Неглавный герой. Главы 1-4

НЕГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ. ГЛАВА 1
   
  Люди, люди, люди... Нескончаемыми ручейками они бредут прямо передо мной и в обе стороны от меня. Я даже не пытаюсь рассматривать их лица из-за тут же начинающегося головокружения. На мгновение прикрываю глаза, но такое ощущение, что зрачки под опущенными веками продолжают по инерции следить за проходящими мимо меня фигурами. Великий Ибикус, и как эти торговцы сутками сидят за своими прилавками? Я не могу выдержать и часа.
   
  Металлический лязг, донесшийся вроде бы издалека, однако тут же заставляет меня открыть глаза и вскочить на ноги. Я бросаю взгляд в ту сторону улицы, откуда мне послышался звук. Пыль, поднятая десятками ног прохожих, буквально висит над торговыми прилавками полупрозначным занавесом, не давая рассмотреть как следует, что происходит на перекрестке. На первый взгляд, все спокойно - поток покупателей, текший с той стороны, не прерывается. Тем удивительнее на фоне ровного гула голосов и шарканья ног недавнее звяканье. Я кошусь по сторонам - вокруг все также плавно течет базарная жизнь. Вот моя соседка справка старая Гэл лезет в ведро, доставая оттуда еще живых мокрозубов - десяток за два динара. Большеголовый Мурд азартно завлекает прохожих в свой клуб симуляторов. Сестры Краш, что напротив меня, привычно болтают, забыв о товаре и о покупателях.
   
  Судя по всему, они не слышат того же, что и я. Но аборигенам в этом плане доверия нет - мой слух был на порядок тоньше, чем их. Так что лучше поберечься, да дать ноги поскорее - не исключена облава со стороны семинотов. Понятное дело, охота идет не за мной. Стандартная проверка документов - обычная процедура с тех пор, как семиноты захватили этот долбаный мирок под названием Афферакс - вместе со мной 'на борту'. Нужно же мне было ненадолго остановиться пожить на этой планете - и как раз в преддверии проигрышной войнушки. Теперь вот застрял почти на год. Пускай я не аффераксец, однако мне от этого не легче. Паспорта-то и визы у меня нет. А землян в этой части Галактики ой как не любят. Если под раздачу попадешь, мало не получишь.
   
  И надо же как назло, Керил куда-то запропастился. Попросил постоять с его товаром буквально десять минут, и пропал на полчаса. Главное, я только мимо проходил, даже не собирался задерживаться, просто с работы шел уставший. А он пристал - побудь за прилавком чуток, мне отлучиться надо. Постоять-то не проблема, товар мне его знаком хорошо - даром что ли я каждый вечер с Керилом по часу болтаю. Но вот таких внештатных ситуаций я точно не ожидал.
   
  Что теперь делать - ждать его или быстро смываться?
   
  Тут снова слышится лязг. Даже аборигены зашевелились - головы влево повернули, ладони ко лбу приставили - пытаются сквозь марево рассмотреть, что за шум. Ну точно - броневик семинотов собирается переулок блокировать, уже его бронированный, медленно выдвигающийся из-за дома на углу, становится виден. Теперь попробуй проскочи мимо солдат. Нет, надо быстро смываться в другую сторону.
   
  - Вара Гэл, - я тут же бросаюсь к старушке слева, не забыв уважительно назвать ее варой. - Я спешу очень. Посмотришь за Керила товаром. Он сейчас будет.
   
  Торговка медленно кивает головой. По ее реакции непонятно, поняла она меня или нет - не с моим знанием местных наречий тут такие речи толкать. Ну да ладно, не до того. Я быстро выскакиваю из-за прилавка с релаксаторами и пылю вместе с другими покупателями в противоположную от перекрестка с броневиком сторону. Может справа еще дороги не перекрыты?
   
  Куда там... Даже если и свободно, но уйти мне удается недалеко. Старый Лем, что торгует инфочипами на углу, хватает меня за руку.
   
  - Дик, Дик, погоди, забери свой товар, совсем не продается...
   
  Елки-палки, не до товара сейчас, уходить нужно. Но старику это важнее всего, ему патруль семинотов не помеха, его не тронут. Цепко ухватил меня за руку, тащит к своему лотку. Твою мать, и дернула же меня нелегкая подзаработать. На днях вынес под скафандром со своего родного завода микрочипов пару десятков свежих наработок, чтобы через Керила за полцены их продать, а тот отказался - мол, не мой ассортимент, у меня только релаксаторы, давай лучше Лему отдадим под реализацию. Я сдуру и согласился. Правда, когда старик с недоверием чуть ли не на зуб принялся проверять мою продукцию, я психанул и с трудом сдержался, чтобы не вырвать их из его рук и не зашвырнуть подальше. Но пересилил себя, а вот теперь расплачиваюсь.
   
  - Лем, очень спешу, не до тебя сейчас, - скороговоркой выпаливаю я. Куда там. Старик словно и не слышит меня.
   
  - Ты дал мне двадцать чипов. Один у меня ушел. Остальные лежат. Забери их, - обстоятельно докладывает мне торговец, продолжая придерживать за кисть. Но легкость его хвата меня не обманывает, стоит дернуться, как моментально попаду в тиски. У местных может слух и не очень, зато силищи немеренно.
   
  - Оставь их себе, слышишь, - ору я старику в ухо.
   
  - Зачем они мне? - спокойно отвечает старик. - Место на лотке занимают. Я лучше что-то иное продам.
   
  Да Великий же Ибикус! Я хватаю свои чипы с лотка, начинаю распихивать по карманам скафандра. Лем аккуратно контролирует процесс, следит, видимо, собака, чтобы я его товар не прихватил. Как только заканчиваю 'погрузку', он тут же снова впивается в меня:
   
  - Забери динар. Один чип продал.
   
  Твою мать! Один динар. Да на эти деньги даже пучок мокрозубов не купишь. А я из-за них сейчас могу под 'зачистку' угодить. Нет, хватит.
   
  Я изо всех сил выдергиваю руку из захвата старика и бросаюсь наутек. Но драгоценное время потеряно. На базаре уже царит паника. Торговцы спешно сворачивают свои лотки и палатки, покупатели почти бегом направляются в ту же сторону, что и я - подальше от броневика с семиотами.
   
  - Ты куда?
   
  Ну надо же, и Керил появился. Выскочил из толпы прямо на меня.
   
  - Ухожу, Керил. Там, кажется, проверка будет. Землянину им лучше на глаза не попадаться. Товар у бабушки Гэл, - пытаюсь я ему объяснить свое поведение. И тут же вижу, как его физиономия расплывается в плаксивой гримасе.
   
  - А я? А я? Я ведь тоже землянин, - начинает причитать он. - Мы же, земляне, должны помогать друг другу. Ты бросаешь меня?
   
  - Твою мать, ну какой же ты землянин, Керил?! Где ты видел синекожих семипалых жителей Земли с костяными наростами на голове? - взрываюсь я.
   
  - Эх, брат, брат, - укоризненно качает он головой, явно искренне страдальчески смотря на меня. - Не ожидал я от тебя такого.
   
  Ну вот, не хватало еще мне растрогаться и остаться на рынке вместе с этим придурком, искренне вообразившим себя землянином. Но пытаться растолковать это Керилу бесполезно. Собственно, уже пробовал. На этой почве мы с ним и сошлись пару месяцев назад.
   
  Случилось это, когда я проходил через рынок и остановился возле лотка с релаксаторами. Тут продавец ко мне и прицепился - 'землянин, что же ты своего земляка не узнаешь'?
   
  Я поначалу решил, что это либо грубая шутка, либо хитрый маркетинговый ход торговца. Отвечаю в духе, мол, 'отцепись, туземец'. Тот не отстает - 'присмотрись ко мне'. Ну посмотрел я на него внимательно. Земного кот наплакал - разве что зрачки круглые, а не как у местных - вертикальные. Но пойми поди - а не мутация ли это? Но торговец буквально прилип - 'бабушка была с Земли, и сам я землянин по духу, и зовут Кириллом'. Это он так свое - Керил - исказил. В общем, слово за слово, стали приятельствовать. Переубедить мы друг друга не смогли, так история его происхождения и повисла... До сегодняшнего момента - чтобы всплыть в самое ненужное время.
   
  - Да ничего не случится с тобой, - пытаюсь растолковать я Керилу. Нас толкают во всех сторон - мы ведь стоим прямо на пути у разбегающихся людей. - Ты же вылитый аффераксец. В отличие от меня.
   
  - Я думал, ты - друг, - Керил словно и не слышит меня. Это, кстати, типично аборигенская черта поведения.
   
  - Ладно, давай в три секунды все сложим, - наконец решаюсь я. - Но бегом.
   
  Тут же срываюсь в обратном направлении. Керил летит за мной. Бабушки Гэл с ее ведром мокрозубов и близко не видно, лишь наш товар сиротливо остается лежать на лотке. Благо всем не до того, ищут спасения, а то недосчитался бы Керил своих релаксаторов.
   
  В одно движение сметаю все с прилавка в коробки для хранения - Керил едва успевает их подставить, - хватаю одну из них, несусь в укрытие за углом - товар можно спрятать там. Керил спешит за мной. Покупателей уже никого, лишь продавцы вроде нас с товарами расползаются как тараканы. А за спиной как черная туча надвигается броневик с сопровождением из легковооруженной пехоты, поднимая под себя остатки лотков и прилавков.
   
  Ящики тяжелые, особо с ними не побегаешь. Я добегаю до угла, останавливаюсь перевести дыхание и буквально роняю свой на утоптанную глину. Керилу хоть бы хны - с его ручищами он и оба ящика вполне в силах был бы унести. А я весь потом изошел в своем стареньком скафандре - он давно не справляется с регенерацией воздуха.
   
  Но долго стоять себе дороже. Только наклоняюсь за ящиком, как уже впереди нас раздается шум. Неужели и там семиоты? Поднимаю голову - точно, такой же броневик движется нам навстречу. Твою мать, что же делать?!
   
  - Давай через развалины! - кричит Керил. Он хватает оба ящика, включая мой, и ломится через заросли папоротника за нашими спинами. От его туземной флегматичности не осталось и следа. Может и вправду, бабушка с землянином согрешила?
   
  За спиной Керила бежать легко и удобно. Основной удар колючек приходится по нему, я лишь сдерживаю ветви слегка поднятыми локтями. Единственное опасение, что могут начать стрелять сзади. Тогда уже я прикрою спину товарища.
   
  Заросли неглубокие - так, просека, метров в пять шириной. За несколько десятков секунд мы достигаем развалин бывшего торгового центра, ныне заросшего папоротниками и колючками. Крыши и пары верхних этажей в нем нет, дверные и оконные проемы пусты. После окончания войны здание так и не стали восстанавливать и теперь в нем обычно справляют нужду экономящие динар на посещение платного туалета торговцы с базара и покупатели попроще. Потому запах стоит тот еще. Но мы не собираемся здесь задерживаться, нам бы проскочить здание поскорее и выбраться из него на противоположной стороне, что выходит в жилой район - там легко можно будет затеряться.
   
  Керил влетает в ближайший дверной проем, и словно горный козел начинает скакать по каменным блокам, коими изобилует внутренность бывшего торгового центра. Это все остатки перекрытий да крыши, что рухнула после бомбардировки. Но не дай бог оступиться, тут же вляпаешься в дерьмо, покрывающее все половое покрытие здания.
   
  Я прыгаю следом за ним и уже когда нам кажется, что вот он и выход, как откуда-то сбоку доносится резкий оклик:
   
  - А ну стоять!
   
  Я замираю на досточке, аккуратно поворачиваюсь всем телом на голос. Так и есть - вооруженный патруль. Семиоты - не дураки, перекрыли все возможные выходы. Теперь получилось еще хуже - в толпе не затеряешься, самое эксклюзивное внимание нам уделят.
   
  - Руки подняли вверх! Что в коробках? Почему скрываетесь?
   
  Ну и конкретные же ребята эти семиоты! Вроде бы ближайшие родственники афферакцев, а совсем другие - говорят быстро, и по слухам стреляют еще быстрее. Так что лучше послушаться их приказов.
   
  Я смотрю на Керила, гадая, как он поступит. Если поднимет руки, значит, уронит товар прямо в дерьмо, оставит как есть - пристрелят солдаты. Что же победит - жадность или осторожность?
   
  Однако Керил решает дилемму подобно Александру Македонскому - находит третий вариант. Он хватает свои коробки покрепче и поднимает их на вытянутых руках. Да, мне бы такую силу...
   
  Тут мне в бок бьет что-то тяжелое. Я чуть не слетаю со своей жердочки.
   
  - Особый приказ нужен? - голос слышится совсем близко. Ну, конечно, это один из солдат дал мне по печени дулом импульсной винтовки. Твою мать, сам виноват, засмотрелся на Керила, а руки поднять забыл.
   
  Исправляю упущение. Вытягиваю руки как можно выше, и сразу начинаю объясняться, пытаясь подстроиться под речевую манеру семиотов.
   
  - Идем с рынка. Сокращаем путь. В ящиках товар.
   
  Уже по ходу фразы понимаю, что зря взял инициативу на себя. Твою мать, лучше бы молчал, как Керил. Старший в остановившей нас группе, сержант, судя по нашивкам, тут же переносит свое внимание на меня и моментально подскакивает вплотную:
   
  - Землянин? Шпион?
   
  Я отрицательно качаю головой - 'дескать, какой шпион?' Действительно, кому в голову придет шпионить в этом паршивом мирке, никому не нужном кроме самих его жителей, да соседям с Семиота.
   
  Но сержант трактует мое качание головой по-своему:
   
  - Не отрицай. Вижу, что землянин. Что в карманах?
   
  Снова засада. У меня же микрочипы повсюду рассованы. Демонстративно игнорирую вопрос. Но это не помогает - два солдата ловко шмонают по карманам, доставая из них непроданный Лемом товар. От затхлости воздуха в развалинах першит в горле.
   
  - Так! - сержант радостно потирает руки. - Поймали шпиона.
   
  Лихорадочно думаю - что предпочтительнее - взять на себя шпионство или признаться, что вынес устройства с завода, где работаю сборщиком последние восемь земных месяцев.
   
  - Это на продажу, - я все же делаю попытку объясниться и киваю на Керила. - Вот он подтвердит.
   
  Тут мой товарищ, все это время так и простоявший с коробками, зажатыми в поднятых руках, начинает как-то странно морщиться. Сержант медленно поворачивается в его сторону и вопрошает:
   
  - Ты тоже землянин?
   
  Да уж, вопрос истинного сержанта. Они тут с ума посходили что ли? Ну как эта образина может даже показаться землянином?
   
  - Нет, нет, - кричит Керил. И для убедительности со всех сил мотает головой.
   
  - Врешь, - свистящим шепотом, словно герой дешевых боевиков, пригвождает его сержант. - По глазам вижу, что ты шпион Земли.
   
  - Это просто мутация. Папаша в молодости актиноидов переел. Я - коренной аффераксец, - плачется Керил и вдруг кивает на меня. - Этого гада вообще не знаю. Увязался за мной, сволочь. Спасибо, выручили.
   
  Нормальный ход!.. Ну и собака же... Я смотрю прямо в 'земные' глаза Керила, но тот даже не отводит взгляд. Н-да, аборигенам эти экивоки вроде угрызений совести совершенно не свойственны.
   
  Сержант снова смотрит на меня. Он уже даже не ждет объяснений, окончательное решение им явно принято. Несмотря на промозглость воздуха в развалинах, спина моментально покрывается потом. Не самое приятное чувство - потеть в скафандре со сломанной системой циркуляции воздуха. Но сейчас иное на уме. Что делать - поддаться в бега или положиться на судьбу? Пока раздумываю, теряю драгоценные мгновения - солдаты берут меня в 'коробочку' и готовы конвоировать.
   
  - В броневик его! - командует сержант и, глядя на Керила, рявкает, - Ты дергай отсюда. Быстро!
   
  Конечно, зачем им какой-то торгаш с базара, когда они тут раскрыли целый земной заговор!
   
  Керил моментально срывается с места и исчезает из вида. Меня же в сопровождении доводят до броневика (непонятно, та ли эта машина, что я слышал вначале или другая) и запихивают внутрь. Что-то вроде одиночной камеры без окон и с дверцей на одностороннем замке. Сидеть приходится на подрагивающем во время движения броневика полу, но зато достаточно просторно. Однако, у шпионов свои преимущества! Меня, как важного пленника, сажают в одиночку, в то время как остальными задержанными подозрительными личностями забивают вторую такую же мобильную камеру.
   
  Едем медленно, но недолго - менее получаса - тюрьма семиотов располагается неподалеку от центра. Я бы, кстати, не возражал еще покататься - с таким комфортом я давно не перемещался по этой планете. С дома на работу и обратно все больше пешком. А снимаемая мной комната чуть меньше нынешней камеры...
   
  В тюрьме нас переписывают на скорую руку - рабочий день близится к концу, возиться никому неохота. У меня спрашивают имя, предупреждают, что допрос состоится завтра с утра, и впихивают в общую камеру. Тюрьма, видимо, переполнена, раз 'одиночек' нет даже для земных шпионов.
   
  В моей же камере все пространство пола уже забито арестованными до меня - зэки плечом к плечу сидят прямо на полу. О том, чтобы лечь, нет и речи. Максимум возможного - вытянуть ноги. Встать на ноги тоже нереально - потолок низкий в половину человеческого роста. Для карликов они тут что ли строили?
   
  Сажусь прямо возле входа - дальше все равно не пропустят. Мое появление и так встретили недовольным гулом. Я их в общем-то понимаю - кому охота тесниться еще больше? Но и я не своей инициативе сюда попал, если что.
   
  Приваливаюсь спиной к входной двери, обвожу взглядом сокамерников. На меня, как ни странно, никто не смотрит - новичок, да еще с неместной внешностью, им почему-то не интересен. Хотя с другой стороны посиди пару суток в таком положении и в такой духоте, и сам Темный повелитель Вселенной будет тебе по барабану.
   
  Судя по лицам, все - афферакцы, простые рабочие парни. Руки в мозолях, стоптанные ботинки, выгоревшие комбинезоны - эти работяги и мелкие торговцы явно попались из-за отсутствия документов. Одежда получше, но с явными перекосами - щегольские туфли и когда-то дорогие скафандры в пятнах - вкупе с хитрыми физиономиями - это уже жулики и аферисты. Ну и компания у меня сегодня - бродяги и преступники! Можно сказать, сбылась мечта детства. Общаюсь с отбросами общества, сижу в каталажке, фактически задержан за сбыт краденого, причем стоящего копейки. Да и сам в вытертом скафандре, дырки в нескольких местах залиты герметиком, шлем-маска давно потеряна. Чем я отличаюсь от остальных, кроме цвета кожи? Не о том ли я мечтал когда-то?
   
  С этими радостными мыслями я максимально откидываюсь назад, упираю голову затылком в дверь в камеру, и от духоты медленно засыпаю.
   
   
   
   
  НЕГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ. ГЛАВА 2
   
  На двенадцатилетие мне подарили настоящую ракету. Небольшую, детскую, всего лишь двухступенчатую, но самую всамделишную. Со строгим наказом 'не вылетать за пределы атмосферы Земли'. Только представьте ситуацию - ведь это все равно, что иметь оборудование для дайвинга, а плескаться в нем в 'лягушатнике'!
   
  Конечно, моя ракетка сильно отличалась от тех дорогих аппаратов, что были у ребят постарше с нашего двора - на ней не стояло ни гиперджампера, ни даже тахионных двигателей. Тем более ей было далеко до тех космических кораблей, которыми пользовались взрослыми - с их лазерами и сворачивателями пространства.
   
  Но зато у моей ракеты имелось пять скоростей, передатчик коммуникативных импульсов, которым я банально сигнализировал о своем приближении, а также распугивал бродячих космических странников, и тепловая пушка, чтобы сбивать попадающиеся на пути астероиды.
   
  Разумеется, я не послушался своих родителей - и моей первой поездкой стало "посещение" Луны. Никогда не забуду этот опыт - друзья своими буксировочными генераторами электромагнитных полей разогнали мою ракету сразу до третьей космической, чтобы я по инерции мог самостоятельно продолжать движение, и отпустили с криками - 'давай, давай'. Ну я и дал! Сопровождавший меня на всякий случай одноклассник на своем 'Салюте' аж рот открыл от изумления, когда я пронесся мимо него. Откуда же ему было знать, что моя бешеная скорость была вызвана отчаянием и банальным неумением летать.
   
  Понятное дело, я тут же врезался. Стоило мне покинуть атмосферу Земли, как передо мной замаячило два пути - в сторону Венеры и в сторону Марса. Но я растерялся и пока раздумывал, куда мне повернуть рули управления ракетой, она настолько приблизилась к спутнику Земли, что мне оставалось только смотреть на увеличивающиеся в размерах кратеры вблизи Океана Бурь. В один из них я в конце концов благополучно и воткнулся, погнув в итоге плазмоотражатель. Так я впервые познакомился с Луной.
   
  Обратно я летел на малой тяге и, конечно, сильно задержался из-за этого. На мое счастье дома не заметили долгой отлучки, а про аварию я благополучно умолчал, тихонько загнав ракету в ангар. Потом мы с одноклассниками несколько воскресений подряд пытались разогнуть отражатель, то, прыгая на нем всем классом, то, используя вакуумные присоски, но безрезультатно.
   
  В конце концов один самый продвинутый парнишка с нашего двора - он посещал секцию ракетогонок - полностью разобрал его, но так и не смог после вернуть в исходное состояние. Мне пришлось тащиться на другой конец города и приобрести себе новый титановый плазмоотражатель, потратив на него все сэкономленные за последние полгода карманные деньги. Он сильно отличался от прежнего заводского отражателя, изготовленного из легких алюминиевых сплавов. Это прилично утяжелило ракету, и порой в совместных с друзьями полетах мне приходилось прикладывать максимум сил, чтобы не отстать от них.
   
  Зато у меня появилась мечта. Это случилось в тот день, когда мне подарили ракету. На обратном пути с Луны я прослушал фантастический рассказ из старой аудиокнижки. В нем главный герой всю свою жизнь стремился побывать на некой недостижимой планете, чтобы пройти босиком по дороге счастья. Но когда ценой страшных усилий он наконец-таки оказался там, то не смог осуществить свой замысел, поскольку на пути к мечте лишился ног.
   
  Надо сказать, что рассказ в силу юного возраста мной был воспринят буквально. Нет, я, конечно, не бросился тут же искать пресловутую тропу счастья. Но я и не понял даже заложенного в нем примитивного символизма - не нужно искать счастья где-то, если оно уже у тебя в руках, иначе обязательно будешь наказан - для лучшего понимания этой истины. Я воспринял все с точностью до наоборот - настоящая мечта обретается только в страданиях и неудачах, и только та цель, что недостижима в принципе, достойна поисков. И решил для себя, что буду жить так же.
   
  А в качестве цели придумал себе некий голубой квазар - неизученное космическое явление, которое хорошо было бы достичь. На этот выбор несомненно повлиял и подарок - ракета. Вручи мне родители на тот день рождения микроскоп, я бы наверное решил, что буду мечтать об открытии новых вирусов. Но увы, папа с мамой, сами того не ведая, повернули мою судьбу в другую сторону.
   
  Позже я много (жизнь сложилась так, что время на это было) думал, почему вдруг возникла приставка 'голубой' применительно к квазару. И решил, что снова все дело в литературе. Отчего-то писатели любили использовать цвета для романтизации своих творений. 'Черный тюльпан' Дюма - главный герой желал вывести цветок необычного цвета. Тут правда была незадача - он-таки сделал это, а значит, исходя из моих тогдашних представлений, разрушил свою мечту. Но тем не менее любовь к окраске мечты я перенял из литературы.
   
  Впрочем, впоследствии я слегка трансформировал свою цель, решив искать просто квазар, без приставки 'голубой'. Случилось это, когда я стал старше, и узнал, что голубыми бывают не только квазары.
   
  Кстати, и ученые пришли к выводу, что спектр излучения квазар и квазагов как раз таки голубой. Одним словом, 'голубые' квазары потеряли для меня свою уникальность. Но зато сами эти явления продолжали оставаться загадкой. Значит, нужно стремиться к ней, решил я и рассказал обо всем этом отцу.
   
  Тот жутко воодушевился, усадил меня рядом с собой и сообщил, что квазары - это похожие на звезды радиоисточники, отличающихся очень высокой светимостью и малым угловым размером, и прочие полезные сведения, от которых я слегка приуныл. А затем он рассказал, что ближайший к нам и наиболее яркий квазар имеет блеск около 13 звездных величин и красное смещение в чуть больше одно десятой, а значит расстояние до нее около 2 миллиардов световых лет. Это было уже интереснее, но, тем не менее, после такого разговора я слегка скорректировал свою мечту.
   
  Исследования квазаров я решил оставить специалистам. Пусть астрофизики копаются в формулах, для меня есть занятие поважнее. И для себя лично я придумал картинку, что обязательно доберусь до этого отдаленного тела, но непосредственно на месте или погибну по странной причине, или взорву его, или мне все вдруг окажется пофиг. Типа, я тупой вояка, бравый сержант Звездных косарей, вместе со своим взводом выстраиваю диспозицию в районе голубого квазара и уничтожаю его одним залпом крейсера, поскольку он мешает нашему маневру. То есть, достигнув своей мечты, я сам же и уничтожаю ее, совершенно не осознавая этого. Такая вот личностная трансформация виделась моему извращенному мышлению.
   
  Я поделился этим откровением уже не с отцом, но со школьным другом Радиком.
   
  Мой болезненный товарищ был подобно мне хорошим учеником и домоседом, причем еще большим, чем я. У него не было даже ракеты, и он безвылазно сидел на Земле. Почему-то я решил, что это тяготит его. Я не принял во внимание, что он даже не был слушателем фантастики. Но в детстве не обращаешь внимания на такие нюансы - судишь всегда по себе. Кстати, некоторые продолжают это делать и в зрелом возрасте.
   
  Потому я крайне удивился, когда Радик не разделил моего восторга по поводу нашей новой мечты - я поспешил развернуть ее еще и на него. Он пробурчал что-то вроде 'да, это интересно' и попросил списать домашнее задание.
   
  В его просьбе я не отказал, как и обычно, но для себя понял - мечта должна быть у каждого своя, если только ты не писатель.
   
  Вообще мое взросление было крайне медленным и, я бы сказал, скачкообразным процессом. Один такой скачок был снова связан с Луной, когда меня грабанули там несколько мальчишек постарше. Я стоял на краю кратера Платона в районе моря Холода и спокойно наблюдал, как мимо меня в космосе проносятся шикарные звездолеты. Вдруг прямо над моей головой зависла старенькая потрепанная ракета, казалось, собранная из металлолома с Байконура. А рядом на поверхность Луны буквально шлепнулось еще несколько аппаратов.
   
  Я вначале даже не осознал, что происходит. Вышедшие из ракет мальчишки дружелюбно улыбались мне, и я усиленно начал напрягать память - откуда я могу их знать?
   
  Но стоило им приблизиться к моей ракете, как они в один момент свинтили с нее все тепловые и импульсные пушки, а также пару самых больших солнечных батарей. Использовавшиеся ими наногайковерты позволяли это сделать за считанные минуты.
   
  Я стоял, обалдевший. Помешать им я не мог - их было больше. Сбежать тоже было невозможно. Налетчики применяли, видимо, давно отработанную ими тактику, когда зависший над головой аппарат мешал бегству жертвы.
   
  Пока эти сволочи курочили мою ракету, главный из них, в черном, слегка выгоревшем под лунным солнцем скафандре, выпрыгнул из своего ракетоида и подошел ко мне.
   
  - Слышь, ты не обижайся на нас. Мы только пару батарей возьмем и все, - с улыбкой стал убеждать он меня.
   
  Стыдно сказать, но меня это успокаивало. Я только малодушно кивал в ответ.
   
  - Мне еще ступень новая нужна, - вдруг произнес один из его товарищей. - На моей совсем прохудилась.
   
  И действительно хвостовая часть его ракеты буквально проржавела в нескольких местах.
   
  Главарь с той же улыбкой посмотрел на него, и почти ласково сказал:
   
  - Не надо. Ты же видишь - это хороший парень. Зачем его обижать?
   
  Сообщник не нашелся, что сказать, но оставил мою ракету в покое.
   
  В завершение всего этот улыбающийся мерзавец не отстал от меня до тех пор, пока я не сказал, что не обижаюсь на них. После чего со словами 'лучше не залетай на нашу обратную сторону Луны, там не все такие добрые, как мы, легко и ракеты целиком лишат', они умчались в открытый космос.
   
  После этого случая я перестал цеплять на свой аппарат солнечные батареи, летать на Луну и доверять улыбчивым незнакомцам.
   
  Но зато я побывал во всех уголках Солнечной системы, иногда даже слегка вылетая за орбиту Плутона. На Юпитере у нас с приятелем хотели отобрать ракеты за то, что мы шныряли прямо над самой площадкой космопорта, откуда отправлялись огромные межгалактические корабли. Служащий порта остановил нас своим электромагнитным перехватчиком и устроил форменный допрос - кто мы и откуда.
   
  В конце концов он сжалился над нами, отпустив нас вместе с нашими ракетами, пригрозив лишь, что обязательно поговорит с родителями. Но я соврал ему, что родом с Венеры и назвал вымышленные имя-фамилию. Сейчас я понимаю, что он, конечно, просто сделал вид, что поверил мне, поскольку изначально хотел только слегка припугнуть нас.
   
  В шестнадцать лет я пересел на более взрослую ракету. У нее были уже вполне приличный межзвездный джампер и генератор фотонных полей, позволяющий беспроблемно перемещаться между звездными системами, не боясь комет и скоплений астероидов.
   
  Однако до наступления моего совершеннолетия я за пределы Солнечной системы ни разу не вылетал. Все-таки ведь я был пай-мальчиком - отличником и домоседом. Одноклассники уже вовсю пропадали по неделям в созвездии Кассиопея - то ли развлекаясь с негуманоидными, но человекообразными красавицами, то ли пошаливая на пиратских маршрутах гопстопами. Ну а я все крутился в пределах орбиты Плутона.
   
  Зато у меня была цель, о которой я никогда не забывал. Но одновременно и ничего не делал для ее достижения. Я хорошо учился, слушал книги и мотался по Солнечной системе. А в промежутках продолжал думать о том, что я не такой, как все мои сверстники, потому что у меня есть мечта.
   
  Это сегодня я понимаю, что ровно так же рассуждают все подростки, но тогда мне это было невдомек.
   
  Годам к шестнадцати я еще больше укрепился в мнении о своей исключительности. И снова причиной тому стала литература. Внушающий симпатию своей беспредельной беспринципностью жулик из одной старой книги заразил меня своим личным обаянием. 'Вот он мой герой' - в очередной раз решил я. Беда была еще и в том, что по законам жанра жулик каждый раз оказывался с носом, а моему внутреннему миру, жаждавшему самопожертвования, только этого и требовалось. 'Буду таким же', - сказал я себя в очередной раз и добавил - 'грязным, мерзким типом, готовым обмануть за копейку'.
   
  Действовать я решил тотчас же. Коварный план, зародившийся в моей голове, требовал немедленного исполнения. Помню, как несколько часов я кружил в своей ракете вокруг Луны (почему-то этот планетоид постоянно был связан в моей жизни с чем-то не самым приятным), обдумывая все детали будущего обмана.
   
  В итоге, явившись на следующий день в школу, я поочередно подошел к нескольким ребятам и, отозвав их в сторону, попросил помощи. Дескать, накануне у меня 'свистнули' все энергетические емкости, и теперь без них мне не жить, а значит, помогите, чем можете.
   
  Замысел был прост, как школьная линейка - одноклассники знали меня как честного парня, и не должны были усомниться в рассказе. И по сию пору не знаю, поверили ли мне тогда, но лишь один из них с трудом поделился просимым, подсунув просроченные батареи. Остальные и вовсе развели руками - типа, сами пустые сидим.
   
  Афера, если так ее можно было назвать, не увенчалась успехом. Однако я не унывал. Уже через пару месяцев подобрав на орбите Венеры чей-то потерянный груз и сдав его за тысячу кредитов в ближайший пункт, я тут же приобрел на них бластер, не требующий подзарядки. 'Чудо-бластер' - как гласила огромная надпись на упаковке. И шрифтом чуть мельче - 'Заряжается одним усилием руки'.
   
  Это уже потом выяснилось, что заряжать и стрелять из него нужно одновременно. 'Усилие руки' означало, что в течение пары минут его нужно как следует накачивать на манер ручного насоса, не сбавляя при этом темпа, чтобы величина заряда оставалась предельно высокой. Нужно же добавлять, что уже через два дня 'чудо-бластер' пылился в сарае, а никто из хохочущих одноклассников не желал выкупить у меня его даже за сто кредитов.
   
  Это было тем более обидно, что покупал я его у того одноклассника, что когда-то 'помог' мне с энергетическими блоками.
   
  Одним словом, в детстве я был никудышным аферистом, но надеялся на то, что с возрастом сумею-таки измениться.
   
  Моя проблема была в том, что я слишком серьезно отнесся к своим отроческим намерениям. В детстве все мечтают быть космонавтами, летчиками и балеринами, чтобы, став взрослыми, заняться перепродажей лесоматериалов, вождением автобуса или ведением домашнего хозяйства.
   
  Однако я слишком увлекался литературой, и это не могло меня не сгубить. Соседская девочка Ася, учившаяся младше меня на год, и с которой я как-то поделился жизненной концепцией, так и сказала мне - 'прекрати жить по книжкам, жизнь она другая'. Маленькая Ася знала, что говорила - всего через полгода она уже стала мамой.
   
  Ну а я продолжал мысленно блуждать в своих мечтах. До момента совершеннолетия, когда судьба подбросила мне большое испытание.
   
   
  НЕГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ. ГЛАВА 3
   
  - С какой целью прибыли на нашу планету?
   
  Голос следователя словно скопирован из фильмов про плохих парней. Он то подчеркнуто переходит на 'Вы', то начинает угрожать - 'быстро отвечай!' Хороший и плохой полицейский в одном флаконе.
   
  Я сижу за столом на табурете, напротив меня следователь с фиксирующим устройством. Комната пуста, насколько это возможно - нет даже окна. Все - как видел в кино. Правда, по поводу наличия полупрозрачной перегородки, из-за которой можно наблюдать за допросом, я совсем не уверен. Уж больно эта неровная кладка со всех четырех сторон не похожа на зеркальную стену.
   
  - Каким образом сумел преодолеть силы блокады? - лает следователь.
   
  Ага, так они думают, что я появился на Аффераксе после окончания войны. Может рассказать им правду, что я на этой планете уже почти год. Или все равно не поверят?
   
  Вообще мне даже становится жаль, что я не разведчик с Земли. Так был бы шанс, что меня спасут, выручат, выкупят, обменяют на ценного пленника. Я знал бы, что за мной стоит мощная звездная держава. А кому нужен босяк, пускай даже с планеты Земля?
   
  Возникает шальная мысль - а что если действительно изобразить из себя такого разведчика? Взять их на понт?
   
  Но тут же отбрасываю эту мысль. Это в моих любимых книгах умные герои всегда обманывали глупых тюремщиков. В жизни все наоборот - тебе быстро отобьют почки, а добрый волшебник не прилетит к тебе с этим органом для пересадки. Хотя аборигены малочувствительны к боли и потому не догадываются, что можно использовать пытки для получения информации. Ну да все равно. 'Перестань жить по книгам' - сказала мне давным-давно одна девочка. А я все никак не желаю прислушаться к ее совету.
   
  - Молчание вас не спасет, вина доказана. Но Вы смягчите себе наказание, если выдадите остальную резидентуру, - следователь начинает взывать к моему чувству логики. Эх, если бы оно у меня было...
   
  Сдать им что ли бабушку Гэл? И старушка порадуется - уж она сдерет компенсацию с полиции за незаконный арест, да и будет ей что рассказывать после этого соседям-торговцам, и моему следователю будет приятно.
   
  Открывается дверь. В кабинет, где меня допрашивают, заходит еще один семиот. Судя по почтительности, с которой его встречает мой 'куратор', вошедший как минимум на пару званий повыше него. Я подчеркнуто не обращаю внимания на появившегося, но он почему-то очень внимательно смотрит на меня, затем, не отрывая взгляд, приближается к следователю, и что-то шепчет тому на ухо. По мере рассказа глаза у следователя раскрываются все шире (все-таки удивление стандартная реакция для всех гуманоидов), и он с любопытством начинает пристально вглядываться в меня. Наконец не выдерживает:
   
  - Знаете Фен Гурмоза?
   
  Быстро перебираю в памяти всех знакомых мне людей и нелюдей. Звучит знакомо, но не более.
   
  - Что-то не припоминаю, - любезно отвечаю я.
   
  - Зато он вас хорошо знает, - нехорошо улыбается вошедший и повторяет, - очень хорошо.
   
  Первая моя реакция - как-то пошутить на тему опасности широкой известности. Но я сдерживаюсь - все же таки в тюрьме не принято иронизировать над тюремщиками.
   
  - Так вот, - продолжает 'чин', - вас вместе с сообщниками немедленно вышлют на родную планету. Надеюсь, что и ваше руководство незамедлительно пойдет нам навстречу с аналогичной инициативой, - он многозначительно смотрит на меня.
   
  Великий Ибикус, за кого они меня принимают? Может, я чего-то действительно не знаю о себе? На всякий случай приобретаю вид всезнайки и слегка киваю то ли в знак понимания, то ли соглашаясь.
   
  - В таком случае вас до конца дня отконвоируют в космопорт и отправят на Землю.
   
  Ага, хорошо хоть, что на Землю. А то со своей загадочностью могли бы закинуть и в Стену Слоуна. Я снова сдержанно киваю.
   
  - Пока вы можете быть свободны, - и, видя мой абсолютно ошарашенный взгляд, собеседник с усмешкой добавляет, одновременно поводя руками вокруг, - в пределах внутреннего периметра этого здания, конечно.
   
  - А что мне делать с этим? - следователь, пораженный не меньше моего, тычет пальцем в фиксирующее устройство, на которое он записывал допрос. Вернее, свои вопросы и мою тишину в ответ.
   
  Начальник вначале смотрит на него, затем указывает мне на выход со словами 'идите, идите, там открыто', и, не дожидаясь, пока я выйду, берет прибор со стола. Уже в дверях я вижу, как он вытаскивает из него мемочип и перегружает. Хм, думаю, что в этой тюрьме больше нет информации о том, что они когда-то задерживали одного землянина...
   
  Сразу за дверью меня поджидает... Керил. Он сидит на корточках возле выхода и при виде меня вскакивает с радостной улыбкой. Я подчеркнуто не обращаю на него внимания, иду по коридору тюрьмы.
   
  Абориген догоняет, идет рядом. Мы проходим несколько коридоров, упираемся в тупик, разворачиваемся, снова двигаемся прежним маршрутом - до нового тупика. Да уж, к сожалению, внутренний периметр не так и велик. Керил следует шаг в шаг, молчит. Проклятое аборигенское терпение. Первым не выдерживаю я, останавливаюсь и поворачиваюсь к нему лицом:
   
  - Ты почему предал меня?
   
  Керил с искренним недоумением смотрит на меня.
   
  - Ты хотел, чтобы нас забрали обоих?
   
  - Нет, конечно. Но есть же элементарная порядочность, - я всплескиваю руками.
   
  - Для чего?
   
  Издевается он что ли? Внимательно смотрю в его 'земные' глаза - нет, налицо полная серьезность.
   
  - Как для чего? Друзья должны выручать друг друга. Или ты забыл, что сам просил меня о помощи, другом называл.
   
  Керил качает головой:
   
  - Не забыл. Я тебя спасаю.
   
  - Ничего себе спасение! - возмущаюсь я. - Вначале отрекся, затем... Кстати, что ты делаешь в тюрьме?
   
  - Лечу с тобой. На родину, на Землю, - спокойно отвечает аффераксец.
   
  Та-ак, значит непонятное поведение следователей и появление Керила в тюрьме связаны между собой.
   
  - Кто такой Фен Гурмоз? - тут же выпаливаю я, рассчитывая на то, что неожиданность вопроса поставит Керила в тупик.
   
  - Сын брата дедушки, - спокойно отвечает тот.
   
  Ну, конечно, тут не обошлось без моего 'друга'.
   
  - Это твой отец что ли?
   
  - Почему? Отец - это сын дедушки. А Фен Гурмоз - сына его брата.
   
  - Ага, значит, двоюродный дядя, - наконец доходит до меня. Ну и напутано же все у аборигенов в этом родственном вопросе. - А чем он еще знаменит?
   
  - Знаменит?
   
  - Ну чем он занимается? Где работает? - я слегка закипаю.
   
  Керил совершенно невозмутим:
   
  - Полковник секретной службы.
   
  Ничего себе родня у моего 'друга'!
   
  - Так он семиот?
   
  - Почему семиот? Аффераксец.
   
  - Значит, он бывший полковник.
   
  - Да нет, раньше он был полковник секретной службы Афферакса. А когда нас захватили семиоты, то его пригласили к ним на работу. На ту же должность, - как маленькому объясняет мне Керил... Ну и порядки у этих разведчиков!
   
  - Ну, допустим. И откуда он знает обо мне?
   
  - Я сказал.
   
  О-па. А я-то тешил себя мыслями о широкой известности...
   
  - Когда тебя забрали, я пошел к нему и попросил помочь моему другу. Ну и мне заодно. Тогда он пошел в тюрьму и сказал, что ты большой человек в земной разведке, а я твой сообщник и тоже землянин. И что если семиоты депортируют тебя с другими шпионами, то Земля в ответ выпустит агентов-семиотов. Вот и все, - рассказывает Керил, стоя прямо посреди коридора тюрьмы. Однако не слишком ли мы открыто говорим.
   
  - И тебе поверили?
   
  - Конечно. Я же всегда говорил тебе, что я - землянин.
   
  Ну и идиоты работают в семиотской разведке.
   
  - А зачем это тебе?
   
  - Как зачем? Бесплатно слетать на Землю когда еще представится возможность? - удивляется Керил. - Я так и сказал сыну брата дедушки. И он сказал - правильно.
   
  - Ты хочешь сказать, что при аресте все моментально рассчитал? - я пытаюсь еще как-то сопротивляться его циничной логике.
   
  - Конечно, - легко соглашается он. - И ты рассчитал. Ты ведь поддержал мою игру?
   
  Так он думает, что я не сдал его по расчету?
   
  - Дубина! - возмущаюсь я. - Я просто хотел спасти твою шкуру.
   
  - Неразумно, - Керил качает головой. - Нужно продумывать что делаешь.
   
  Как же все-таки по-разному работают у нас мозги. А я-то всегда принимал флегматичность аборигенов за тупость...
   
  - Слушай, но если у тебя такой крутой дядя, что же он раньше не помог тебе? Взял бы на работу, чтобы ты не стоял на рынке, - мне действительно интересно.
   
  - У него слишком много и других племянников. Всем не поможешь, - вздыхает Керил. - До меня очередь только сейчас дошла.
   
  - Представляю, как удивятся на Земле, когда туда доставят таких крутых шпионов, как мы, - смеясь, я перевожу разговор на более волнующую тему. - И как будут разочарованы семиоты, когда не получат своих людей обратно. Как бы твой дядя не пострадал из-за этого.
   
  - Это будет нескоро, - успокаивает меня Керил. - Нам еще нужно долететь.
   
  И то верно. А к тому времени или ишак помрет, или эмир.
   
  - Что же мы будем делать сейчас? - спрашиваю я у Керила, явно более уверенно чувствующего себя в здешних 'застенках'.
   
  - Обедать, - невозмутимо отвечает тот. Он подходит к тупику в конце коридора, легко стучит ладонью по стене, и нам открывается небольшая дверца, судя по запаху, ведущая на кухню. Ну и ну - не тюрьма, а проходной двор! А я-то боялся, что помру в ее казематах...
   
  - Ты, наверное, и так мог бы меня отсюда вытащить? - обращаюсь я к товарищу.
   
  Керил, уже наполовину скрывшийся в двери, оборачивается и хитро улыбается:
   
  - А как же Земля?..
   
   
  НЕГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ. ГЛАВА 4
   
  Я очень хорошо помню день своего совершеннолетия. Как и все люди, наверное - обычно такие даты не забываются. Но у меня этот день вышел совершенно особенным.
   
  Проснулся я в паршивом настроении от скандала случившегося накануне. Дело было в том, что родители категорически запретили мне отмечать 18-летие на Альдебаране, куда я собирался полететь с товарищами.
   
  'Нечего тебе там делать! - категорически заявил мне отец, - Не вижу смысла терять почти неделю на эту поездку. Можно и в Солнечной системе нормально посидеть'.
   
  Я понимал, что отца смущает не дальность полета, но слухи о вольности нравов на планетах Альдебарана. Собственно, именно этот резон действовал и на нашу компанию, но в совершенно противоположном смысле. Более того, я уже пообещал ребятам поездку, и потому решение отца меня никак не устраивало.
   
  Мы сильно повздорили с ним - я кричал и грозился уйти из дома. Последний мой аргумент вынудил вмешаться в разговор мать, сохранявшую до сих пор нейтралитет. Угроза подействовала на нее с результатом, совершенно противоположным тому, которого я ожидал - она стала на сторону отца, заявив, что я слишком рано почувствовал себя самостоятельным и что меня стоит проучить, лишив на какое-то время моей ракеты.
   
  Обвинение в чрезмерной самостоятельности было совершенно несправедливым - я был самым застенчивым и тихим среди всех моих ровесников. Причем, после окончания школы я не полетел на Бетельгейзе поступать в Академию космоса, как мечтал сделать несколько последних лет, а остался на Земле и стал учиться в Институте всеобщей истории, сделав это по настоянию родителей, не желавших ни на минуту расстаться со своим сыном.
   
  Потому от беспочвенных обвинений матери я вовсе потерял над собой контроль, швырнул первым подвернувшимся мне под руку прибором в телестену, отколов от нее целый кусок и в шоке от сделанного заперся в своей комнате. Последней мыслью перед сном было решение 'улететь к чертовой матери с этой планеты'...
   
  Утром обнаружилось, что меня опередили родители. Сообщение от них на покалеченной мной телестене гласило, что 'папа и мама поздравляют своего любимого сына Дика с наступлением зрелости, желают ему ответственности и счастливой долгой жизни и дарят универсальный измеритель' - с припиской 'улетели на пару дней на Орион'.
   
  Универсальный измеритель был вполне стоящим подарком для 18-летнего юноши, помешанного на космосе - он позволял показывать время в любой части Галактики, определять расстояния между деревьями в лесу или планетами в звездной системе, высчитывать яркость освещения в комнате и плотность потока излучения звезд-гигантов, и тому подобные вещи. Но радость от обретения такой полезной вещи быстро померкла, когда я понял, что родители улетели на двух кораблях, забрав, в том числе, и мою ракетку. Лететь на Альдебаран мне оказалось не на чем. Было ясно, что операция по моему проучению началась.
   
  В сердцах я чуть было не запустил измерителем по вчерашнему маршруту - прямиком в телестену. Однако мне тут же пришла в голову мысль, что раз родители не смогут контролировать мои действия еще два дня, то у меня появился шанс без разрешения, но и без скандала отпраздновать-таки мою 'днюху' на Альдебаране. Нужно было лишь выпросить у кого-то ракету или же арендовать ее...
   
  Когда сразу пятеро друзей подряд ответили мне в однообразном тоне 'извини, старик, что-то моя ракета барахлит/ремонтируется', я понял, что настало время плана 'Б'. Вернее, 'А' - если отталкиваться от первой буквы в слове 'аренда'. Я задумался.
   
  И сразу вспомнился Ольг - бывший одноклассник, тот самый, что когда-то втюхал мне 'чудо-бластер'. После той истории, как ни странно, наши отношения остались приятельскими, но вот пути разошлись. Я продолжил учебу, а он ударился в коммерцию. Поразительно, но при всех своих талантах он до сих пор оставался на Земле, занимаясь какими-то непонятными 'операциями', как говорил он сам. Однако все знали, что у Ольга можно достать буквально все - от поздравительной открытки до необитаемой планеты. Конечно, я тут отправил ему запрос со словами 'мне на одну неделю нужен космический корабль, не новый, но быстроходный, не большой, но многоместный'.
   
  Для меня до сих пор загадка - почему, если нам что-то нужно, мы первым делом вспоминаем какого-нибудь мошенника? Ведь мы прекрасно знаем о том, что ему нельзя доверять, что он может элементарно 'кинуть', однако обращаемся именно к такому типу. Наверное, эти аферисты 'берут' своей активностью - они везде и повсюду, о них знают и судачат все, а потому и подсознательно мозг выходит на них - по количеству ссылок, так сказать...
   
  Ольг откликнулся почти сразу - 'есть именно такой, недорого, но с полной предоплатой и залогом'. На встречный вопрос о суммах, он ответил загадочным 'подлетай, все решим'. Меня крайне смутило слово 'залог', но я решил полностью все разузнать - вызвал аэротакси и полетел к экс-однокласснику по указанным им координатам.
   
  Как ни странно, приземлился я вовсе не в районе космопорта, как полагал. Мне казалось, что раз Ольг предлагает ракету, то и смотреть ее нужно будет на стоянке. Однако это был современный бизнес-центр в деловом квартале города. Аэротакси высадило меня на крыше трехсотэтажки, и я отправился на поиски моего друга-продавца.
   
  Найти его оказалось делом непростым. Суперсовременное здание было огромным, мой навигатор просто не справлялся с отслеживанием существующих в нем Т-провалов и нуль-переходов. Кроме того, я, вчерашний тихоня-школьник, робел при виде важных офисных клерков и не решался напрямую спросить у них дорогу. Когда же в итоге я таки набрел на дверь с табличкой, на которой были указаны имя и фамилия Ольга, то понял, что сделать это можно было только случайным образом. Оказалось, что авантюрист просто 'пускал пыль' в глаза, якобы арендуя помещение в этом суперздании. На самом деле он занимал недорогой хроноофис - так называемое 'помещение на час'. Это новомодное изобретение офисной логистики можно было развернуть где угодно, стоило лишь активировать прибор, обеспечивающий стабильность поля. Оно 'проявлялось' на небольшой промежуток времени, не занимало много места, и было крайне удобно для разовых бизнес-операций, вроде подписания договора или чего-то подобного.
   
  Мой экс-одноклассник разместил свой мини-офис прямо под обычной лестницей в холле одного из этажей бизнес-центра. В небольшом помещении располагалось пару стульев и стол-экран - насколько я знаю, стандартный набор для 'хроно-офиса'. Вряд ли это было законно - ведь Ольг не платил аренду зданию. Но видимо, часы его пребывания здесь были ограничены тем временем, что должна затратить охрана на, чтобы засечь нарушителя и добраться до него.
   
  Почему-то это странное в общем-то обстоятельство никак не повлияло на мое решение иметь дело с Ольгом. Напротив, мне хотелось поскорее покончить с делами - день был в самом разгаре, друзья связывались и напоминали о том, что я обещал им праздник...
   
  Бывший одноклассник обрадовался мне чрезвычайно:
   
  - Отлично, что ты так быстро! Располагайся. Чай, кофе?
   
  В отличие от меня за год, прошедший после окончания школы, он повзрослел и даже заматерел. Мне было даже слегка неловко называть его просто по имени. Хлопать же по плечу, как тут же принялся делать он, и вовсе не было моей привычкой. Я сел и слегка смущенно огляделся. В пределах видимости не наблюдалось ничего, даже близко похожего на чашки или чайник. Разве что если они у Ольга были той же природы, что и офис, и их можно было 'овеществить'.
   
  Экс-одноклассник, заметив мои косые взгляды, быстро сменил тему:
   
  - Давай ближе к делу. Тебе нужен корабль. Смотри!
   
  На столе-экране появился демо-ролик, рекламирующий вполне себе продвинутый звездолет класса как минимум ААА. Изображение крутящегося в черноте космоса блестящего корабля-капли во всех ракурсах и срезах сменялось графиками и таблицами, уверяющими в полной безопасности и комфорта полета. В финале ролика звездолет эффектно уходил в джамп-полет, по всем законам китча сжимаясь в крохотную сияющую точку.
   
  - Ну, как? - с восторгом спросил Ольг.
   
  - Красиво, - осторожно заметил я. В голове крутилась мысль - 'не мог же он перепутать меня с кем-то'. Увиденное тянуло миллионов на семь кредитов. Приобрести эту куколку я мог бы, наверное, лишь в случае удачной кражи Луны и сбыта ее за полцены. - В рассрочку продаешь?
   
  - Никогда! - решительно отмел Ольг. - Только за наличные и только в аренду на неделю. С полным залогом, естественно. Берешь?
   
  Издевается что ли? Сейчас проверим...
   
  - А беру! Сколько?
   
  - Только для тебя, - внезапно перешел на шепот экс-одноклассник. - Всего пять штук.
   
  - Сколько? - искренне поразился я, будучи уверенным, что прозвучит сумма на порядок больше.
   
  - Ладно, - скривился Ольг, неверно истолковав мой вопрос. - Четыре. Но только из-за нашей старой дружбы.
   
  Однако... Такие скидки. Что-то тут не так.
   
  - А сколько залог?
   
  - Сто тысяч. Можно эквивалентом.
   
  Все страньше и страньше. За сто тысяч движок для такого аппарата не купишь, не говоря уже обо всем остальном.
   
  - Тут одна неувязочка получается, - почесывая затылок, заметил я. - Мне же нужен не звездолет, а обычный космический корабль. Я в другие галактики лететь не собираюсь... пока.
   
  - Ерунда вопрос, - отмахнулся Ольг. - Тебе куда нужно? На Альдебаран? Если на этом аппарате можно в другую галактику слетать, ты думаешь, что до ближайшей звездной системы не доберешься что ли?
   
  - Но зачем гонять самолет, чтобы купить хлеб в ближайшем магазине? - резонно (как показалось мне) спросил я.
   
  - Ну как хочешь, - обиделся Ольг. - Такой случай раз в жизни бывает. Когда еще на таком красавце покатаешься? Товарищ оставил свой аппарат посторожить, а я решил тебе просто дело сделать.
   
  Ага, теперь стало понятнее. Делец решил срубить денег на чужой собственности. Ну и на мне, понятное дело.
   
  - А документы в порядке?
   
  - Обижаешь, - Ольг полез во внутренний карман, вытаскивая оттуда несколько чипов. - Все у меня на руках. Идентификатор, блокиратор, стартовый ключ, ключ зажигания, - начал перечислять он.
   
  - Для меня дороговато,.. - я прервал его, сделав вид, что считаю что-то в уме, хотя внутри меня все ликовало - настоящий звездный корабль! Правда такого количества денег у меня действительно не было. Все моей наличности, прибереженной на 'днюху', едва хватило бы на половину стоимости аренды. Не говоря уже о залоге.
   
  - Давай так - три сейчас, одну будешь должен, - после некоторого размышления предложил Ольг.
   
  Его предложения звучали все заманчивей и заманчивей, вплотную приблизившись к моим возможностям. Я больше не мог ни о чем думать помимо того, что всего через пару часов смогу управлять звездолетом.
   
  - Как насчет пятьдесят на пятьдесят? Две - сейчас, две - потом? - глухо отозвался я и посмотрел на Ольга.
   
  Тот словно ждал именно такого предложения - засиял зубами, подскочил со своего места и затряс мою руку:
   
  - Договорились. Отдашь через месяц.
   
  - Хорошо, - кивнул я, стараясь даже не думать о том, где я смогу раздобыть эту сумму через такой короткий промежуток времени. Одновременно я переводил со своего электронного кошелька две тысячи кредитов на кошелек бизнесмена. Надо же, я даже и не заметил, когда он успел подготовить счет к оплате.
   
  По завершении операции я посмотрел на сумму в остатке. Меньше трехсот кредитов. Придется что-то срочно продавать.
   
  - Что в залог? - деловито осведомился Ольг.
   
  - На слово не веришь? - став владельцем, пускай и на неделю, космического корабля, я словно осмелел.
   
  - Верю, - тотчас отозвался Ольг и прижал руку к туловищу в районе между сердцем и желудков. - Тебе верю. Но ты меня пойми - ведь есть и внешние факторы - космические штормы, кометы-призраки, наконец другие звездолеты. Наткнешься на какого-нибудь лихача, помнешь корпус - все сто тысяч на ремонт и уйдут.
   
  - Ты бы еще пиратов вспомнил, - усмехнулся я. - Какие кометы-призраки между нами и Альдебараном?
   
  - Ну мало ли? - подал плечами бизнесмен. - Порядок такой. Без залога сделки не будет.
   
  Ну что ж, раз от этого условия не отвертеться, нужно платить. Денег у меня не было, но зато появилась идея.
   
  - Ладно, - сказал я. - Будет тебе залог. Астероид устроит?
   
  - Какой еще астероид? - не понял Ольг.
   
  - Хороший, металлический, километр в диаметре, - улыбнулся я, и, наслаждаясь полученным эффектом, пояснил, - бабушкино наследство.
   
  - Документы на правообладание имеются? - озабоченно отреагировал Ольг.
   
  - Конечно, на меня записан, - ответил я и позволил считать ему данные с личного идентификатора.
   
  - Действительно, - задумчиво произнес Ольг, разглядывая на экране сертификат собственности. - Астероид 2201DA... Принадлежит Дику Нансену на основании завещания... Ну что, годится, - наконец заключил он. - Подписывай доверенность на месяц и переводи деньги, а я тебе ключи.
   
  - Почему на месяц? - не понял я.
   
  - Пока долг не отдашь, - усмехнулся Ольг. - Уже забыл что ли?
   
  - Просто не понял сразу, - объяснил я, склонившись над идентификатором и переводя астероид 2201DA во временную собственность Ольга 'без права продажи, дарения и эксплуатации и совершения каких-либо иных действий'. Операция прошла успешно и я с облегчением выпрямился. - Готово.
   
  До последнего момента не был уверен, что все пройдет гладко. На самом деле я слегка лукавил, когда говорил, что астероид принадлежит мне. Да, он был моим по завещанию, и формально начать распоряжаться им я мог по наступлению совершеннолетия, каковое уже наступило сегодня, но фактически все подобные операции проводились под контролем моих родителей. По крайней мере, так было до сих пор. Почему вдруг мне удалось провернуть что-то без их ведома, я не имел понятия.
   
  - Держи, - Ольг протянул мне связку чипов на звездолет и потянулся за коммуникатором. - И принимай координаты.
   
  - Какие еще координаты? - удивился я.
   
  - Стоянки звездолетов. Тебе придется самому его забрать оттуда, - озабоченно проговорил Ольг.
   
  - Мы так не договаривались, - запротестовал я.
   
  - Действительно, - с иронией сомнения протянул экс-одноклассник. - Да мы вообще никак не обсуждали этот момент. Но дело в том, что иначе не получится...
   
  С этими словами он быстро указал рукой куда-то за мою спину. Я обернулся. К нам тяжелым шагом направлялась группа из нескольких молодых людей в черных костюмах и с эмблемами на рукавах. Охрана бизнес-центра, видимо, наконец-таки решила прервать коммерческую деятельность Ольга на своей территории. И надо же, чтобы это случилось именно тогда, когда он понадобился мне.
   
  - Уходим вместе! - предложил я. - У меня на крыше такси.
   
  - Не получится, - с какой-то тоскливой и обреченной интонацией в голосе отозвался Ольг. - Делай ноги сам. Меня уже не выпустят. Как бы и тебя не задержали.
   
  Последняя его фраза подхлестнула меня. Я спрыгнул с кресла и, прикрываясь столом, прошмыгнул под лестницей и бросился по ней вниз - даже не оглядываясь посмотреть - погнался ли кто-то за мной или нет. Через несколько пролетов я свернул на этаж, заскочил в лифт и вознесся на крышу, где меня продолжало ждать аэротакси. Лишь оказавшись в машине, я перевел дух и оглянулся. За мной никто не спешил. Это могло означать, что либо я оторвался от погони, либо ее не было вовсе. Как бы то ни было, я мог спокойно лететь к своему кораблю.
 


Рецензии