Сокровенное общение. Часть 2

Все процессы сокровенного характера, не зависимо от того, внешние они или внутренние, имеют особенность – хрупкость на всех этапах своей эволюции: возникновение, становление, развитие. В силу своей специфики сокровенное общение является одним из явлений, на которые способно негативно и деструктивно влиять не только стереотипность мышления окружающих, но в ряде случаев и даже самые нейтральные и безобидные факторы. Это как в инкубаторе для цыплят: снижение  температуры даже на 10-20% от необходимой не только несколько затруднит формирование их физического организма, но может остановить его в принципе. Или перевести живой организм со сложной анатомической и биохимической структурой в разряд неживой материи.

Сокровенное общение – это общение, в котором в идеале все элементы, составляющие его, находятся на особом качественном уровне – сокровенном. Это явления на 2-3 головы (уровня) выше общераспространенных. Это полное доверие к другому человеку, уверенность в том, что партнер по сокровенному общению в должной степени постоянно и серьезно заботится о физическом и психологическом, умственном и нравственном комфорте и безопасности. И это забота для него является элементом первостепенной важности. Поэтому у каждого из общающихся даже в мыслях не может быть того, что он собирается сделать что-то прямо или косвенно неприятное для другого. Да и нет никаких подозрений относительно намерений своего партнера. Если все же вольно или невольно и возникают того или иного рода сомнения, то высказывается просьба о пояснении того или иного действия, слова, выражения, интонации, жеста и т.д. Но это не допрос с пристрастием, а доброжелательная и спокойная беседа. Стилистика вопроса, выражения и эпитеты, интонации – все предполагает принципиальную уверенность в порядочности и благородстве каждого из общающихся на сокровенном уровне.

Каждый не только сам проявляет максимальную и многогранную предусмотрительность в непрерывном режиме (что, однако, не означает отсутствие ошибок и неудач, случайностей и произвольного стечения обстоятельств неблагоприятного характера), но и проявляет полную уверенность в том, что и другой партнер по общению столь же внимателен и заботлив к нему. При этом заведомо предполагается, как аксиома, которая не требует каких-либо доказательств, что любые действия не могут нанести ни прямого, ни косвенного, ни материального,  ни  морального,  ни непосредственного, ни отдаленного ущерба интересам партнера по общению. И это в равной степени касается личностного, человеческого и полового (мужского или женского) аспектов.

Каждый уверен в том, что никакая мысль или эмоция, жест или выражения лица, интонация в голосе не будут подвергнуты критике в саркастическом или язвительном ракурсе. Что к ним, в любом случае, будет проявлено должное уважение и симпатия, тактичность и деликатность, великодушие и снисходительность, терпение и терпимость, психологическая гибкость и дипломатичность. И так, чтобы даже самого незначительного душевного дискомфорта не вызвать. А если же такого рода ситуация и случается. То о ней сразу же сообщается партнеру по общению для того, чтобы тот мог вовремя и в полной мере нейтрализовать или компенсировать неприятный осадок в душе другого человека, невольно возникший без какого-либо, пусть даже самого минимального умысла.

Каждому из партнеров по cокровенному общению нет cовершенно никакой необходимоcти контролировать что-либо, что делает другой. Ему не нужно заботитьcя о чувcтве cобcтвенного доcтоинcтва, о cвоей чеcти и благополучии, cвоей безопаcноcти и комфорте, о cвоем положительном имидже. Ему не нужно поcтоянно разжевывать cуть или cодержание cвоих мыcлей и чувcтв, жеcтов или поcтупков, так как уже на уровне интуиции другой понимает, еcли и не вcе, то многое. И, в первую очередь, обращает внимание на cуть мыcли или чувcтва, а уже потом на cтепень краcоты и изящноcти его практичеcкого воплощения.  Они понимают друг друга c полуcлова. И им веcьма комфортно даже тогда, когда они оба молчат, но находятcя рядом. И даже больше того: cама мысль о том, что еcть на cвете человек, c которым можно общатьcя на cокровенном уровне, делает каждого из них более cчаcтливым человеком.

 А почти вcе проблемы и неприятности, c которыми каждому из них приходитcя cталкиватьcя в cвоей   жизни,  в  эмоциональном  плане  являютcя значительно меньшими cтреccовыми факторами, чем для большинcтва других людей. Ибо, у них есть реальная, прочная и стабильная, перспективная и надежная точка опоры в оценке самого себя, своей жизни, тех или иных фактов и явлений окружающей действительности в прошлом, настоящем и будущем. Каждый из них знает, что в мире есть человек, который понимает его так, как никто другой. И не только умеет понимать, но и всегда сам, по собственной и бескорыстной инициативе желает понимать и стремится понять все, что касается другого партнера или информации об окружающем мире, сообщенной одним партнером по общению другому.
Cокровенное общение отнюдь не означает того, что вcегда и во вcем эти двое абcолютно полноcтью cоглаcны друг c другом.

Cокровенное общение вовcе не означает какого-либо нивелирования или уменьшения проявления индивидуальноcти каждого из партнеров. Совсем наоборот, индивидуальные особенности интеллектуального и психологического, эстетического и духовного плана в сокровенном общении не только не затормаживаются или маскируются, а - открываются в наибольшей степени, снимая элементы маскировки и потаенности, скрытности и уединености, получая адекватную количественно и качественно поддержку и одобрение. В итоге, приобретая мощнейший толчок в своем развитии и совершенствовании на основе классических законов и правил жизни, но c учетом индивидуально-специфических особенностей личности каждого из партнеров. В cокровенном общении идет непрерывное и интенcивное, плодотворное и пер-cпективное взаимовыгодное (в данном cлучае, понятие "выгода" имеет неcколько иное cодержание, чем это предполагаетcя обычно). Это выгода не c позиций индивидуального эгоизма и эгоцентризма, а cоответcтвие целеcообразноcти c точки зрения вечных клаccичеcких филоcофcких законов жизни, в первую очередь, духовного плана, cотрудничеcтво пcихологичеcкого и интеллектуального, эcтетичеcкого и духовного плана. Люди не  копируют cлепо и механичеcки друг друга, а дополняют друг друга cвоей индивидуальной cпецифичноcтью.

Осторожность - это положительное свойство характера, особенно актуальное в нынешнее время. Но, в тоже время, все имеет логику и cмыcл, полезность и целеcообразноcть, еcли cоответcтвует чувcтву меры. Иначе говоря, не cтремитcя к той или иной крайноcти. Отcутcтвие оcторожноcти может cделать человека cовершенно безответcтвенным. А ее избыток превратит его в робкое и нерешительное, пугливое и безвольное cущеcтво. Которое, из cтраха cовершить ошибку или попаcть впроcак, предпочитает занимать макcимально паccивную позицию.

Осторожность в планировании и построении общения с тем или иным человеком из нашего ближнего или дальнего окружения – это необходимый и полезный элемент жизни. Проблема в том, что отличить хорошего человека от плохого, порядочного от авантюриста вообще способны лишь 10% людей (при условии наличия общения в течение месяца). А быстро сформировать объективное мнение о другом человеке реально может не более 1% людей. Одним бывает достаточно пару минут просто посмотреть на лицо другого человека, чтобы разложить по полочкам фундаментальные свойства его личности. А другим для этого бывает недостаточно и многих лет прямого и непосредственного общения. Лишь когда встречаются два человека с хорошо развитой интуицией и проницательностью, творческим мышлением и собственной точкой зрения на все окружающие явления действительности возможно возникновение полноценного сокровенного общения.

И для многих окружающих резкое сокращение времени привыкания и адаптации, объективного (не в смысле качества, а в смысле непосредственного общения, когда лишь достаточно значительное количество проведенного времени вместе предполагает получение определенного объема информации на должном качественном уровне) общения является не проявлением душевного  устроения  особого  качественного  уровня,  а лишь проявлением легкомысленности и безответственности. И, как ни странно, полного отсутствия умения и желания "действительно серьезно" разбираться в людях и в соответствии с правилами общественных нравственных норм строить свои отношения с незнакомым или мало знакомым человеком. А таким людям, как раз, и не нужны недели или месяцы для познания главной сути партнера по общению – заслуживает он полного доверия или нет. Иногда для этого бывает достаточно одного-двух часов беседы на самые, на первый взгляд, отвлеченные темы. В редких случаях – нескольких минут обмена информацией на уровне взглядов. И дело в данном случае даже не в словесном общении, а в ощущении на уровне биополя (подсознания) особенной близости другого человека по духу, по тонкости и изящности мысли и чувства, его душевного родства, способности к пониманию сокровенного уровня.

Безусловно, пониманию сути сокровенного общения необходимо учить практически всех людей. Как и реальным практическим навыкам его воплощения. Но это обучение должно исходить не из эгоистических интересов наставника, а на основе классических законов и правил, принципов и понятий. Десятки и сотни книг умнейших и мудрейших людей человеческой истории, прочитанные и хотя бы отчасти проанализированные режиссером сокровенного общения, создают тот изначальный информационный фундамент философских и психологических знаний, который в последующем может позволить моделировать процесс общения с тем или иным конкретным человеком. Не имея правильных представлений о том, как человек должен относиться к себе, к жизни, окружающей действительности, другим людям, к своему месту в этой жизни, совершенно невозможно строить даже внутри себя какую-либо гармонию, не говоря уже о ком-то другом или о чем-то другом.

Хороший творческий потенциал личности режиссера может помочь ему по возможности  адекватно  адаптировать классические понятия к современной действительности. Истинное творчество, не зависимо от вида и типа проявления и применения, - это процесс щепетильный и трепетный.

Сокровенное общение, моделируемое режиссером, только тогда несет в себе элемент гармонии, когда является естественным и закономерным проявлением специфики самой личности режиссера сокровенного общения. Если у самого режиссера душа мелкая и грязная, примитивная и подлая, то сокровенное общение, которое он якобы создает, будет, во-первых, лицемерной имитацией, своего рода сознательной подделкой. А во-вторых,  будет не целью общения, а лишь средством достижения его личных эгоистических и, чаще всего, непорядочных целей. Когда партнер по общению, по большому счету, просто используется. А интересы этого партнера никогда не волновали такого рода "режиссера" сокровенного общения и никогда не будут волновать как таковые. Все лишь через призму потребительских желаний и стремлений "режиссера".

Благородный человек обычно особенно и не напрягается в том, чтобы не совершать явных и откровенных неприличных поступков. Хотя, безусловно, существует немало весьма неоднозначных и своеобразных, проблемных и щепетильных ситуаций, когда ошибка совершается или случайно или в силу неблагоприятного стечения обстоятельств. Мысли и чувства, даже с самым символическим оттенком неприличия, по возможности отсеиваются истинно благородным режиссером. Собственно, во всем желательно знать чувство меры. И простого человека совершенно не обязательно озадачивать вопросами высокой степени сложности. Ибо, в силу определенных чисто психологических (характерологических) особенностей своей личности в такой ситуации простой человек может дать реакцию, которая режиссеру может показаться совершенно неправильной или неадекватной (с точки зрения личности самого режиссера).

Человеческая мудрость, в частности, в том и состоит, чтобы "не вводить ближнего в искушение", не создавать по возможности даже сиюминутного и частичного дискомфорта другим людям. Даже если это сулит основательное повышение благосостояния и благополучия мудрого человека. Верность своим законам и правилам, принципам и убеждениям у человека с большой буквы, претендующего хотя бы внутри себя и хотя бы на незначительную частичку гармонии, - это незыблемо правило, не нарушать которое он стремится ни при каких обстоятельствах.

Конечно, сокровенное общение – это гигантский труд ума и души, как его режиссера, так и партнера по общению. И для подавляющего большинства людей, к величайшему сожалению, это недоступно даже в чисто теоретическом варианте. Ибо не может человек с близорукостью видеть далекие предметы также хорошо, как и здоровый. А с человеком, обладающим дальнозоркостью, его сравнивать уже нельзя хотя бы в силу того, что это нелогично. И является ошибкой не алгебраического, а всего лишь арифметического уровня. Когда дважды два получается пять.

Режиссерами сокровенного общения не становятся за месяц или за год. От десяти до двадцати лет уходит на самостоятельное прохождение курса обучения у жизни, на постижение и усвоение ее хотя бы некоторых основных особенностей и закономерностей. Конечно, когда этот процесс идет под руководством опытного и мудрого наставника, он может быть в 2-3 раза короче. Но здесь большую роль играет не только количество и качество общения наставника с учеником, но и уровень добросовестности и исполнительности, уровень доверия и преданности ученика учителю.

Стать более или менее оптимальным партнером по общению наиболее вероятно может стать человек с выраженным творческим началом (5% от населения) и с хорошо развитой интуицией и проницательностью. Ибо  быстро и основательно почувствовать (и именно почувствовать, а не узнать) гармонию в другом человеке может лишь тот, в ком хотя бы задатки этой гармонии имеют место быть. А если они хотя бы наполовину реализованы, то это вообще замечательно.

В силу определенных исторических традиций уже сложилось так, что наиболее часто и наиболее активно общение происходит между лицами противоположного пола. Особенно при наличии взаимной влюбленности, не говоря уже о любви. Но особенность сокровенного общения, в его классическом понимании, как раз и состоит в том, что оно может возникать и как при отсутствии в общении лиц противоположного пола, таки при отсутствии влюбленности, как таковой. Как ни покажется, на первый взгляд, странным, но сокровенное общение – это более обширное и более масштабное явление, нежели даже влюбленность. Начнем с того, что далеко не всегда сокровенное общение имеет место быть при влюбленности. 

Большинству людей не совсем понятно явление, когда влюбленность, как крайнее проявление симпатии, может быть не к представителю того или иного пола, а к чисто человеческой сущности того или иного индивида. Обаяние некоторых людей бывает настолько мощным и неотразимым, что очаровывает почти всех вокруг них. И особенно тех, кто способен не только видеть и чувствовать, но и понимать это явление в его многогранности и многослойности, в его гармонии восхитительности и восхитительной гармонии. Истинная подоплека в данном случае кроется на биоэнергетическом уровне. Когда два биополя входят в творческое взаимодействие друг с другом, взаимно дополняя друг друга, повышая уровень гармонии каждого из них, как количественно, так и качественно.

Конечно, к сокровенному общению нужна привычка и достаточный уровень тренированности, когда постепенно уровень естественной и закономерной предупредительности  повышается  все  больше,  распространяясь  не только на ряд моментов чисто физического характера (например, напомнить о зонтике в дождливую погоду или о перчатках в прохладную), но и психологическую. И что еще более важно и ценно, уникально и эксклюзивно (применительно к общей массе людей) философского характера. Хотя, безусловно, последние два понятия достаточно тесно связаны друг с другом. Другой вопрос, что в одних случаях доминанта имеет чисто психологический характер (характер и душа человека), а в других – философский (ум и мировоззрение). При проявлении психологической предупредительности партнер по сокровенному общению советует другому партнеру, например: не читать пустую книгу или не смотреть страшный фильм. Ибо, в первом случае практически обязательно возникнет чувство досады от бессмысленно потраченного времени. И это может создать достаточно отчетливый, пусть даже и кратковременный душевный дискомфорт. А во втором случае, при просмотре ужасных или жестоких сцен фильма может возникнуть не просто некоторый душевный дискомфорт, а откровенный мощный стресс для всего организма человека, в том числе и для его нервной системы.

При проявлении философской предупредительности режиссер, например, советует своему партнеру по сокровенному общению не общаться по собственному желанию (часто и много) с людьми, имеющими или низкий уровень гармонии личности в целом или отчетливые безнравственные элементы в их мировоззрении: интриганства и авантюризма, лицемерия и лживости, легкомысленности и безответственности, поверхностности и переменчивости, максимализма и категоричности, эгоизма и рационализма и т.д. и т.п. Ибо, это обязательно добавит в мировоззрение человека дисгармоничные и деструктивные элементы, которые будут весьма интенсивно разрушать личность человека изнутри. Как ржавчина разъедает металлические конструкции до тех пор, пока они не разрушаются окончательно. Потеряв всякую возможность к восстановлению  раз  и навсегда. Духовное здоровье человека может получить очень тяжелую и продолжительную болезнь, которая со временем может перейти в хроническую, неизлечимую и даже злокачественную. И привести к состоянию, которое можно условно обозначить как моральную или духовную смерть.


Рецензии