Сокровенное общение. Часть 3

Сокровенное общение можно сравнить с исполнением классического произведения на том или ином музыкальном инструменте. Даже для того, чтобы начать учиться, необходимо чтобы музыкальный инструмент должным образом настроил специалист-профессионал. Потом другой профессионал учит ученика читать ноты, потом их воспроизводить, потом правильно слышать, т.е. первоначально узнавать чисто физически составляющую звука той или иной ноты. И в последующем уже чувствовать ту особую гармонию звука. Но чувствовать уже, что называется, фибрами своей души, очаровываясь уже не самими звуками, как таковыми, а их удивительным и неповторимым сочетанием.

После долгих лет обучения игры на музыкальном инструменте (скрипка, саксофон, фортепиано и т.д.) человек обретает способность играть музыку в стандартном варианте. А вот станет ли он подлинным мастером своего дела – это еще очень большой вопрос. Ибо, нужно от рождения иметь очень тонкую и хрупкую, чувствительную и трепетную душу, чтобы хотя бы отчасти почувствовать, не говоря уже – понять то, что композитор вложил в свое произведение. Сложные логические и эмоциональные построения композитора становятся (если становятся) доступными некоторым ремесленникам музыки лишь после того, как в их собственной жизни произойдет целая череда событий самого разного характера и масштаба. Когда душа человека неоднократно ощутит во всей яркости и глубине радость и грусть, восторг и уныние, счастье обретения и боль утраты, наслаждение творческого озарения и долгое затишье творческого процесса.

Кроме этого, когда музыкант научится чувствовать свой инструмент, как самого себя, сливаясь временами с ним в единое целое, тонко и трепетно ощущая тончайшие и мельчайшие вибрации инструмента, - наступит очередной этап его зрелости. И если первоначально созвучие и резонанс между исполнителем и инструментом возникает как результат чисто логического анализа музыкантом состояния и отклика своего помощника, то в последующем ситуация претерпевает принципиальное преобразование: и тогда музыкант чувствует своего друга практически постоянно каким-то шестым чувством. И поэтому понимание во всей его тонкости, многообразии и многовариантности возникает как бы само собой (отрабатывается своего рода условный рефлекс взаимосвязи ума и души музыканта), без особых дополнительных умственных и психологических, да и "просто" энергетических усилий. Основная часть этого процесса приобретает подсознательный характер, освобождая мощности интеллекта для более утонченных и более изощренных процессов.

Гениальные музыканты настолько тонко и трепетно чувствовали свой собственный музыкальный инструмент, что для полноценного проявления своего мастерства и таланта, как правило, использовали один и тот же – свой. Если же у мастера было несколько инструментов, то он прекрасно знал индивидуальные особенности, например, каждой скрипки. Даже более того, когда ему приходилось что-то исполнять на чужом инструменте, то он сразу же понимал уровень профессионализма и талантливости мастера, который изготовил тот или иной инструмент. Музыкант даже во время пробного исполнения словно вступал в особый диалог с инструментом, в ходе которого тот рассказывал ему о себе, своих слабых и сильных сторонах и их взаимосвязи между собой. Несколько таких диалогов и музыкант, во-первых, делал для себя окончательный вывод о том, насколько целесообразно использование конкретного инструмента лично им. А также возможности инструмента для воспроизведения истинной гармонии звука, отражающей сложнейшую и изощреннейшую палитру мыслей и чувств автора произведения. И когда в руки талантливого музыканта попадает скрипка талантливого мастера, то душа исполнителя входит в созвучие с душой скрипки. И их дуэт, как правило, бывает поистине восхитительным и замечательным. Музыкант трепетно и нежно держит в руках это бесценное сокровище, как предельно хрупкое и беззащитное живое существо. При этом, переполняясь благоговейным восторгом перед искусством мастера–изготовителя и перед совершенством его творения.

Это только на первый взгляд представляется, что музыкальный инструмент – это неодушевленный предмет. Это с точки зрения формальной и абстрактно-отвлеченной, и для людей, непосвященных в особые тонкости нашего бытия. А на самом деле, у каждого инструмента, как впрочем, и у каждого предмета, есть своя душа. Какая именно – это уже другой вопрос, т.к. много людей с совершенно разными душами участвовало в изготовлении не только самого материала, из которого он создан, но и каждой составной части. И диапазон величины, отражающей уровень гармонии личности каждого из них, можно условно обозначить таким образом: от минус бесконечности до плюс бесконечности. Вот такая "простая" философия и психология получается.

Многие особенности, обозначенные выше, применительно к музыкальному инструменту, сохраняют свою логику и значимость и в процессе общения между режиссером сокровенного общения и его партнером.

Большинство людей, которым прямо или косвенно предлагают сокровенное общение, первоначально ощущают достаточно конкретный и выраженный скепсис по поводу честности и искренности предложения, которое делается им. И это, безусловно, нормальная и естественная, если не сказать что закономерная реакция на такого рода предложение. Чрезмерная доверчивость, без особых на то оснований, не является признаком мудрости. И даже просто хорошего интеллекта. С детских лет практически  каждого  человека  постепенно накапливается опыт неприятного общения с окружающими. Что, однако, автоматически не означает и даже не предполагает, что после десяти и даже двадцати ситуаций человек обязательно приобретет не только более или менее полноценный опыт общения с теми, кто не умеет или не желает вести себя правильно и адекватно, но даже способность на предварительном этапе общения распознавать тех, с кем общение не только не целесообразно, но в принципе нежелательно.  Ибо  ничего, кроме  большого количества ярких отрицательных эмоций, такого рода общение не может принести кому бы то ни было, не зависимо от уровня интеллекта и добродетельности человека, который стремится к более или менее полноценному общению.

Если рассматривать ситуацию с точки зрения позиции режиссера сокровенного общения, то можно условно выделить три группы людей, с которыми ему предстоит построить общение, в той или иной степени соответствующее понятию сокровенного. Это режиссер-партнер, режиссер-любитель и режиссер-дилетант. Варианты партнера с высоким и даже средним уровнем дисгармонии личности, мне думается, нет необходимости рассматривать в данном случае, так как вероятность построения сокровенного общения с такого рода людьми даже чисто теоретически (не говоря уже практически) почти равна нулю. Хотя, как это может ни показаться странным некоторым людям, непосвященным в тонкости индивидуальной и социальной психологии, удельный вес людей со средним или высоким уровнем дисгармонии личности далеко не столь мал, как нам всем этого хотелось бы. В различных социальных прослойках эта часть составляет от 10 до 40%. Причем, в это число можно достаточно спокойно включить не только людей, достигших совершеннолетия, но даже и детей, включающих возрастную группу с 3 лет. В ряде случаев, уже тогда на лице ребенка в силу врожденных и (или) приобретенных факторов ясно и отчетливо просматривается интеллектуальная и духовно-психологическая печать дисгармонии. Которая при неблагоприятном или относительно благоприятном  стечении обстоятельств способна не только свести к нулю самые многочисленные и разнообразные усилия родителей и прочих воспитателей ребенка, но и вопреки им (или благодаря их равнодушию и безответственности) создать не просто не очень гармоничного человека, в прямом смысле психологическое и нравственное чудовище. Приносящее боль и страдания не только своим родным и близким, но и  практически  всем  окружающим,  не зависимо от их возраста, пола и социального статуса.

Видимо, следует несколько подробнее остановиться на распространенности такой философско-психологической характеристике личности человека как: гармоничность. Примерно 60% людей имеет низкий уровень гармонии личности, еще 30% - средний. И лишь 10% (к величайшему сожалению и автора этих строк и тех многочисленных ученых и исследователей, которые серьезно и основательно занимались изучением данной проблемы) людей рождается с задатками высокого уровня гармонии личности. Что получается в реальности – это уже, что называется, другая сторона медали. Из посаженного зернышка растение может вырасти, а может, и нет. Но, если вообще ничего не посажено, то и урожая не будет никакого, без сомнения.

Наиболее сильные и яркие отрицательные впечатления  у нас остаются после общения с людьми, имеющими низкий уровень гармонии личности. И в этом случае, по большому счету, совершенно не важно для нас то, в результате чего возник у того или иного конкретного человека такой уровень гармонии его личности: от рождения или от сложного стечения жизненных обстоятельств. Как говорится, от того, что по голове палкой стукнули не специально, а случайно – нам от этого ничуть не легче. Другой вопрос, что у тех, у кого такой уровень возник по ходу их жизни на фоне первичных неплохих задатков гармонии личности, есть элемент отсвета на их лице наличия этих задатков. Которые способны ввести в заблуждение даже весьма неплохого и неглупого человека. Тут нужен профессиональный и многолетний практический опыт конкретного человека, чтобы четко и однозначно понять для себя и разделить: "суп отдельно, а мухи – отдельно"…

Но, 99% людей таким опытом не обладает, поэтому и ожидать от них особой психологической виртуозности – это не только бесполезная, но и опасная иллюзия. Конечно, некоторым  людям,  которым  в  той или иной степени свойственна уверенность в себе и своих силах, обладающих реальным, а не мнимым чувством самодостаточности, может порой показаться, что стоит им только заняться тем или иным человеком, его развитием и воспитанием, как уровень гармонии его личности тут же поднимется на 2-3 ступени выше. Но проблематичность ситуации в данном случае заключается даже не в том, что приобретенная деформация структуры личности даже для обладателей задатков гармонии, в подавляющем большинстве случаев, является роковой.

А в том, что даже в тех редких случаях, когда действительно можно повысить уровень гармонии личности того или иного конкретного человека, это требует такого гигантского объема умственных и душевных сил, такой изощренно сложной работы ума и души, что это оказывается принципиально не по силам многим даже очень желающим выполнить эту работу. И опять же не важен мотив, двигающий потенциальным реформатором. Ни корысть, ни альтруизм ничего не меняют, по сути, в такого рода ситуации. К тому же, нет опыта ведения столь сложной психологической и умственной работы, нет тренированности бежать максимально быстро, но на очень длинные дистанции. Люди, как правило, выдыхаются не то что бы на половине пути, а лишь пройдя 5-10 %... И это касается в первую очередь неглупых и неслабых людей. А об остальных речи вести вообще не приходится. Ибо, если и возникают какие-либо попытки по гармонизации личности другого человека, то, чаще всего, это  явление похоже на откровенную и явную пародию, нежели на то, что может реально дать однозначно положительный результат.

Это только со стороны порой кажется непосвященным и неискушенным людям, что психолог говорит им достаточно простые и незамысловатые вещи, доступные пониманию их мозгам. И эти мысли они и сами могли бы также легко и просто сообщать любым другим людям, которые обратились бы к ним за помощью или советом. Но эта ситуация напоминает  работу  компьютера, когда весь гигантский, сложный и напряженный объем работы остается вне поля зрения пользователя компьютера. Но это, отнюдь не означает, что любой другой, в несколько раз более простой, компьютер мог бы обязательно также легко и быстро выполнить такой же объем работы, что и одна из современных высоко модернизированных машин. В лучшем случае, эта работа будет произведена в несколько раз дольше. Но, скорее всего, компьютер или даст серьезный сбой в своей работе или просто откажется выполнять то, что он не в силах сделать, несмотря на полную исправность своих составных частей и их максимальную (в рамках предусмотренных возможностей) работоспособность.

Другой вопрос, что применительно к работе компьютера тот, кто в этом хоть что-то понимает, может спрогнозировать определенный результат развития ситуации. А когда дело касается людей, то здесь все гораздо более сложно и менее однозначно для подавляющего большинства "аналитиков".

Собственно, а для чего нужно разделение людей на группы по уровню гармонии личности? Данное разделение имеет смысл не только в чисто теоретическом плане, но и в сугубо практическом. Даже если рассматривать ситуацию по практическому созданию не только сокровенного общения, но хотя бы относительно качественного общения, с чисто теоретических позиций, то выяснится, что все далеко не так просто и хорошо, как нам всем этого хотелось бы. Потому что, если человек с высоким  уровнем гармонии общается с партнером аналогичного уровня, то вероятность создания и сохранения сокровенного общения будет наибольшей (в диапазоне 70-90%).. Если высокий уровень встречается со средним, то вероятность сокровенного общения будет, в лучшем случае, средней (в диапазоне 30-50%). При встрече с низким уровнем вероятность возникновения сокровенного общения будет находиться в диапазоне 0-20% . Это, кроме всего прочего, к вопросу о том, что "ко всем людям нужно относиться одинаково хорошо", ибо "каждый по-своему талантлив". Надеюсь, что выше приведенный абзац, если не в полной мере, то хотя бы в некоторой степени рассеял это опасное и вредное заблуждение. Этот примитивный и дисгармоничный стереотип, навязанный нам нашим государством.

Для того чтобы сохранить и укрепить возникшее сокровенное общение, обоим партнерам необходимо практически постоянно проводить достаточно качественную душевную работу. Это означает серьезно и основательно, планомерно и последовательно, с элементами самоорганизованности и самодисциплины. Собственно, о том, что такого рода работа нужна, не говоря уже о том, насколько она важна (в числе первостепенных ценностей жизни вообще), знает самое минимальное число людей (1-2 из 1000). Остальные об этом даже не догадываются.

Многие с большим энтузиазмом берутся за душевную работу, но уже спустя весьма короткое время (несколько недель или месяцев) прекращают ее. И это из числа наиболее умных, самостоятельных и независимых, решительных и настойчивых, целеустремленных и честолюбивых людей. А почему? Да потому что, во-первых, не хватает потенциала духовности. А собственно, откуда ему взяться, если таковой может появиться лишь под руководством (постоянным и длительным) духовного наставника, мудрого и опытного. А 99% людей постсоветского пространства (об остальных пока не стоит вести речь, ибо это тема отдельного и большого разговора) изначально лишены такого рода руководства. Да и  те  немногие, что  формально имеют личного духовника, в 9 случаях из 10 лишь тешат себя иллюзией (к величайшему сожалению автора) о наличие необходимого благополучия в данном вопросе.

Душевная работа, как один из основных элементов самовоспитания и самоусовершенствования, необыкновенно трудна уже в силу своей принципиальной специфичности – сокровенности. О ее наличии не принято сообщать каждому встречному. Правильнее сказать, что очень  мало  кто  достоин  доверия  в  сообщении  данного факта. Такие люди – это предельно редкое исключение из правила. А одной из основных психологических особенностей человека является тот факт, что к самому себе он, как правило, относится предельно субъективно.
А потребность в общественном признании – это одна из фундаментальных потребностей, как нашего сознания, так и подсознания. Точнее сказать, что в первую очередь подсознания. Именно поэтому каждый из нас, так или иначе, прямо или косвенно ждет от тех или иных окружающих одобрения своей личности, своей жизни и всему, что его прямо или косвенно касается. И отсутствие такового одобрения, особенно в жизненно важных вопросах, часто служит причиной возникновения, как минимум, длительного душевного дискомфорта. А как максимум, неврозов, депрессий, многочисленных комплексов неполноценности, деформации структуры личности человека во всех важнейших элементах (человеческом, личностном, половом). Что может также привести к невротическому или психопатическому типу развития личности. Про шизофрению уже и говорить не стоит.

Это, кстати, и к вопросу о правильном поиске наставника, и о бережном и внимательном, заботливом и трепетном отношении к общению с ним не только применительно ко дню сегодняшнему, но что еще более важно – завтрашнему и послезавтрашнему. Иначе говоря, если уж Господь послал вам хорошего наставника, то берегите его как зеницу ока. Ибо повторно такого рода подарки Высшими Силами, как правило, не делаются. Или делаются, но уже много-много лет спустя.

В подавляющем большинстве случаев душевная работа, даже если она весьма эффективна и продуктивна, остается вне поля зрения основной массы окружающих нас людей. И поэтому рассчитывать на их одобрение и, тем более, поддержку, нам не приходится. Иногда человека буквально распирает от желания крикнуть окружающим о том, какой он стал прекрасный и замечательный, умный и гармоничный. Но здесь есть масса подводных камней. Ибо большинство никогда не было готово и никогда не будет способно адекватно воспринимать информацию такого рода. Она может вызвать в них, в лучшем случае, раздражение. А в худшем – откровенную неприязнь, вплоть до явных и целенаправленных авантюр и интриг, психологически агрессивных и предельно деструктивных действий.

Одним из качественных критериев реальности и полноценности существования сокровенного общения является выраженная специфичность умственных и психологических и даже физических ощущений и впечатлений в период проведения сокровенного общения. Их принципиальное отличие по своим качественным характеристикам от всякого другого человеческого общения отчасти объективно, отчасти субъективно. Общение в духовной сфере имеет свои специфические особенности. И они теоретически могут иметь место в сокровенном общении, но это скорее исключение из правила даже в системе отношений типа СО. Ощущения ярче, объемнее, длительнее, мощнее. Они порождают ощущение не просто  минутного и поверхностного удовольствия, а основательное удовлетворение собой и своей жизнью. И вся эта разнообразная палитра мыслей и чувств легко и отчетливо вспоминается не только через пару часов после завершения очередной встречи (сеанса сокровенного общения), а даже многие дни, месяцы и даже годы спустя.

Сокровенное общение, как правило, занимает совершенно отдельную ячейку в памяти человека. Ибо, даже после полного прекращения общения с данным человеком вообще (в силу порой совершенно независящих от обоих обстоятельств), память о специфичности общения с ним – на сокровенном уровне, тем не менее, не просто остается, она становится буквально длинной и изысканной надписью под мысленной скульптурой партнера по сокровенному общению. И уже никто и ничто и никогда не сможет уничтожить эту ячейку  памяти.  Она  будет храниться вечно, ибо душа человеческая по своей сути бессмертна.

Сокровенное общение от обычной дружбы отличает также и наличие не только большого доверия, но и безграничного взаимного альтруизма. Ибо радость в глазах партнера по сокровенному общению – это повод для возникновения чувства, похожего на счастье, в душе другого партнера, создавшего эту радость.

Надо сказать, что не просто желательно, а совершенно необходимо, чтобы оба партнера по сокровенному общению понимали исключительную эксклюзивность и уникальность их общения. И более того: то, что эти два человека встретились – это решение Высших Сил. Как и то, что между ними сумело возникнуть сокровенное общение. Поэтому каждый из них должен практически постоянно ощущать чувство глубокой и искренней благодарности за сокровенное общение к Высшим Силам. И к друг другу, как к посланникам Высших Сил. Можно чисто теоретически представить себе некоторую небрежность или несерьезность по отношению одного человека к другому (если рассматривать ситуацию с чисто человеческой точки зрения), но представить таковую по отношению к посланнику Высших Сил – это, мягко говоря, трудно. Ибо это не просто глупо, - это еще и весьма опасно. Так как является явным и откровенным вызовом Высшим Силам, за что обязательно последует весьма серьезное наказание, спрятаться от которого невозможно даже чисто теоретически.

Сокровенное общение – это не прихоть и не каприз, не игрушка и не способ банального развлечения. Это участие двух людей в процессе гармонизации друг друга. Но, что еще более важно – в процессе гармонизации Вселенной по воле Высших Сил. Поэтому в столь ответственном и серьезном мероприятии и подход должен быть соответствующим. За любое сознательное и эгоистическое ущемление интересов одного из партнеров по сокровенному общению другим будет расценено Высшими Силами как откровенно пренебрежительное отношение к их воле. Другой вопрос, что со стороны режиссера сокровенного общения могут исходить действия, которые первоначально могут показаться другому партнеру (в тот момент пока еще лишь потенциальному, ибо реальный партнер так реагировать уже не будет) в чем-то неправильными или дисгармоничными. А на самом деле, таковыми не являясь.

Режиссер сокровенного общения – это как наставник и учитель. А в процессе наставления и обучения возникают не только сплошь восторги и восхищения. Сладость отличных отметок только тогда и познается, когда уже есть определенный опыт получения отметок, мягко говоря, не самых лучших. И такое положение дел не только естественно, но и закономерно. Конечно, режиссер старается, чтобы обучение шло с минимальной болезненностью. Но большие и сложные цели легко и быстро не достигаются. Во всем есть свои особенности и закономерности. Ведь в театре или кино даже самые талантливые и гениальные артисты стараются прислушиваться к мнению режиссера. Хотя это и не означает, что они полностью лишены права иметь и высказывать свое мнение. Но как комментарий к ситуации, а не к действиям режиссера. В противном случае, процесс репетиции спектакля или фильма из организованного и целенаправленного может превратиться в полный хаос. Который ничего общего с творчеством или гармонией не имеет и иметь не может.

Знания и опыт режиссера сокровенного общения – это неоспоримое преимущество перед всеми остальными. И пренебрегать ими или отвергать их – это не самое разумное и не самое правильное действие. В конце-концов, если второй партнер по сокровенному общению видит, что рекомендации и советы первого партнера, претендующего на звание режиссера СО, не создают ничего гармоничного, то может быть в отдельных случаях стоит подумать и о целесообразности общения с ним вообще. А от мелких ошибок в нашей жизни не застрахован, к сожалению, никто. Как говорится, "не ошибается только тот, кто ничего не делает". Но, собственно, то, что он ничего не делает – это тоже ошибка и немалая.

А.Алтунин, доктор медицинских наук, психотерапевт


Рецензии
Какая удача - прочесть все три части Вашего эссе, дорогой Александр Иванович, в полном одиночестве,когда ничто не нарушает восприятие. Сокровенное общение. Не предполагала, что под это тонкое понятие можно подвести, подобного уровня, базу. Что "сокровенное общение" не просто душевное и духовное явление, а вполне медицинский термин.Будучи, в силу сложившихся жизненных обстоятельств, изначально осторожной и весьма недоверчивой,
мне кажется,такого рода, общение я испытала именно в виртуальном варианте,когда будучи не только стопроцентной атеисткой,более того, ироничной,не допускающей возражений,в этом плане, я поверила человеку настолько,что впервые пришла в церковь.
Ваши рассуждения о важности и значении Духовника удивляют и не удивляют. В своё время, слушала беседы Н.Бехтеревой по телевидению, о её отношении к Вере.
Спасибо, дорогой доктор, за удивительную тему. С бесконечным уважением, Галина.

Галина Алинина   02.11.2012 06:34     Заявить о нарушении
Как удивительно складывается жизнь... Я как раз хотел, чтобы вы прочитали "Сокровенное общение" (правда не только!). Это выражение придумал я сам и наполнил его тем содержанием, что имело место быть в моей жизни по отношению к моим подопечным и просто небезразличным мне людям. А медицина к этому, по большому счету, не имеет отношения. Я пишу о том, что большинство моих коллег не интересует, не зависимо от их узкопрофессионального уровня.

Александр Иванович Алтунин   02.11.2012 11:34   Заявить о нарушении
Здесь на сайте есть великолепное произведение Екатерины Домбровской "Воздыхание окованных",пронизанное духом русского Православия, где я и встретила впервые такое словосочетание, а так же - "прикровенное". Очень тронуло меня,встретив это выражение у Вас.

Галина Алинина   02.11.2012 12:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.