Поражение Рюски и триумф В. Двойникова. Дзюдо

Из книги "Всплески ярости".
На фото финал студенческого чемпионата мира. Валерий Двойников (СССР) — Готонда (Япония). Как не стремился японец выстоять, ему это не удалось. Валерий бросил его на иппон(чистая победа) коронным броском через плечи -"мельницей".

Предолимпийский международный турнир по дзюдо 1972 года в столице Грузии собрал сильнейших дзюдоистов Европы, Японии, Монголии, СССР.

Специалисты  называли тбилисский турнир малым чемпионатом Мира.

По залу огромного тбилисского Дворца спорта вапрохаживались чемпионы мира и Европы.

Особенно красовался чемпион мира, голландец Виллем  Рюска. Ростом около двух метров, 120 килограммов весом, он производил ошеломляющее впечатление.

Трибуны Дворца заполнены до отказа. Грузины — страстные болельщики, не раз видевшие триумф своих богатырей, Арсена  Мекокишвили, Отара Канделаки, Гиви Онашвили, восхищенно провожали взглядом вальяжного Рюску.
«Вах, какой красавец, какой джигит!», — цокали они языками.

Я готовил своего ученика Валерия Двойникова. У нас были грозные соперники, чемпион Европы немец Дитмар Хетгер, призер чемпионата Европы поляк Зайковский, пятикратный чемпион СССР по самбо Давид Рудман, чемпион СССР по дзюдо Анатолий Новиков.

Однако взглянуть на чемпиона мира в тяжелом весе хотелось. В первой схватке у него был не самый сильный соперник, тяжеловес из Ленинграда.

Вышел Виллем Рюска, голубоглазый блондин, былинный богатырь, в зале гром аплодисментов и возгласы: « Вах, какой джигит, какой красавец, как наш Онашвили».
На ленинградца никто не смотрит, а он — полная противоположность голландцу, как будто только что от сохи, мешковатый, плечи опустил, голову повесил, чисто русский мужик из деревни.

Рюска как должное впитывал восхищение зала.

Зная нашего борца, я решил поддержать его:
 — Атакуй сразу, сбей с него гонор,— негромко сказал ему.
 — Я сегодня хорош, хорош, в форме, — повернувшись, нервно и зло ответил ленинградец.

Прозвучала команда судьи, Рюска небрежно пошел на сближение. Ленинградец ринулся к голландцу, наклонившись и вытянув вперед руки, как будто боялся, что противник исчезнет, а он не успеет его поймать.Не теряя стремительного движения вперед, схватил за рукав и отворот кимоно голландца, в темп движения бросил правое бедро вперед с правого бока противника, жестко поставил ногу на заднюю подножку и вдавился подбородком в правое плечо Рюски.

Они застыли на мгновение в диком напряжении, но красавец Рюска опоздал, и вся мощь уже не могла спасти его. Он по миллиметрам уступал в этом противостоянии, потом ноги взметнулись вверх, Вим грохнулся на татами всем своим 120-килограммовым весом и остался лежать.Арбитр мгновенно выбросил руку вверх с возгласом «иппон» в знак чистой победы ленинградца.

Возглас судьи прозвучал как гром среди ясного неба.

В огромном зале наступила тишина, ценители борьбы - грузины молчали.
 
Медленно, нехотя, не веря в реальность случившегося, чемпион мира Рюска встал на колени и стоял, опустив красивую голову, взявшись за правое плечо, пока не подошел врач.

Травмировался он или нет, уже не имело значения. Все понимали, он выбывает из борьбы.

Правила дзюдо гласят: не может продолжить борьбу проигравший, если его победитель не дойдет до финала. Пройти наших главных претендентов на победу у ленинградца не было шансов.

Рюска, понимая это, тяжело переживал поражение и уходил, не смея поднять голову.

 «А кто будет бороться с нашим Гиви  Онашвили?» — покачивая головами, говорили грузины.

 Голландца я больше не видел, не появился он и на заключительном банкете.

Валерий Двойников боролся блестяще, грузины были от него в восторге.
Особенно повеселились они, когда Валерий «задушил» дзюдоиста из Венгрии. Рефери приводил в чувство венгра, грузины же кричали Валерию: «Молодец, генацвале, ты настоящий грузин!».

Когда венгр наконец-то встал, то, ничего не понимая, поклонился и пошел в сторону главного судьи, который удивленно приподнялся со своего стула. Не доходя до края татами, борец повернулся и сел на судейский стул. Забросив ногу на ногу, он подпер подбородок рукой и стал внимательно рассматривать трибуны.

Я должен пояснить, что после удушающего приема, не каждый сразу приходит в себя.

Грузины развеселились, раздались возгласы: «Эй, генацвале, дорогой, иди к нам. Вах, чего думает? Смотри Рабиндранат Тагор сидит, ха-ха-ха».

Наконец венгр окончательно пришел в себя и отправился в раздевалку.

Валерия грузины провожали аплодисментами, а некоторые, весело смеясь, шутили: «Генацвале, дорогой, ты больше так не делай, не обижай гостей».

В полуфинальной встрече Валерий победил многократного чемпиона СССР Давида Рудмана и вышел в финал.

В финальной встрече с чемпионом Европы немцем  Дитмаром Хетгером Валерий был великолепен. Он победил, выполнив классный бросок подхватом на вазаари.

В вестибюле ко мне подошли судьи из Франции и Кореи, которые судили схватки Валерия. Кореец высоко отозвался о возможностях Валерия на предстоящих Олимпийских играх в Мюнхене. Ни он, ни я не могли предположить тогда, что молодому, талантливому дзюдоисту, убедительно победившему чемпиона Европы, через два месяца откажут в праве бороться на чемпионате Европы, чтобы окончательно подтвердить свое право на участие в олимпийских Играх.

А пока мы испытывали радостные чувства.

После турнира гостеприимные грузины организовали банкет, на котором присутствовали судьи, спортсмены и тренеры, вино лилось рекой, столы ломились от жареной дичи.

 Уже через 20 минут японцы потеряли своего тренера.

Серебряный призер Олимпийских игр в абсолютном весе Акио Каминага ходил среди гостей с огромным рогом в руке. На голове — грузинская шапочка, поверх парадного костюма — грузинский халат. В другой руке — дымящийся кальян, он весело улыбался, постоянно кланялся и что-то говорил на японском языке.
 
Довольные грузины хлопали его по плечу, то и дело подливая ему вина в большой рог.

На банкете присутствовали почти все участники турнира: веселые французы, серьезные немцы, воспитанные японцы, симпатичные поляки, суровые венгры.

Единственной женщиной на банкете была моя красавица-жена. Видимо, поэтому, я пользовался у грузинских мужчин, особой популярностью.

Как ни пытались некоторые незнакомые джигиты напоить меня, это им не удалось,
я строго подчинялся своему железному закону — не пить нигде, никогда и ни при каких обстоятельствах. Ну и, естественно, я беспокоился за жену.

Украсть такую красавицу грузину, что выпить бокал доброго вина. Ох, и темпераментный народ!


Рецензии
22 февраля, после продолжительной болезни на 85 году жизни ушёл Владимир Сергеевич Мусатов.

Константин Семынин   04.03.2023 21:06     Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.