Грань

Серые стены давили все сильнее, ощущались физически и доводили до отчаяния. Она смотрела в пустоту отсутствующими глазами.
Это началось давно. Странный процесс разложения личности или мозга. Сначала был такой подъём – физический и моральный – так хотелось жить, сделать что-то такое, чтобы все поняли, осознали, заметили! Она бросалась от одной идеи к другой, пыталась найти возможности реализовать себя в разных сферах, словно летала на крыльях. А потом…потом словно лопнул невидимый шарик внутри. И начался спад. Она не видела никаких перспектив, вообще ничего не видела. Точно так, как и ее не видели. Началось существование отдельно от внешнего мира. Словно создался лично ее мир, он жил внутри и разрывал ее на кусочки. Там, в этом мире, все было серое. Сначала ей нравилось само ощущение, она жила там, закрывалась от внешнего. Потом реальность стала совсем туманной, она как-будто растворилась в ее мире. Серые стены давили с каждым днем сильнее, она исчезала в приступах серой безысходности, тонула в них и не видела возможности выбраться оттуда. Хотя порой и хотела.

В психиатрии есть два таких противоречивых термина, которые вызывают размышления, как учёных, так и философов. Есть ли разница между шизофренией и шизоидным типом личности? Шизофрения – это болезнь, в которой человек замыкается в свой мир, абсолютно противоположный окружающему. Шизофреник не способен реализовать себя в обществе. Однако остановимся на шизоидном типе личности. Вы считаете асоциальным замкнутость или желание защитить свой внутренний мир? Что такое «внутренний мир»? То, куда прячется человек от внешних факторов, но ведь это не показатель того, что он не может реализовать себя в социуме, в карьере или других сферах деятельности? Мы считаем ненормальным излишнюю замкнутость. А кто установил грань между нормальным и ненормальным? Почему кто-то позволяет себе судить о человеке, прячась за умными фразами из книг? Мы устанавливаем стереотипы поведения и стараемся соответствовать им. Мы боимся осуждения себе подобных.
Однако всегда есть те, кто может выйти за рамки стандарта. Возможно, они сильные личности. Возможно, слабаки, которые прячутся от мира. Но мы не допускаем простого объяснения. Их «грань нормальности» шире, их внутренний мир глубже погрязшего в стереотипах человечества. Чувства ярче, эмоции полнее, именно они ощущают всю полноту жизни, они – неограниченны искусственно созданными рамками.

Она перестала различать цвета. Пила серый чай из серой чашки, смотрела с балкона на серых людей. И даже любимый кактус стал серым. Всё было так странно… И страшно. Мир сужался до размеров вакуума вокруг ее тела, невыносимой задачей казалось дотянуться до кресла. Стены давили физически, она задыхалась от жуткого ощущения конца. Конца всего.
Стены становились всё ближе. Она закричала и ударила рукой о стену, пытаясь оттолкнуть, защититься. Она была одна, паника нарастала.
- Нет, нет, я не хочу!!! – закричала она. Всё закружилось в сером бешеном водовороте.

Кто установил грань нормальности? Психиатры и психологи? Или, возможно, такие же ненормальные люди, которые называя диагнозы других, уходят от собственных. В чем заключается та тонкая грань от нормального до ненормального, от стандартного до асоциального? Психически больные живут в своём мире, таком странном для обычного человека. Но что значит обычность? Ведь для них – мы точно такие же странные и непонятные. Они считают больными нас.
Может, прогресс вовсе не в атомной энергетике и генной инженерии, а в человеческой психике. До чего способны дойти психические процессы? Какую грань не смогут переступить даже неадекватные в поведении люди? Или смогут? Или для них нет граней, возможности их подсознания безграничны?! Но мы не допускаем этого. Нет гарантии, что мы поступаем во благо, подавляя их психические процессы транквилизаторами и антидепрессантами. Возможно, в больном подсознании скрывается тот самый ключ к дальнейшей эволюции человечества. Может, именно в больном воображении скрываются удивительные открытия и новые решения.

Она открыла глаза. Как странно! Она лежала на красноватом паркете. Где-то на столе виднелся зеленый (!) кактус. В чашке был холодный коричневый чай. Это неправильно… Очень неправильно. Реальность вернулась. Сама по себе снова вернулась в ее повседневную жизнь.
Она встала, держась рукой за стол. И вдруг вспомнила, что писала диссертацию. Смахнула выступивший пот со лба и села за компьютер.
Она знала, что ее «серый мир» вернется. Теперь все вдруг стало на свои места. Это как качели – вверх-вниз, подъём-спад. Это жизнь. Настоящая жизнь, наполненная всей гаммой эмоций, которую только способен ощущать человек. Человек, вышедший за рамки стереотипов.

Каждый день мы видим сотни людей, совершенно незнакомых нам. Они спешат на работу, домой, на родительское собрание. Они злые или веселые, раздражённые или спокойные. И только единицы этих людей способны перешагнуть невидимый барьер, установленный обществом, стереть грань между нормальностью и ненормальностью, тем самым открыв новые горизонты своего развития. К которым когда-то подойдёт всё человечество.


Рецензии