Глава 4 Дневник или Дело об исчезновении

- «Дневник», - прочитала Светлана, - прекрасный почерк, можно сказать каллиграфический, - она перевернула страницу, – 1 января 1995 года. Ну, это слишком далеко от времени ее исчезновения. Настя пропала десять лет назад, это значит ...
- В 1998 году, в начале сентября, - подсказал Максим.
- Значит, нам нужен период, хотя бы, за несколько месяцев до этого, - подытожил Дмитрий.
- Согласна. Начнем с того, как она согласилась выйти замуж за...
- Михаила Галкина, - опять подсказал Максим.
- Да, за Михаила. Листаем, листаем, листаем ... вот, кажется, нашла. Итак, начнем.
«7 марта. Завтра мой самый любимый праздник, начало весны. Наконец-то мне дошили платье, в котором завтра я пойду на танцы, а Маринка как всегда мне позавидует. Опять Мишка весь вечер будет приглашать меня на все танцы подряд, а моя любимая подружка, будет бурчать мне на ухо, что он мне совсем не подходит. Подозреваю, что он ей просто нравится, но она мне в этом не признается. Не понимает, глупая, что он однолюб. Пока не разлюбит меня, ни на кого больше не посмотрит. Всех ребят отвадил от меня, вот смешной! Сто раз ему говорила, что не полюблю его, а он все равно не отстает.
Пора спать, завтра трудный день, утренник в детсаде, родителей много будет. Какие они забавные, мои детки. Как они все меня  любят. И я их тоже, всех-всех обожаю. Как здорово идти на работу, как на праздник. Вот Маринка несчастная, окончила  медицинское училище, а работу свою не любит. Говорит, хуже каторги. Юля тоже ферму свою терпеть не может, но ее понять можно: у доярки труд тяжелый. А вот Галинка не жалеет, что на бухгалтера пошла учиться: она в своих цифрах, как рыба в воде. Спокойной ночи, Настенька.
8 марта. Какой сегодня был трудный день! С утра был утренник, правда, все прошло, как по маслу. Мои детки меня не подвели. Родители довольны, хвалили меня заведующей, и мне было очень-очень приятно. А начальница меня в кабинет вызвала после праздника и сказала, что мне надо обязательно дальше учиться, и хотя бы заочно, но поступить в педагогический институт. Не знаю, надо подумать, хотя сейчас мне и так хорошо.
Вечером с девчонками пошли в клуб, на дискотеку. Народу был полный зал. Концерт мне очень понравился. Михаил  молодец, на гитаре играл и пел. Говорит, из-за меня научился играть. Да, девчонки любят, когда ребята на гитарах бренчат. А потом начались танцы, главным образом - быстрые. Раза четыре были медленные танцы, и все четыре я с Мишкой танцевала: все ноги мне отдавил, увалень этакий. Но самое главное было потом. Он сделал мне предложение! Мне, конечно, было приятно (что уж тут скрывать), но и смешно одновременно! Правда я сделала серьезный вид и, как водится, сказала, что подумаю. Конечно, откажу, но мне так его жалко. Надо придумать слова, чтоб его утешить, в душе я совсем не жестокая: в конце концов, я понимаю, что он любит меня. Не хотела бы я любить кого-то так же безответно, как он.
9 марта. Сегодня меня встретил на улице Миша, и сказал, что всю ночь не спал, думал, каков же будет мой ответ. Мне было так неловко, но в лоб отказать ему я так и не решилась, ответила, что мне нужно время и чтоб он не торопил меня. Может письмо ему написать?  На бумаге объясняться легче».
- Светик, что ты замолчала? Читай дальше, - нетерпеливо сказал Дмитрий.
- Как-то неловко читать чужой дневник, как будто в замочную скважину подглядываешь.
- Да брось ты Свет, ОНА хотела, что б мы его прочли, - убежденно проговорил Дмитрий, - Правда ведь? - он обратился за поддержкой к Максиму.
- Конечно, приятного мало, но, Дмитрий прав, читать надо. Разве ты не хочешь разобраться в этом деле?
- Хочу, конечно, - вздохнула Света, - но все читать не буду, только выборочно, что надо для дела.
- Мы ж согласились, - ответил Дмитрий.
«23 марта. Сегодня не выдержала и рассказала Маринке, что Михаил сделал мне предложение. Она сначала не поверила, потом расплакалась, а затем призналась, что давно любит его. Я пыталась ее успокоить, сказала, что не собираюсь выходить за него замуж, потому что не люблю. Она немного успокоилась, но смотрела весь вечер на меня недоверчиво, и ушла домой, кажется обиженная. Не надо было ей говорить, язык мой – враг мой. Завтра откажу ему и все, пусть сами разбираются, кто кого любит.
24 марта. Оказывается, вчера вечером Михаил ушел в рейс, так что разговор наш откладывается до его возвращения. Маринка смотрит на меня не так как раньше. Наверное, я бы тоже на ее месте страдала.
1 апреля. Сегодня день смеха и все друг друга разыгрывают. А я несчастная лежу, болею. Забегали мои девочки: Галя и Юля. Принесли мне фруктов и конфет. Милые мои, как я их люблю! Мы всегда будем дружить, даже когда станем старенькими бабушками. Маринка не зашла, ну и к лучшему. Она на меня все время смотрит, как будто я ей что-то должна. Меня это уже начинает злить. Ведь нет моей вины, что Мишке нравлюсь я, а не она. Разве сердцу прикажешь?
Вечером заходил Миша, тоже всего вкусного притащил, цветы и большую, мягкую игрушку - тигренка. Как приятно больному человечку! Я расчувствовалась и поцеловала его в щечку. Как он обрадовался и расцвел, ушел окрыленный. А когда он ушел, я себя ругала, что поступаю с ним нехорошо и даю надежду, но ... может, я его полюблю? Очень болит горло, мне себя жалко и Миша мне кажется очень хорошим. Какая же я все-таки дурочка!
15 апреля. Наконец я выздоровела и вышла на работу. Мои «цыплятки» по мне так соскучились и я по ним тоже. Приятно когда тебя так любят!
Марина заходила ко мне в детсад. Последнее время мы с ней почти не виделись: она уезжала на какие-то курсы в город. Спросила меня, что я ответила Мише. Я сказала, что еще не успела поговорить с ним на эту тему. Марина холодно попрощалась и ушла.
1 мая. В клубе был концерт. Миша опять выступал. Девчонки все им восхищаются. Я в смятении. Понимаю, что не люблю его, но если так никого и не встречу? А он заботливый, милый. Вон, девчонки готовы на шее повиснуть. Мне кажется, что чем я узнаю его ближе, тем труднее сказать ему «нет». Вижу, что он ждет ответа, но ничего не спрашивает.  Смотрит на меня грустными-грустными глазами. Как это должно быть ужасно, чувствовать себя в воле другого человека: а я, хочу, казню, хочу милую. Не хотела б я влюбиться безответно.
10 мая. Миша проводил меня с работы до дома. У меня руки замерзли, так он взял их в свои и согрел мои пальцы своим дыханием. У меня поднялась к нему волна нежности. Наверное, он что-то прочитал в моих глазах и спросил, как я отвечу на его предложение? Я расчувствовалась и согласилась. Мы пошли к бабушке и все ей рассказали. Она обняла меня и заплакала. Миша ушел, а я все не могла осознать, что дала согласие выйти за него замуж.
15 мая. Сегодня мы подали заявление в ЗАГС. Специально съездили в Николаевск, чтобы заказать зал в ресторане. Я сама не своя, не знаю плакать мне или радоваться. Отступать некуда. Замуж так замуж. Свадьба назначена на 15 августа, так как, три месяца испытательный срок. Выдержу ли я его?
1 июня. В детском саду был утренник, посвященный Дню защиты детей. Марина приходила фотографировать свою племянницу, которая ходит в мою группу. Вероятно, она узнала, что я выхожу замуж, и лишь кивнула мне. Жаль, что я потеряла хорошую подругу.
8 июня. Столкнулись нечаянно с Мариной в магазине, на улицу вышли вместе. Она сухо поздравила меня, я поблагодарила и мы разошлись в разные стороны. Миша пришел из рейса, привез мне тряпок импортных. Ездили в областной центр, хотели купить свадебное платье, но салон был закрыт, воскресенье. Решили, что лучше сшить платье в ателье.
Приходили девчонки-подружки, порадовались за меня. Смотрю, Юлька вся светится, оказывается, ее парень тоже сделал ей предложение. Счастливая, она его так любит. А я?
14 июня. Суббота. Ездили в город вместе с Юлей, вместе заказали свадебные платья. Я заразилась Юлькиным веселым настроением и кажется впервые рада, что выхожу замуж. Посидели в кафе, выпили алкогольный коктейль и немного опьянели. Юлька рассказала мне по секрету, что Марина распускает обо мне сплетни, о том, что я выхожу замуж за Мишу из жалости. Разговоры дошли до Михаила, и он даже набил морду кому-то из парней, защищая меня. Вот так пирожки! А я ничего не знаю.
19 июня. Решила сегодня поговорить с Мариной. Дождалась ее после работы возле медпункта. Она хотела пройти мимо, но я встала у нее на пути. Хорошо, что нас никто не видел, так как Маринка кричала на меня, что я ей дорогу перешла, обзывала собакой на сене, святошей и тому подобное. Я не могла вставить ни слова. Под конец она остыла и на прощание крикнула, что отольются кошке мышкины слезки. Угрожала что ли?
Домой я пришла расстроенная ее словами. Бабушке ничего говорить не буду, не хочу ее огорчать.
5 июля. Суббота. С Юлей ездили в Николаевск  на первую примерку свадебных платьев. Кажется, я начинаю привыкать к мысли, что выхожу замуж. У Галки тоже появился парень.
12 июля. Ходили с Галкой и Юлей в лес. Я призналась девчонкам, что выхожу замуж не по любви. Галка так, между прочим, тактично спросила, есть ли у нас с Мишей интимные отношения. Я ничего не ответила. Тогда она сказала, что прежде чем выйти замуж, надо попробовать свои отношения в постели. Если нет любви, то связывать должен, хотя бы секс. Чувствую себя неловко, когда при мне обсуждают интимные отношения, и тем более, когда мои. Но может она  права?
16 июля. Брала день в счет отпуска. Опять ездили в Николаевск вместе с Мишей, так как Юля заболела. Ходили в салон, на вторую примерку. Миша заглянул в примерочную кабинку и увидел меня в платье. Говорят, это плохо, когда жених видит невесту в свадебном платье до свадьбы. Будем надеяться, что эта примета нам не помешает.
29 июля. Сегодня через деревню ехал цыганский табор. Цыганки приставали ко всем девчонкам, чтобы погадать. Кто-то смеялся и убегал, а я решила погадать у одной старой цыганки. Она обрадовалась, взяла меня за руку, потом взглянула на меня, покачала головой, отказалась гадать, не объяснив почему, и ушла. Странно!
2 августа. Вся моя жизнь круто изменилась!!! Я встретила ЕГО! Мужчину моей мечты! Игорек приехал в гости к своей бабушке и пришел в клуб на дискотеку. Мы, девчонки, просто остолбенели: такого красавчика мы никогда не видели. Миша ушел в рейс, и поэтому я пришла в клуб с Юлей и Галкой. Когда начался медленный танец, Игорек подошел ко мне и протянул руку. Боже мой, я готова была идти за ним на край света! Это любовь с первого взгляда! Он осторожно обнял меня за талию, и я забыла обо всем! Все танцы я танцевала только с ним. Я не видела ничего, что творится вокруг. Юлька шепнула мне, во время перерыва, что все смотрят на нас и конечно все доложат Мише. Но я отмахнулась от нее. Она обиделась и больше не сказала мне ни слова. Маринка со своей новой подругой стояла недалеко от нас и, улыбаясь, что-то ей рассказывала, глядя на  нас. Наверное, сплетничала.
3 августа. Я совсем потеряла голову! Я влюбилась впервые в жизни! ОН пригласил меня прогуляться после танцев. До бабушки уже дошли слухи, о нас с Игорем. Она меня не ругала, но просила не встречаться с ним, и сказала, что я ее позорю. Но что мне до сплетен, я все равно пошла к нему на свидание. Мы залезли на наш сеновал и до утра болтали обо всем и целовались, целовались! Мне с ним так легко, как будто я знала его всю жизнь, а не два дня.
7 августа. Мы встречались с Игорем всю неделю, не скрываясь от осуждающих взглядов. Никто ничего не говорит, но понятно, что все думают обо мне плохо. Один Игорь, кажется, ничего не замечает. Завтра приедет Миша, и только теперь я поняла, что натворила. Придется объясняться. Какое счастье, что я не успела выйти за Мишу замуж и встретила Игоря. Игоречек, ты моя любовь, мое солнышко, моя радость! Я счастлива до бесконечности! Миша должен понять и простить меня. Но как я не хочу этого разговора!!!
8 августа. Я отказалась от свадьбы! Вот, наверное, что увидела цыганка, когда не стала мне гадать. Я думаю, она увидела, что расстроится моя свадьба.
Приехал Миша. Ему, конечно, сразу же рассказали про все, что случилось. Он передал через Галку, что ждет меня у реки. Я пришла и не могла посмотреть в его глаза. Боялась, что сейчас будет? Думала, ударит меня, и я уйду. Меня никто и никогда даже пальцем не тронул. Я была готова ко всему. Но как я могла о нем так подумать! Он взял меня за подбородок, поднял мою виноватую голову и посмотрел мне в глаза. А потом сказал, что всегда будет любить меня, и если со мной что-то случится, то я всегда могу на него положиться. Мы вместе пошли к деревне и на развилке тропинок разошлись в разные стороны. Прощай Миша и прости меня за все!
9 августа. К нам домой приходила мать Миши. Ругала меня, но я молчала, потому, что виновата перед всеми.
Вечером Юля привезла из города наши платья. Я повесила свое в бабушкином шкафу, что б оно мне ни о чем не напоминало.
10 августа. Игорь, по-моему, в курсе моих дел, но своего мнения по этому поводу мне не высказывает. Что это? Тактичность или ему все равно? Спросить не решилась, не хочу торопить события. Ему еще год учиться в институте и скоро уже уезжать, но он пока об этом не говорит. Я взяла отпуск.
15 августа. Сегодня должна была состояться наша с Мишей свадьба. Говорят, он уехал в Приволжск к тете. Мы помирились с Мариной: она сказала, что понимает и прощает меня. Я рада, что все так произошло.
28 августа. Игорек уезжает учиться. Сегодня у нас последняя встреча. Я чувствую, что он любит меня. Как я переживу разлуку? Я, наверное, умру без него!
1 сентября. Начался учебный год. Как там мой Игорек? Детишки сегодня нарядные с букетами шли в школу. Мои детки в детском саду тоже все красивые и тоже с цветами. Пришлось ведро с водой принести и все букеты поставить в него.
3 сентября. Юля передала мне, что Марина встречалась с Мишей в Приволжске. Он сказал ей, что не может забыть меня, и будет всегда ждать.
4 сентября. Кажется, я беременна! Попросила у Марины тест на беременность. Она ничего у меня не спросила, но тест пообещала достать. Что же мне делать? Как рассказать Игорьку? А если он рассердится и откажется от меня? Или пока ничего не говорить? Нет, все-таки, лучше правда. Не хочу больше жить в неопределенности. Буду хотя бы знать, что мне делать дальше. Ситуация для меня ужасная!
6 сентября. Решилась и съездила к Игорю в город. Встретила его возле института, он выходил в окружении трех девушек. Я окликнула его, он извинился перед девушками и подошел ко мне. Когда он поцеловал меня в щеку, я почувствовала, что он меня любит по-прежнему. Видела краем глаза, что одна девушка издалека наблюдает за нами. Мы присели в скверике на набережной на скамеечку и я, решив не тянуть кота за хвост, рассказала все о своей беременности. Игорь сначала даже не понял, о чем я. Когда до него наконец дошел смысл моих слов, сказал мне: «Ты что с ума сошла, какой ребенок?». Я спросила, что же мне теперь делать? «Разбирайся сама, не маленькая. Я хорошо отношусь к тебе, но ребенок мне не нужен», - и ушел. Я осталась на скамейке одна. Странно, у меня даже слез не нашлось: как будто этот разговор я со стороны наблюдала. Старая как мир история: она беременна, он отказывается. Все понятно: надо срочно прерывать беременность. Какой ужас! Все-таки, может быть, он передумает, все взвесит и все еще образуется? Как быть? Мне так страшно!
10 сентября. Я постоянно плачу, когда остаюсь одна. Как все это пережить? Сегодня получила письмо, но не знаю от кого. Штемпель на конверте из Приволжска. В письме всего три слова: «Оставь его в покое». Кого? Игорька?
12 сентября. С утра идет дождь. Не знаю, что мне делать? Думаю, что вот-вот все разрешится в какую-нибудь сторону. Сегодня день новостей. Позвонил Игорь, сказал, что нужно завтра встретиться и обсудить все спокойно. Получила письмо от Миши, он все еще в Приволжске, и тоже ждет меня завтра. Встретила утром Марину: она сама не своя, хочет о чем-то поговорить со мной. Завтра суббота. Надо ставить точку: и чем быстрее, тем лучше. Бабушка за чем-то зовет, завтра допишу».

Светлана закончила читать, закрыла дневник и бросила его в траву. Максим полулежал, прислонившись к березе, и задумчиво смотрел на озеро. Дмитрий расположился в траве в своей излюбленной позе: на спине, подложив руки под голову, и грыз травинку. Света, посмотрев на ребят, легла на живот.
- Ну, что скажете? - нарушила она затянувшееся молчание, - У кого какое мнение?
- Мнение такое, - начал Максим и тоже перевернулся на живот, - исходя из Настиных записей, можно очертить круг подозреваемых. Во-первых, это ее подруга Марина: мотив вполне ясный – ревность. Она любила Мишу, и пока Настя была жива, он для нее оставался не достижимым.
- Во-вторых, сам Миша, - из травы появился Дима и тоже перевернулся на живот, - мотив вполне естественный: неразделенная любовь. Он действовал...
- Не забывай о презумпции невиновности! – подсказал Максим.
- Да, конечно. Он мог действовать по принципу, позаимствованному из классических романов: так не доставайся же ты никому!
- Верно, - подхватила Света, - в-третьих, это Игорь. Его мотив мог быть просто банальным страхом перед женитьбой, перед ее беременностью. Ведь мы же не знаем, как он на самом деле к ней относился. Это Настя думала, что он ее любил, но влюбленный человек часто слеп, приписывая своему избраннику несуществующие чувства.
- Может быть, он и любил, но просто испугался. Ведь он хотел с нею встретиться снова и все обсудить. Может быть, он передумал и решил жениться на девушке.
- И потом мы не знаем: прервала она беременность или нет. Свет, ты там ничего не пропустила?
- Нет, все, что надо, я прочитала. Еще есть версии?
- Есть. Вспомните письмо, которое она получила. Ясно, что написано оно девушкой. Это могла быть либо Марина, либо девушка, которая хотела, чтоб она оставила в покое Игоря. Ведь наверняка у такого заметного парня была не одна поклонница.
- Согласен. Но есть еще две-три возможности развития событий. Первое, это самоубийство. Девушка не знала, как поступить и решила, что самоубийство - это выход из сложившегося положения. Из ее записей видно, в каком она была нервном состоянии. Если предположить, что в тот вечер она встретилась с Игорем, и он порвал с нею окончательно, она могла в отчаянии покончить с собой.
- Но ведь тело не было обнаружено! – возразила Светлана.
- Это мы обсудим потом, - парировал Дмитрий, - не будем пока отвлекаться от версий. Давай дальше, Максим.
- Второе, это несчастный случай. С девушкой могло случиться что-то непредвиденное, например, по дороге в город или из города.
- Правильно. А четвертый подозреваемый, это неизвестный нам человек, не имеющий к ее любовной истории никакого отношения: ограбление, сексуальное домогательство и тому подобное.
- Итак, у нас пять версий: самоубийство, несчастный случай или убийство с четырьмя подозреваемыми. Конечно, если в процессе нашего расследования обнаружатся еще какие-то подозрительные лица, то наш список пополнится, - подытожил журналист.
- Максим, нам нужна твоя помощь. Надо узнать какой следователь вел это дело и что ему известно, - сказала девушка.
- Кто вел дело, я узнаю, это не секрет, а ты Дмитрий как журналист должен будешь с ним познакомиться. Например, под предлогом написания о нем статьи.
- Я думаю, нам надо разделить обязанности. Определим каждому одного подозреваемого для начала. Значит, следователя возьму на себя я, - констатировал Дмитрий.
- Марину, я, - предложила Света.
- Михаил достается мне, - ответил Максим. – Но, поскольку я в отличие от вас обоих не частное лицо, допрашивать его я не имею права. Тут надо что-то придумать.
- Послушай, Максим. Как ты думаешь, бабушка Насти умерла своей смертью? Мы тут грибников в лесу встретили, так они сомневаются. Говорят, у нее сердце было хорошее, а на виске был синяк. Могла она, например, догадаться, кто убил ее внучку и пригрозить этому человеку, что пойдет в милицию? Тот испугался и решил расправиться  со старушкой в лесу, без свидетелей.
- После смерти Елизаветы Алексеевны ходили такие слухи. Но не могу сказать, что они были обоснованы. Во всяком случае, она никому не рассказывала о каких-то подозрениях в адрес кого-либо конкретно. Но исключать такую возможность тоже нельзя. Отец мне говорил, что умерла она действительно, от сердечного приступа, но одной из причин возникновения такого приступа мог быть, например, испуг. В лес она ходила одна, свидетелей того, что случилось, не было. Хотя раньше она действительно одна в лес никогда не ходила.
- Послушай, Максим, а ключ от Настиного дома все еще у тебя? – спросила Света.
- Да. Не успел вернуть бабе Нюре.
- Вот и хорошо, давай его мне. Завтра я отнесу ей ключ и порасспрошу о Елизавете Алексеевне. Кстати, какое у соседки отчество?
- Михайловна.


Утром следующего дня Дмитрий поехал в Николаевск. Не откладывая дело в долгий ящик, он решил последовать совету Максима и познакомиться со следователем Петром Петровичем Ивановым, который когда-то вел дело об исчезновении Анастасии Громовой. По информации Максима, старый милиционер был уже на пенсии и жил в частном доме, на одной из тихих улочек Николаевска.
По приезде в Николаевск Дмитрий зашел в редакцию. В коридоре ему встретилась Ирина Александровна. Она совсем не удивилась его появлению на работе во время отпуска.
- Бездельем мучаетесь, Дмитрий Юрьевич? – бесцеремонно спросила она подчиненного.
Дмитрий решил взять быка за рога и предложил Ирине Александровне, написать статью о старых милицейских работниках. Она почему-то сразу дала свое согласие и отправилась по своим делам.
«То ли настроение у нее сегодня хорошее, - подумал Дмитрий, - то ли надоело постоянно со мной ругаться». Но, так или иначе, он нашел хороший предлог и попал на прием к начальнику районного отделения милиции, который предложил ему на выбор несколько кандидатур, о которых можно было написать интересный материал. В этот список попал и Петр Петрович. Дмитрий, подумав, отобрал для интервью троих человек и, созвонившись предварительно с ними, отправился по адресам.  Напоследок он оставил следователя Иванова.
Прежде чем идти к Петру Петровичу, Дмитрий продумал, как, не выдавая своего особого интереса, перейти на разговор об исчезновении Насти и не дать почувствовать, что они устроили собственное расследование. Улица, на которой жил бывший следователь имела вкусное название - Земляничная. Возле каждого дома был вполне приличный участок под сад или огород. Дмитрий подошел к нужному ему дому и, повернув деревянную вертушку, постучал дверью калитки, проверяя, нет ли во дворе собаки. На стук вышел симпатичный седоволосый мужчина, лет шестидесяти пяти, в спортивном костюме с военной выправкой. Дмитрий сразу понял, что это тот, кто ему нужен.
- Здравствуйте Петр Петрович.
- Здравствуйте, молодой человек.
- Дмитрий Белов, корреспондент газеты, я Вам звонил.
- Помню, помню. Проходите, - увидев, что Дмитрий оглядывается по сторонам, сказал, - собаки у меня нет. Присаживайтесь на скамеечку.
- Спасибо, - Дмитрий, следуя за хозяином, прошел под вишню и присел на широкую скамью.
- Что ж Вас ко мне привело?
- Я, Петр Петрович, пишу статью о ветеранах милиции. Вот, хотел бы с Вами побеседовать.
- Приятно, что старика вспомнили. О чем же хотите поговорить?
- Понимаете, Петр Петрович, хотелось бы написать интересный очерк. Давайте просто побеседуем: расскажите, какое дело в Вашей практике Вам больше всего запомнилось, а какое может быть, к сожалению, осталось не раскрытым. Хотелось бы быть объективным, ведь не всегда преступник бывает пойман.
- Какое дело запомнилось? Наверное, все-таки первое. Много было дел интересных и трудных, а первое помнится лучше всего. Это сейчас криминалистика больших высот достигла, а раньше до всего надо было дойти своим умом. Мое первое и последнее дело, как ни странно, были дела об исчезновении людей.
- Правда? Очень интересно. Расскажите поподробнее. Вы не против, если я запишу наш разговор на диктофон?
- Не против, записывай. Когда я только начинал работать, в одной деревне исчез мужчина, назовем его Алексеем. Это было во время сенокоса, в июле. Погода в ту пору стояла жаркая, и все жители деревни спешили заготовить сено скотине на зиму. Утром в воскресенье вся деревня пошла косить, каждый на своем участке, и Алексей с женой тоже. Все видели их выходящими из дома, а вечером вернулась в деревню только одна его жена Татьяна. Она была очень напугана и взволнована. Пошла к соседям, у которых был телефон, и вызвала милицию. Тогда я только приступил к обязанностям участкового. Утром я приехал в эту деревню и выслушал странный рассказ. Татьяне было тогда лет тридцать, а Алексею – на пять лет больше. Жили не бедно, скотины был полон двор. Алексей слыл человеком положительным, непьющим и ладили они с женой неплохо. Одно только и омрачало их жизнь, что детишек у них не было. В тот день они пошли косить траву на делянке возле небольшого леска. Полдня отработали, Татьяна стала приготавливать пообедать, а Алексей в лесок пошел, за валежником, костерок развести хотел. Жена видела, как муж подошел к деревьям и буквально растаял в горячем воздухе у нее на глазах: как будто шагнул за невидимый занавес и исчез.
- Вот так раз!
- Вот и я тоже так сказал.
- И что же дальше? Она пошла за ним?
- Сначала подождала, не веря своим глазам. Думала, что почудилось  ей с жары. Муж все не возвращался, и она пошла следом. Дошла до того места, где он исчез, трава здесь была смята, а дальше следов не было. Воздух в этом месте как будто искажал все, что было за ним: деревья, траву. Женщина немного постояла, а потом сделала шаг вперед и как будто очутилась в другом лесу. Смотрю, говорит, что вроде все так, но не так: лес гуще, темнее. Испугалась Татьяна и сделала шаг назад. Смотрит, снова в своем лесу стоит, и солнце светит так же.  Испугалась она очень, но муж-то исчез. Давай кричать его, звать. Не помнит, сколько она там стояла и кричала. Смотрит, солнце уже к закату пошло, вернулась она на покос, собрала вещи и косы и направилась в деревню. Конечно, в деревне ей никто не поверил. Но все же соседи посоветовали ей обратиться в милицию.
- И что же Вы?
- Не знал я, как и взяться за это дело. Никогда прежде о таких исчезновениях я не слышал. Организовали поиск: всей деревней лесок тот облазили, но никаких следов Алексея не нашли. Возбудили дело о пропаже человека. Даже была такая версия, что жена якобы убила его. Но в подтверждение этой версии не нашлось никаких доказательств. Тело человека скрыть не просто, но никаких захоронений мы в том леске не нашли.
- Так и закончилось все?
- Да, так все и кончилось. А вскоре Татьяна уехала из деревни навсегда, говорят замуж вторично вышла.
- Очень загадочно. Сейчас много пишут и  по телевизору показывают, что люди проваливаются в параллельный мир. Татьяна весь рассказала, что когда она шагнула в лес, она очутилась как будто, в чужом лесу. Ее счастье, что она сделала шаг назад и вернулась в свою реальность.
- Да, может быть Вы правы. Однако у этой истории было и продолжение. Люди, которые купили дом у Татьяны, рассказывали, как года через три, после ее отъезда, однажды ночью к ним в окно постучался мужчина. Он был очень удивлен, что на его стук выглянул незнакомый мужчина. Когда нынешние хозяева дома сказали ему, что они этот дом купили несколько лет назад, он им не поверил и стал утверждать, что жил в этом доме с женой Татьяной. Но они его не пустили, а больше он у них и не появлялся.
- Как жаль. И что, больше его в деревне никто не видел? Он бы мог рассказать много интересного.
- Возможно и так. Соседи говорили, что к ним тоже той ночью стучался какой-то мужчина, но они подумали, что разыгрывает их кто-то и не поверили ему. А вот последнее мое дело, по странному стечению обстоятельств, тоже было дело об исчезновении, и тоже осталось нераскрытым. Но может быть Вам это не интересно, о нераскрытых делах?
- Напротив, как раз интересно, очень необычно и должно заинтересовать наших читателей!
- Что касается дела, которое я не смог раскрыть, это дело об исчезновении  одной девушки. Знаете Дмитрий, я до сих пор ломаю голову: что я упустил тогда? Это было десять лет назад, в Заречье.
- Наверное, Вы о Насте Громовой?
- Вам рассказывали об этом?
- Недавно я был в командировке в Заречье, и что-то краем уха слышал, но подробностей не знаю. Это показалось мне крайне интересным.
-  Значит, об этом деле еще помнят. Ну, конечно, такое произошло в деревне впервые.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее.
- Десять лет назад, в середине сентября, бабушка заявила о пропаже ее внучки Насти. Девушка вышла вечером на улицу и больше домой не вернулась. Характеризовалась Настя очень положительно: и на работе в детском саду, и жителями деревни. Значит, сбежать из дома не могла. Однако со счетов нельзя было сбрасывать и эту возможность, поэтому был объявлен всероссийский розыск. Но, как и следовало ожидать, он ничего не дал.
Были опрошены все ее подруги, знакомые, а так же ее бывший жених и ее новый... как лучше сказать... новый парень. Сложность дел об исчезновении в том, что трудно определить круг подозреваемых. Если совершено убийство и найден труп, можно определить время смерти и исходя из этого, выявлять подозреваемых, у которых на момент преступления не было алиби. Здесь все сложнее. Нет трупа, нет времени преступления. Где она пропала? В деревне или поехала в город? Был вечер, люди все после рабочего дня сидели по домам, шел дождь. Автобуса в этот день в Николаевск не было. Если она все-таки уехала, то возможно, на попутной машине. Но опять же, никто этого не видел. К сожалению, не всегда есть свидетели преступления или исчезновения. Если же они и были, то промолчали.
- Значит, не было ни одной зацепки? Ведь кого-то же Вы все равно подозревали?
- Конечно, прежде всего, это ее молодые люди. Все подозреваемые нервничали, но это не говорит о том, что они были преступниками. Просто все очень переживали за Настю. На вечер ее исчезновения алиби не было ни у обоих парней, ни у подруги. Марина, кажется, так ее зовут. Бывший жених, которому она отказала, Михаил то есть, жил в тот момент в Приволжске у тети. Он сказал, что ходил вечером в кино, но фильм не досмотрел и гулял один до одиннадцати вечера. Ее новый парень Игорь тоже жил в Приволжске в общежитии института и тоже в тот вечер сначала пошел с друзьями в кафе, а потом извинился и ушел. В свою комнату в общежитии он пришел уже в половине двенадцатого ночи.
- А подруга?
- У подруги, конечно, был на Настю зуб – она ревновала к ней Михаила, хотя все в деревне говорили, что они помирились. Алиби у нее тоже не было, как и у парней: сказала, что весь вечер провела дома одна, так как родители уезжали на два дня в гости.
- А что говорила Елизавета Алексеевна, бабушка Насти? Она подозревала кого-нибудь?
- Нет.
- Говорят, она умерла вскоре после исчезновения внучки?
- Да, через год. Как показало вскрытие, сердечный приступ.
- Подозрения на убийство не было?
- Нет. Знаю, что ходили разные слухи в деревне, но...
- Вот прошло десять лет, не появилось у Вас каких-то новых мыслей по этому поводу.
- Да, много я передумал за эти годы, но, к сожалению, не пришел ни к какому выводу.
- А у Вас не возникало никаких мыслей о схожести Вашего первого и последнего дела? Может быть, Настя так же исчезла, как и Алексей когда-то?
- Ну, Алексей-то исчез днем, на глазах у свидетеля. А вот  что произошло с девушкой, ума не приложу.
- А уфологи ваши места не исследовали?
- После исчезновения того мужчины, о котором я Вам рассказал, приезжали два парня. Ходили в тот лесок, где пропал несчастный мужчина. Что-то измеряли,  компасом и какими-то непонятными приборами. Сказали, что есть в наших местах аномальная зона: на том месте, где исчез Алексей, у них все батарейки в фотоаппаратах разрядились. Якобы в этом месте существует вход в параллельный мир, кажется, портал называется. Ну, я-то далек от всего этого, не разбираюсь в таких вещах, но что-то такое видимо все-таки существует.
- Очень интересно. А Вы не подскажете, как найти это место, где исчез Алексей?
- А Вы в той деревне и поспрашивайте. Про тот случай все жители знают, вот вам и покажут, если интересует.
- Что ж, спасибо большое за интересный и необычный рассказ. Надеюсь, что найду то место, о котором Вы мне поведали.
- Всю свою жизнь я был атеистом: не верил ни в какие россказни, считал, что все можно объяснить с научной точки зрения, но после того случая с Алексеем стал задумываться, а все ли так просто в нашей жизни. Может быть чаю? С клубничным вареньем.
- Нет, не беспокойтесь. Еще раз спасибо за встречу.
- Заходите еще.
- До свидания, Петр Петрович.


Проводив Диму к следователю в Николаевск, Светлана позавтракала и, захватив ключ от Настиного дома, чтоб вернуть его соседке, пошла на другой конец деревни.
Баба Нюра в куртке и резиновых калошах надетых на вязаные носки, копалась в огороде. Светлана окликнула ее:
- Здравствуйте, Анна Михайловна.
- Доброго здоровья, девушка. Не признаю, кто Вы?
- Меня Светлана зовут. Мы вчера вечером приходили вместе с Максимом за ключом от Настиного дома. Вот, хочу Вам его вернуть, - она протянула ключ женщине.
- Что, не приглянулся дом-то? Конечно, кому понравится старая развалина.
- Говорят, что дом этот «нехороший», - осторожно сказала Света.
- Говорят..., - неохотно подтвердила баба Нюра. 
- Анна Михайловна, нам рассказывали о том, что произошло с Настей. А что же случилось с Елизаветой Алексеевной? Мы слышали, у нее было неплохое здоровье, для ее лет.
- А кто ж его знает? Грибники ее одну в лесу нашли.
- А она одна в лес ходить не боялась?
- Боятся, не боялась, но одна действительно не ходила. Я и сама не люблю одна ходить, и другим не советую, мало ли что в лесу приключиться может, а помочь и некому.
- Анна Михайловна, извините за любопытство, а Елизавета Алексеевна подозревала кого-то конкретно в исчезновении внучки?
- Она ведь скрытная была, Лиза-то. Вроде прожили мы рядом много лет, но ни с кем она особенно не делилась своими проблемами и со мной тоже. Да ведь и Настя вся в нее была. Правда состоялся у нас с нею однажды разговор, когда она в сердцах сказала, что прокляла его, Настиного убийцу, значит.
- Вы думаете, она догадывалась, кто это сделал?
- Думаю, что она что-то знала. Я спросила у нее как-то, кого ты виновным считаешь, а она ответила, что рано или поздно, все равно этого человека на чистую воду выведет. Но, ни имени не назвала, ни того, женщина это или мужчина.
- А с кем она обычно в лес ходила?
- И со мной, и с другими соседками. У нее близких подруг не было, так что кто позовет, с тем и ходила. А вот с кем она в последний раз пошла, не знаю, милая.
- Ну, что ж, мне пора. До свидания, Анна Михайловна.
- Прощайте.


- Ну что, Дим, познакомился со следователем? – осведомился Максим.
Они сидели втроем на крылечке интерната.
- Да, и даже все записал, - Дмитрий включил диктофон, - вот послушайте, очень интересно.
- Действительно, очень любопытно - согласилась Светлана, когда они прослушали весь рассказ старого следователя.
- А вам слабо, сходить на то место, где пропал Алексей? – спросил Дмитрий.
- Ты о чем это? – удивилась Света.
- А вам не интересно, рискнуть и попробовать попасть в другое измерение, в другой мир?
- Ты что, серьезно? Это же фантастика! – не удержалась от восклицания Света.
- А привидение, не фантастика? - парировал Дмитрий.
- Мы с мальчишками в детстве бегали на то место, где пропал этот самый Алексей.
- Правда? И что?
- И ничего. Никто из нас никуда не пропал и ничего такого особенного не видел.
- Откуда вы знали, что это, то самое место? Оно как-то отмечено?
- Во-первых, там растет огромный толстый дуб. Ему лет сто с лишним. Никто не знает, почему он там вырос. Больше дубов в округе нет. Да еще и уфологи приезжали несколько раз, столбик вкопали.
- Ну, так что? Максим, покажешь нам это место?
- Конечно, покажу.
- Мальчики, вы что, серьезно?
- А ты против? Если не хочешь с нами ехать, то мы вдвоем с Максимом отправимся.
- Конечно я с вами. Одних не отпущу!
- Вот и решили, - обрадовался Дима, - значит, завтра с утра двинемся в лес.

За деревню они выехали на мотоцикле Максима, когда встало солнце и немного обсушило росу. Совсем не хотелось разгуливать по мокрой траве. Луг, где когда-то косили траву Алексей с Татьяной, они нашли быстро, благодаря старому дубу. Но небольшой столбик, установленный уфологами, которым было отмечено место исчезновения Алексея, нашли не сразу. Прошло много времени, и деревяшка потемнела, подгнила и еле держалась: пни и развалится. Первое время, после исчезновения Алексея, уфологи часто здесь бывали, но потом, видя безрезультативность своих попыток попасть в параллельный мир, оставили это место.
- Я посчитал, сегодня тоже суббота, время до обеда, как тогда и погода хорошая.
- Только тогда это было в июле, а сейчас август.
- Ну и что. Надо смотреть в оба: как только заметим какие-либо изменения воздуха — искажение или мерцание, так и начинаем опыт.
- Откуда ты это знаешь?
- В газете прочитал.
- Думаешь, нам повезет больше, чем опытным уфологам?
- Новичкам всегда везет. Это правило.
- Точно. Ведь Алексей в лес всего лишь за валежником пошел, а сразу попал туда, куда и не собирался и даже наверняка ничего об этом не слышал.
Максим отошел немного от столбика и бросил на землю плащ-палатку, предусмотрительно захваченную им из дома.
- Давайте присядем и будем наблюдать. Предлагаю Светлане смотреть вперед, мне направо, а тебе, Дим, налево. Никто не возражает?
Светлана отрицательно качнула головой и присела на плащ-палатку. Ребята присоединились к ней. Наступило долгое ожидание: каждый внимательно осматривал выделенный ему участок леса. Очень не хотелось пропустить такое любопытное явление как появление портала — входа в неизвестность.
Лес, казалось, тоже притих вместе с ними, ожидая чего-то особенного и необычного. Только слабый ветерок на верхушках высоких деревьев тихонько трогал начавшую желтеть листву.
- Неужели действительно одновременно на Земле существуют другие миры, иные измерения? - задумчиво спросила Светлана, не сводя глаз со своего участка наблюдения.
- Конечно, есть, - голос Дмитрия излучал твердую уверенность.
- А ты как думаешь, Максим? - опять спросила девушка.
- Наверное, есть, но нам это трудно понять, нас ведь учили мыслить в трехмерном пространстве.
- Слушайте, - произнес Дмитрий, - давайте решим заранее, если нам повезет, и портал все-таки откроется, кто пойдет «туда»?
- Я сразу отказываюсь и не стыжусь, что боюсь, - ответила Света.
- Тогда, пойдем мы с Максимом.
- Еще чего, обоих я вас не отпущу! Ты с ума сошел.
- Тогда давайте так, если на моей стороне откроется эта дверца, то иду я.
- Понятно. Если с моей стороны — то я.
- Вот и решили. Вот тебе баллончик с краской, - Дмитрий вытащил из кармана куртки два баллончика и один протянул Максиму.
- Зачем? - удивился Максим.
- Если попадем туда, - он неопределенно махнул рукой, - этой краской можно помечать дорогу назад. Ведь неизвестно где мы очутимся. Краска это материально, она и в другом мире краска и главное уничтожить ее трудно. А вот компас, к сожалению, один. Значит так, запоминай: деревня находится на севере, а мы на юге.
- Послушайте меня, - предложила Светлана, - чтоб наш эксперимент не закончился печально, я имею ввиду, чтобы мы все вернулись сегодня домой, тот, кто из вас пойдет туда, делает всего лишь шаг, а потом, если ему будет угрожать опасность остаться «там», делает шаг назад. Понятно?
- Нет, я думаю, что в этом-то и кроется ошибка всех тех, кто пытался вернуться назад и не смог. Шагнуть надо не назад, а именно в то место, где находится в этот момент портал. А вдруг он может перемещаться! Вернуться надо именно туда, где, как и при входе в него, имеются искажения воздуха.
- Возможно, ты и прав. Но от «входа» - никуда.
В молчании прошел еще целый час, который, казалось, тянулся бесконечно долго.
- Свет, - не выдержал Дмитрий, - последи пока за моим участком, я отойду на минутку.
Дмитрий встал с плащ-палатки и повернулся в сторону поляны. Прямо перед ним, буквально в трех шагах, мерцая и переливаясь, как в жаркий полдень, струился поток воздуха.
- Ребята, - тихо прошептал он.
Светлана с Максимом, услышав его удивленный шепот, тоже вскочили с плащ-палатки. Перед ними, в виде огромной двери, сверху полукруглой, как арка, шириной примерно метра три, струился воздух. Через него смазано, как на плохом фотоснимке, искажаясь в очертаниях был виден луг и мотоцикл Максима, который они оставили у кромки леса.
- Вот это да! - прошептала Светлана. - Уму непостижимо!
- Не будем терять ни минуты, надо идти, - решительно воскликнул Дмитрий. - Раз портал обнаружил я, мне и идти. Смотрите, стрелка компаса показывает прямо на портал!
- Послушай, Дим, прошу тебя очень, сделай всего лишь один шаг. Ты сам предположил, что эта «дверь» может двигаться. Мы не хотим, чтобы ты не вернулся.
- Действительно, Дмитрий, не теряй головы: один шаг и назад.
- Не бойтесь. Ну, если что, не поминайте меня лихом, - пробормотал Дмитрий и пошел вперед. Дойдя до самой «двери» он остановился и протянул руку, но ничего не произошло, только воздух сделался как будто плотнее. Тогда Дмитрий, на мгновение, оглянувшись на ребят, решительно шагнул вперед и... исчез.
- Пропал! - крикнула Света. - Исчез! Испарился!
- Успокойся, Света, все будет хорошо. Нам надо наблюдать, и ничего не упустить. Мы находимся сейчас на самом интересном эксперименте, и уфологи сейчас бы нам крепко позавидовали.
- А если он не вернется?
- Я думаю, все будет хорошо. Он тоже будет следить за «дверью», правда неизвестно, когда она может также внезапно исчезнуть, как и появилась. Может она уже давно здесь «висит» и вот-вот «закроется». Мы же дураки, только на лес смотрели, не догадались назад поглядывать. Так и просидели бы, если бы Димка в туалет не захотел. Ну да что теперь на это сетовать. Будем ждать.
- Смотри, - откликнулась девушка, - мне кажется, что «дверь» немного сместилась вправо. У меня очень хороший глазомер, на листе бумаги я вижу отклонение начерченной прямой, буквально на миллиметр.
- Давай чем-нибудь отметим положение портала. Я брошу ветку, - с этими словами Максим сломал ветку молодой березки и положил у левого края «двери».
Оба внимательно уставились на ветку, и действительно, через какое-то время «дверь» сдвинулась от ветки правее. Дмитрий все не появлялся.
- Куда он пропал, - возмутилась Светлана, - ведь просили же: шаг и назад. Может с ним что-то случилось?
- Будем надеяться, что ничего не случилось. Он же журналист, его профессия, впрочем, как и моя, быть любопытным. Вот, наверное, и исследует что-то. У него, кажется, фотоаппарат был с собой?
- Что от этого толку? Следователь ему рассказывал, как у уфологов все батарейки у фото- и видеокамер разрядились в этом месте. Они не смогли сделать ни одного снимка.
- Замечаешь, а «дверь-то», поползла быстрее.
- Смотри, она и сверху уменьшается в размерах.
«Плотность» воздуха в «проеме двери» тоже начала изменяться: луг и стоящий возле леса мотоцикл виднелись все более четко, а не размыто, как раньше. Постепенно стало исчезать мерцание воздуха, и струился он медленнее, чем в самом начале.
- Портал скоро закроется, - обеспокоенно констатировал Максим.
     - Что будем делать, если Димка не появится?
     - Не знаю. Может мне попробовать «выдернуть» его оттуда?
     - А если вы оба пропадете, что мне делать?
- Пойми, Светик, бездействовать тоже нельзя, еще несколько минут, и все... Димку надо спасать. Смотри, как быстро уменьшается проем «двери». Не беспокойся, я только туда и обратно. Вытащу его и все, - Максим прижал к себе Свету и, нежно чмокнув ее в висок, шагнул в «дверь» и тоже... исчез.
 Остолбеневшая от ужаса Светлана осталась одна. Солнце над поляной зашло за тучу и в лесу сразу стало сумрачно. «Дверь» становилась все менее заметной, высота ее уменьшилась примерно до метра, и девушке стало ясно, что в запасе у ребят остались считанные минуты или даже секунды. Сердце сжалось от предчувствия чего-то неотвратимого. Что за этой гранью? Какой мир там находится? Беспокойство за ребят росло от секунды к секунде, время, казалось, летело быстрее в несколько раз, чем обычно. От первоначального положения, где Максим бросил ветку березы, «дверь» сдвинулась вправо уже метра на три, и Светлана следовала за нею, волоча за собой по траве плащ-палатку, и ожидая, что вот-вот ее мальчики выскочат из портала. «Дверь», а вернее то, что от нее осталось, «подползла» к старой березе и застыла, как будто наткнулась на препятствие. Теперь воздух струился почти возле самой травы, осталась всего лишь небольшая щель, через которую уже с трудом можно было протиснуться взрослому человеку. Через секунду все было кончено, исчезла последняя надежда на возвращение ребят: портал исчез...
Светлана стояла в растерянности с плащ-палаткой в руке и никак не могла осознать того, что произошло. То забавное и необычное приключение, которое так интересно началось, превратилось в опасную игру. Она одна осталась посреди леса, потеряв своих близких друзей, непонятно, как и где. Слезы беззвучно полились из глаз и, Света плюхнувшись на плащ-палатку, закрыла лицо руками и безудержно разрыдалась. Зачем она позволила им ввязаться в эту безумную авантюру и не остановила их? Какая же она дура! Как такое могло случиться? Ведь они все трое в душе не верили, что такое действительно возможно на самом деле. Что ей теперь делать? Идти в деревню за помощью? Кто ей поверит? Напомнить им об исчезновении Алексея? Или подождать здесь? Но сколько времени на это потребуется? Ночью страшно одной оставаться в лесу.
Света достала из сумочки носовой платок и, вытерев слезы, взглянула на часы: они показывали час дня. «Как поступить правильно? – подумала она. - Полагаю, что пока не надо поднимать панику, никто в этом деле нам не поможет, даже милиция. Подожду до завтрашнего утра, может быть, портал на наше счастье опять откроется и ребята вернутся. Мотоцикл я водить не умею, оставлю его здесь. До деревни всего три километра, дойду пешком, а утром вернусь сюда и подожду их возвращения».


Рецензии