На то и щука, чтоб рыбак не дремал

— Разве в Оке раньше столько рыбы было? Я мальчишкой 14-летним бегал на пристань, выше того места, где Трубеж в Оку впадает. Там, между трапом и пристанью, за два часа ведро падуста можно было наловить. И бежишь домой, чтобы рыба не протухла. В 70-х, когда уже служить начал, часов в пять садился на мопед — и на Оку, лещиков таскал кило по три с половиной… И шел потом на работу. А сейчас Оку так загадили, что вообще непонятно, как в ней рыба выживает. Попадаются и одноглазые рыбины, и с квадратной головой, а то и вовсе без чешуи. А электроудочками браконьеры сколько рыбы гробят! Ведь собирают, может, десятую часть, а остальная, если выживет, икру метать уже не сможет. Наказывать таких «рыбаков» надо жестче, а то скоро в наших водоемах совсем ничего не останется! — в голосе собеседника слышатся строгие милицейские нотки.
Вячеслав Михайлович — давний член спортивного общества рыболовов-любителей, в недавнем прошлом сотрудник УВД, а теперь подполковник в отставке, уже 40 лет не выпускает удочки из рук. Все рыбные места в нашей (и не только) области он знает как свои пять пальцев:

— Чего-то я в нытье вдарился, — спохватывается Новичков. — Настоящий рыбак всегда добычу найдет. Вот такую красавицу в последний раз из лунки вытянул, чуть сам за ней не нырнул, — Вячеслав Михайлович достает из морозилки огромную пятнистую щуку. — Пять с лишним кило в ней!

Со щуками у меня вообще много историй связано, — с удовольствием вспоминает Вячеслав Михайлович. — Как-то летом рыбачили мы на одном из притоков Цны, и была там рядом бобровая плотина. Места там, скажу тебе, замечательные, еще не вытоптанные… Так вот, щука весом — не поверишь! — больше 20 кило, сама на берег выбросилась! Как мы поняли, она, видно, эту плотину форсировать пыталась, да не рассчитала. Правда, мясо у старушки оказалось негодное — жесткое. Мой приятель хотел ее голову как трофей взять, высушить и пепельницу из нее сделать, — и нож о хребет сломал. В другой раз рыбачили на Святом озере. Вижу, у меня поплавок в сторону повело, потянул — вроде отпустило. Достал крючок, чтобы живца проверить, — цел. Только отпустил леску на полметра в воду — поплавок резко ушел в сторону, и через несколько секунд в садке у меня плескалась щука килограмма на два с половиной. Представляешь, она ведь специально дожидалась, когда живец опять к ней спустится: надеялась и его съесть, и на крючок не попасть. Вот ведь какая умная хищница! Да не на того напала, — рыбак азартно потирает руки, — инстинкт охотника меня и в работе не раз выручал. А однажды щучка к нам сама в уху напросилась. Мы тогда с товарищем с лодки рыбачили, и что же ты думаешь: щуренок свечкой из воды выпрыгнул — и в лодку плюх! Видимо, за ним большая щука погналась, вот он таким образом и «спасся».

Случалось Вячеславу Михайловичу и под лед во время зимней рыбалки проваливаться. Спасибо, друзья вовремя вытаскивали. Тут же одежду мокрую стащат, спиртом разотрут, его же внутрь дадут принять, для сугрева.

Вячеслав Новичков ездит на рыбалку почти каждый день, в любую погоду. Созвонится с приятелями, такими же заядлыми рыбаками, — и в машину. Летом с ним часто ездят жена и дети с внуками, но зимой он предпочитает рыбачить в сугубо мужской компании: считает, что домочадцам на льду делать нечего. Мало ли что…

О рыбалке он может рассказывать без устали. Как рыбу под снегом потеряли: положили на ночь килограммов десять, а утром, по свежему снегу, место не нашли. Как приятель поймал на мелководье запечатанную четвертинку (обычно этому никто не верит, кроме рыбаков). И о том, какое это непередаваемое удовольствие — сидеть, затаив дыхание, с удочкой.
Произведение опубликовано в газете "Мещерская сторона" (ИД "Провинция") в номере от 6.01.2004 года и на сайте ИД "Провинция"


Рецензии