средствах, порождающих мышление, стал актуальным. В России  и за рубежом ведутся работы по изучению кибернетических свойств мозга человека и поиску того, что запускает процесс мышления, осуществляет его и изменяет тематику. Понимая под мышлением субъективный процесс, завершающийся отражением мысли, стало очевидно, что мышление, имея многофункциональную структуру, является только частью всего кибернетического процесса, осуществляемого интеллектуальной системой человека. Процессы формирования ощущений и ощущения  реальности стали пониматься как объективные – неподвластные воле человека. Структурирование мышления на два уровня стало недостаточным, так как функции мышления формированием знаний о реальности не исчерпываются и значительный их перечень оказывается за пределами установленных уровней. Актуальным стало определение структуры интеллектуальной системы человека, её комплексов и выполняемых ими функций.
    В моём представлении выше разума у нас действительно нет ничего в интеллектуальной системе, где разум является не уровнем мышления, а структурным элементом в массиве головного мозга, то есть органом, управляющим этой системой. Рассудок, являясь структурным элементом в массиве мозга, состоящим из специализированных комплексов, осуществляющих формирование образов и признаков объектов и явлений реальности по информации, поступающей от различных органов восприятия, является преобразователем информации о внешней среде в ощущения. Полагая, что рассудок и разум – это структурные элементы мозга, осуществляющие кибернетические функции, мы можем представить структуру интеллектуальной системы человека.
    Основным качественным признаком мышления является образование мысли, объективирующей его скрытую фазу. Процессы, которые не участвуют в создании мысли, не участвуют и в мышлении. Такими процессами характеризуется работа кибернетических комплексов рассудка, создающих образы и признаки объектов и явлений реальности как ощущения. Эти процессы не обучаемые. Они осуществляются рассудком «автоматически» на основании тех программных комплексов, которые однажды Природа сформировала и заложила в мозг такого биологического вида как человек. Любой здоровый человек, открыв глаза, моментально принимает световое излучение, отраженное от объектов реальности, и видит её картину. При этом он не ощущает течения сложного технологического процесса, предшествующего этому видению, когда множество локальных картинок в точках фиксации зрения складываются в одну панораму. Он также не может воздействовать на этот процесс и вместо, например, панорамы моря видеть берёзовую рощу. Заложенные Природой такие программы обработки принимаемой информации сохраняются в течение всей жизни, если только человек сохраняет своё здоровье.           Исключительный восторг вызывает то обстоятельство, что эти программы начинаются с зачатия жизни, и, несмотря на различия людей, они у них одинаковые. Видение панорамы – это ощущение, то есть реакция специфического отдела мозга. Но, до той поры, пока в процесс не вмешается разум, мы будем созерцать окрест, не выделяя из картины каких-либо объектов. Как только разум укажет цель, мы тотчас ощущаем, что наше зрение удерживает её в поле лучшего видения, и то, что мы готовы назвать этот объект, если он нам знаком, или спросить: «А что это?». Но это уже работа разума, порождающего мышление. Кибернетические процессы, осуществляемые программами ощущения действительности, не являются мышлением и не могут рассматриваться как его какой-либо уровень. С решением одной задачи возникает новая задача: нейронно-программному комплексу, создающему ощущения действительности, люди не придумали названия.
    Важнейшей функцией разума является мышление, которое, в свою очередь, представляется множеством специализированных функций. В их число входят: актуализация задач мышления, анализ информации, кодирование образов и признаков объектов и явлений реальности, формирование знаний и их синтез, формирование умений и навыков, формирование речевых программ. Помимо задач мышления (управления комплексами, осуществляющими функции мышления), разум осуществляет иные функции, в числе которых можно назвать управление памятью, объективирование результата мышления в формате мысли, управление комплексом речевых программ, взаимодействие с рассудком и другими комплексами информационной системы под названием «Человек».
   Термины рассудок и разум и их зарубежные аналоги, как и всякие другие слова, созданы мышлением для сжатия информации посредством кодирования понятий образов и признаков объектов и явлений реальности.  Надо ли упорствовать по поводу того, что применять их для обозначения структурных элементов мозга нельзя? Думаю, что нет. Во-первых, придумывание терминов не составляет человеку большого труда. Ему важнее установить то, что требует кодирования, то есть определить понятие реальности. Так недавно наука выявила в массиве мозга структуру, которая управляет памятью, и присвоила ей код гиппокамп. Не секрет, что основные трудозатраты пришлись на выявление того, что было названо этим термином. Конечно структурным элементам мозга, названным мною рассудком и разумом, присвоить иные названия можно, но это не желательно в связи с тем, что сущность понятий этих терминов, установленная И. Кантом, оправдана сохранением существующих ассоциаций: рассудок формирует ощущения, а разум «всё подводит под высшее единство мышления».
   Понимая, что все наши знания хранятся в памяти и представляют совокупность информационных данных, размещённых на её нейронах, можно также представить, что процесс их обработки основывается на формировании мыслительных категорий, являющихся совокупностью электрических импульсов от активированных нейронов памяти, образующих тематический блок информации для её последующего преобразования и отражения. Процесс последовательного формирования и преобразования мыслительных категорий – это мышление. Он имеет скрытую фазу, не ощущаемую человеком, и фазу образования мысли, которую человек ощущает. Мысль позволяет её контролировать, анализировать, редактировать, использовать для постановки новых задач мышления, принимать решение на отражение во внешнюю среду.
Отсутствие в представлении о мышлении ссылок на структуру, порождающую процесс, противоречит неразрывности причинно-следственых связей между объектами и явлениями реальности. Обозначение же головного мозга в целом в качестве такой структуры, равносильно указанию вместо неё Природы или Космоса.   
    Стандартизация понятий терминов: рассудок, разум, мышление, ум (интеллект), мысль, в настоящее время, необходима каждому уважающему себя человеку и является важной для организации и проведения научных исследований его интеллектуальной системы.
    В качестве заключения показываю читателю границы этапов  информационной деятельности интеллектуальной системы человека.
    Первый этап – ВОСПРИЯТИЕ. На этом этапе происходит прием информации о внешней среде. Начинается этап с реакций нервных клеток датчиков – органов восприятия. Завершается этап с поступлением информации в виде электрических импульсов на нейроны мозга. Граница между этапами тут проходит по синапсам, обеспечивающим передачу сигнала с нервного волокна на соответствующий ему нейрон. Несмотря на различную чувствительность датчиков, человек не может усилием воли изменить содержательность информации, а потому воспринимаемую информацию нужно считать объективной.
    Второй этап – этап функционирования РАССУДКА. Рассудок начинается с нейронов, принявших информацию от органов восприятия. Он представляет собой популяцию клеток головного мозга, образующих шесть нейронно-программных комплексов по обработке данных от шести органов восприятия. Работа этих нейронно-программных комплексов строго регламентирована Природой, создавшей их, и не подвластна воле человека. По итогу осуществления сложных функций, протекающих в комплексах рассудка в очень короткий промежуток времени и без контролируемых человеком процессов, возникает на нейронах сенсорной памяти панорама ощущений образов и признаков реальности. С этого момента информация переходит на третий этап.
    Третий этап – этап функционирования РАЗУМА. Этап субъективных преобразований информации: её анализа, кодирования, синтеза,  размещения в кратковременной или долговременной памяти, вызова из памяти для построения самых разных мыслительных информационных блоков. Этот этап осуществляется популяцией нервных клеток, нейронно-программные комплексы которых многофункциональны и способны к самозапуску, саморазвитию, самоостановке, управлению памятью, психикой и информацией по воле человека.   

 Примечание: Статья подготовлена в развитие представлений о рассудке, разуме и мышлении, изложенным в моей книге «Информационная система «Человек», издательство «Компания Спутник +», Москва, 2008 г.               


Рецензии
Николай, моя Лизка на днях глубокомысленно изрекла: "Есть гипотеза. Нужны доказательства". Ну, что ж, научится читать - я её только к Вам в ученицы отправлю - учиться на ваших статьях думать, анализировать, делать выводы, находить доказательства.

В юности читала крохотную, карманного формата, брошюрку "Характер - не лечим". Написана с лёгким юмором о заболеваниях сердечно-сосудистой, двигательной, центральной нервной системы и тд. Простите мне мою особенность - ассоциативное мышление - враз связавшее название, да, в общем, и суть заголовка со статьёй, с её резюме. Опровергающим напрочь утверждение о неизлечимости характера. Если третий этап - этап функционирования разума осуществляется популяцией нервных клеток, способных как к самозапуску, так и к самоостановке, управлению психикой и тд, то строгий самоконтроль при возникновении мыслей, отслеживание их качества - способны диаметрально изменить характер человека, образуя иные привычки, формируя необходимый поведенческий кодекс.

Также, человек способен самостоятельно "стирать" из памяти, очевидно, травмирующую его психику информацию. Или наполнять её до тех пор, пока не начнёт лениться, или усталость "включит" самоостановку. Следовательно, если человек является "легковнушаемым" - то это не врождённые особенности его мышления? Это его выбор, вернее, выбор его разума? Значит, подверженность нейролингвопрограммированию извне - лишь нежелание, или неумение оказать сопротивление чужому вмешательству?
С уважением,

Нэля Березная   20.05.2013 22:24     Заявить о нарушении
Нэля, я полностью согласен с Вашими утвердительными ответами на поставленные вопросы. Мне показалось, что я их услышал.
Легковнушаемым – может быть человек, чьё мировоззрение скудное. Скажи такому, что земля плоская – поверит; скажи, что Земля вращается вокруг Солнца – поверит, то есть, что ни скажи – поверит всему, если только не закапризничает. Он нуждается в информации и готов её принимать любую до тех пор, пока не накопит знаний для реализации Разумом программ критического анализа. Накопив ошибочные знания, он будет отвергать с упорством и яростью верную информацию, если глуп, или с исключительным интересом изменять своё мировоззрение, находя доказательства своим прежним заблуждениям, если он не глуп.
Легковнушаемым может быть и учёный человек, находя в информации от стороннего источника новые для себя данные, не отвергнутые его Разумом по итогу их критического анализа. Резерфорд не опроверг модель атома, предложенную его учеником – Нильсом Бором, взамен его модели.
Да! Это выбор его Разума. Да! Очень часто нейролингвопрограммирование извне осуществляется в отношении Разумов, функционирующих на основе скудных баз познаний, лишенных потребности критического анализа любой воспринимаемой информации. Но нейролингвопрограммирование извне по своей сути разное: есть вредное и опасное для человека, а есть и благое, например, накопление познаний в учебных заведениях.
Какой бы ни была информация, поступающая человеку, очень важно настроить свой Разум на её критический анализ, а для его эффективности – накопить побольше познаний.
С поклоном к Вам, досточтимая сударыня. Пребывающий в радости взаимопонимания


Николай Мурашев   25.05.2013 01:19   Заявить о нарушении
"Есть гипотеза. Нужны доказательства" – какая прелесть!!! Сказать так мог только Разум, обращённый к соисканию учёности. Полагаю, что кандидатский минимум Лиза преодолела. Мои ей поздравления с пожеланием поделиться ими с бабушкой, папой и мамой. В ожидании новых замечательных высказываний Лизы.
С улыбкой.

Николай Мурашев   25.05.2013 21:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.