Ник Пауэлл - Включите свой внутренний свет

Во время «Кинотавра-2010» известный кинопродюсер провел мастер-класс по питчингу, а куратор программы рассказала о важности устной презентации в условиях современного кинобизнеса
В зале «Панорама» на 15-м этаже гостиницы «Жемчужина» было прохладно и многолюдно. На входе всем желающим выдавали электронные переводчики, так как Ник Пауэлл – англичанин и проводил лекцию, соответственно, на английском. На столы поставили воду в стеклянных фиолетовых бутылках и энергетики в железных красно-синих. Гость из Туманного Альбиона скромно что-то читал с экрана своего маленького ноутбука. За его спиной – два белых экрана. Начинающие режиссеры, сценаристы, продюсеры оживленно переговаривались между собой, сидя по четверо за «партами». Ровно в 12:10 вице-президент Европейской киноакадемии и директор Национальной школы кино и телевидения  сдержанно кашлянул и с таинственной улыбкой произнес «Lets begin». А на экранах появилась надпись: «30 lessons of a producer and A to Z of pitching or the gospel according to Nick Powell».  То есть гость «Кинотавра» будет рассказывать о том, как грамотно презентовать свой проект и убедить потенциальных спонсоров или инвесторов вложить деньги в осуществление именно вашей мечты.
Но прежде чем приступить к полезным советам от гуру продюсирования в киноиндустрии, имеет смысл немного рассказать о том, как вообще на «Кинотавре» появился питчинг, что это такое и «с чем его едят». 
Питчинг – это краткое выступление перед публикой с целью донесения до слушателей главной идеи кинопроекта (сценария). Такой способ презентации давно прижился на заграничных кинофорумах. В России же питчинг – явление более чем свежее. Впервые он появился на «Кинотавре» в 2006. Но особого энтузиазма ни у кого не вызвал. На следующий год – та же история. И только в 2008 картина кардинально изменилась. 
- Два года назад питчинг на «Кинотавре» проводился в радикально иных условиях. Все только и говорили, что о взлете и триумфе российского кинематографа и его неминуемом светлом будущем, - рассказывает куратор питчинга Анна Гудкова. - А всего лишь спустя год на кинофестивале питчинг был отменен вовсе. Финансовые проблемы были настолько сложными, а будущее настолько туманным, что представлять независимые проекты крупным продюсерам представлялось абсолютно бессмысленным – если денег не хватает на завершение собственных картин, о каком запуске нестандартных чужих идей может идти речь? И вновь казалось, что это навсегда, и самой популярной стала фраза «никогда хорошо не жили, и привыкать нечего». Прошел год. И в очередной раз ситуация изменилась. За это время стало очевидно, что введенный на «Кинотавре» впервые питчинг прижился в отечественном кинематографе и обрел популярность в качестве индустриального инструмента. Сразу несколько кинофестивалей сочли необходимым обзавестись собственными рынками проектов и питчингом как таковым. Более того, в изменившейся структуре финансирования навыки презентации продюсерских проектов становятся востребованы как никогда – ведь именно этим предстоит заниматься независимым продюсерам для запусков собственных проектов как на фестивалях, так и на будничных рабочих встречах.
- Что же касается проектов, представленных на питчинге «Кинотавра-2008», то и здесь нам есть чем гордиться, - продолжает Анна Гудкова. – Один из самых ярких фильмов этого года, триумфатор Берлинале-2010, «Как я провел этим летом» (режиссер Алексей Попогребский, продюсер Роман Борисевич) был впервые презентован именно на нашем питчинге. Удачно сложилась фестивальная судьба и у картины «Я», участника Берлинале-2009 (режиссер Игорь Волошин, продюсеры Анна Михалкова и Максим Королев). Фильм «Слон» участвовал в конкурсной программе «Кинотавра-2010». В этом году мы постарались снова собрать широкую палитру жанров, стилей и кинематографических подходов – среди проектов есть как зрительские и традиционные, так и очевидно новаторские, экспериментальные, требующие нетривиального режиссерского и продюсерского взгляда и киноязыка. В судейской коллегии питчинга – наиболее значимые эксперты для оценки и анализа представляемых проектов. Среди них Игорь Толстунов, Рубен Дишдишян, Сергей Сельянов, Александр Роднянский и другие. А провести подготовительные лекции с продюсерами-участниками питчинга мы пригласили уникального специалиста и замечательного преподавателя. Англичанин Ник Пауэлл – всемирно известный продюсер и директор одной из лучших киношкол мира.
- Перефразируя Линкольна, - даже если мы идем медленно, мы никогда не движемся назад.
Итак, Ник Пауэлл учил правильно преподносить себя и свой проект при минимуме времени и максимуме ответственности. Как известно, на питч дается не более пяти минут. Продюсер показывал на экранах забавные картинки, приводил в пример грамотные пиар-акции фильмов, рассказывал о неизбежных рисках, курьезах и сюрпризах судьбы. По правде говоря, - он напомнил нам базовые правила успеха, как их трактует психология. Учил обрамлять картину в такой багет, чтобы она заиграла всеми красками, и невозможно было пройти мимо такого шедевра.
-  В жизни я проводил питч довольно часто. С каждым разом мне это давалось легче и легче. Есть вещи, о которых надо помнить. Вот несколько правил успешной презентации киносценария или проекта, - улыбаясь и обведя взглядом зал, сказал Ник Пауэлл. – Главное – улыбайтесь, искренне излучайте дружелюбие. Не нервничайте. Включите свой внутренний свет. Вы должны быть уверены на 100 процентов, что представляете что-то очень интересное, полное смысла. Еще важно окружить себя талантливыми и умными людьми, работать в команде с ними, обмениваться идеями и опытом. Поймите: желающих найти деньги для своего проекта тысячи, а вам надо убедить конкретных людей в том, что именно ваш сценарий и снятый по нему фильм сотрясет весь мир.
Мне не очень нравится слово сотрудничество, - заметил англичанин. В контексте кинематографа я бы назвал этот процесс, скорее, вовлечением в совместную работу. Наблюдая себя и других, я вывел несколько стадий развития кинематографиста: первая – когда он подражает кому-то из кумиров (но все лучшее уже снято до него), вторая стадия – автобиография, когда человек непременно стремится рассказать с экрана какую-то свою историю или просто о себе. Это почти неизбежно, но так же банально. Ведь вокруг так много интересного! А вот на третьей стадии приходит оригинальность и самобытность, когда штампы отбрасываются и появляются свежие идеи и решения. Четвертая стадия обнаруживает гения. Он просто снимает очень хорошее кино.
Раньше питч проводили сценаристы. Но потом это стали делать продюсеры, так как было понятно, что это их дело, их работа, которую они могут выполнить лучше других. Много раз в жизни я рисковал. Моя компания однажды обанкротилась. А я на последние деньги купил фильм «Четыре свадьбы и одни похороны», который показал колоссальные сборы по всему миру. Иногда проект сразу не приносит денег, но время делает его популярным. Бывают и откровенные неудачи. Важно никогда не сдаваться и уж тем более не хныкать при подчиненных. Продюсер должен быть уверенным и даже нахальным. Не забывайте, что страсть, которую вы транслируете в мир, должна быть не только в слове, но и в действии. А вот вам маленький секрет о том, что непременно должно быть в будущем фильме для того, чтобы он стал успешным и его захотели снять: не думайте о зрителях, как о своих друзьях, выбирайте и продвигайте те проекты, которые восхитили и тронули лично вас, учитесь раскрывать людское любопытство. Один из путей к этому – ярко рассказать о «живых» персонажах. И главное – в сценарии должна быть драма, какое-то развитие. Если утрированно: три акта – человек лезет на дерево, в него с земли бросают камнями, он спускается с дерева. Пусть произойдет что-то неожиданное. Не забывайте и о юморе. Хотя люди и видят вещи такими, какими хотят, они все же чувствуют, что интересно, а что плоско. Четко поймите, что вы представляете, и какой бы реакции хотели: чтоб люди плакали или смеялись, боялись или сопереживали. Рассказать грамотно и быстро историю – это как любовь, это не как класть кирпичи. Но с другой стороны – это опасное и рискованное вскрытие. И еще хочу напомнить: ваше эго не должно встать между вами и слушателями. Вы рассказываете людям новую историю, они ждут чего-то яркого, им не нужна темнота и чужое самомнение. Подготовьте выступление заранее и знайте, что в последний момент вам, может быть, придется многое изменить. Пять минут! Если это много, сократите время своего выступления. Без длинных прологов приступайте к сути. Нельзя быть скромным, лучше быть самоуверенно скромным. Перейдите мост и не бойтесь.


Рецензии
Собственно ничего нового, кроме самого слова "питчинг" мосье Пауэлл не сказал. У нас подобные концепции по представлению своих проектов уже давно существуют - начиная от старинных базарных торговых шуток-прибауток и побасенок, и кончая, ну хоть рекламой акций МММ с Лёней Голубковым и его роднёй. Хотя может касательно киноиндустрии подобное применяется крайне редко. И здесь виной качество российской кинопродукции. Такое ощущение, что при распределении средств фильма им смету составляют практиканты-бухгалтеры. Начинаешь смотреть - шикарно, а по ходу видишь, как таял бюджет. Когда начнут снимать настоящие хорошие фильмы, то и "питчинга" не понадобится. "Александр Невский" снимался вообще практически бесплатно, а до сих пор смотрят. Умели как-то снимать? Разучились что-ли? Бондарчук сколько денег в свой "Обитаемый остров" бухнул, а фильм бездарный! А папка его умел снимать, да так, что ух!!! И они там за бугром по нашим старым фильмам снимать учатся, а нам какой-то "питчинг" суют.
Впрочем чего-то я разошелся. Это ещё раз говорит о том, что ваши статьи берут за живое.)))))
С уважением!

Алексей Шеин   18.06.2010 12:41     Заявить о нарушении
Вы правы. Во многом согласна. Ник учил начинающих привлечь внимание именно к идее, сценарию. Молодые, наверное, будут блюсти экономию, ибо сейчас очень трудно найти деньги для реализации проекта. И репутация очень важна. А режиссеры с именем себе финансовые вольности позволяют, так сказать, с российским размахом. :-)
И еще понравилась его непробиваемая уверенность в себе - простая и прочная, как стена. Непривычно даже.

Анна Петросян   18.06.2010 13:10   Заявить о нарушении