Моя АСУ. Начало

               

   После университета, поработав в школе математиком, решила заняться программированием. Недалеко от дома создавался ВЦ  в  научно-исследовательском институте УфНИИ. ЭВМ – «УРАЛ - 3» . Туда уже устраивалось много моих друзей и знакомых.
   Коллектив в нашей лаборатории собрался примерно одного возраста и почти все выпускники  одного вуза. Начальником отдела был доктор физико-математических наук Швидлер Марк Иосифович, руководителем лаборатории -  кандидат ф.м. наук, Рейтблат Зиновий Владимирович. Лабораторией ЭВМ заведовал талантливый электроник и организатор Духовный Герш Эльевич (мы его звали Григорием Ильичём).
   Средний возраст сотрудников нашей лаборатории был 26 лет.
 Руклаб, как мы его называли, каждому раздал конкретную работу. Стандартных программ тогда ещё было очень мало. Делали те, которые он считал нужными.
 В конце рабочего дня заходил к нам, в бюро программирования, и интересовался делами, делал замечания и указания. Утром,  в 8 ровно, появлялся на пороге и снова подходил к каждому сотруднику с теми же вопросами. Многим это казалось смешным! А ведь он проверял, думал ли человек дома над проблемой, чего от него ждать.
   Человек он был очень увлечённый, всё время в думах! Частенько идёт по коридору и пальцем ведёт по стенке! Со стороны смешно, а он и внимания не обращает, лишь напевает  «За что вы Ваньку-то Морозова?». 
   Из литературы была единственная книга лекций по программированию Старосельского. Точнее, система команд «УРАЛ-3». Каждый выбрал команды, кому какие приглянулись, и потом докладывал об их работе всему коллективу. Было обсуждение. После этого команда прочно укреплялась в мозгу.
   Потихоньку начали программировать. Сотрудничали с заказчиками, которыми являлись аспиранты и руководители бюро и групп. Аспирантам повезло бесподобно. Мы им делали программы, отлаживали, рассчитывали варианты, которые порой занимали по 2 часа. Так как машинного времени не хватало, приходилось и в ночь выходить. Операторов тогда не было. Так защитили диссертации многие нефтяники.
   Как-то по задаче, которую я делала, приехал  из Москвы знакомый моего заказчика, тоже работавший над диссертацией. Так он удивлялся, какие замечательные условия  у наших  диссертантов.
 - У нас за любую железочку  платят из своего кармана, а уж программы-то сами делаем.
 А мы девчонки были какие-то бессребренники,  влюблённые в свою работу. Нам званий не надо было, довольствовались включением в соавторы статей, чего, разумеется, не все заказчики делали. Это надо было для нашей аттестации.
   Но не прав будет тот, кто подумает, мол,  дурочки и дураки собрались! Было немало талантливых людей среди нас. В итоге, и наши программисты позащищались многие, кто этого жаждал, конечно, и прилагал огромные усилия!  Тут, разумеется, и благоприятное стечение обстоятельств играло роль!  В основном  «везло»  мальчикам!  У них руководители были их помощниками.
   У Зиновия Владимировича заболела раком мама, он очень любил её. Из США родственник был готов прислать посылкой надёжное дорогое лекарство. Но власти заявили:
- Пусть сам родственник везёт.
   Хоронили мать всей лабораторией. Мы, девчонки, покупали венки, цветы.
   Каждое лето нас, программистов, отправляли в Москву на семинары, где порой выступали и наши.
  Программисты с электрониками жили очень дружно. Если не шла программа, и сам не мог разобраться, то просил электроника прогнать тесты. Когда причина не обнаруживалась, приходилось прибегать к однотактному режиму. Бывало и так: увидишь в ячейке нуль вместо единицы, значит, лампа полетела! Электроник поблагодарит за помощь!
   Перед тем, как приобрести новую ЭВМ,  «Минск - 32», все электроники и программисты обучались на курсах  повышения квалификации в Минске. После этого я с большим уважением отношусь к белорусскому народу. Люди  эти доброжелательные,  готовые придти на помощь любому.  И труженики.
   Поскольку командировка продолжалась дольше месяца, приходилось делать перекомандировку. Но для этого ехали не домой, что было дорого, а в ближайший город.
Первая партия курсантов сделала это в Вильнюсе, до которого рукой подать, а вторая  - в Таллине. Впечатление от этих городов было просто сказочное!
Язык символического кодирования, ЯСК, был, конечно, мощный, но хотелось поработать ещё и на алгоритмических языках. Завбюро Мила читала нам лекции по АЛГОЛу,ФОРТРАНу,КОБОЛу . Это занятие её увлекало очень. Вообще  мы постоянно что-то изучали. Работа и учёба шли параллельно!
   Побывали мы и на второй Всесоюзной конференции по программированию в новосибирском Академгородке, где увидели цвет программирования страны и много иностранных гостей.
   Задачи у нас со временем  становились всё серьёзнее,  сложнее, особенно по АСУ-бурение. 
  Люди росли, многие увольнялись с повышением.
  Пришло время ОС ЕС. Все съездили на курсы в Ригу, аж на три месяца(1,5 месяца -  учёба, затем дома 1,5  месяца - работа над курсовым проектом, потом опять 1,5 месяца – учёба и экзамены)!
  Таким образом, объездили весь Запад страны!
  На машинах ОС ЕС  работать было ещё интереснее, хотя и не проще.
  Задачи, точнее – комплексы, были огромные! Всё касалось нефти. Тут уже сотрудничали несколько организаций, а в них  было задействовано множество служб.
Успех дела зависел не только от знаний постановок задач, знаний языков       программирования, системного программирования, но и от организации стыковок  служб.
  Были поездки на курсы повышения квалификации в Киев по базам данных, в Москву по системным вопросам. 
Работа вышла за пределы города. Начались командировки в разные районы страны.
Тут вся Башкирия, Татария, Удмуртия, Пермская область, районы Крайнего Севера.
Без любви к путешествиям так же невозможно вынести эти чудовищные нагрузки!
   Если сначала в дальние поездки нас отправляли самолетами, то в перестроечное время из-за финансовых проблем стали ездить автобусом (иногда  дорога занимала часов 13!). На каждой остановке выскакивали на улицу размяться, иначе ноги становились ватными.
Интересно, что  комплексы задач всё более усложнялись, становились адекватными запросам производственников.
  Так, в творчестве и в муках,  рождалась Автоматизированная Система Управления Производством, к которой я, к счастью, оказалась причастной! 


Рецензии
Да, великое было время....

и вирусов тогда не было...

все думали о великом...

Андрей Бухаров   31.03.2013 17:24     Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемый Андрей! Да, время было великое, вскоре после того как кибернетику окрестили буржуазной лженаукой.

Лада Пихта   31.03.2013 18:58   Заявить о нарушении
в описанный период этот ярлык с нее сняли, понастроили заводов эвм выпускать....

на минском заводе теперь торговый центр и целых два казино...

Андрей Бухаров   31.03.2013 19:07   Заявить о нарушении
Неужели ЭВМ не выпускают? Муж туда часто ездил на курсы по электронике и по делам в командировки, да и я два раза ездила на курсы по языкам программирования. Очень мы любили Минск!

Лада Пихта   31.03.2013 19:52   Заявить о нарушении
МПОВТ есть, только от него осталось мало чего, помещения сдают, что то там клепают из железа и пластмассы.

Правда появились некоторые новые производства в основном на импортных компонентах, беспилотнико вот начали выпускать серийно, белазы телеуправлением снабдили...

зато студентов море, наверное даже бльше чем в советское время...

Андрей Бухаров   31.03.2013 20:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.