Школа, где всегда улыбаются
Работая над программой визита в США чиновников, бизнесменов и общественных лидеров Запорожской области, менеджеры и фасилитаторы World Affairs Council of Kentucky/Southern Indiana проделали грандиозную работу. Предварительно ознакомившись с деятельностью каждого делегата, они приложили максимум усилий, чтобы включить в программу визита мероприятия, которые бы в полной мере отвечали не только целям программы, но и профессиональным и культурным интересам украинских гостей. Изначально были проведены опросы и согласования предстоящих конференций, экскурсий, семинаров и брифингов – определены приоритеты и ожидаемые результаты предстоящих встреч. Кроме того, был соблюден принцип комплексного совмещения интересов делегатов, когда какая-то определенная встреча содержательно максимально отвечала профессиональным запросам всех членов группы. Впоследствии все единодушно соглашались, что такой подход в значительной мере обусловил продуктивную насыщенность и высокую эффективность программы. Так, например, состоявшийся обеденный прием в школе Morganfield Elementary (Кентукки, США) удачно соответствовал этому принципу: для одной части нашей группы оказалось интересным общение с представителями местного бизнес сообщества, для общественников – предметом благодарности стала возможность знакомства со своими коллегами – лидерами общественных организаций и работниками образования.
Что же мы увидели в этой школе? По-домашнему отремонтированные и обустроенные помещения создавали впечатление приятного уюта, красочно оформленные и привлекательные интерьеры продуцировали приподнятое настроение. Огромный спортзал внушал уверенность в приоритетном отношении здесь к физическому развитию детей. Множество компьютеров в учебных помещениях не оставляли сомнений в должном уровне компьютеризации учебного процесса. И, конечно же, нас гостеприимно встречали широко улыбающиеся нам учителя и их воспитанники.
Безупречно сервированный обеденный стол был накрыт в самом большом помещении школы - в спортзале. Гостеприимные хозяева встречи постарались приготовить изысканные блюда: на первое был подан томатный суп с лобстерами, потом подавали говяжьи медальоны под пикантным соусом, и в заключении – неповторимый по своим вкусовым качествам десерт. Однако увлекательное общение в ходе этой встречи так поглотило всех, что кулинарные изыски всё-таки потеснились на второй план. С приветственным словом к нам обратились начальник местного управления образования и директор этой гостеприимной школы. Мы хотим как можно больше узнать об Украине, - сказала Sherri Collins. Неподдельный интерес к нашей стране касался самых разных аспектов, начиная от промышленных показателей Запорожья, перспектив развития и условий кредитования бизнеса и заканчивая культурными традициями.
Обратило на себя внимание желание американцев как можно больше рассказать нам о своих успехах, об экономических достижениях, о наиболее значимых местных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. При этом трудности и неудачи, которые, безусловно, всегда есть, не умалчивались. Обо всем нам рассказывали открыто и искренно.
Сидя рядом с представителями управления образования и администрации школы, я естественно пытался задать как можно больше вопросов об особенностях американской системы образования, об успехах и планах школы. Оказалось, что в этой школе учатся около 400 учеников в возрасте до 12 лет. Есть здесь и дошкольное отделение, где обучается порядка 60 детей. Это государственная школа, которая активно стремится к лидерству в своей области. Соревновательный аспект в Америке, как я понял, играет существенную роль. Стремление доказать себя, не словом, а делом убедить коллег в своей профессиональной эффективности, представляет неотъемлемую часть американских амбиций и лидерских предпочтений.
Достижения этого учебного заведения позволили ему войти в десятку лучших школ округа, и, как стало понятно, коллектив не собирается на этом останавливаться. Здесь ставят и достигают цели, которые соответствуют быстро меняющимся условиям и современным вызовам. Профессиональная деятельность учителей направлена на эффективность и привитие учащимся социально активной жизненной позиции. Для этого здесь выбираются оригинальные формы и методы учебно-воспитательной работы. В частности, поскольку в штате Кентукки одним из самых известных и предпочитаемых событий являются самые крупные в стране лошадиные скачки «Кентукки-Дерби», школа выбрала в качестве основной идеологической платформы в учебной работе именно образ гонок. В учебе дети ощущают себя участниками такой гонки и знают, что старание и хорошие результаты могут обеспечить им первенство. Повсюду в коридорах и учебных комнатах мы увидели яркие изображения лошадей и других символов Дерби. Возле классных комнат стены завешаны подковками разных цветов. У каждого класса свой цвет и количество подковок. Чем больше учебных успехов – тем больше наград. В центре школы расположен стенд с крупными цифрами – 110. Это ещё одна цель, которая поставлена перед всеми учителями и учениками. Именно такой минимальный показатель баллов должен набрать каждый ученик школы. Таким образом, формируется коллективная ответственность, успех школы – это твой и мой успех, то есть успех каждого.
В классах в среднем по 20 учеников, но каждый урок ведут сразу два учителя. Такая организация учебного процесса позволяет содействовать групповой работе, учесть различные умственные и психологические особенности учащихся. Мне пояснили, что то, что у нас называется дифференциацией и индивидуализацией в обучении, в американской школе имеет огромное значение для построения эффективного образовательного процесса. Но соблюсти эти принципы учителю в одиночку очень сложно, а зачастую невозможно. Именно поэтому на уроке работает два педагога, каждый из них ведёт работу определенной группы учащихся с учетом их познавательной активности, мыслительных реакций и психологических особенностей. Учителя пытаются создать позитивный психологический климат, окружить воспитанников заботой и вниманием, внушить им уверенность в своих силах.
На вопрос «Как обстоят дела с обеспечением учебниками?» мне ответили, что в основном учебники издаются за счет фондов штата, хотя родители тоже вносят определенную плату. И тут же выяснилось, что в течение двух лет запланирован полный отказ от учебников в традиционном понимании. В ближайшее время тут собираются перейти на использование электронных технологий, предоставив каждому ученику вместо стопки книг школьный ноутбук с соответствующими учебными программами. Здесь считают, что экономически и экологически бумажные носители информации не оправдывают себя. Производство бумаги и полиграфия являются очень дорогостоящими. Кроме того, это производство наносит непоправимый ущерб природе и относится к числу самых ущербных с точки зрения экологии.
После обеда нас провели по учебным классам, где проходили занятия. Встречали нас, как водится здесь, с улыбками, радушно и тепло.
С чего же должна начинаться реформа школы? Может быть с доброжелательной учительской улыбки?
16 июня 2010 г.
В публикации использованы фотографии Андрея ЕЛЬКИНА
Свидетельство о публикации №210061601308
В принципе ничего нового - все по Карнеги...
Но вспоминается почему-то наш фильм "Брат-2", где герой Бодрова спрашивает у русской проститутки, живущей в Америке:
- А что они (американцы. - Авт.) все спрашивают меня: "Как дела?" Им всем это интересно?
- Да нет. Просто так. Здесь (в Америке. - Авт.) всё просто так, кроме денег...
А еще вспомнилось наше русское: "Смех без причины - признак..."
К тому же в Вашем материале я не прочитал ни слова о СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ. В каком объеме даются знания? Достаточно ли серьезном? А то ведь можно с улыбкой до окончания школы учить правописание "жи"-"ши" и не более того.
Что касается методов. Соревновательность в обучении, конечно, хорошо, но ведь насколько прочно будут усваиваться знания в процессе этой "гонки" - большой вопрос. Не будут ли в процессе этой "гонки" "лидеры" расталкивать локтями "аутсайдеров"? Да и увлечение баллами - не есть хорошо, потому как ведет к формализму и процентомании (впрочем, это процветает и в нашем отечественном образовании - если интересно, можете ознакомиться на моей странице в небольшом материале "В погоне за процентом").
Очень интересно также было бы узнать, с помощью каких педагогических методов американскими учителями совмещается в учебном процессе улыбчивая доброжелательность с серьезной требовательностью по освоению учебной программы??
Что действительно положительно - использование на уроке, помимо основного учителя, еще учителя-тьютера. Значит финансы позволяют.
Вот такие мысли по поводу...
С уважением,
Дмитрий Анатольевич Овчинников 14.12.2010 17:03 Заявить о нарушении
Ваши мысли очень кстати, спасибо!
Улыбка обязательно должна быть там, где находятся дети. И будет она искусственной, только при условии определенной доли артистизма в человеке, каковым, как известно, обладают лишь немногие. Речь идет о психологическом климате, ради которого, по-видимому, там сделано всё необходимое со стороны государства.
По поводу фильма "Брат 2". Людям, не утруждающим себя аналитическими умственными упражнениями, очень легко сформировать ложный стереотип. Бывает достаточно забросить всего лишь одну фразу, вложить её в уста киногероя, и такой человек (несколько доверчивый) воспринимает всё за чистую монету. Например, показать американцу русского человека с бутылкой водки и рядом с медведем. И вот уже сформирован прочный образ, в который кто-нибудь начинает верить беззаветно.
В данной публикации я всего лишь описал то, что увидел и услышал, находясь в этой школе не более двух часов. Поэтому судить о содержании образования я не могу. Обратило на себя внимание, что в этой государственной (не частной) школе прекрасная материальная база. Учебный процесс обеспечен всем необходимым. Соревнование должно быть обязательно. Если - нет, то давайте отменять оценки и в нашей школе. Системы оценивания знаний детей – не что иное, как различные формы соревнования. Ведь всегда были категории – «отличник», «хорошист», «троечник», поощрения и порицания со стороны родителей и учителей.
Совмещение "улыбчивой доброжелательности с серьёзной требовательностью" не комментирую. Это из области педагогического мастерства. Без такого совмещения нет, и не может быть эффективной деятельности педагога.
С уважением, Андрей ЕЛЬКИН
Андрей Елькин 14.12.2010 17:51 Заявить о нарушении
Андрей Елькин 14.12.2010 18:41 Заявить о нарушении
Про фильмы. Есть хорошая русская мысль: "В сказке - ложь, да в ней - намёк..." То есть при всей гиперболичности показанного в любом фильме есть рациональное зерно (даже мне, как физику, это понятно). В том числе и в "Красной жаре" с губернатором Калифорнии в главной роли. И американский прагматизм, и русское пьянство - это не стереотипы, а реальность, данная в ощущениях. Кстати, есть очень примечательный в этом смысле франко-бельгийский фильм на педагогическую тему "Последний урок" (2008 года выпуска), где показана обыкновенная зарубежная (европейская!) школа в неблагополучном районе с учениками-полубандитами, где учительница на уроке вынуждена взяться за пистолет...
О главном. А главное - это содержание образование. Школа - все же не развлекательное учреждение, и у неё есть вполне определенная цель - дать знания. Главного же за те 2 часа Вы как раз, к сожалению, не увидели... Следовательно, дать объективную оценку качеству обучения в этой американской школе не представляется возможным. Потому что все остальное (методы обучения, материально-техническое оснащение и пр.) - это лишь сопутствующие вещи. И было бы удивительным в условиях сытой Америки не увидеть там качественное оснащение школ. Что касается соревновательных методов обучения, повторюсь, очень важно, чтобы они не способствовали непрочности знаний, отсутствию дружественной взаимопомощи одноклассникам (не понимать примитивно, как подсказка и списывание, но и не "человек - человеку - волк", лишь бы прорваться вперёд), механической погоней за высокими баллами. Совсем не выступаю за отмену системы оценивания знаний. Но это не должно превращаться в самоцель. Главнее - Знания и опыт получения новых знаний в дальнейшем.
Про улыбки и доброжелательность. Согласен про педагогическое мастерство. Но Мастера - товар штучный. В большинстве же случаев мы имеем обычных учителей в обычных школах. Да и трудно мне представить того же Мастера педагогического труда с мизерной зарплатой, совершенно бесправного в очень депрессивной РЕАЛЬНОЙ обстановке, когда в любой момент может придти на "разборки" агрессивный родитель и избить, когда на уроке недовольные ученики могут также избить, когда по дороге домой те же недовольные ученики могут запросто убить! Вот она реальность! Кто же виноват, что она такая негативная, непозитивная, неужели те самые учителя??!! Можно сколько угодно заниматься демагогией по поводу того, что учитель "должен найти подход к каждому ученику". Только вот формируется и воспитывается ребёнок в большей степени в семье (да и формально - находится он там большую часть времени), а учителю очень трудно (если не сказать - невозможно) переломить установки (часто негативные) этого "семейного воспитания". Или Вы предлагаете модель учителя-Мастера с блаженной улыбкой (по Карнеги), подставляющего то одну, то другую щёки (по Льву Толстому) разухабитстым деткам и их родителям??!!
О том, что делать. Главное - разобраться по понятиям. И от этого потом танцевать. Так вот в сегодняшней российской массовой школьной реальности (за исключением элитных образовательных учреждений, да и то с определенной долей погрешности) имеет смысл вести речь не о "психологической поддержке" учащихся, а о "психолого-педагогической КОРРЕКЦИИ" со всеми вытекающими последствиями и действиями. Современный момент и насущная ситуация обязывает. Караул устал...
С уважением,
С уважением,
Дмитрий Анатольевич Овчинников 14.12.2010 21:13 Заявить о нарушении
Дмитрий Анатольевич Овчинников 14.12.2010 22:09 Заявить о нарушении
Но многое мне не совсем понятно. Вот я уже 23 года работаю в общеобразовательной школе. Но, ни разу не видел такого:
"когда в любой момент может придти на "разборки" агрессивный родитель и избить, когда на уроке недовольные ученики могут также избить, когда по дороге домой те же недовольные ученики могут запросто убить!"
Конечно, в жизни всё бывает. Но скорее всего это больше редкие исключения, чем правила.
Мои ученики чувствуют, что какими бы они ни были, я всегда буду на их стороне, честно и справедливо укажу на недостатки, но при этом всегда буду признавать за ними личностей. Они знают, что я всегда буду считать их своими друзьями. И оттого, наверное, я не сталкивался в своей практике с агрессивностью и ненавистью по отношению к себе.
О содержании образования в США тоже можно долго говорить. И сегодня благодаря интернету доступны авторитетные статьи на эту тему. Этим источникам нет основания - не доверять. На интуитивном уровне я могу утверждать, что, несмотря на значительные перемены последних десятилетий, существуют существенные различия систем образования США и стран бывшего Советского Союза.
В США, я могу ошибаться, на первое место ставят "Личность" человека, а на второе знания. Вернее знаниям там уделяется должное внимание, но при условии отсутствия ущерба для личности. Школа нацелена на реализацию истинных потребностей ребенка, на удовлетворение природных его задатков. Именно поэтому в школах там огромное количество клубов по интересам. Почему в американских школах такое большое значение придается спорту? Так ведь детская энергетика (большинства детей) больше нуждается в движении, в тех эмоциях, которые дает физкультура и спорт. И гораздо реже дети испытывают потребность в физике. У каждой школы свой стадион, свои спортивные команды, школьные соревнования проходят как настоящие праздники, которые собирают всех родителей. Что собой представляет физкультура в Российской, украинской школе?
И Ваша позиция в отношении оценки мне тоже не совсем ясна. Не может быть золотой середины. Сохраняя оценивание, хотим мы этого или нет, мы помещаем ученика в структуру конкуренции, борьбы за своё честное имя, за свой авторитет в лице родителей и наставников. Фактически мы социализируем личность растущего человека, приучая его к мысли о зависимости от целого ряда факторов. С учетом того, что учителя (которых Вы правильно характеризуете) зачастую демонстрируют необъективность в оценке, можно предположить: такая социализация наносит непоправимый вред в целом ряде случаев.
НО ведь есть ещё а и Вальдорфские школы, которые по целому ряду признаков намного ближе к американской школе. И в этих школах осознанно отказались от выставления оценок. Очень рекомендую всем познакомиться с этим вопросом.
С уважением,
Андрей Елькин 14.12.2010 22:13 Заявить о нарушении
Вообще-то, я тоже ставлю на первое место Личность ученика, но при необходимости - и её коррекцию. Сами видите - какова современная ситуация, которую надо учитывать.
Я не случайно обратил внимание на содержание образования. Наша система образования всегда выгодно отличалась от зарубежных именно содержанием образования. И дело даже не в физике или химии (по опросам учащихся, это действительно самые трудные предметы)... Просто школа должна готовить к продолжению образования. Куда же поступит ученик, приобретя в школе преимущественно навыки двигательной активности??? Учёба - это труд, а не развлечение. И дети должны это осознавать. Тогда мы не вырастим иждевенцев, которых и так предостаточно в современной жизни.
Именно поэтому меня больше привлекает система Макаренко, адаптированная под нашу российскую действительность, чем зарубежная Вольдорфско-Штайнеровская, с которой я естественно знаком, с её методом "душевной экономии", методом "обучения в сопровождении чувств", приоритетом именно чувств над интеллектом, непонятными вымышленными оккультными понятиями - "высшие духовные тела", "эфирные тела", "астральные тела", запрещением лечить заболевания лекарственными препаратами, кроме гомеопатических... Знаете ли Вы, Андрей, что на родине этой системы (в Германии) дипломы таких школ не считаются действительными для продолжения образования (ведь изначально эта система задумывалась, как обучение детей из низших слов населения - типа ремесленых училищ или даже вспомогательных школ)? Знаете ли, что даже христианская церковь осуждает эту систему? Знаете ли, что есть научные данные о нанесении этой системой урона психологическому здоровью ребёнка? В этом отношении та же система Монтессори более привлекательна, но более подходит всё-таки для дошкольного воспитания.
Система оценивания должна сохраниться. Другое дело - её девальвация. Но не из-за субъективизма педагога, а из-за того, что учителя обстоятельства заставляют ставить "липовые" отметки (именно об этом в "В погоне за процентом"). И даже система ЕГЭ не срабатывает - не случайно в этом году поступали ребята из отдаленных уголков страны в московские вузы с высокими баллами по ЕГЭ, в том числе по русскому языку, а заявления о приёме писали с чудовищными ошибками. И самое страшное, что ученики прекрасно видят униженно-бесправное положение современного учителя, всё понимают, что совсем не обязательно трудиться, чтобы получить хорошую отметку. На эту тему даже стишок есть:
Да и стоит ли учиться?
Всё равно переведут.
Можно десять лет лениться -
Аттестаты всем дадут.
Так кого мы формируем в нашей школе? Будущих Чичиковых?
С уважением,
Дмитрий Анатольевич Овчинников 14.12.2010 23:28 Заявить о нарушении
Но надежде всегда есть место. В чем можно усмотреть прогрессивность штайнеровских подходов? При всех недостатках и несовершенствах, вольдорфская педагогика опирается на то, что не подвержено революциям и метаморфозам - на вечное качество человеческой сущности, на духовную природу человека. Можно привести множество примеров, когда это дает результат. Одесская Вальдорфская школа ведет учет успехов своих учеников. Эта и другие школы демонстрируют лучшие результаты на областных и национальных олимпиадах. Дети поступают в ВУЗы легче, чем учащиеся обычных школ.
Система оценивания, даже если в ней навести желанный порядок, никогда не избавится от фактора субъективизма. И неважно какая - 5-тибальная или 12-тибальная система, она не может быть абсолютно объективной во всех возможных случаях. А значит: она не может соответствовать принципу совершенства. И тогда возникает вопрос приемлемости, ибо всё, что несовершенно, должно быть отвергнуто. Если мы, конечно, хотим получить результат.
Я очень опасаюсь ситуации, когда ожидаемые роли могут незаметно для нас самих поменяться, и, так серьёзно и ответственно рассуждающее взрослое поколение вдруг обнаружит в себе Чичикова.
Андрей Елькин 15.12.2010 00:25 Заявить о нарушении
Я конечно же прекрасно понимаю, что причины не в оценках, а в социально-экономической ситуации. Но я также прекрасно понимаю, что компьютер и Интернет - лишь средства (доступ к образовательныи ресурсам, но не помощники по их эффетивному освоению и усвоению), а в неумелых руках - к тому же еще и пагубные средства, в лучшем случае - пустые (порно-сайты, "компововские" игры, "аськи", соц. сети и т.д.), поэтому сами по себе в вопросах образования они ничего не решают. Даже перевод книг в электронный вариант - не есть хорошо, потому что читать и усваивать материал с экрана довольно тяжело - доказано психологами.
Про Вольдорфскую систему я своё мнение (подкрепленное научными исследованиями) высказал уже. Добавлю лишь из области практики - в Москве есть неудачный пример этой системы - школа "Путь зерна", в которой заболеваемость детей очень высокая. Да и лекции Штайнера красноречивее всего характеризуют эту систему, вот хотя бы цитата: "Видите ли, если внешне к человеку подступает запах тухлых яиц, тогда внутри в животе наступает весна. А весной всё растёт и распускается, и человек снова может стать сильным". Комментарии излишни. Чеховская палата №6 отдыхает...
Призывы отменить систему оценивания знаний напоминают чем-то принципы коммунизма - "от всех - по способностям, каждому - по потребностям". Но это же утопия! "Каждому - по труду" - вернее. Это все равно, что за разный труд всем платить одинаковую зарплату. А как ребята после школы поступать будут, без баллов? Или всем скопом в вузы? Я уж не говорю про теорию педагогики - тогда не будут использоваться методы поощрения-наказания.
Кстати, зря Вы про соотечественника А. Макаренко так, повторюсь, его теорию активно используют в современной педагогической науке.
В заключении приведу ссылку:
http://www.aif.ru/society/article/39568
Почитайте. Вам будет интересно. Сразу оговорюсь - на счет изложенного там мнения о теории Макаренко и необходимости применения физических наказаний - я не согласен. Но ситуация там отражена верно. Да и необходимость расширения прав учителя конечно же назрела.
Всего доброго!
С уважением,
Дмитрий Анатольевич Овчинников 15.12.2010 01:29 Заявить о нарушении
Оценка не нужна лишь на определенных этапах обучения. Что есть бездумное списывание детей? Это их желание получить оценку, не заботясь о реальных результатах обучения. По завершению учебного года, а тем более по окончанию школы обязательно должны быть независимые тестирования, собеседования. В аттестате обязательно должны быть зафиксированы показатели качества. Но особенно важно в школах больше проводить (в 100 раз больше, чем сейчас) различных турниров, олимпиад, конкурсов, где дети смогли бы обнаружить плоды своих усилий.
В целом нужно, конечно, комплексно действовать. Первое: сделать зарплату учителей с самыми высокими показателями по стране, причем предусмотреть дифференциацию в зависимости от результатов педагогического труда. Это жизненно необходимо. Школу нужно наполнить по-настоящему творческими и одаренными учителями. Избавляться от ненужных, занимающихся бумаготворчеством, работников, переводить их на другие виды работы в соответствии с их компетентностью. Не допускать пропаганды авторитарных методов воспитания, подвергнуть критике авторов, навязывающих обществу такие модели.
И т.д.
С уважением,
Андрей Елькин 15.12.2010 10:18 Заявить о нарушении
Продолжу нашу дисскусию.
Ваши предложания по системе оценивания знаний напоминают вузовскую (только и ведь там в книжки преподов в течение семестра ставим плюсы, минусы, баллы за контрольные, иначе зачет и экзамен не сдать) или лекционно-зечетную в старших классах школы. Только ведь не случайно все это рассчитано на более сознательный возраст обучающихся. В младших и средних классах школы это не сработает. Ответственности у ребят не хватит, они все отсрочат и запустят до зачета или экзамена, не подготовятся к нему и попросту его "завалят".
Удивлен - почему в Вашем перечне "олимпиады, конкурсы..." не нашлось место таким формам как ученическая научно-практическая конференция, ученическое научное общество?
Сошлись с Вами - материальное положение учителя надо срочно поднимать "на высоту, на которой он никогда не стоял..." Только это маловероятно, ведь учитель не производит никаких материальных благ, поэтому многим непонятно его высокое предназначение с отсроченным духовным результатом в далеком будущем. И откуда же мы возмем столько учителей-Мастеров? Это так же нереально, как если бы мы захотели, чтобы все ученики у нас были бы только "отличники". Так не бывает.
Чтобы не было авторитаризма в образовании нужен подлинный демократизм (не на словах) во всех сферах общественной жизни, а также подлинные культура и сознательность широких народных масс. Лично я бы никогда не рискнул требовать от побитого (в прямом смысле) учителя быть гуманистом... Да и можно ли считать авторитаризмом аппелирование вот к такому зарубежному опыту:
"Давайте обратимся к международному опыту. В Англии лет 20 назад телесные наказания заменили административными - отчислением. После 4-го класса проводят тестирование всех учащихся. На основании результатов детей распределяют на 4 потока, в 4 сорта школ: частные платные привилегированные (отличные школы), классические (хорошие школы), средние современные (посредственные школы), технические (плохие школы). Трудовые, технические школы - аналог российского ПТУ. После их окончания путь в высшее учебное заведение для таких учащихся полностью закрыт. Таким образом, современный английский педагог может отправить нарушителя дисциплины в школу низшего сорта или вообще лишить его возможности получить образование". На мой взгляд, все правильно.
В заключение несколько ссылок по Вольдорфской системе. Скажу сразу, я - человек светский. Но к сектам по понятным причинам отношусь крайне негативно. Диакона Андрея Кураева уважаю за (кстати) демократизм, так не свойственный многим религиозным деятелям. К тому же он - кандидат философских наук, кандидат богословия, профессор.
http://www.k-istine.ru/sects/steiner/steiner_kuraev.htm
http://iriney.ru/sects/valdor/news001.htm
С уважением и толерантностью,
Дмитрий Анатольевич Овчинников 15.12.2010 16:19 Заявить о нарушении
Почему учитель был побит своими учениками? Очень важный вопрос. Наверняка не только из-за его психологической и педагогической некомпетентности или неспособности находить общий язык с разными по своему уровню учениками. Здесь сказались самые разные факторы, без учета которых в ближайшем будущем такое положение вещей может только усугубиться. Английский опыт интересен, но желательно ещё познакомиться с исследованиями о результатах этого опыта. Моё мнение: такую систему можно апробировать при условии подвижности групп. Чтобы была возможность не только наказывать, переводя в низшую группу, но и, чтобы ученики могли, зарекомендовав себя позитивно, переходить в лучшую школу. ТО, что детей у нас не выгоняют из школы, имеет логичные объяснения. Отправлять на улицу таких детей - значит усугублять криминальную обстановку. Дети из группы риска должны быть под контролем государства, и этот контроль возложили на (!) учителей.
Ныне учителя находятся в очень сложных условиях и решают задачи первостепенной важности для государства. Повысить им оклады нужно срочно и компенсировать то, что не додали. Не понятно: почему это не сделано в России. Ведь РФ - одна из самых богатых стран Мира. Чем может закончиться такая недальновидная политика в образовательной сфере? С нынешним подрастающим поколением уже не могут работать (за редким исключением) учителя пенсионного возраста. Необходимы энергичные, креативные молодые люди, необходимы профессионалы с большой буквы.
Также важно понять, что сохранить старые системы (при всей их привлекательности и видимой целесообразности) не удастся. Необходимо идти вперед.
Относительно ссылок. Не советую увлекаться межконфессиональными дискуссиями различного толка. Они только внешне выглядят безупречными, а на самом деле - порождают абсолютную кашу, в которой трудно разобрать истину - где ложь, где - правда, где - с целью дискредитации умышленно вырванная из контекста цитата, а где фальшивое, а, следовательно, циничное умозаключение. В Интернете таких скисших сиропов сколько угодно. Можно найти в зависимости от убеждений хоть "за", хоть "против".
Андрей Елькин 15.12.2010 18:00 Заявить о нарушении
http://school19-vm.at.ua/news/seminar_video/2010-12-16-593
Андрей Елькин 16.12.2010 00:35 Заявить о нарушении
Знаете, Анадрей, меня всегда это возмущало. Затащить любых детей в школу и удерживать их там - в этом ли предназначение школы? Просто в этом случае школа превращается в известные в определенных кругах учреждения временного содержания.
И вот что я еще подумал. Да, дети все разные, но ведь и учителя - тоже. Немного о себе: педстаж - 12 лет, научно-педагогический стаж - 5 лет, работал завучем гимназии, зав. кафедрой института, деканом факультета в филиале университета. Мне, к примеру, было очень увлекательно работать в классах с углубленным изучением отдельных предметов, в гимназических классах, со студентами, тяготеющими к научной деятельности. Это же умные глаза, жаждущие настоящих знаний!! И ты, чувствуя отдачу своих усилий, отдаешь им всего себя! И совсем уныло было в мою бытность преподавания в течение нескольких лет в сельских школах, где ребята просто на генетическом уровне (это было видно невооруженным глазом) не тянули обычную программу, мне хотелось чем-то им помочь, но увы - я ведь не имею специализации педагог-дефектолог, не имею навыков работы во вспомогательных школах. Каждому - свое. Я вполне допускаю, что кто-то из педагогов просто получает удовольствие от работы в школах при колоних для несовершеннолетних преступников, от работы в коррекционных и вспомогательных школах. Но я (и некоторое определенное множество педагогов) - не из их числа. Вот ведь в чем дело. И это надо учитывать. То есть учитывать наравне с личностью ученика еще и личность педагога. Нет универсальных людей. Отдача от процесса будет, если человек занимается своим делом, делает то, что умеет, чему его учили в вузе. И он вовсе не виноват, что из-за нехватки специализированных коррекционных образовательных учреждений дети, которые должны учиться именно там, оказываются в обычных массовых школах. Не знаю, удалось ли мне объяснить и донести эту свою мысль до Вас...
Успехов Вам и удачи!
Привет знакомым мне Евпатории и Ялте! :)))
С уважением,
Дмитрий Анатольевич Овчинников 16.12.2010 00:53 Заявить о нарушении
Дмитрий Анатольевич Овчинников 16.12.2010 01:13 Заявить о нарушении
Казалось бы, в идеале учитель должен быть только талантливым преподавателем, и всё. Но это не так. Нам необходимо осознать сою миссию гораздо шире. Без знания психологии детей, без умения вовлечь в продуктивный мыслительный процесс не только уже подготовленных учеников, но и тех, чей потенциал по разным причинам не раскрыт, мы не сможем претендовать на статус истинного профессионала в своем деле. И опять же, существуют объективные причины, препятствующие достижению желанного результата. Только государство способно обеспечить необходимые условия для этого, и только оно в лице соответствующих органов власти (и их конкретных представителей) несёт всю полноту ответственности. Причинно-следственные связи видны невооруженным глазом, и никому не удастся затуманить действительно положение вещей, вывернуть наизнанку общественное мнение.
Я считаю, мы должны обратить пристальное внимание на все существующие системы обучения, интегрировать рациональное зерно, создать новую, учитывающую реалии сегодняшнего дня, систему. Потребуется подвергнуть осуждению и взысканию бездеятельность ответственных лиц, сместить с высоких должностей тех чиновников, при которых проблемы либо не решаются, либо решаются очень медленно; ограничить срок пребывания на административной должности всех чиновников от образования тремя годами, срочно воссоздать институт общественных советов при учебных учреждениях, обязать администрации и общественные советы своевременно публиковать в Интернете отчеты о проделанной работе, а финансовые службы - открытые отчеты обо всех расходах и денежных движениях, о распределении премиальных фондов.
В видео двуязычие. Для нас оба языка одинаково доступны. Если кто-то недостаточно вольно говорит на украинском языке, то читают и понимают и русский, и украинский тексты все без особых усилий.
С уважением, Андрей ЕЛЬКИН
Андрей Елькин 16.12.2010 14:44 Заявить о нарушении
Знаете, Андрей, я подумал, что в младших и средних классах для ответственных учеников такая система создаст дополнительное психологическое напряжение. Ведь тестирование по большому объему учебного материала, итоговое собеседование или экзамен - для этого возраста - большой стресс. А итоговая аттестация по результатам текущих отметок за отдельные темы - более мягкий вариант. Так не считаете?
Законный вопрос: если учитель-профессионал должен быть универсалом и владеть всеми навыками работы с отсталыми учащимися, то зачем тогда вообще существует отдельно система вспомогательных школ и принципы коррекционной педагогики? Где рационализм? Да и по детям с девиантным поведением - не все так просто. Я уже говорил, что воспитываются дети в основном в семье, где проводят большую часть времени, да и родители для них более значимы, поэтому переломить установки этого "семейного воспитания" (в наше время - зачастую негативные) учителю чрезвычайно сложно, а скорее - невозможно, будь он хоть семь пядей во лбу. А вот то, что дети с девиантным поведением очень мешают качественно учиться продвинутым детям - это факт. Хотя бы только поэтому таких разных детей надо обучать раздельно и осуществлять это должны РАЗНЫЕ учителя с РАЗЛИЧНОЙ подготовкой.
Кстати, лично я тоже не считаю главным в процессе обучения получение ребятами чисто конкретных знаний (ребёнок - не сосуд для заполнения знаниями), просто на их базе у учащихся должнен быть сформирован важный ОПЫТ самостоятельного добывания и освоения новых (более сложных) знаний в дальнейшем - это намного важнее для будущего. То есть важны не сами конкретные знания здесь и сейчас, а только как база для наработки определенных умений и навыков по дальнейшему освоению новых знаний.
Ну, а если в целом, то Ваши размышления мне близки.
С уважением,
Дмитрий Анатольевич Овчинников 16.12.2010 17:39 Заявить о нарушении
Дмитрий Анатольевич Овчинников 16.12.2010 17:55 Заявить о нарушении
Дмитрий Анатольевич Овчинников 16.12.2010 17:59 Заявить о нарушении
Для детей с дивиантным поведением необходимо писать отдельные программы с учетом психологических их особенностей, и обучать в отдельных классах.
Однако прежде чем переводить в такой класс, необходимо тщательно изучить причины такого поведения. Ведь бывает так, что ребенку просто в доступной форме не объяснили, что от него требуется.
Вспоминаю школу в Окленде (Калифорния), которую мы посетили. Так у них на сайте настолько перечислены все требования, соблюдение которых беспрекословно выполняются. Даже в отношении одежды, - какой длины могут быть штанины шорт. При несоблюдении правил - детей тут же отправляют домой.
"Ребенок не сосуд". Это правильно. Я сторонник концепции непрерывного образования, и считаю, что школа должна формировать умения и навыки самостоятельного добывания знаний, а главное - потребность в этом.
С уважением,
Андрей Елькин 17.12.2010 00:13 Заявить о нарушении
А требования в школе в Окленде - ХОРОШИЕ! ;) У нас тоже в одном из лицеев (там учатся с 8 класса) мальчиков, которые пришли без галстука, отправляют за ним домой...
Все правильно, ребёнок - не сосуд, а "мост в будущее"!
С уважением,
Дмитрий Анатольевич Овчинников 17.12.2010 15:38 Заявить о нарушении
Дмитрий Анатольевич Овчинников 17.12.2010 15:41 Заявить о нарушении
Дмитрий Анатольевич Овчинников 17.12.2010 16:01 Заявить о нарушении
Мы с 2002 года ведем поиск такого пути. Путь «Мечты» представляется нам приемлемым. Во всяком случае, предпринимаем практические шаги, опираясь на теоретические предпосылки.
Андрей Елькин 19.12.2010 13:44 Заявить о нарушении
Дмитрий Анатольевич Овчинников 19.12.2010 18:21 Заявить о нарушении
С Вами тоже мне было интересно говорить. Подняты по-настоящему актуальные вопросы, на которые органы управления должны обратить первостепенное внимание.
Успехов Вам! И всего самого доброго и светлого!
Андрей Елькин 19.12.2010 18:26 Заявить о нарушении
Так вот. Хорошо - положим, будут в школе учитывать у детей их природные склонности, познавательные интересы, больше внимания уделять так любимому спорту; усилия ребята прикладывать особо не будут - компьютеры помогут... Но вот какое дело. Подготовим ли мы, учителя, в этом случае их к дальнейшей взрослой жизни?? Адаптируются ли успешно они в ней?? Ведь там не все так просто! И первый "облом" будет уже в вузе (колледже, профлицее), где с ними никто не будет так возиться, а просто за невыполнение требований отчислит. И уж конечно же никакой работодатель не будет учитывать интересы и природные склонности своих работников, а за невыполнение своих ОБЯЗАННОСТЕЙ будет их просто увольнять. Да и вообще по жизни нам приходится столько делать по обязанности, а не по интересам... Так что не воспитаем ли мы в предлагаемых условиях тепличных иждевенцев, не знающих что такое обязанности и труд??? Не испытают ли так воспитанные дети огромное психологическое потрясение, оказавшись один на один с жестокими реальностями взрослой СЕРЬЕЗНОЙ жизни с ее трудностями?? Разве школа не должна подготовить к ней ребенка (по крайней мере, в старших классах)?? Как Вы считаете?
С уважением,
Дмитрий Анатольевич Овчинников 23.12.2010 00:48 Заявить о нарушении
Прогресс чего-либо во многом зависит от того, на какие модели, выстраивая свои цели и прогнозируя ожидаемые результаты, мы опираемся. Помимо прошлого и настоящего у нас обязательно есть будущее, которое значительно будет отличаться от всего того, что является совокупностью всех доступных нам ныне представлений. Заблуждением или даже продуктом умышленного обмана педагогической и родительской общественности можно считать мысль о том, что наши непродолжительные жизни должны быть посвящены исключительно службе, долгу, ответственности, а творчество, вдохновение, радость, непринужденность в деятельности должны занимать в этой странной жизни если не самое последнее, то и не первостепенное место. Вы правы: начинается это коварное действие искусственного мифа именно в детстве, именно тогда, когда школьная жизнь ребенка превращается в нечто вынужденное и скучное, а мысль о более радужных перспективах становится едва заметной.
Моделируя новую систему, мы должны исходить из предпосылок, наиболее приближенных к совершенству. Иначе топтание на месте продолжится.
С уважением,
Андрей Елькин 23.12.2010 17:43 Заявить о нарушении
С уважением,
Дмитрий Анатольевич Овчинников 23.12.2010 17:57 Заявить о нарушении
Дмитрий Анатольевич Овчинников 23.12.2010 18:04 Заявить о нарушении
Относительно службы в армии. Идеальные модели общественного устройства должны предусматривать демилитаризацию и всяческую поддержку пацифизма.
В этом смысле мне понравилось замечание Альберта Деева:
"Рассказ написан хорошо. Показано, что простым труженикам, как русским, так и чеченцам, война не нужна. Напрашивается правильный вывод: война нужна олигархам, которые не могут поделить дешёвую нефть.
Будучи студентом я проехал Закавказские республики и везде нас, сибиряков, жителей прибалтики, европейской части России принимали радушно. Не было частной собственности, нечего было делить, все были равны. Не было причин для военных конфликтов.
С уважением". Источник: http://www.proza.ru/2010/10/09/811
Андрей Елькин 23.12.2010 18:23 Заявить о нарушении
Но вот про демилитаризацию... "Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придётся — ни мне...", ни Вам, ни им... Кроме того, в военных конфликтах надо ещё учитывать и религиозную подоплёку.
Да и про отсутствие частной собственности... Это очень смахивает на коммунизм. А коммунизм - действительно утопия.
Вот такое у меня мнение, такие мысли...
С уважением,
Дмитрий Анатольевич Овчинников 23.12.2010 21:38 Заявить о нарушении
Альберт Деев в своём кратком замечании к рассказу, заслуживающему пристального внимания со стороны подготовленных читателей, говоря о частной собственности, конечно же, имел в виду не отказ от неё. Речь шла о варварских, нечестных способах присвоения народного достояния, того, что принадлежит всем людям (земля, природные богатства), того, что создавалось и создается нынешним и прошлыми поколениями. Вот истоки всех бед, всех нынешних и будущих трагедий.
«Прекрасная пора» может настать очень быстро. Для этого необходимо совсем немногое. ПОНИМАНИЕ. Но понимание всеми. Нужно устранить «религиозную подоплеку» или ещё что, значит это нужно сделать. Нужно объяснять в школе детям – в чем заключаются истинные причины всех войн – следовательно, в учебных программах это должно быть.
Успехов Вам, Дмитрий Анатольевич, и в физике, и обязательно в лирике!
Андрей Елькин 23.12.2010 23:15 Заявить о нарушении
Рассказ прочитал. Цепляет. Еще раз доказывает, что нельзя всех людей под одну гребенку. Не всегда все можно разделить на черное и белое...
Про захват частной собственности (когда-то замаскированной под определение "личная") - полностью согласен. Но вся соль в том, что как раз вот этого ПОНИМАНИЯ достичь очень и очень трудно. И Вы не хуже меня это понимаете. Это процесс очень длительный и одними словами-внушениями его не осуществить. Возможно, на салфетке в одном из немецких пивбаров были записаны очень умные (но не модные ныне) слова: "Общественное бытие определяет общественное сознание". С этим не поспоришь...
Да, у меня для Вас тоже есть ссылка на интересный рассказ педагога-практика: http://www.proza.ru/2010/10/30/937
Вам этот рассказ буде близок. Да и меня он крепко пришелся по душе...
Успехов и удачи Вам, Андрей!
С уважением из России,
Дмитрий Анатольевич Овчинников 23.12.2010 23:52 Заявить о нарушении
С уважением,
Дмитрий Анатольевич Овчинников 24.12.2010 15:09 Заявить о нарушении
Просто, если честно, у меня некоторые проблемы со временем. Хотелось бы, писать, всё обдумывая. Обязательно отвечу, как только освобожусь.
С уважением, Андрей ЕЛЬКИН
Андрей Елькин 24.12.2010 20:16 Заявить о нарушении
С уважением, Андрей ЕЛЬКИН
Андрей Елькин 28.12.2010 17:51 Заявить о нарушении
С наступающим Вас! Успехов и удачи во всем, во всех Ваших делах!
С уважением,
Дмитрий Анатольевич Овчинников 28.12.2010 22:00 Заявить о нарушении
Педагогическая модель формирования у старшеклассников опыта субъектного позиционирования в учебном процессе.
Опыт субъектного позиционирования учащихся, формируемый в учебном процессе, представляет собой такие знания, умения, отношения и навыки в их взаимосвязи, позволяющие ученику не только играть заданную учителем роль, но и активно находить те участки учебного процесса, на которых он самостоятельно может эту роль принять. Под опытом субъектного позиционирования также следует понимать единство и взаимосвязь его когнитивного, деятельностного и аксиологического компонентов, определяющих субъектную роль учащихся в процессе обучения.
Цель модели: эффективное формирование у учащихся опыта субъектного позиционирования в учебном процессе на основе развития личности ребёнка (проявления его способности самостоятельно находить решения нестандартных проблемных ситуаций, создавать новые продукты – проекты, становления рефлексивных механизмов самоопределения и самореализации в творческой сфере, готовности принимать решения и нести за них ответственность и др.)
Задачи модели: развитие в учебном процессе взаимоотношений субъект-субъектного характера; использование активно-деятельностной роли учащихся в многообразном процессе учения; направленность образования на саморазвитие и самореализацию учащихся в различных видах деятельности; сочетание коллективных, групповых, индивидуально-самостоятельных форм организации учебного процесса и др.
Содержание образования - на основе профилизации, но обязательно с учётом культурологического, мировоззренческого и личностно-ориентированного подходов.
Технологии обучения: проблемного обучения, развивающего обучения, проектного обучения.
Педагогические условия реализации модели:
- содержание профильной подготовки учащихся в учебном процессе реализуется через индивидуальные образовательные проекты и направлено на формирование мировоззрения и критического мышления как основы общей культуры личности ребёнка;
- в учебном процессе преобладает творчески-преобразующая деятельность учащихся;
- осуществляется формирование у учащихся умений и навыков самообразования, саморазвития, самоконтроля и рефлексии в учебном процессе через использование технологий развивающего обучения.
Критерии оценки эффективности формирования у учащихся опыта субъектного позиционирования в учебном процессе:
- когнитивный (знание основ самоанализа, самоконтроля и рефлексии, знание основ создания творческого продукта и различных проектов и др.);
- деятельностный (умения творчески мыслить, навыки проблемно-поисковой деятельности, навыки чёткого и системного планирования ребёнком своей самостоятельной познавательной деятельности и др.);
- личностный (личностные смыслы и отношения, мотивы творчества, ценностные ориентации, культурные установки, мировоззренческие убеждения и др.)
КАКОВО ВАШЕ МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ ТАКОЙ ПЕДМОДЕЛИ?? )))))
Извините, что "загрузил" Вас так накануне Нового Года. )))
С уважением,
Дмитрий Анатольевич Овчинников 29.12.2010 14:23 Заявить о нарушении
Андрей Елькин 31.12.2010 17:28 Заявить о нарушении
Каникулы закончились. Вернулся...
Скажем так, автор этой модели - один мой хороший знакомый ;)))
По поводу новизны...
Если официально...
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) уточнено содержание и охарактеризована структура понятия «опыт субъектного позиционирования ребёнка в учебном процессе»;
2) определено значение опыта субъектного позиционирования в решении задач образования;
3) спроектирована теоретически обоснованная модель учебного процесса, обеспечивающего формирование у учащихся опыта субъектного позиционирования, на уровне целей, содержания, организации и оценки результатов этого процесса;
4) определены теоретически и в экспериментальной деятельности исследованы педагогические условия формирования у учащихся опыта субъектного позиционирования в процессе обучения;
5) разработана критериальная база для оценивания уровня сформированности у учащихся опыта субъектного позиционирования в учебном процессе(когнитивный, деятельностный и личностный критерии) и показатели по каждому из них.
Если популярно...
То никто ранее не говорил о субъектности ученика на уровне ОПЫТА.
Известные ранее СУБЪЕКТНЫЙ ОПЫТ и СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ учащихся совсем не одно и то же, что и ОПЫТ СУБЪЕКТНОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ учащихся.
Да, в пед. условия его формирования входят вообщем-то уже известные вещи, но весь фокус в том, что именно их СОВОКУПНОСТЬ, их ЕДИНСТВО необходимо и достаточно для формирования этого вида опыта учащихся... И т. д.
С уважением,
Дмитрий Анатольевич Овчинников 11.01.2011 00:37 Заявить о нарушении
Андрей Елькин 11.01.2011 22:41 Заявить о нарушении
Ведь для эффективного решения задач повышения качества образования недостаточно, если субъектность и субъектная позиция ребёнка в учебном процессе проявляются спонтанно и ситуативно, поэтому необходимо целенаправленное формирование у каждого учащегося устойчивого, универсального с точки зрения области применения качественного личностного новообразования – опыта субъектного позиционирования.
В этом смысле известный педагогический исследователь, директор экспериментальной московской школы А.Г. Каспржак отмечает: «Работа инновационной школы может быть признана положительной, если в результате образовательной деятельности формируются личностные качества выпускника, которые могут быть востребованы завтра. Реальность подсказывает, что современному молодому человеку необходимо иметь ресурс, позволяющий ему самостоятельно намечать ориентиры, ставить задачи, определять пути их достижения… Самостоятельность же в учении и является той самой универсалией, которая обеспечивает человеку устойчивость, надёжность в быстро меняющемся … обществе, определяет его адаптационный (читай – жизненный) ресурс».
Что касается практики. Методика по формированию опыта субъектного позиционирования прошла экспериментальную проверку в 5 общеобразовательных учреждениях, в 3 из них она внедрена в учебный процесс. Реализуется все это на уроках, спецкурсах, внеурочных учебных занятиях и мероприятиях в девятом, десятом, одиннадцатом классах.
Психологические средства диагностики - методика Дж. Равена (тест возрастающей трудности), адаптированный тест Р. Кэттелла (16 PF-опросник, особенно по факторам B – «интеллект», Q3 – «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль», MD – «адекватность самооценки» и др.), метод исследования уровня субъективного контроля, тест Э. Торренса (на творческую деятельность), методика «ценностные ориентации» М. Рокича и др. - показали у учащихся экспериментальных классов явный ПРОГРЕСС.
Да Вы сами подумайте, разве это не влияет на качество образование, если учащиеся имеют в результате: знание основ самоанализа, самоконтроля и рефлексии, знание основ создания творческого продукта и различных проектов, а также индивидуальный познавательный стиль ученика, подразумевающий развитые индивидуально-личностные качества, в том числе в интеллектуальной сфере, имеющие мировоззренческую направленность; умения учеников самостоятельно решать проблемные задачи, умения творчески мыслить, умения осуществлять творческое сотрудничество, познавательный выбор, навыки активного использования учащимися исследовательского метода в учении, навыки проблемно-поисковой деятельности, навыки четкого и системного планирования ребёнком своей самостоятельной познавательной деятельности, навыки поиска, освоения и логической переработки учебной и научной информации; личностные смыслы и отношения, мотивы творчества, ценностные ориентации, культурные установки, мировоззренческие убеждения, сформировавшуюся собственную точку зрения при использовании методов исследовательской работы.
С уважением,
Дмитрий Анатольевич Овчинников 12.01.2011 11:09 Заявить о нарушении
Андрей Елькин 13.01.2011 18:07 Заявить о нарушении
С уважением,
Дмитрий Анатольевич Овчинников 13.01.2011 21:00 Заявить о нарушении
Ну, а в целом, я - сторонник всех инноваций. Приветствую поиск. Пусть будет больше моделей!
С уважением, Андрей ЕЛЬКИН
Андрей Елькин 13.01.2011 23:29 Заявить о нарушении
А вот еще мини-сочинение на свободную тему написанное на уроке за 15 минут учеником 11 класса, несколько лет учившегося по этой педмодели.
Музыка моего дня
…И вновь я смотрю в твои печальные глаза. Что вижу я в них? Ожидание, грусть? Нет, в твоих глазах что-то туманное, большое, пугающее… Я люблю смотреть в твои глаза. Через секунду ты можешь улыбнуться, но не исчезнет выражение глаз, только сожмётся вместе со зрачками-угольками что-то огромное, манящее, и едва дёрнутся ресницы в ожидании счастья.
В эти мгновения твой взгляд одинок и задумчив, он устремлён в бездну, в ПЕРВОЗДАННОЕ НИЧТО. Я сижу и молчу. Я жду, что скажешь ты. Но тишина и безмолвие, лишь изредка ты поправляешь свои волосы. Нет тебя, нет меня, нет маленькой уютной комнаты, нет больше жгучего ветра за окном и серебристых колючих снежинок… Только две мерцающих звезды сияют в нашей темноте – твои глаза. Может быть, это наши судьбы – две золотые нити, которым не суждено сплестись воедино…
Одинокий крик вороны возвращает нас из обволакивающей темноты молчания на слепящий, безжалостный свет настольной лампы. Замечаю часы – двенадцать. Пора… Я ухожу, и что-то новое, что-то совсем непонятное появляется в выражении твоих глаз. Это обречённость и безысходность. Такое случается не всегда, только в самые холодные и печальные дни…
Захлопнулась дверь. Гулко ударила кровь в висках. Я здесь оставил сегодня часть своей души, но я стал богаче. Я знаю, что со мной воспоминания о тебе. Пусть это даже выражение глаз. Но и это уже не мало…
"Зацените" (как выражается молодежь) эти литпримеры. Это уже не физика, а лирика... :)))
Да, разрыв между педнаукой и учительством есть. А сокращать его призваны Институты повышения квалификации учителей (и совсем не педвузы). Об этом есть интересный материал, познакомтесь: http://www.ng.ru/scenario/2010-01-26/13_pedagog.html
С уважением,
Дмитрий Анатольевич Овчинников 14.01.2011 00:48 Заявить о нарушении
«… Я хотел убить всю рыбу, которую не в силах съесть, и изгадить все пляжи Франции, которых не увижу. Я хотел, чтобы весь мир вместе со мной дошел до точки. Они говорят, что я должен отчитаться за каждую каплю бензина, которую использовал, и платить за захоронения токсичных отходов. Птицы и олени – никчемная роскошь, а хорошая рыба – дохлая рыба. Я хотел уничтожить что-нибудь красивое. Я хотел вдыхать дым пожаров. Отныне этот мир принадлежит мне…». Похоже на слова маньяка. Хотя принадлежат они одному из лучших писателей современности. Его имя Чак Паланик. Он не был «зеленым», не был борцом за чистоту экологии. Он просто озвучил те мысли, которые таятся в глубине нашего сознания. Мы хотим ломать, хотим сжигать. Это нормально, потому что мы – люди.
Мы все живем в кредит. Мы живем за счет Земли. А, как известно, по счетам нужно платить. Если не нам, то нашим потомкам. Придет время, когда природа нашего города потребует своё, но только для того, чтобы МЫ могли дальше существовать. И, конечно же, не стоит переживать по этому поводу, потому что такие слова мы уже слышали не раз, и всё прекрасно понимаем. Но у нас сотни других проблем, которые надо решать. Ведь их последствия проявятся немедленно, а не в каком-то мифическом будущем.
Запорожье – город моей мечты. Да, мусора на его просторах больше чем в любых закоулках Франции. Из животных в основном псы на всё тех же лужайках, дохлой рыбой нас не удивишь, а «вдыхать дым пожарищ» можно и в районе Кичкаса даже не разводя огонь. Мы каждый день уничтожаем что-нибудь красивое.
Но весь мир в наших руках. И я знаю, что наступит в стране спокойное время, и мы сможем решить наши проблемы, тяжесть которых так велика. И тогда мы вспомним о нашем городе. И тогда у нас не останется никаких долгов. Мы спасем ту рыбу, которая не в силах жить, и спасем пляжи Хортицы, которые могут не увидеть наши потомки. Весь мир вместе с нами дойдет до точки. Точки гармонии между человеком и природой, как бы банально это не звучало. Создадим что-нибудь красивое, чтобы украсить город, который может стать городом НАШЕЙ мечты. И это возможно. Потому что весь мир – в наших руках.
Андрей Елькин 15.01.2011 20:07 Заявить о нарушении
С уважением,
Дмитрий Анатольевич Овчинников 15.01.2011 21:04 Заявить о нарушении
Хотя я могу ошибаться.
С уважением,
Андрей Елькин 15.01.2011 21:30 Заявить о нарушении
С уважением,
Дмитрий Анатольевич Овчинников 15.01.2011 21:50 Заявить о нарушении
С уважением,
Андрей Елькин 16.01.2011 17:54 Заявить о нарушении
С уважением,
Дмитрий Анатольевич Овчинников 16.01.2011 18:41 Заявить о нарушении
С уважением,
Дмитрий Анатольевич Овчинников 16.01.2011 21:39 Заявить о нарушении
Кто мешает сегодня культивировать коллективные творческие дела? Например, нам с проектами Детско-юношеской общественной организации "Республика Мечта" это удается. Другое дело - сегодня мы оказались в иной плоскости измерения собственных усилий. Мерилом оправданности наших начинаний и энергетических затрат оказываются обычные деньги и возможность получения вознаграждения, без чего: любые благородные порывы и их реализация утрачивают отчетливые очертания. Ко всему к этому добавляются ошибочные стереотипы о том, что якобы развитые страны, такие как Америка, погрязли в абсолютном индивидуализме и, что там, где многие усматривают повод для всевозможных подражаний, на самом деле совершенно нет места коллективным творческим процессам. Так ли это?
Опять же, могу говорить лишь о том, что видел собственными глазами. Оказывается, практически всё население Соединенных Штатов имеет высокую общественную (коллективную) активность. Там каждый гражданин принадлежит к какому-нибудь сообществу - общественной, религиозной организации, клубу. По выходным дням проводятся регулярные собрания, на которых серьезно обсуждаются вопросы местной и государственной политики, принимаются решения об оказании помощи там, где она необходима. Люди искренне поддерживают друг друга, совместно выходят на акции по уборке муниципальных территорий, оказывают благотворительную помощь. Такая активность населения обуславливает общий порядок во всем. На улицах чисто, нигде нет мусора, все уважают законы и строго их исполняют.
Вообще американское общество построено на признаваемых всеми ценностях:
http://rm.pp.net.ua/blog/1-0-7
Американцы – это КОЛЛЕКТИВ, в котором в максимальной степени устранены те противоречия, которые продолжают разрушать социальные структуры в России и в Украине. И, как там поют Гимн! Какое почтение, любовь написано на лицах, когда он звучит. Видел сам, оказавшись среди сотен, незнакомых друг с другом, людей. Так поют Гимн лишь тогда, когда ты чувствуешь не обособленность, когда ты часть общности, объединенной, словно дружная семья, идеалами справедливости и равенства. При этом, конечно, есть и там свои проблемы.
Что касается коллективизма в уже знакомых нам формах, то на ум приходят воспоминания из собственного детства. Никогда не забуду, как в пионерском лагере нас готовили к смотру-конкурсу строя и песни. Многочасовое хождение строем продолжалось ежедневно. Эта экзекуция продолжалась в течение недели, если не больше. Зато в детских умах формировалось «коллективное» сознание.
С уважением,
Андрей Елькин 20.01.2011 19:37 Заявить о нарушении
Возможно... Только общеиствестно, что истоки настоящей культуры были в Европе.
С уважением,
Дмитрий Анатольевич Овчинников 20.01.2011 21:44 Заявить о нарушении
С уважением,
Андрей Елькин 24.01.2011 15:57 Заявить о нарушении
Дмитрий Анатольевич Овчинников 24.01.2011 16:16 Заявить о нарушении
Андрей Елькин 24.01.2011 17:10 Заявить о нарушении
Дмитрий Анатольевич Овчинников 24.01.2011 18:35 Заявить о нарушении
С уважением,
Дмитрий Анатольевич Овчинников 04.02.2011 12:23 Заявить о нарушении
Андрей Елькин 04.02.2011 14:49 Заявить о нарушении
С уважением,
Дмитрий Анатольевич Овчинников 04.02.2011 16:28 Заявить о нарушении
С другой стороны, существует ряд факторов, без учета которых реализация вышеупомянутых принципов окажется недостигнутой. Нынешнее поколение детей, имея высокий потенциал учебных возможностей, находятся в условиях, которые по целому ряду признаков могут быть охарактеризованы как относительно благоприятные.
Андрей Елькин 04.02.2011 19:09 Заявить о нарушении
Дмитрий Анатольевич Овчинников 04.02.2011 21:10 Заявить о нарушении