Конец Бесконечности

        Как – то  раз,  давно,   мне  приснился  странный сон.  О  Конце  Света  и  Страшном  Суде.   Не  могу  про  себя  сказать,  что  когда – либо   верил  в  сны,  да  и  не  принято  у  православных  людей  придавать  снам  большого  значения.   Но  тот  сон  меня  впечатлил  настолько,  что  я  даже  специально  постарался  его  запомнить. 
       Смысл  сна  в  общем – то  был  в  самом  его  конце.  Мне  не  снилось  то,  что  я  много  раз   читал  в  православной  литературе – в  Апокалипсисе  и  в  трудах  Святых  Отцов, - а  нечто  совсем  иное… Сон  вообще  начался  с  того  факта,  что  Конец  Света  уже  как – то  произошел,  положенным  ему  образом,  и  все  мы  уже  воскресли  на  Суд.  Христос  же  в  моем  сне  был  представлен  в  образе  Богомладенца,  таким,  каково  Его  изображение  на  Богородичных  иконах.   Ближе  всего,  как  мне  сейчас  представляется,  Он  походил  на  Богомладенца  с  иконы  «Достойно  есть».  Мальчик  лет  десяти,  в  белой  рубахе  по  щиколотки…
       Я  не  видел  в  этом  своем  сне  ни  Осуждения  грешников,  ни  Оправдания  праведников.  Так  как  все  это  уже  случилось.  Но  оставалась  какая – то  небольшая  кучка  людей,  в  которой  был  и  я,  про  которых   - я  это  знал, - не  говорили,  как о  Достойных,  но  которые,  потрудившись  в  меру  при  жизни  на  церковной  ниве,  не  заслуживали  и  Осуждения  в  Геенне.  Такое  странное  общество?  Нас  вели  куда – то,  и  чем  дольше  был  наш  путь,  тем  тоскливее  становилось  на  душе,  потому,  что  мы  ВЫХОДИЛИ  за  пределы  Рая…
       Как  я  могу  это  описать?  Вероятно,  то  же  чувствовали  первые  люди,  покидающие  пределы  Родины… «сЕде  Адам  прямо  раЯ,  и  свою  наготу,  рыдая,  плАкаше:  увы  мне,  прелестию  лукавою  увещАнну  бывшу  и  окрАдену  и  Славы  удалЕнну…».  Никогда  и  нигде  я  не  ходил  по  такой  зеленой  и  мягкой траве,  как  в  тот  раз,  когда  нас  выводили  за  пределы  Рая.  Никогда  и  нигде   при  жизни  я  не  вдыхал  такого  сладкого  воздуха,  чистого  и  ласкового.  Никогда  и  нигде  при  жизни  я  не  испытывал  такой  Великой  Тоски.  Ибо  как  можно  описать  себе  величие  тоски  от  осознания  потери  Всего?  Ведь  будучи  живыми,  мы  утешаемся  тем,  что  смерть – это  не  навсегда.  Тем,  что  наступит  время,  когда  мы  воскреснем  для  Вечной  Жизни.  Это  утешение,  производимое  в  нас  нашей  верой,  бывает так  велико,  и  действует  в  нас  столь  сильно,  что  многие  и  многие  сворачивают  горы  в  преодолении  пути  своего  восхождения  к  Небесному  Отечеству.  А  иные,  наподобие  меня,  опьяняются  обилием  сладостных  мечтаний  по  поводу  того,  как  потом  нам  будет  хорошо.  Эта,  вполне  бесконтрольная  мечтательность  по  поводу  Будущей  жизни,  Рая,  и  т.п.,  бывает  опаснее  иных  заблуждений  веры.  Поскольку  она  опьяняет,  словно  сильно  действующий  наркотик,  и  так  же,  как  любой  наркотик,  ввергает  тебя  в  полнейшее  отсутствие  какого  бы  то  ни  было  самоконтроля.  Со  всеми  вытекающими  отсюда  страшными  последствиями.  Да  и  похмелье  бывает  похлеще,  чем  от  самогона.  Об  этом  нас  предупреждают  Святые  Отцы,  говоря: "Нет  добродетели  без  разсужденья!".
       Не  преодолевали.  Не   боролись.  Не   лечили  наших  искалеченных  душ  и  не  стяжали  их  пеленами  смирения.  Не  слушали  тысяч  и  тысяч  раз  призывающих  голосов  священников : «Остерегайтесь,  яко  опасно  ходите!»   Недоделали.  Недоработали.  Недожили… И  вот  теперь,  идущим  нам  в  свой  последний  путь,  утешиться  нечем.  Так  как  уже  воскресли,  и  уже  осуждены,  и  значит  далее – вечное  изгнание  и  вечная  смерть.  Не  та  смерть,  которой  умирали  все,  расставаясь  на  время  со  своими  телами,  как  и  Сам  Господь,  и  Его  Пречистая  Матерь,  и  все  святые.  Нет…Это  совсем  не  та  смерть!  Здесь,  за  порогом  Суда,  если  тебя  не  ожидает  Вечная  жизнь,  то  ожидает  Она – Смерть  Вечная,  как  Вечное  пребывание  в  состоянии  смерти.  Богооставленность.  Бесконечная  удаленность  от  Бога,  как  Источника  Жизни – вот,  что  есть  Вечная  Смерть.  Было  бы  даже  возможно  сказать,  что  это  вечная  жизнь  в  состоянии  Смерти.  Вот,  что  это  такое.  Ты  не  будешь  уничтожен  в  НИЧТО.  Эта  материалистическая  байка  была  бы  сейчас  для  нас,  уводимых  из  Рая,  наилучшим  выходом.  В  том   и  суть  Божьего  о  тебе  промысла – в  том, что  будучи  однажды  созданным  для  жизни,  ты  уже  не  умираешь  никогда.  Ты  принципиально  бессмертен.  И  вопрос  только  в  том,  как  ты  распорядишься  этим  бесконечно  великим  даром – даром  бесконечного  своего  Существования.  Будет  ли  это  бесконечное  твое  существование  в  форме  Жизни,  т.е.  рядом  с  Источником  Жизни,  с  Богом  и  в  Раю.  Либо  ты  выберешь  для  себя  Бесконечное  существование   в форме  Смерти – т.е.  отдаленно  от  Бога,  как  Источника  Жизни,  и  вне  Рая.
       Все,  что  вне  Рая,  есть  ад. 
       Даже  если  тебя  осудят  на  лежание  на  этой  зеленой  лужайке,  по  которой  мы  сейчас  так  скорбно  и  неторопливо  шествуем.   Если  представить  себе  пребывание  на  этой  великолепной  лужайке  в  течение  бесконечного  времени, - то  вот  он,  мистер  Ад,  собственной  персоной.
       Все  это  понимали  мы,  идущие  на  Смерть.
       Удаление  наше  продолжалось  настолько,  насколько  вообще  это  возможно  во  вселенной.  До  самых  ее  краев,  где  за  пространством  и  временем,  скручивающимся  само  в  себя,  более  уже  не  существовало  ничего…  Или,  может  быть,  мы  покоились,  а  исчезал  сам  Космос,  сворачиваемый  в  один  большой  Рулон  двумя  возникшими  откуда-то  Ангелами.  В  любом  случае,  и  в  силу  относительности  движения,  мы  разъединялись  с  тем,  что  становилось  для  нас  уже  более  недостижимым. 
       Если  честно,  во  сне  я  предполагал,  что  нас  изведут  в  Абсолютное  Ничто,  за  пределы  Физической  и  Словесной  Вселенной.  Но  вместо  этого,  нас  посадили  в  вагоны – точные  копии  вагонов  московской  подземки.  И  я  во  сне  был  этому  очень  удивлен.
       Нас  приковали  наручниками  к  верхним  поручням  и  оставили  так  стоять.  И  я  видел,  как  в  тех  вагонах,  которые  были  заселены  раньше  нашего,  гас  Свет,  и  вместе  с  ним  исчезали  и  сами  вагоны.  Они  как  бы  исчезали  из  реальности, не  переставая  при  этом  Быть.   Наконец,  дошла  очередь  до  нас.  Мальчик  шел  по  вагону,  и  Свет  за  Его  спиною  просто  исчезал.  Напдобие  того,  как  исчезает  из  твоей  души  Радость,  когда  тебя  оставляет  Господь.  Когда  ты  сам  гонишь  Его  от  себя  своими  мерзкими  делами,  тогда - О, Да! - Он  оставляет  тебя  вкусить  Великой  Тоски,  которая  есть  просто  Неупоеваемая  Жажда  Радости,  источником  которой  может  быть  только  Он.  О!  Сколько  раз  при  жизни  я  видел  на  лицах  так  называемых  благополучных  людей  эту  Печать!  Как  темны  были  их  лица,  пытающиеся  скрыть  свою  великую  Тоску  за  надетой  на  лицо  улыбкой.  И  как  при  этом  были  холодны  их  глаза,  как  Неподвижны!  И  сколько  суицидов  было  сотворено  с  этой  надетой  на  лицо  улыбкой.  За  ширмой,  под  которой  скрывался  лишь  вой  забитой  до  смерти  собаки!   ...   
       Поравнявшись  со  мной  и  уже  готовясь  выйти  от  нас  навсегда,  Мальчик  задержался  и  сказал : «Спрашивай,  что  хочешь.  Я  отвечу.»  И  я  спросил.  А  что,  еще  мне   оставалось  делать?   
       От  Него  исходило  столько  тепла,  любви  и  одновременно,  столько  тоски!  И  я  понял,  что  это   я  чувствую  не  свою  тоску,  а тоску  Самого  Бога.  Потому  она  так  огромна,  и  так  неутоляема.
       Это  Его  тоской  о  нас  тоскуем  мы  о  Нем.
       И  тогда  я пролепетал : «Скажи нам,  Господи,  сможешь  ли  Ты  нас  вернуть,  когда  закончится  ...  это  наше  бесконечное  пребывание  в  изгнании?  Когда  пройдет  и  когда  закончится  Бесконечность?»  И  услышал  Его  ответ : «Надейтесь.  Ибо  Аз  есмь  Альфа  и  Омега,  Первый  и  Последний.  Мое,  да  и  ваше   существование  тоже,  неограниченно  никаким  временем.  Вы  больше  любой  бесконечности.  Надейтесь!»
       И  погасил  в  нашем  вагоне  Свой  Свет…
       ***
       Стоит  ли  вам  говорить  о  том,  что  я  очень  и  очень  много  раз  думал  о  этом  сне  своем.  И  о  том,  что  его  смысл,  мягко  говоря,  никак  не  согласуется  с  основными  Догматами  православной  нашей  веры,  которой  я  предан  и  которой  служу.  (?)
        Я  очень  много  думал,  читал  и  исследовал  эту  идею,  идею  Конца  бесконечности.
        Она  восходит  к  постулату  о  том,  что  Бог  невложим  ни  в  какое  пространство  и  ни  в  какое   время – ни  в конечное,  ни  в  бесконечное.  И  из  этого  с  неотвратимостью  следует  то,  что  Он  невложим  в  сами  понятия  пространства  и  времени.   Но,  если  это  так,  то  и  мы  наследуем  эти  Его  Свойства,  будучи  созданы  по  Его  Образу  и  по  Его  подобию.  Мы  несем  в  себе  Богоподобие,  ибо  сказано  в  Евангелии,  что  Бог   стал  человеком  именно  для  того,  и  только  для  того,  чтобы  человек  стал  Богом,  стал  равным  Ему  по  благодати.  Это - аксиома православия,  и  из  этого  следует  и  наша  с  вами  невложимость  в  какое  бы  то  ни  было  время - ни  в  конечное,  ни  в  бесконечное!  И  вот  почему,  говоря  о  Рае,  о  существовании  с  Богом  и  о  Жизни  Будущего  века,  наши  Святые  Учителя  никогда  не  описывают  это,  как  процесс.  Ибо  любой  процесс  есть  то,  что  может  существовать  только  в  рамках  Времени.  А  говорят  они  о  Рае,  как  о  Состоянии.  Как  о  Восьмом,  Невечернем  Дне.  Как  о  Жизни  вне  понятия  времени,  как  такового. 
       Обратное,  как  говорят,  справедливо!  И  там,  где  начинается  эта   самая  сложная  и  непонятная  ни  уму  ни  сердцу  вещь,  то,  что  мы  чувствуем  и  что  понимаем,  как  Время,  там  не  может  быть  никакого  Рая.  Существование  Рая  невозможно  ни  во  Времени,  ни  в  пространстве  по  очевидной  причине.  По  причине  того,  что  Рай,  вмещающий  в  себя  Ни  во  что  Невместимого  Бога,  не  может  быть  настолько  примитивен,  чтобы  быть  представимым  через  столь  узкие  и  столь  простые  понятия,  как  время  и  пространство.
       Так  и  стояли  мы,  недвижно,  не  дыша,  не  ощущая  ничего,  кроме  бесконечной  и  ни  с  чем  не  сравнимой  тоски.   Бесконечно  долго. ... До  тех  самых  пор,  когда  эта  бесконечность,  наконец,  чудным  образом  не  закончилась,  и  мы  (так  долго!)  терпевшие  тоску,  наконец,  не  покинули  бесконечность,  просто  покинув  пределы  Времени. И  там,  во  внезапно  возникшей  перед  нами  Зеленой  лужайке,  там  я  упал  лицом  своим  вниз,  в  траву,  и  заплакал. ...
       Надежда.   Вот  что  может  пережить  любые  бесконечно  длинные  времена  и  лета. …
       Даже  тогда,  когда  исчезнет  вообще  все,  весь  неживой,  тварный  мир,    созданный  именно  как  мир  временный,  мир,  можно  сказать,  виртуальный,  исчезающий  в  каждом  новом  мгновении  Истории,  мы  не  исчезнем.  И  поэтому  можно  питать  надежду  на  то,  что,  будучи  однажды  осужденным  на  вечную  смерть,   на  бесконечно  долгое  свое  изгнание,  ты  будешь  иметь  шанс  Возвращения  на  Родину,  к  Отцу. …
       … когда  закончится  Бесконечность. … Потому  что  мы  ее  пересуществуем. ...
P.S.  Я  отношусь  ко  всему  сказанному  мною  здесь,  как  ко  сну.  Ошибется  тот,  кто,  заподозрив  во  мне  признаки  ереси  от  православия,  скажет ... все  это - ваши  слова.  Я  же  чту - Символ  веры.


Рецензии
Спасибо за рассказ!

Верно, что нет ничего бесконечного.
Всё имеет свой конец, независимо от места
пребывания и вероисповедания. Согласитесь, это для
человека было бы логично, ибо лишь только при
выполнении данного условия, само его существование
где бы то ни было, обретает смысл, тем придавая
целесообразность конечной цели его долгого Пути...

Очень глубокомысленное произведение!
С добринками

Эля Мусина   16.07.2025 16:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Эля!

Владимир Муляров   16.07.2025 23:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.