Врангель о полководцах Белого Дела ч. 3

Мамонтов
Краткая справка о нём:
Константи;н Константи;нович Ма;монтов (настоящая фамилия Мама;нтов) (1869 — 1920) военачальник русской Императорской армии и Донской армии Всевеликого Войска Донского и Вооружённых Сил Юга России (ВСЮР), генерал-лейтенант (1919),родился 16 октября 1869 г.; приписной и почетный казак станиц Усть-Хоперской и Нижне-Чирской.
На военной службе с 1888. Окончил Николаевское кавалерийское училище  в 1890 г.  выпущен кор¬нетом в Лейб-Гвардии Конно-гренадерский полк; через три года перевелся в Харьков¬ский драгунский полк, но вскоре отчислен в запас ар¬мейской кавалерии; в 1899 г.,по особому ходатайству принят в штаты офицеров Войска Донского и командирован на службу в 3-й Донской казачий полк.
В 1904 г, есаул Мамонтов ушёл добровольцем, на Японский фронт и провел войну в рядах 1-го Читинского Забайкальского казачьего полка.
В 1914 г.вышел на фронт Первой мировой войны во главе 19-го Донского казачьего полка, через год получил первоочередной 6-й Донской казачий полк, а после производства в чин генерал-майора принял от генерала И. Д. Попова бригаду в 6-й Донской казачьей дивизии.
В 1919 г.произведён в чин генерал-лейтенанта и назна¬чен командиром 4-го Донского конного корпуса. Осенью 1919 г. генерал-лейтенант Мамонтов получил назначение на пост командующего конной группы, которую в декабре решили передать в распоряжение командующего Кавказской армии барона Врангеля. Последний нашёл нужным отобрать командование группой от генерала Мамонтова, оставив его командиром 4-го конного корпуса и подчинив младшему по службе генера¬лу Улагаю. Приказ об этих перемещениях был издан в обидной форме и указывал на личную неприязнь Врангеля к Мамонтову.
9 декабря генерал Мамонтов телеграфировал: «Командарму Донской, Донскому атаману, Председателю Войскового Круга, копии генералу Деникину и ген. Врангелю. Доколе ген. Романовский и ген. Врангель будут распоря¬жаться Донцами как пешками, я не считаю возможным занимать ответственные дол¬жности под их командованием. Полагаю, что насильное принуждение меня ос¬таться в должности коман¬дира корпуса при создавшихся взаимоотношениях не при¬несет пользы, а посему, дабы не вредить делу, прошу меня и моего начальника штаба, разделяющего мой взгляд, освободить от должностей и назначить на любую дол¬жность, начиная с рядового казака»
ПОЧЕМУ ВРАНГЕЛЬ ТРЕБОВАЛ ОТ ДЕНИКИНА СНЯТИЯ МАМОНТОВА С ДОЛЖНОСТИ ОН НАПИСАД ДОВОЛЬНО УБЕДИТЕЛЬНО- коммент).
«Впредь до прибытия в район сосредоточения частей генерала Покровского, важнейший ростовский узел с юга ничем не прикрывался. Кроме незакончившего формирование сводного полка 12-ой кавалерийской дивизии, необходимого для поддержания порядка в самом городе, свободных резервов в распоряжении штаба армии не было. Донские части генерала Мамонтова окончательно потеряли всякую боеспособность, "совершенно разложились", как доносил сам генерал Мамонтов. Перед наступающей конницей красных казаки, бросая артиллерию и оружие, бежали за Дон. Высланный для наблюдения переправы у станицы Ольгинская разъезд ординарческого эскадрона под начальством хорунжего Гриневича доносил о движении разъездов красных в направлении на Батайск.
Забитый многочисленными армейскими и правительственными учреждениями громадный торговый и промышленный центр Ростов был объят паникой. В самом городе было неспокойно и по сведениям штабной и местной, донской, контрразведок можно было со дня на день ожидать выступления местных большевиков.

На следующий день по прибытии моем в Ростов я выезжал в Батайск для свидания с генералом Мамонтовым. Последний, высокий, статный, бравого вида генерал в эту минуту казался совершенно подавленным. По его словам, казаки совсем "вышли из рук" и у него не оставалось даже нескольких человек для посылки в разъезд. Он с несколькими офицерами пытался навести какой-нибудь порядок среди скопившихся в Батайске беглецов. К счастью, противник преследовал весьма вяло и, видимо, не отдавал себе отчета в нашей беспомощности. В Ростов явился ко мне прибывший со своим штабом генерал Покровский, коему я подчинил части генерала Мамонтова, приказав, не стесняясь мерами, привести их порядок….

Развал достиг и верхов армии. Политиканствовали, интриговали, разводили недостойные дрязги и происки. Благодатная почва открывала широкое поле деятельности крупным и мелким авантюристам. Особенно шумели оставшиеся за бортом, снедаемые неудовлетворенным честолюбием, выдвинувшиеся не по заслугам генералы: бывший командующий Кавказской армией генерал Покровский, генерал Боровский, сподвижник грабительского набега генерала Мамонтова, его начальник штаба, генерал Постовский. Вокруг них собиралась шайка всевозможных проходимцев, бывших чинов многочисленных контрразведок, секретного отдела Освага и т.п….
ВОТ БЕСЕДА ВРАНГЕЛЯ С ДЕНИКИНЫМ- коммент).:
— Я прошу разрешения подумать. Во всяком случае, я считаю совершенно необходимым дать мне возможность выбрать своих ближайших помощников, в частности, во главе конницы должен быть поставлен хороший кавалерийский начальник. Пока конной группой руководит генерал Мамонтов, от конницы ничего требовать нельзя.
Генерал Деникин заметил, что замена генерала Мамонтова другим лицом может обидеть донцов. Однако, после возражения моего, что после намеченной Главнокомандующим переброски из Кавказской армии еще одной конной дивизии, в конной группе будет более половины кубанцев, генерал Деникин согласился, в случае принятия мною армии на замену генерала Мамонтова генералом Улагаем.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Связь моя с Купянском и конной группой генерала Мамонтова оказалась прерванной. Однако, я не придавал этому особого значения, ожидая с часа на час донесения от генерала Мамонтова об ударе его частей во фланг и тыл прорвавшимся красным.
Между тем, ни в этот день, ни в следующий донесений от генерала Мамонтова не поступило. По сведениям железнодорожной администрации в районе станции Кабанье (20 верст южнее Сватова) стекалось много отдельных всадников и повозок войсковых обозов частей генерала Мамонтова. По тем же сведениям, селение Волхов Яр, в 35-ти верстах западнее Купянска, было занято двумя полками красных, а в районе станции Балаклея, в 30-ти верстах юго-восточнее Змиева, какие-то шайки грабили проходившие обозы. Таким образом, благодаря преступному бездействию генерала Мамонтова, противник успел глубоко охватить правый фланг Добровольческого корпуса, продолжавшего удерживать линию реки Можь и Гнелица.
Генерал Кутепов, сняв с фронта 1-й Марковский полк, направил его со станции Грахово на Волхов Яр. Не успевшие еще закончить укомплектование 2-й и 3-й Марковские полки приступили к погрузке на станции Шебелинка, откуда должны были быть переброшены на Изюм для прикрытия этого пункта.
Я предоставил в распоряжение генерала Улагая бронепоезд, дабы он мог попытаться проехать к своей коннице и послал ему предписание генералу Мамонтову, коего за "преступное бездействие" отрешал от командования.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
От проезжавших через Рубежную отдельных офицеров и солдат генерала Мамонтова он имел самые неутешительные сведения о состоянии нашей конницы. Кубанские и терские части окончательно вымотались, было много безлошадных казаков. Донские части, вконец развращенные еще во время рейда генерала Мамонтова в тыл красных, совсем не желали сражаться. Сам генерал Мамонтов, обиженный заменой его генералом Улагаем, сказался больным и выехал в штаб Донской армии, не дождавшись прибытия своего заместителя».
Умер Mамонтов от тифа 1 февраля 1920 года.

Кутепов
«Генерал Кутепов железной рукой приводил свои войска в порядок, беспощадно предавая военно-полевому суду и подвергая смертной казни грабителей и дезертиров. Местные либерально-общественные круги во главе с симферопольским городским головой Усовым стали генералу Кутепову в оппозицию, предъявляя от имени общественности протесты против смертной казни и т. д. Я предложил городскому голове на другой день прибыть в Севастополь. Сообщая о его выезде, либеральная пресса намекала, что, в связи с вызовом симферопольского городского головы к Главнокомандующему, ожидается ряд перемен в высшем командовании, что главным командованием, вероятно, приняты будут меры против самовольных действий некоторых высших чинов и т. п.
Городской голова вошел в мой кабинет с видом победителя. Но видя, что я не подаю ему руки и не прошу сесть, заметно смутился.
-- "Я знаю о неладах Ваших с генералом Кутеповым, являющимся исполнителем моих приказаний", сказал я. "Я не хочу разбирать вопроса, кто прав. Я ли, дающий эти приказания, или Вы. На мне лежит ответственность перед армией и населением и я действую так, как мой ум и моя совесть мне повелевают. Вы на моем месте действовали бы, конечно, иначе, однако судьба во главе русского дела поставила не Вас, а меня, и я поступаю так, как понимаю свой долг. Для выполнения этого долга я не остановлюсь ни перед чем и без колебания устраню всякое лицо, которое мне в выполнении этого долга будет мешать. Вы протестуете против того, что генерал Кутепов повесил несколько десятков вредных армии и нашему делу лиц. Предупреждаю Вас, что я не задумаюсь увеличить число повешенных еще одним, хотя бы этим лицом оказались Вы".
Господин Усов вышел из кабинета, как в воду опущенный. Через день газеты сообщили, что "вернувшийся из Севастополя симферопольский городской голова отказался сообщить подробности своего разговора с Главнокомандующим". Еще через несколько дней те же газеты сообщили, что господин Усов тяжело заболел и подал в отставку».
«ВРАНГЕЛЬ С БОЛЬШОЙ СИМПАТИЕЙ ОТЗЫВАЕТСЯ О КУТЕПОВЕ, КАК О КРЕПКОМ ВОЕНАЧАЛЬНИКЕ, СПОСОБНОМ ПОДДЕРЖИВАТЬ ДИСЦИПЛИНУ И ПОРЯДОК В ПОДЧИНЁННЫХ ЧАСТЯХ. ОДНАКО ОТМЕЧАЕТ ОТСУТСТВИЕ У НЕГО ПОЛКОВОДЧЕСКИХ ДАРОВАНИЙ – коммент).


Генерал Бабьев

Во главе кубанской дивизии и приданной ей бригады терцев-астраханцев, я поставил доблестного генерала Бабьева.
Бабьев был один из наиболее блестящих кавалерийских генералов на юге России. Совершенно исключительного мужества и порыва, с редким кавалерийским чутьем, отличный джигит, обожаемый офицерами и казаками, он, командуя полком, бригадой и дивизией, неизменно одерживал блестящие победы. Его конные атаки всегда вносили смятение в ряды врага. За время Великой войны и междоусобной брани, находясь постоянно в самых опасных местах, генерал Бабьев получил девятнадцать ран. Правая рука его была сведена, однако, несмотря на все ранения, его не знающий удержа порыв остался прежним. Горячий русский патриот, он с величайшим негодованием относился к предательской работе казачьих самостийников. Я мог быть спокоен за те части, во главе которых он стоял».
(ЭТО – ОДИН ИЗ САМЫХ ДОБЛЕСТНЫХ И ЗАСЛУЖЕННЫХ ГЕНЕРАЛОВ РУССКОЙ АРМИИ ВРЕМЁН ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. ЛЕЙТЕНАНТ ГЕРМАНСКОЙ АРМИИ ЭРНСТ ЮНГЕР ПОЛУЧИЛ НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ В ГОДЫ ПМВ  14 РАНЕНИЙ И ПРИОБРЁЛ ПОЗДНЕЕ  ВСЕЕВРОПЕЙСКУЮ СЛАВУ. МЫ ПОЧТИ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕМ О ГЕНЕРАЛЕ РУССКОЙ АРМИИ БАБЬЕВЕ, ПОЛУЧИВШИМ 19 РАНЕНИЙ  В БОЯХ И ПОХОДАХ.   БАБЬЕВ ПОГИБ В БОЮ..– коммент).

Май Маевский
(ПРОТОТИП ГЕНЕРАЛА КОВАЛЕВСКОГО В ФИЛЬМЕ «АДЪЮТАНТ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА». ПРАВДА В ФИЛЬМЕ КОВАЛЕВСКИЙ ВЁЛ СЕБЯ ПРИЛИЧНО, НЕ ПИЛ, НЕ РАЗВРАТНИЧАЛ, И НЕ РАЗВРАЩАЛ ЭТИМ ПОВЕДЕНИЕМ СВОИ ВОЙСКА…- коммент.)
Командующий Добровольческой армией и главноначальствующий Харьковской области генерал Май-Маевский безобразным, разгульным поведением своим, первый подавал пример. Его примеру следовали остальные.
Хищения и мздоимство глубоко проникли во все отрасли управления. За соответствующую мзду можно было обойти любое распоряжение правительства. Несмотря на огромные естественные богатства занятого нами района, наша денежная валюта непрерывно падала. Предоставленный главным командованием на комиссионных началах частным предпринимателям вывоз почти ничего не приносил казне. Обязательные отчисления в казну с реализуемых за границей товаров, большей частью, оставались в кармане предпринимателя.
Огромные запасы, доставляемые англичанами, бессовестно расхищались. Плохо снабженная армия питалась исключительно за счет населения, ложась на него непосильным бременем. Несмотря на большой приток добровольцев из вновь занятых армией мест, численность ее почти не возрастала. Тыл был набит уклоняющимися, огромное число которых благополучно пристроилось к невероятно разросшимся бесконечным управлениям и учреждениям.
Много месяцев тянущиеся переговоры между главным командованием и правительствами казачьих областей все еще не привели к положительным результатам и целый ряд важнейших жизненных вопросов оставался без разрешения.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Еще недавно глухое недовольство Главнокомандующим прорвалось наружу. По мере приближения фронта неудовольствие в тылу росло. Безобразная пьяная жизнь командующего Добровольческой армии, распущенность войск, разврат и самоуправство в тылу не были уже секретом ни для кого. Все ясно сознавали, что так дальше продолжаться не может, что мы быстрыми шагами идем к гибели. Многие из ближайших помощников Главнокомандующего и ряд общественных деятелей указывали генералу Деникину на необходимость замены генерала Май-Маевского другим лицом, с должным авторитетом в глазах армии и общества. Каждый хотел верить, что дело в твердых и умелых руках еще поправимо. В поисках преемника генерала Май-Маевского остановились на мне.
Меня всячески выдвигали. В эти тревожные дни это было злобой дня. Стоило мне приехать в какое-либо учреждение, как сбегались все служащие, толпа собиралась вокруг моего автомобиля. На почтово-телеграфной станции, куда я приехал для переговоров по аппарату с Царицыном, чиновники и телеграфисты сделали мне целую овацию — кричали "ура" и аплодировали.
Всем этим охотно пользовались враждебные Главнокомандующему круги, стремясь противопоставить имя мое генералу Деникину.
На станции Змиев, куда я прибыл вечером, мне доложили, что штаб генерала Май-Маевского оставил уже Харьков. Через несколько минут штабной поезд подошел к станции с севера. Я прошел к генералу Май-Маевскому, которого застал весьма подавленным. Его отозвание было для него, видимо, совершенно неожиданным, и он горячо сетовал на "незаслуженную обиду", хотя убран был и он, и начальник его штаба (генерал Ефимов) с "почестями" — зачислением в распоряжение Главнокомандующего.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
На другой день утром прибыл ко мне генерал Шкуро. Он с напускным добродушием и нарочитой простоватостью начал жаловаться на "строгое" мое к нему отношение:
— Сам знаю, что виноват, грешный человек, люблю погулять и выпить. Каждому из нас палка нужна. Треснули бы меня по голове, я бы и гулять бросил, а то гляжу, командующий армией, наш Май, первый гуляет, ну нам, людям маленьким, и сам Бог велел...
Мне стало мерзко и я поспешил закончить разговор.»
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Заехал я и к проживавшему в Севастополе в гостинице "Кист" генералу Май-Маевскому. Он был, видимо, тронут моим визитом. Говоря о бывшей своей армии и тяжелых условиях, в которых пришлось ему оставить войска, он упомянул о приказе моем, отданном армии по вступлении в командование.
— Не скрою от вас, мне было очень больно читать этот приказ.
Я решительно недоумевал, чем упомянутый приказ мог задеть бывшего командующего армией и спросил его об этом.
— Да как же, а ваша фраза о том, что вы будете беспощадно преследовать за пьянство и грабежи, ведь это как никак, а камешек в мой огород.
Я продолжал недоумевать.
— Помилуйте, — пояснил генерал Май-Маевский, — на войне начальник для достижения успеха должен использовать все, не только одни положительные, но и отрицательные побуждения подчиненных. Настоящая война особенно тяжела. Если вы будете требовать от офицеров и солдат, чтобы они были аскетами, то они и воевать не будут.
Я возмутился.
— Ваше превосходительство, какая же разница при этих условиях будет между нами и большевиками?
Генерал Май-Маевский сразу нашелся:
— Ну, вот большевики и побеждают, — видимо, в сознании своей правоты заключил он.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Генерал Покровский

Накануне подхода Орлова к Ялте, туда прибыл генерал Покровский. Последний, по расформировании Кавказской армии, малочисленные части которой были переданы в Кубанскую армию, остался не у дел. Не чувствуя над собой сдерживающего начала, в сознании полной безнаказанности, генерал Покровский, находивший в себе достаточную силу воли сдерживаться, когда это было необходимо, ныне, как говорится, "соскочил с нареза", пил и самодурствовал. Прибыв в Ялту, он потребовал от местных властей полного себе подчинения, объявил мобилизацию всех способных носить оружие, заявил о решении своем дать бой мятежнику Орлову. Обывателей хватали на улицах, вооружали чем попало. Орлов подходил к городу. Генерал Покровский с несколькими десятками напуганных, не умеющих стрелять "мобилизованных", вышел его встречать. "Мобилизованные" разбежались и Орлов, арестовав генерала Покровского, без единого выстрела занял город. Прибывший на "Колхиде" отряд, составленный из каких-то тыловых команд, оставался безучастным зрителем. Проведя несколько дней в Ялте, произведя шум и ограбив кассу местного отделения Государственного банка, Орлов ушел в горы.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,


Рецензии
Сергей, интересно, как и ранее прочитанное. На мой взгляд, блоки информации о белых "полководцах" четко укладываются, как патроны в обойму, создавая цельную и безрадостную картину "Русского дела", как выражается Врангель.
Я вот задумался над тем, что не обнаружил врангелевского анализа действий Красной армии и каких-то характеристик красных полководцев (а ведь действия эти - примечательны!). Что думал Врангель о корнях общего и такого беспощадного поражения? Не мог же он, стратег, не лишенный аналитического мышления, ограничиться характеристиками своих бесславных сподвижников. Как говорится, не видя за деревьями леса?
Если что есть, выкладывайте! )) С уважением,

Олег Шах-Гусейнов   10.01.2011 18:08     Заявить о нарушении
Олег, у него нет подробного анализа действий РККА, как ни странно, нет и характеристик красных военачальников (кроме нескольких высокомерных реплик типа "конница товарища Жлобы").
САМОЕ удивительное, что НИ У НЕГО, НИ У Деникина (ЕМНИП, конечно) вообще нет НИ СЛОВА о таком явлении, как пресловутое "расказачивание". Сейчас "либеристорики" это выдают чуть ли не за главное злодеяние красных в ходе Гражданской войны. А вот белые полководцы-то его и не заметили...
Да и казаки (и донские, и кубанские) с осени 1919 г. бросали фронт и уезжали домой в станицы, не боясь никакого "расказачивания" как ни странно. Вот загадка-то...
С уважением,

Сергей Дроздов   10.01.2011 18:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.