История про истории

Читателем быть куда интересней, чем "писателем". Это я о себе, если кто не понял. И слово ПИСАТЕЛЬ в кавычках- потому что о себе.

Но эту историйку я расскажу. Если не запутаюсь. Потому что навыки рассказывания чего-то быстро утрачиваются.
Иной раз пары-тройки дней достаточно.

И начну я, пожалуй, с начала.
***
Вчера дело было.
Я сидела как обычно с авоськами в скверике. Отдыхала перед последним рывком до дома.
Курила. Нет. Пила кока-колу из маленькой баночки.
Иначе он ко мне бы сразу подошел.
Но он сначала подходил к другим скамейкам. Что-то говорил прижав руки к сердцу. И отходил.
А потом подошел к соседней лавочке, метрах так в 20-и от моей. И тоже прижал руку к сердцу. И получил сигаретку.
И хотел было сесть рядышком с давшим сигаретку. Но его, видимо, послали.
Вот тогда он и направился ко мне.
И спросил:
- Можно я тут присяду с краешку. Не помешаю?
Я кивнула.
А он представился. Так:
- А я персонаж пьесы Горького "На дне".

И сразу стал читать стихи. Видимо, свои.
Но я в стихах ничего не понимаю. Поэтому никак не реагировала. Но читал он профессионально. Немного завывая.
А потом вдруг замолчал. И я удивилась и оглянулась. Персонаж пьесы следил глазами за хорошо одетой дамой неопределенного возраста. Которая шла по соседней аллее беспечно помахивая сумочкой.
Он заметил, что я заметила даму и снова ко мне обратился:
- А как вы думаете, сколько ей лет?
И зачем-то прибавил:
- Одноклассница моя, Анька.
Я окинула глазами персонажа, определила его возраст как "лет 45-50". Причем с поправкой на некоторую бомжеватость. И выдала ответ:
- 45.
Мужик обиделся. И сказал, что ей на вид "не больше 30-и". И у нее 35-и летний муж. Кажется- гражданский. Но живут вместе. И он очень богатый. И не знает, что она на 10 лет его старше. А узнал бы - и жить бы с ней не стал. Потому что богатые не живут со старыми бабами. Пусть даже только по паспорту.

А еще персонаж сказал, что Анька - известная писательница. Наверное, в узких кругах. Потому что он назвал ее творческий псевдоним, но он мне ни о чем не говорил. Что-то очень иностранное.
А потом стал про Аньку рассказывать. Как она дошла до жизни такой.
А я его спросила: "Откуда он все это про нее знает?".
А он: "Потому что мы дружим с ней с детства. И я единственный человек, которому она о себе все рассказывает".
А я: "А почему же тогда вы ее не окликнули?"
А он: "А потому что я сегодня не в лучшей форме. Я временно попал в затруднительное положение..."

Я хмыкнула. Потому что они все так говорят.
Но история Аньки мне понравилась.
Но расскажу я ее как запомнила. И как поняла. Потому что мужик постоянно скакал по временным событиям очень уж вольно. И я чуть вконец не запуталась.
Поэтому я своими словами.
***
Лет до 14-и Анька росла в идеальной семье. У нее были самые лучшие в мире мама и папа. Она была отличница, умница и красавица. А в 14 вдруг самый лучший папа в мире ушел из семьи. Накрыло его, видите ли, любовью.
И мама так на папу обиделась, что запретила Аньке с ним встречаться и даже разговаривать по телефону.
И такие гадости стала дочери про отца рассказывать, что Анька и сама не захотела с ним встречаться. Хотя он первое время и пытался поджидать дочку около школы. Но Анька поднимала нос кверху и проходила мимо. И даже не оглядывалась.
Ну, и папаша перестал искать с ней встреч. Тем более, что мать, шипя от злости, рассказала, что у него еще одна дочка народилась. В новой семье. И ему есть с кем тетешкаться.

А в Аньке, видимо, что-то внутри после ухода отца сломалось. А, может, только надломилось. А сломалось уже попозже - когда у Аньки начались всякие там любови. Все больше несчастливые.

И стала Анька мужчин избегать. Только вот со старым школьным приятелем могла общаться. С тем самым. Чисто по-дружески. И подруг у Аньки тоже не было. Не любили тетки Аньку. За внешнюю привлекательность. И за внешнюю незаинтересованность. В смысле, что с ней даже мужиков обсудить было невозможно. Видите ли неинтересно ей об этом. Всем интересно, а ей нет. Неприятная какая-то.

И много профессий Анька сменила к 40-ка годам. И столько дипломов и удостоверений у нее в ящике стола лежало- не счесть. Но в конце-концов стала Анька работать в одном модном клубе инструктором по йоге. Ну, и индивидуально тоже инструктировала. Задорого. Сильно деловых и занятых. Но в контакты ни с кем не вступала. Дружески-любовного свойства.
Может, конечно, она на курорты за этим ездила? А она часто ездила. Не меньше трех раз в год. Была у нее такая возможность.
Так что понятно почему выглядит она так хорошо . И работа располагает. И частые курорты располагают. Да и флегматичный характер тоже очень даже располагает. Потому что чем меньше эмоций на лице написано - тем глаже это самое лицо.

Ну, вот. Чуть было не отвлеклась от главного.
Как Анькина жизнь вдруг изменилась. Не сразу, а постепенно.

А началось все с того, что Анька познакомилась со своей младшей сестренкой Машкой.
Машка сама ее нашла. В связи с грустными обстоятельствами. Пригласила на похороны отца. Выполняла его последнюю волю. Он сам перед смертью просил, чтобы Маша позвала его первую жену и старшую дочку. Попрощаться.
Но очень уж быстро помер после этого. Так что- попрощаться получилось только на похоронах.
Но мать не поехала. Так велика была ее обида.

А вот Анька поехала. Она уже давно отца простила. И забыла, что именно он стал виновником ее скептического отношения к мужскому полу. Потому что потом много ей всяко-разных подлых изменщиков встречалось. Так что папаша по сравнению с ними Аньке давно уже ангелом казался...

А вот Маша и вовсе не знала, что у нее есть старшая сестра. Да еще настолько старая. Аж сорока лет.
И представила ее дородной теткой с перманентом. Потому что так выглядела единственная Машина знакомая сорока лет - редакторша женского журнала для домохозяек. Маша как раз в этом журнале работала. Дизайнером-верстальщиком. Так ее профессия называлась.
А еще ей частенько удавалось пристроить свои рассказики в литературную рубрику журнала. Чуть ли не в каждый номер удавалось. То есть- раз в неделю. Потому что Маше нужны были деньги. Маша была матерью-одиночкой. У нее к 25-и годам имелся в наличиии 6-и летний сын. С которым охотно сидели родители-пенсионеры. А Маша была у них главной кормилицей.
Кстати, редакторша, которой было 40 лет с перманентом, не любила когда штатные сотрудники печатаются в ее журнале. Поэтому Машка печалась там по паспортам своих многочисленных подружек. Которые ей потом деньги отдавали.
Да, у Машки, в отличии от Аньки, подружек было много.
А вот с личной жизнью тоже не срасталось.

И вот где-то за полгода до знакомства со старшей сестрой, передали Машке письмо от благодарной читательницы.
Самое настоящее, бумажное. От совершенно взаправдашней читательницы. А это в наше время большая редкость.
Потому что "читательские письма" Маша тоже для журнала писала. И многие в их редакции писали. За символическую плату. Или даже бесплатно. Из любви к искусству. Чтобы журнал выглядел позавлекательнее.

Так вот.
И эта самая взаправдашняя читательница из сурового города Магнитогорска горячо благодарила писательницу Ксению
Дубчак(по паспорту именно Ксении Дубчак был напечатан очередной рассказик) за историю, которая изменила читательскую судьбу.
В том рассказике Маша нафантазировала историю любви. Причем, героиня встретила свое счастие в провинциальной картинной галерее. Где так же как и она, в одиночестве бродил интересный мужчина. Из командировочных. Ну, все и заверте...
И у читательницы все прямо так и вышло. Причем, для общения с новым знакомым она использовала диалоги, написанные Ксенией Дубчак( в смысле Машей). И все получилось- как по маслу. То есть со свадьбой, переездом в большой город и красивой жизнью.
Очень Маше как автору было приятно эдакое прочитать.

А тут она как раз еще одну историю нафантазировала. Про курортный роман. Который произошел на Турецком побережье.
И подумала Маша: "А почему бы мне самой не съездить в этот самый Сиде( который она нашла в туристическом буклете и в котором отродясь не бывала)? Вдруг и с ней чего хорошего случится?"
И поехала.
И познакомилась там с симпатичным молодым немцем. Бизнесменом. И сделался между ними красивый роман.
А потом он в Москву приехал. Работать. И роман продолжился. А за пару месяцев до смерти отца( а отец сгорел внезапно, в три дня) Маша вышла замуж за молодого состоятельного немца. И стали они жить в красивой съемной квартире в самом центре. А еще Маша поменяла фамилию. И имя- до кучи. Потому что красивая немецкая фамилия очень эффектно сочеталась с именем Марианна. Куда лучше чем с именем Мария.
И, разумеется, паспорт у Маши появился новый. С новыми именем-фамилией и статусом. Но звали ее все как и раньше- Машей. Что неудивительно.
Я сама знаю нескольких Марианн, которые предпочитают зваться Машами.
Кстати, наяву все у Маши вышло даже с перевыполнением. То есть- куда лучше, чем она написала в истории про турецкий роман.

И возверовала Маша, что она- крутая писательница. Потому что только крутые писатели обладают даром , который можно обозначить строчкой из песни: "мы рождены чтоб сказку сделать былью".

Ну, а потом, отец попал в больницу с инфарктом. Где Маша и узнала, что у нее есть сестра 15-ю годами старше.
Отец и адрес сестры ее продиктовал с телефоном. И Маша собиралась уже за ней ехать, чтобы к отцу привезти.
Но отец умер.
И поэтому Маша пригласила Аню уже на похороны.
Где они и познакомились(впрочем, об этом я уже упоминала).

И очень друг-другу понравились. Особенно Аня Маше. Которая думала, что увидит дородную даму с перманентом.
А увидела строгую девушку со стройной спортивной фигурой. Причем, удивительно похожую на нее. Они даже волосы подкрашивали похоже - сложным мелированием. И прически( под Энистон) у обеих были одинаковые. И рост- один в один. Как сестры-близнецы. Только Маша веселая, а Аня - грустная.

И они стали общаться. Большей частью- или у Ани в клубе. Или- у Маши в съемной квартире. Потому что клуб находился в пяти минутах ходьбы от Машиного нового жилья.

И только с Машей Аня была откровенна. Даже в большей степени чем с единственным приятелем детства, еще со школы(ну, про него вы знаете).
И рассказала она сестренке все-все. Что с ней случилось за последние 25 лет.
И что, похоже, она так и останется одна до конца жизни.

А Маша ей сказала, что она знает верный способ исправить свою судьбу.
- Какой это? - удивилась Аня.
И Маша рассказала, что надо написать рассказ про себя. Вот- все как есть. А вот закончить его- так как хочется. Если Ане действительно хочется что-то изменить в жизни. Значит, нужно написать не про жизнь в двушке
в Сокольниках в обществе пожилой мамы и двух кошек. А жизнь с возлюбленным всей жизни. Надежным как стена.
Понимающим и нежным.

И тут Аня покраснела. Вот просто как вареный рак сразу стала.
Потому что она уже года три вела что-то типа дневника. Который был больше похож на список Аниных претензий к миру. В ретроспективе. Такие безрадостные мемуары.
И сколько раз Аню подмывало что-то приврать, приукрасить. Но- не могла. Потому что воспринимала эти записки именно как личный честный дневник, а не как фантастическую литературу.

Но когда Маша ей дала совет писать, то Аня вдохновилась и через месяц прислала сестренке по электронной почте
целый роман. На двадцать авторских листов. Где в начале все было чистой правдой, а в конце- чистым вымыслом.
Но правда была настолько узнаваемо-правдивой, что даже фантастически прекрасный финал выглядел на ее фоне вполне возможным.
И Маша обрыдалась. И всем в редакции дала почитать. И даже главная с перманентом сказала, что "это- прекрасная вещь". И порекомендует ее своему знакомому издателю( а параллельно владельцу заводов, газет, пароходов) для печати.

А Маша позвонила Ане чтобы обрадовать. Когда книжку действительно решили напечатать.
А Аня испугалась: Зачем?
На что Маша ей сказала:
- Ты хочешь- чтобы все сбылось? Так вот я заметила - сбываются только те истории которые опубликованы. И которые прочитает много людей. И проникнется этой историей. А иначе- никак.
- Да чем там проникаться? - удивилась Аня, - Это интересно только мне.

Тогда Маша рассказала, что она дала многим почитать сестрин роман. И все как один впечатлились. Но для того чтобы сбылось наверняка - нужно много больше читателей.

И Аня сказала :"Делай как хочешь... А я написала- и забыла".

И Аня действительно забыла. Потому что связались с ней из издательства лишь спустя несколько лет.
А ведь могли и вовсе забыть. Как часто бывает. Особенно если автор ненастырный. И скромный. Как Аня.
Но вот- не забыли. Вспомнили.

И позвали заключать договор. Прямо в офис. С паспортом, страховой пенсионной карточкой и прочей тряхомудией.
И- прямо завтра. А то будет поздно.
А еще с ней очень хочет их самый главный познакомиться. Оказывается, он тоже роман прочитал. И его авторесса очень заинтересовала. Как личность.

А тут- такое дело. Смотрит Аня в паспорт и видит, что он- просроченный. Потому что ей аккурат пару недель назад 45 лет брякнуло. А она- забыла. По простой причине. Она уже лет десять свои дни рождения не праздновала.
И привыкла, что этот день ничем не отличается от остальных. Наверное, потому что у мамы как раз лет 10 назад стал прогрессировать склероз. А до этого только мама и напоминала дочке, что у нее День.

А Ане это и впрямь было никогда неважно.

Наверное, Маша бы напомнила. Она любит всякие праздники. Но Маша тоже не знала- когда у старшей сестры Дата.

А вот посоветоваться Аня позвонила как раз Маше.
И Маша ей сказала, что надо срочно менять паспорт. И вызвалась пойти с сестрой в милицию.
Но даже Маше удалось уговорить начальника паспортного стола на минимальный срок в три дня. А меньше- никак не получится.
А в издательство уже завтра. Что делать?
- Напишешь договор по моему паспорту,- предложила Маша.
- А разве так можно?, - испугалась Аня.
- Можно, можно,- успокоила сестру Маша, - Тем более, мы очень похожи. И имя у меня в паспорте- Мари-Анна. То есть- хоть тебе, хоть мне.
- А фамилия? - возразила Аня.
- Да какая разница... Наверняка тебе предложат какой-нибудь псевдоним.

Вот так поехала Аня подписывать договор с Машиным паспортом.
В кабинете у самого издателя. Который ни разу не усомнился, что паспорт не Анин. И что ей не 30, а на 15 лет больше.
И фамилия "Анина" ему очень понравилась. Зачем с такой эффектной фамилией псевдоним?
Да и вообще он в нее втюрился с первого взгляда. И пригласил поужинать вместе.

Ну, а потом и жить они вместе стали. И Анька за это время(за год) еще две книжки написала. Получилась трилогия.

А еще он, издатель этот, владец газет-пароходов, Аньку замуж звал. Вполне официально.
Но она боится, что он узнает - сколько ей на самом деле лет. И что фамилия у нее никакая не красивая, а самая
обыкновенная, типа "Дыркина". Как раньше и у Машки была.
***
Кстати, ничего там в ее книжках про долгую счастливую жизнь с издателем-миллионером 35-и лет от роду нету.
Но зато там есть героиня-миллионерша, которая встретила на улице персонажа пьесы Горького "На дне". Оценила его как большого поэта. И сделала всемирной знаменитостью.
***
Очень мне лестно было это услышать.
Наверное, я иногда могу сойти даже за миллионершу.
А иначе зачем ему было все это мне рассказывать...


Рецензии