2 Мастерская реставрации живописи

Мастерская реставрации живописи МГАХИ им. В.И. Сурикова:  2004 – 2010




В 2004-ом году приказом Российской Академии художеств в составе Факультета живописи Московского государственного академического института имени Василия Ивановича СУРИКОВА была открыта Мастерская реставрации живописи. Начало было не слишком удачным: решение об открытии Мастерской и наборы первых трёх курсов студентов «реставраторов живописи» не были обеспечены ни площадями, ни оборудованием, ни расходными материалами, ни фондом реставрируемых произведений, ни учебными программами, ни педагогическими ставками, ни педагогами, в приёмных экзаменах не участвовали художники-реставраторы, трое художников-реставраторов, поочерёдно взявшихся за руководство, организацию и преподавание, уволились. Из всех набранных за эти три года (по четыре-пять человек) трёх курсов только трое студентов собирались быть реставраторами (и – будут ещё!..), остальные, так или иначе, использовали отсутствие конкурса при поступлении, объективные и субъективные сложности, с которыми столкнулся Институт. Ещё трое педагогов (все трое – высококлассные  специалисты) уволились, не дождавшись выделенных для них ставок и устраивающей их оплаты.

В начале 2006-го – 2007-го учебного года мне было поручено руководить Мастерской реставрации живописи. Я счёл в первую очередь необходимым для Мастерской реставрации живописи Московского государственного академического института имени Василия Ивановича СУРИКОВА перейти с пятилетнего (специальность «реставратор живописи») на шестилетний «Государственный образовательный стандарт» (специальность «живопись» /051800/, квалификация «художник-реставратор»: специализация №05 – «станковая масляная живопись», специализация №06 – «темперная живопись», специализация №07 – «монументально-декоративная живопись»). Всем студентам, набранным на бюджетную форму обучения, решением Учёного совета Института была предоставлена возможность бесплатного шестилетнего обучения по новому образовательному стандарту, на который перешла наша Мастерская.

Изначально на заседании Кафедры живописи и композиции была выработана концепция учебного процесса, при которой будущие художники-реставраторы будут обучаться живописи, рисунку и композиции (этот предмет был добавлен в «Учебный план» обучения студентов художников-реставраторов) в Творческих мастерских Института вместе с другими студентами художниками-живописцами у тех же педагогов, но в течении вдвое сокращённого времени, ни объём, ни качество выполняемых при этом заданий страдать не должны были. Помимо поднятия планки обучения живописи, рисунку и композиции студентов художников-реставраторов до более высокого уровня такой подход экономил для Института учебные площади и педагогические ставки. Для меня это создавало дополнительные сложности при координации учебного процесса всей Мастерской, студенты который были рассредоточены по десяти живописным мастерским ВУЗ-а, но с другой стороны, для наших студентов – существует огромная возможность самостоятельного выбора мастерской для обучения живописи, рисунку и композиции. Помимо всех плюсов у такой концепции оказался и ещё один существенный минус: обучаясь в отдельной живописной Творческой мастерской студент оказывается постоянно подверженным желанию и искушению перехода в другую мастерскую на другую квалификацию с «художника-реставратора» на «художник-живописец», что привело к ряду громких, затяжных и изнурительных для нашей Мастерской скандалов, которые мы всё же компромиссно разрешили.

Мастерская выстроила приоритеты своей работы так, что на первое место был поставлен процесс спасения гибнущих и разрушающихся памятников искусства, которые больше не могут ждать, помощь музеям, нуждающимся в наших руках, долгосрочные взаимовыгодные проекты безвозмездного сотрудничества с музеями, лабораториями и реставрационными организациями в деле обучения будущих специалистов и сохранения культуры и истории нашей страны. При известном недостатке площадей и кадров в Институте мы перенесли свои образовательные программы на другие – дружественные и высокопрофессиональные площадки, привлекая лучших, известных в стране специалистов в различных областях реставрационного и музейного дела. Студенты сразу же после первого года обучения работали с памятниками соответствующей ценности под руководством квалифицированных специалистов, получая достойные, хвалебные, отзывы об отреставрированных и спасённых произведениях. Такой путь позволил выйти к дипломным работам вполне подготовленными к всестороннему труду над ценными вещами музейного значения.

При катастрофической ситуации в нашей стране с реставрацией и музейным делом мы сделали наши занятия и консультации – открытыми форумами общения и бесплатного получения знаний и необходимой информации для нуждающихся в этом наших коллег, специалистов, заинтересованной молодёжи. Этот путь – раскрывает перспективы не только для нас, но и для многих наших коллег и друзей, не имеющих площадок для профессионального роста, общения. Процесс обучения сопровождается многочисленными экскурсионными проектами, где происходит плодотворное обогащение знаниями и опытом у людей, заметных в нашем деле и профессии; – для реставраторов чрезвычайно важна личная коммуникабельность, умение слушать, “слышать другого”, работать в подчинении, контактировать со специалистами самого разного уровня и в самых разных областях, и – с другой стороны – быть принципиально твёрдыми в отстаивании интересов памятников, в отстаивании интересов культуры, в призвании и высокой миссии реставратора СПАСЕНИЯ ГУМАНИТАРНОГО НАСЛЕДИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Реставрационной этике уделяется особое место: реставратор – это надёжность, ответственность, дисциплинированность, компетентность, интеллигентность, грамотность, порядочность, чистоплотность, – для этого мы устраиваем «открытые уроки» и встречи в своих аудиториях, приглашая тех, встреча с кем могла бы растить РЕСТАВРАТОРА в студенте. Эта грань и аспект наших занятий важны не только для студентов, но и для всего нашего педагогического коллектива, который ёще достаточно молод и продолжает обогащаться знаниями и опытом, испытывая в этом серьёзную потребность: учатся не только студенты – учимся и мы… параллельно налаживая и отстраивая весь учебно-реставрационный процесс.

Шестнадцать педагогов Мастерской реставрации живописи МГАХИ имени Василия Ивановича СУРИКОВА являются сотрудниками ведущих российских музеев, исследовательских центров, лабораторий и мастерских и представляют все ведущие современные обучающие школы реставрации живописи: Всероссийский реставрационный центр имени И.Э. Грабаря, Всероссийский научно-исследовательский институт реставрации, Московское государственное академическое художественное училище имени 1905-го года, Строгановское художественно-промышленное училище, Свято-Тихоновский Богословский Университет, Академия живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова, – что делает Реставрационный Совет нашей Мастерской – многоплановым и не зашоренным в выработке подходов и способов разрешения встающих перед нами проблемам и задач.

При Мастерской действуют факультативы копирования в музеях, занятия которые посещают студенты и аспиранты других творческих мастерских и факультетов, на занятия в нашу Мастерскую допускаются люди, интересующиеся вопросами и проблемами консервации, реставрации, копирования и научного исследования произведений живописи. Мы намерены продолжить исповедование открытой формы профессионального образования и общения, делясь достигнутым и не боясь конкуренции, без которой немыслима уже современная научная, художественная, творческая, учебная жизнь. К первому выпуску своих специалистов, государственной аттестации и аккредитации Мастерская подходит, подготовив все основополагающие необходимые документы и научно-учебные программы, дополненные архивными материалами: фото и текстами, – а также отснятыми в тестовом, пробном, режиме видеоматериалами некоторых проведённых открытых уроков-конференций  и проведённых открытых экскурсий в музеях и помещениях хранения произведений искусства, что будет являться ценнейшим документом для тех, кто лишён возможности пополнять свои знания и учиться в таком престижном и передовом ВУЗ-е, каковым является Московский государственный академический институт имени Василия Ивановича СУРИКОВА.         

За прошедшие четыре года нашей Мастерской динамично и рационально был пройден немалый путь! За истекший период нам удалось полностью выполнить все обязательства по предоставлению образовательных услуг нашим студентам. По принятому Учёным советом Учебному плану педагогами нашей Мастерской  и приглашёнными специалистами, преподававшими нашим студентам бесплатно, были проведены все необходимые практические занятия и прочитаны все необходимые лекции по специальным реставрационным дисциплинам:


1. «Введение в профессию «художника-реставратора» – Артём Вильевич КИРАКОСОВ, Олег Васильевич ЯХОНТ (преподавал в 2004-ом – 2005-ом учебных годах),

2. «Основы, этика, история и методология реставрации» – Александра Борисовна НИКОЛАШКИНА,

3. «Реставрационная документация» – Галина Александровна МАКСИМОВА,

4.  «Специальное фотографирование» – Сергей Александрович СИВОВ, Борис Борисович ЛУКЬЯНОВ (преподавал в 2006-ом – 2009-ом учебных годах),

5 . «Физико-химические исследования произведений живописи» – Ирина Владиславовна КОНОВА, Виталий Васильевич СЕМИКИН и сотрудники Научно-исследовательской лаборатории Московского музея современного искусства, Вилена  Николаева КИРЕЕВА и сотрудники Лаборатории атрибуции и экспертизы произведений живописи «ARTCONSULТING», Борис Борисович ЛУКЬЯНОВ (преподавал в 2006-ом – 2009-ом учебных годах),

6. «Реставрация станковой темперной живописи» – Александр Васильевич НЕРЕТИН, Александр Александрович КОЗЬМИН, Артём Вильевич КИРАКОСОВ (преподавал в 2005-ом – 2006-ом учебных годах),

7. «Реставрация станковой масляной живописи» – Дарья Сергеевна ЛИСНЯН-СКАЯ, Маргарита Георгиева САХНОВА, Александра Борисовна НИКОЛАШКИНА, Артём Вильевич КИРАКОСОВ (преподавал в 2006-ом – 2009-ом учебных годах), Юрий Михайлович КУЗНЕЦОВ (преподавал в 2006-ом – 2008-ом учебных годах), Андрей Олегович ГАВРИЛИН (преподавал в 2006-ом – 2007-ом учебном году), Мухиддин Файзулаевич РАЗАНОВ (преподавал в 2004-ом учебном году), Ольга Павловна ПАСТЕРНАК (преподавала в 2005-ом учебном году),

8. «Копирование произведений станковой масляной живописи» – Артём Вильевич КИРАКОСОВ, Евгений Александрович ДЕМАКОВ,

9. «Копирование станковой темперной живописи (иконопись)» – Надежда Александровна ВОСКРЕСЕНСКАЯ, Мария Олеговна ГЛЕБОВА, Мария Александровна ИГУМЕНОВА, Марина Львовна ХАРЛОВА, 

10. «Реставрационные материалы» – Елена Львовна МАЛАЧЕВСКАЯ,

11. «Специальная химия» – Вилена Николаевна КИРЕЕВА,

12. «Специальная биология: микология» – Мария Борисовна ДМИТРИЕВА,

13. «Специальная биология: энтомология» – Ирина Николаевна ПРОВОРОВА,

14. «Музейное дело и хранение произведений искусства» – Любовь Александровна КОРНЮКОВА,

15. «Специальная устная и письменная речь» – Зинаида Александровна ПАНФИЛОВА,

16. «Реставрация монументально-декоративной живописи» – Евгений Борисович ЧЕРНЯЕВ (1959, Ярославль – 2008, Ярославль) и художники-реставраторы реставрационной организации «ВОЗРОЖДЕНИЕ», Владимир Дмитриевич САРАБЬЯНОВ, Лариса Юрьевна ЯСНОВА и художники-реставраторы реставрационной организации «ЛУКА-В»

17. «Атрибуция и экспертиза произведений живописи» – Вилена Николаевна КИРЕЕВА,

18. «Техника живописи и технология живописных материалов» – Артём Вильевич КИРАКОСОВ.



Мы чрезвычайно признательны всем, безвозмездно и самоотверженно принявшим участие в наших студентах и организации нашего учебно-реставрационного процесса, всем педагогам Института, занимавшимся с нашими студентами, Руководству Института, несмотря на существующие объективные и субъективные сложности выделявшему нам помещения, даже в кризисные времена создававшему рабочие места и педагогические ставки, закупавшему материалы и оборудование для полноценного обеспечения учебного процесса, всем нашим партнёрам: научно-исследовательским лабораториям, экспертным центрам, реставрационным организациям, музеям:


Методическому фонду кабинета  живописи МГАХИ им. В.И. Сурикова,
Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. ПУШКИНА,
Государственной Третьяковской галерее,
Государственному Историческому музею,
Кировскому областному художественному музею имени В.М. и А.М. Васнецовых,
Серпуховскому художественному музею,
Вологодскому художественному музею,
Рязанскому художественному музею,
Музею древнерусской живописи имени преподобного Андрея РУБЛЁВА,
Музею Храма Христа Спасителя,
Музею-заповеднику «АРХАНГЕЛЬСКОЕ»,
Музею-заповеднику «АБРАМЦЕВО»,
Абрамцевскому промышленно-художественному колледжу имени В.М. Васнецова,
Музею протоиерея Александра МЕНЯ,
Реставрационной организации «ВОЗРОЖДЕНИЕ»,
Реставрационной организации «ЛУКА-В»,
Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры,
Всероссийскому научно-исследовательскому институту реставрации,
Иконописно-реставрационной мастерской «КАНОН»,
Научно-исследовательской лаборатории Московского музея современного искусства,
Лаборатории атрибуции и экспертизы произведений живописи «ARTCONSULТING»,
Межобластному научно-реставрационному художественному управлению МК РФ


и всем другим нашим многочисленным друзьям, коллегам и партнёрам по реставрационному цеху и музейному делу в важнейшем деле сохранения культурного наследия человечества.
В 2010-ом году Мастерская реставрации живописи МГАХИ им. В.И. Сурикова возвращает в Методический фонд кабинета МГАХИ им. В.И. Сурикова первые отреставрированные учебные шедевры 1956-го года, написанные во время летней практике в Индонезии, – это работы прославленного, известного и одного из самых дорогих и востребованных современных художников, ныне живущего и работающего в Париже – Эрика БУЛАТОВА, что вырастает в целый совместный исследовательский проект со студентами Факультета истории и теории искусства и нашими научными партнёрами из Московского музея современного искусства, и выпускает первых специалистов «художников-реставраторов» – это наша большая общая победа, радость и праздник.






Артём Киракосов, руководитель Мастерской реставрации живописи МГАХИ им. В.И. Сурикова (2006 – 2010)


             


 
   


Рецензии
Поддерживаю Ольгу!
Вы лично и весь ваш коллектив делаете ОЧЕНЬ важное и нужное дело! И очень радостно читать Вашу статью! Радостно и за студентов - так прекрасно выученных, и за преподавателей!!!
От всей души - дай вам всем Бог и в дальнейшем идти вперед так же СЛАВНО!

Виктория Орешкина   17.06.2010 09:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктория, огромное...
Ваша Поддрежка - очень важна нам всем!
Выпускниками - а они получили самые высокие профессиональные отзывы о проделанном труде - мы гордимся!
Путь добра - тернист! Но надо идти им. Это - только начало! Наш коллектив - очень разнообразен, разновозрастен, разнотемпераментен! - можно продолжать... - но в нём нету `незаметных`, `серых`, неспособных, это коллектив - СПОСОБНЫХ и ОДАРЁННЫХ! И очень хочется отстоять ему право на жизнь! и дальнейшее развитие... - Ради будущих спасённых произведений и их будущих пока ещё очень молодых спасателей!

Сердечное спасибо - от всех нас!

Артём Киракосов   25.06.2010 09:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.