Восход Сталина. Размышления. Часть 6

Слияние большевизма с национальной историей России, выражающееся в прославлении великих русских людей и подвигов, изменили интернациональный характер большевизма (с)
Карл Шнурре, секретарь немецкого министерства иностранных дел по внешнеэкономическим вопросам, конец июля 1939 в беседе с Астаховым, советским поверенным в делах - Леонид Млечин "МИД. Министры иностранных дел. Романтики и циники" - Москва, 2001.

Я думаю, что тему русского национализма и советского патриотизма можно продолжать сколько угодно долго. Я думаю, что не стоит этому препятствовать и писать дальше.
Возможно, что у кого-то сложились негативные впечатления после прочтения моих предыдущих глав. Что поделать, я писал беспристрастно, правду, правду и исключительно правду. Иначе просто не может и быть.
Однако сейчас я хотел бы добавить позитива и рассказать о том, что я ещё не излагал здесь.
Итак, начну я с цитат из одного исследования, которая мне очень понравилась, и я хотел бы добавить её в свою работу.

«Эти позитивные эмоции фокусировались на патриотической идее, понятной для миллионов советских людей, Воспитание молодого поколения в духе уважения к культурному наследию страны стало одной из постоянных забот сталинского руководства. Дети осваивали азы грамотности, заучивая  стихи Тютчева, Майкова, Фета. Празднования юбилеев Пушкина и других классиков русской литературы превращались в общенациональные праздники. По радио звучали не только бравурные марши и песни, но и классическая музыка русских композиторов. Фильмы, построенные на том, как рядовые советские люди  ставили в кружках «Евгения Онегина», отражали реальность и пропагандировали русскую классику; не только портреты Сталина  и других вождей, но и бесконечные репродукции русских пейзажей Шишкина и других классиков русской живописи стали характерной приметой советского предвоенного быта»

И вот ещё:

«Массовая патриотическая пропаганда, развитая задолго до начала войны, включала прославление многих страниц прошлого нашей страны и ратных подвигов её воинов. Ещё до войны. Ещё до войны дети могли купить наборы картонных солдатиков, изображавших воинов Дмитрия Донского, армий Петра I и Кутузова. Довоенные фильмы пропагандировали Суворова и Богдана Хмельницкого. По этой причине плакаты времён войны, в которых имена красных командиров гражданской войны  соединялись с именами героев тысячелетней Руси, не вызывали удивления. (На плакатах Кукрыниксов советские солдаты били гитлеровцев, а на заднем плане виднелись фигуры Чапаева, суворова, Александра Невского. Текст к плакату гласил: «Бьёмся мы здорово, рубим отчаянно, внуки Суворова, дети Чапаева!») Уже зимой 1942 дети играли в «разгром немцев под Москвой», защищаясь щитами с изображениями барса, как у Александра Невского из кинофильма».

Источник: Юрий Емельянов. Мифы о Сталине // Слово – 1995 - № 11/12 – стр.80.

Ну, а теперь давайте дополним эту картину другими фактами.

Я бы хотел более подробно остановиться на теме кино. Начнём с упомянутого выше фильма «Александр Невский».

Фильм относится к плеяде классических советских исторических фильмов 30-х годов и считается одной из лучших работ Сергея Эйзенштейна. «Александр Невский» появился в кинотеатрах в 1938 году и имел огромный успех, сравнимый, разве что, с «Чапаевым» братьев Васильевых. Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. Однако вскоре после выхода картины на экраны она была изъята из проката по политическим соображениям СССР к Германии (это может быть связано как раз с заключением в дальнейшем пакта Молотова-Риббентропа). В 1941, после начала Великой Отечественной войны, «Александр Невский» вернулся на экраны с еще более оглушительным успехом. В 1942, в год семисотлетия Ледового побоища, был выпущен плакат со словами И. В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». Почти в полном составе съемочная группа «Невского» осуществила постановку и следующей ленты Эйзенштейна — «Ивана Грозного».

Фильм основан на исторических событиях XIII века, борьбе Новгородской республики с экспансией рыцарских орденов. Действие разворачивается в 1242, уже после битвы со шведами на Неве в 1240, что позволило шире раскрыть в фильме «немецкую» тему. Однако Эйзенштейн не ставил задачей буквально экранизировать события. В сценарии есть отступления от действительности, романтизация и поляризация сторон конфликта, а наряду с историческими персонажами и событиями действуют и вымышленные.
На западные рубежи Руси наступают войска Тевтонского ордена. Они захватывают Псков, мучают и убивают местных жителей. Рыцари заранее делят ещё не завоеванные русские земли, присваивая себе титулы князей и надеясь на поддержку Папы Римского.
Новгородский люд на вече решает собирать дружину и звать на командование ей опытного полководца князя Александра, прозванного Невским. Двое богатырей — Гаврила Алексич и Васька Буслаев, оба - реальные личности — сватаются к одной девице, и она решает, что выберет того, кто лучше покажет себя в битве.
Войска сходятся к берегам замёрзшего Чудского озера. Перед боем один дружинник рассказывает князю басню о лисице, застрявшей в развилке дерева, куда её заманил заяц. Александр поступает похожим образом: строит свои войска клещами, в то время как «кабан» тевтонцев наступает прямо по центру. Русичи окружают врага, зажимают в «тиски» и разбивают его. Бросившиеся в бегство немцы тонут, проламывая тяжелыми доспехами лёд. Предводители агрессоров попадают в плен.
После битвы русские женщины собирают раненых. Двух богатырей-героев едва живыми отвозят в Новгород, где Василий публично отдает первенство другу. Сам же он женится на дочке воеводы, сражавшейся в битве наравне с мужчинами.
Князь и новгородский люд судят тевтонцев. Рядовых кнехтов отпускают, рыцарей оставляют для выкупа. Предводителей войска и предателей толпа линчует на месте. После этого новгородцы бурно празднуют победу. Александр, напутствуя отпущенных кнехтов, перефразирует Библию: «Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская Земля!»

Музыку к фильму создал известный композитор Сергей Прокофьев. Его саундтрек, состоящий из симфонической и хоровой музыки, представляет собой полноценное классическое произведение и считается одним из лучших саундтреков в советском кино. По признанию самого Эйзенштейна, некоторые эпизоды фильма монтировались именно по записанной музыкальной фонограмме. Прокофьев объединил все музыкальные фрагменты в кантату «Александр Невский», состоящую из семи частей:

1) «Русь под игом монгольским»
2) «Песнь об Александре Невском»
3) «Крестоносцы во Пскове»
4) «Вставайте, люди русские!»
5) «Ледовое побоище»
6) «Поле мертвых»
7) «Въезд Александра во Псков»

Фильм был выпущен с плохо записанной звуковой дорожкой. Низкое качество записи объясняется тем, что в фильм была вставлена черновая версия, которую ещё предстояло переозвучить. Но ещё до того, как это было сделано, фильм с черновым звуком просмотрел Сталин и утвердил именно в таком виде. Эйзенштейн не рискнул что-либо изменять в фильме, успешно прошедшем столь высокую цензуру. Темы «Крестоносцы» и «Ледовое побоище» до сих пор используются в различных художественных и документальных киноматериалах.
В ноябре 2006 года по российскому каналу «Культура» была показана укороченная версия фильма, без фрагмента, в котором поётся песня «Вставайте, люди русские». Это вызвало определённую озабоченность и возмущение среди некоторых зрителей. Редакция канала ответила, что телеканал «Культура» закупил такую версию фильма.
Видеоряд фильма использовался в клипе группы Алиса на песню «Небо Славян», а также для создания клипа для песни группы «Ария» «Баллада о древнерусском воине», которая как раз повествует о Ледовом побоище.
В романе Тома Клэнси «Красный шторм поднимается» колоризированная версия «Александра Невского» демонстрируется в СССР перед нападением на ФРГ для того, чтобы население прониклось искренней ненавистью к Германии.
Во время просмотра фильма американскими офицерами один из них говорит, что раз в фильме показаны последствия татаро-монгольского нашествия, то «русские до сих пор одержимы „желтой угрозой“. В состав Советского Союза вошло много народов монгольского происхождения, однако теперь у китайцев было ядерное оружие и самая большая в мире армия». Причем Китай к татаро-монгольскому нашествию остается неизвестным. То, что в фильме звучит песня «Вставайте люди русские», в которой слово «русские» упоминается 21 раз, свидетельствует о том, что СССР никакая не «семья народов», а «новая Российская империя» — по мнению автора в ХIII веке уже был «советский народ».
Этот фильм стал реальным символом русского патриотизма, ведь недаром приведённая мною цитата говорит о том, что именно барс князя использовался как символ борьбы с захватчиками. А сама музыка! «Вставайте, люди РУССКИЕ!» Это было буквально воззванием, призывом, кличем – вставай, Русский Народ, на борьбу с врагом! Вствай, изгони его из пределов твоей страны! И никакого т.н. «интернационализма». А только национализм и патриотизм. И это можно назвать величайшим событием для сохранением нашего, Русского самосознания. Возможно, именно благодаря этому фильму мы ещё живы как нация, как народ. И вообще, слова благоверного князя всегда будут актуальны. Ведь и правда – кто бы не пришёл к нам с мечом ли, с автоматом ли, с чем-нибудь ещё – всё равно, от меча он и погибнет. «На том стоит и стоять будет Русская Земля!»

А теперь мне хотелось бы перейти к другому фильму режиссёра Эйзенштейна – «Иван Грозный».  Это последний фильм режиссёра. Состоит из двух серий. Сохранились фрагменты незаконченной третьей серии. Чёрно-белый за исключением одной сцены второй серии - «Пляска опричников».
Основой сюжета фильма является история укрепления единовластия в Московском государстве при Иване Грозном. Достижение абсолютной власти путем коварства и жестокости обрекло Ивана на одиночество и неразрешимые сомнения — таков трагический финал борьбы за власть. В первой серии описываются ранний период правления Ивана Грозного, первые тринадцать лет. На это время приходятся военные победы под Казанью. Во второй серии изображается период 1560—1569 годов. На это время приходится опричнина и наиболее драматический эпизод борьбы Ивана Грозного с боярами, организовавшими, по мнению авторов фильма, заговор с целью убить царя. Во главе заговорщиков встала тётка царя Ефросинья Старицкая, мечтавшая возвести на престол своего сына Владимира.
Сюжет, съёмочный процесс, тексты реплик и т. п. подлежали одобрению правительства СССР и лично И. В. Сталина. Съемки первой серии шли на студии ЦОКС в Алма-ате После запрета второй серии работы над фильмом были прекращены. Третья серия фильма существует только в сценарии, в подготовительных рисунках, в рабочих записях и нескольких запечатлённых на плёнку фрагментах.
Первая серия вышла в прокат 16/20 января 1945. За нее режиссёр и съёмочная группа получили Сталинскую премию. Вторая серия была запрещена после того, как Сталин посмотрел ее, — из-за очевидной ассоциации показанной опричнины со Сталинским репрессивным режимом. Серия была подвергнута критике в Постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б) «О кинофильме „Большая жизнь“» от 4 августа 1946 года, где утверждалось, что "прогрессивное войско опричников" и сам Иван Грозный в картине изображены ошибочно, в отрицательном свете. Было приказано уничтожить весь отснятый материал третьей серии (около 20 мин), но небольшой кусок остался. Вторая серия была выпущена на экран 1 сентября 1958. Небольшой фрагмент третьей серии «Рыцарь Штаден на опричном дворе» и другие были представлены зрителю в 1988.

Ниже я приведу цитату из этого постановления целиком:

ЦК ВКП(б)  устанавливает,  что  Министерство  кинематографии
(т. Большаков)  за последнее время  подготовило,  кроме  порочной
картины "Большая жизнь", ряд других неудачных и ошибочных фильмов
— вторая серия  фильма  "Иван  Грозный"  (режиссер С.Эйзенштейн),
"Адмирал   Нахимов"   (режиссер   В.Пудовкин),   "Простые   люди"
(режиссеры Г.Козинцев и Л.Трауберг).
     Чем объясняются столь частые случаи производства фальшивых и   
ошибочных  фильмов?  Почему потерпели неудачу известные советские
режиссеры тт.  Луков,  Эйзенштейн, Пудовкин, Козинцев и Трауберг,
создавшие в прошлом высокохудожественные картины?
     Дело в том, что многие мастера кинематографии, постановщики,
режиссеры,  авторы  сценариев  легкомысленно  и   безответственно
относятся  к  своим  обязанностям,  недобросовестно  работают над
созданием кинофильмов. Главный недостаток в их работе заключается
в  том,  что  они  не  изучают  дело,  за  которое  берутся.  Так
кинорежиссер В.Пудовкин взялся ставить фильм о  Нахимове,  но  не
изучил  деталей  дела  и  исказил историческую правду.  Получился
фильм не о Нахимове,  а о балах и танцах  с  эпизодами  из  жизни
Нахимова. В результате из фильма выпали такие важные исторические
факты, что русские были в Синопе и что в Синопском бою была взята
в  плен  целая  группа турецких адмиралов во главе с командующим.
Режиссер С.Эйзенштейн  во  второй  серии  фильма  "Иван  Грозный"
обнаружил   невежество   в   изображении   исторических   фактов,
представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в  виде
шайки  дегенератов,  наподобие  американского  Ку-Клукс-Клана,  а
Ивана  Грозного,  человека  с  сильной  волей  и  характером,   —
слабохарактерным  и  безвольным,  чем-то  вроде  Гамлета.  Авторы
фильма "Большая жизнь" проявили невежество в  отношении  изучения
темы о современном Донбассе и его людях.
     В незнании предмета,  в легкомысленном отношении сценаристов
и режиссеров к своему делу заключается одна  из  основных  причин
выпуска негодных фильмов.

Из этого следует, что называя опричников «прогрессивным войском», а также возмущаясь по поводу того, что Иван Грозный показан «слабохарактерным и безвольным», Сталин считал этого правителя идеалом для самого себя, опричников – идеалом для чекистов и вообще идеализировал ту эпоху. Фильм об идеальном правителе – вот как можно назвать его. Иван Грозный боролся с боярами и смутьянами, а Сталин вёл борьбу с «врагами народа». Параллели были очевидны. И, признав опричников и чекистов в постановлении родственными друг другу, Сталин косвенно указал на деспотизм собственной власти. Для этого был выбран именно эпизод русской истории, а в качестве позитивного примера подразумевался царь! Мыслимо ли это было в 20-е годы!

Вообще, сталинская эпоха характеризуется огромным выпуском фильмов патриотического характера, причём не только советско-патриотического или революционного, но и обращением к русской истории. К тому, что в начале революции некоторые особо активные и ретивые товарищи порывались «сбросить с корабля современности». Но этого, к счастью, не произошло.

Таким образом, можно говорить, что при Сталине страна массово приобщается к культурному наследию прошлых лет, к русской культуре, к истории дореволюционной России. Имена русских царей и «царских» генералов, сиречь великих русских полководцев, представляются народу как символ гордости и образец для подражания. Наряду с «героями революции и гражданской войны» - Чапаевым, Будённым, Ворошиловым и так далее. Эти «герои революции» тоже не забываются – снимаются фильмы «Чапаев» (1934), «Александр Пархоменко» (1942), «Щорс» (1939), «Котовский» (1942) и так далее.

Тема национализма и патриотизма будет ещё продолжена мною на протяжении всей книги неоднократно.


Рецензии
Хоть кто-то сказал доброе слово о Сталине.

Александр Ван Штофф   16.06.2010 22:35     Заявить о нарушении