Гол в диагноз

Парню с диагнозом «детский церебральный паралич» благодаря футболу «скостили» инвалидность
Как у всех дэцэпэшников, у меня с детства была нарушена координация движений, да и зрение было плохое. В общем, обычный инвалид с детства. Но вечерами, после школы, я шел во двор гонять с ребятами мяч, — вспоминает Сергей Лутов. — Играя со здоровыми пацанами, я чувствовал себя по-настоящему счастливым. И поблажек мне друзья не делали, что впоследствии очень пригодилось.

В 10 — 11 классе (учился Сергей в обычной школе в Дашково-Песочне) он начал играть в настольный теннис, получалось неплохо. И в 95 году его как теннисиста пригласили на областные соревнования среди инвалидов в городе Михайлове. Там проводился показательный футбольный матч, в котором могли участвовать все приехавшие. Сергей вызвался играть. Его заметили и пригласили в сборную Михайловского техникума (где, кстати, и учатся инвалиды).

— С нашим диагнозом в спортивные школы не брали, так что профессиональных игроков в команде не было, — говорит Сергей. — А играть таким ребятам, как я, очень хотелось…

Сергей сыграл с михайловской командой всего один турнир, но здесь его вместе с другим рязанским пареньком, Александром Гунькиным, заметил тренер российской сборной Автандил Барамидзе. Ребят пригласили на сборы.

— Было очень трудно. Я ведь не привык к таким нагрузкам, — вспоминает Сергей. — Тренировались каждый день по нескольку часов. В первый раз нас с Сашкой в сборную все-таки не взяли: мы были слишком хилыми. Но я хотел играть.

...Сергея я поняла позже, когда наблюдала за счастливыми пацанами из Октябрьского общества инвалидов, гонявшими мяч по спортзалу в 63-й школе. И хотя у некоторых не работали руки, а кто-то при беге подволакивал ногу, они по азарту мало чем отличались от обычных ребят.

— Через некоторое время я решился, — продолжает Сергей. — Поехал в Москву, устроился у родственников — и пошел к тренеру. Меня взяли в московскую футбольную команду «Олимпия», а меньше чем через год — в российскую сборную. Два года играл за страну — защитником и полузащитником.

Турниры в Италии, Голландии, Великобритании. Римский Колизей и католический Ватикан, которые раньше Сергей видел только на цветных фотографиях в учебнике, лондонский Биг-Бен и солнечная Бразилия…

После напряженных тренировок на высокогорной базе в Италии, где воздух разрежен и играть поэтому еще труднее, в мае 97 года российская сборная выиграла Мировые футбольные игры в Голландии. В финале им пришлось играть с Португалией, и была ничья. Назначили серию пенальти. Один мяч забил Сергей…

В том же году в составе московского клуба «Олимпия» Сергей играл на Кубке чемпионов в английском Ноттингеме. Там российская команда инвалидов тоже стала первой. А в октябре 98-го, на Чемпионате мира, обыграв в финале украинцев со счетом 3:1, сборная России снова победила.

Но время шло, и Сергей понимал, что всю жизнь играть в футбол он не сможет. Ведь даже несмотря на «смягченные» правила, от травм и здесь никто не застрахован. А ему уже пришлось лечить мениск. И вообще, надо думать о будущем.

Сергей вернулся в Рязань, устроился на работу по специальности, которую получил сразу после школы, — бухгалтером. Но футбол оставался главным лекарством — теперь Сергей уже был убежден: от чувства неполноценности спасает только тяга к физическому совершенствованию вопреки всем диагнозам и ограничениям по ним. И теперь уже титулованный спортсмен Сергей Лутов пришел в общество инвалидов, взял списки и пошел по домам набирать ребят в свою футбольную команду.

— Поначалу родители, естественно, боялись отпускать их, а потом вместе со своими мальчишками приходили на тренировки — и разрешали. Сейчас в моей команде 12 человек. Самому младшему — 15, старшему — 35. Арендуем спортзал в 63-й школе. Плата хоть и небольшая (спасибо директору), но все равно приходится собирать деньги с родителей. Сколько ни обращались за помощью к администрации города, средств так и не выделили.

Тренерская работа (тем более что тренер он играющий) ему по душе. Вместе со своими подопечными сам становится мальчишкой, гонявшим мяч в родном дворе много лет назад… А группу инвалидности ему «скостили» со II на III, и чувствует себя Сергей почти здоровым.

Вскоре в его жизни случится счастливое событие: Сергей сделал предложение любимой девушке, и она согласилась. На тренировки в школу Надежда заглядывает частенько, но играть ей будущий муж не разрешает: футбол, мол, дело не женское, это только для мужиков!

А пока Сергей живет с мамой, Лидией Николаевной. Она тоже бухгалтер, предпенсионного возраста. Вся мужская работа — уборка, ремонт — на сыне. Он благодарен маме за все пережитое и достигнутое вместе с ним.
Опубликовано в газете "Мещерская сторона" в № от 16.03.2005 года и на сайте ИД "Провинция":


Рецензии