История сионизма и образования государства Израиль

Глава 1.  Предпосылки и истоки сионистской идеологии.

Хотя создание идеологии Сионизма, предписывается Теодору Герцлю в конце 19 века, на самом деле, еврейское националистическое движение, имевшее своей целью восстановить древнюю Иудею, зародилось с самых древних времен. Еще в книге Иеремии и в 137 Псалме говорится о тоске иудеев по Родине.
   Вся еврейская история была отмечена явлением преемственности  псевдомессий, утверждавших, что они возвратят Иудеев в Сион. Однако до Великой французской Революции о каком-то серьезном политическом движении, отстаивавшим свои интересы, говорить не приходится, ввиду неполноправного положения евреев во всех странах Европы, низкого уровня их культуры и образования.
   Революция же стала великим водоразделом в жизни этого народа, новой эрой его истории. На Французской Национальной ассамблее 1789 года Клермон Тоннар Заявил, что евреям не следует отказывать в правах, которыми обладают все прочие граждане.  В 1808 – 1809 годах в Пруссии были заложены основы для полного официального уравнивание евреев в правах с другими гражданами. 
Однако основной бедой европейского еврейства было то, что узаконенная эмансипация задерживалась – Наполеон отменил некоторые права, которые давала им революция во Франции, а в 1815 году прусский король и германские принцы вновь ввели множество прежних ограничений в своих государствах. Многие профессии стали недоступны для евреев – в прусской армии служил в то время всего один еврейский офицер, а в Бреславле, кроме почтальона, не было ни одного государственного служащего-еврея.
   И все же, несмотря на разочарования, евреи почти не сомневались, что все ограничения носят лишь временный характер. Они твердо надеялись на получение полноценного гражданства, на вхождение в русло европейской цивилизации.   
   К этому же времени относится массовый переход евреев из традиционного иудаизма в христианство, несмотря даже на деятельность такого выдающегося религиозного реформатора, как Мендельсон. Уже его дочь Доротея вначале была протестанткой, а затем, следуя романтической моде – обратилась в католичество.
   Росло и число образованных евреев. Несмотря на все ограничения, они успешно овладевали многими, прежде недоступными для них профессиями. Некоторые становились книготорговцами, а так как в это время продажа и публикация книг были тесно связаны, евреи также занялись журналистикой, а следовательно, косвенным образом, и политикой.
   Наступал период массовых интернациональных браков.
      И по мере роста социального и культурного расслоения внутри еврейской общины наиболее образованные ее члены всегда стыдились своих менее удачливых единоверцев, которым не удалось настолько же ассимилироваться, но с которыми их по-прежнему отождествляло общественное мнение. Даже равнодушный к религии поэт Гейне обратился в христианство, однако, затем писал другу: «Меня теперь ненавидят и христиане и евреи; я очень сожалею о своем крещении, это принесло мне одни несчастья. 
      К 1810 году евреи уже не называют себя евреями – появляется новое название – «исповедующие веру Моисея». 
   Естественно, что иудаизм должен был попытаться найти ответ не внешние раздражители. Этим ответом стали новые попытки реформировать религию.  Эти попытки начались с 19 века. Еврейские молитвы были переведены на местные языки и сокращены, многие обряды отменялись, либо корректировались под влиянием пленившего умы и сердца Просвещения.  Однако на сторонников этой линии сыпались обвинения ортодоксального еврейского большинства, что еще больше способствовало отдалению культурной и эмансипированной «элиты».
   Помимо всего прочего, стоит также упомянуть и такой важный фактор, как враждебность к еврейской диаспоре большинства «титульного» населения стран, в которых она располагалась. Однако, как ни парадоксально, именно такое отношение, а впоследствии и возникновение антисемитского движения помешали окончательной дезинтеграции евреев как общности. Против этого народа и его ассимиляцию в Европе выступали даже такие выдающиеся умы, как Гете и Фихте. Граттенауэр сожалел, что христианам стало запрещено убивать евреев, а самый популярный его преемник, Ханд-Радовски, доказывал в 1816 году, что убийство еврея – не грех и не преступление, а всего лишь нарушение общественного порядка. Но, так как общественный порядок все же нарушаться не должен – он предлагал кастрировать всех евреев мужского пола, женщин продать в бордели, а тех, кто останется – сослать в британские колонии в качестве рабов.    Несмотря на свой крайний экстремизм, подобные мнения находили своих сторонников, а некоторые памфлеты часто переиздавались. Особенно популярен стал памфлет Бруно Бауэра, во многом потому, что он вызвал ответ Карла Маркса. Оба они считали, что иудаизм – величайшее зло и евреи, если они хотят получить равные с другими народами права, должны отказаться от всей своей религии. Что же касается самих представителей этого народа, то антисемитские выступления, вне сомнения, вызвали у них потрясение, но большинство из них все же было убеждено, что это – последние вспышки мракобесия. Несмотря на все ограничения, за период с 1815 по 1848 г. Евреи освоили много новых, прежде недоступных профессий, некоторые из них достигли высокого положения.
   Революция 1848 года открыла новую эру в истории евреев Центральной Европы.  Ее демократический характер вызвал волну энтузиазма в движении за единство Германии. Революция сопровождалась антисемитскими эксцессами, а когда реакционные силы в конце концов одержали верх над повстанцами, все конституционные достижения были сведены на нет. Но выгод от революции все равно было значительно больше, чем неприятностей. В период с 1850 по 1860 год евреи добились полного гражданского равенства в Германии и Австро-Венгрии, в Италии и Скандинавии. В 1858 году в Британский парламент вошел первый еврей, а с 1870 года евреи получили право учиться в английских университетах.                Появляются они и в политике – в 1848 году два еврея Креми и Гудшо, были избраны членами французского республиканского правительства. Ашиль Фульд стал министром финансов при Луи Наполеоне. Однако самый известный еврей (правда, крещенный)-политик того времени – конечно, Бенджамин Дизраэли.
   Но еще более значительным явлением, чем появление евреев на политической сцене, было их культурное развитие.
   Связи между общинами становились все менее прочными. Патриотические чувства, которые евреи стали питать к к странам Западной Европы, сделали невозможным воссоздание тесных связей между ними. Немецкие евреи испытывали искреннее удовлетворение по поводу того, что во главе делегации, предложившей королю Пруссии немецкую корону в Версале в 1871 году, стоял Генрих фон Симсон, политик еврейского происхождения, и что группу молодых девушек, приветствовавших возвращение императора в Берлин, возглавляла дочь раввина.  Разумеется, их раздражали остатки ограничений, но по сравнению с тем положением, в котором они находились несколько десятков лет назад, прогресс был колоссальным.
Однако новая волна антисемитизма в 1880-е годы внезапно похоронила все надежды на ассимиляцию данного народа. Эта волна не была похожа на все предыдущие – она сопровождалась новыми логическими умозаключениями, приведшими ко всеобщему неприятию евреев. На смену антисемитизму религиозному пришел антисемитизм расовый. Согласно новой доктрине, расовые особенности остаются неизменными. Изменение религии и отказ от собственного вероисповедания не делает еврея кем-то еще, также как собака не может превратиться в кошку.    Таково было положение в Центральной и Западной Европе, перед тем, как началось великое возрождение великой нации.
   В Восточной Европе ситуация была несколько иной, однако и там наблюдались те же тенденции и процессы.
   Оптимизм раннего периода эмансипации исчез к 1880-м годам, когда возникли непредвиденные напряженность и конфликты, приведшие к пессимизму и болезненным духовным поискам. Но никто не ожидал, что опять наступят варварские времена, и большинство евреев продолжало борьбу за свои гражданские права как граждане-патриоты тех стран, в которых они родились.
   Однако, в связи с резким ухудшением положения еврейского народа в таких странах, как Германия, Российская империя и, отчасти, Франция – среди его представителей стали возникать организации, ставившие своей целью вернуть историческую родину. Надо сказать, что сама идея не была принципиально новой – впервые ее принес «мессия» Давид Олрой еще в 12 веке. Впоследствии и вся традиция мессианства вплоть до Саббатая Цви в 17 веке была основана именно на возвращении на историческую Родину.
   Надо сказать, что физический контакт евреев с Палестинской землей никогда полностью не прерывался – на всем протяжении средних веков в Иерусалиме и Сафеде существовали довольно крупные еврейские общины.    В 18-19 столетиях в Англии появилось множество памфлетов, авторы которых предлагали вернуть евреям их историческую родину. Во время Египетской кампании Наполеон опубликовал прокламацию, призывавшую евреев Азии и Африки присоединиться к нему, чтобы возвратить старый Иерусалим. Полковник Пестель, глава первого русского революционного движения декабристов, предложил в своей программе основать еврейское государство в Малой Азии. А в 1797 году ту же самую идею в частном меморандуме развивал принц Карл де Линь, а американский судья еврейского происхождения Мануил Ной предложил основать еврейский штат под названием Арарат на Гранд-Айленд возле Буффало.
   Начиная с 1840 годов еврейские газеты часто поднимают вопрос о возвращении в Палестину. Сама эта территория к тому времени находилась в состоянии полного упадка, отражающего общий упадок Османской империи, частью которой она являлась. В парламентах Европы широко обсуждался восточный вопрос – развал и возможная гибель этого прежде великого государства. Между 1839 и 1854 годами интерес к Палестине резко возрастает, все основные европейские державы и Соединенные штаты учреждают в Иерусалиме консульства.  Даже лорд Пальмерстон поддерживал идею создания независимого государства на территории Сирии и Палестины. Дело в том, что Великобритания имела определенную заинтересованность в создании такого государства – оно бы служило буфером между враждовавшими Османской империей и Египтом и увеличило бы британское влияние в регионе. Англия не была одинока в своем стремлении. В этот же период некоторые еврейские писатели на континенте также выдвигали подобные предложения. Как пример можно привести проект «Новая Иудея», опубликованный в Берлине в 1840 году. Он принимал идею создания еврейского государства, но из соображений целесообразности отвергал Палестину, которая «была колыбелью еврейского народа, но не может быть его постоянным домом. Этот проект предполагал создание еврейского государства на американском Среднем Западе, в Арканзасе или Орегоне.
   Возникновение и постепенное распространение подобных идей сопровождалось и созданием ряда обществ, ставивших своей целью переселение евреев в Палестину. Особенно распространены такие организации были в Восточной Европе. Первое из этих обществ возникло в Сувалках возле польско-литовской границы, второе – в Кременчуге, а рабби Могилевер из Радома основал несколько таких ассоциаций в Польше. Состав их был на удивление пестрым – нкаоторые состояли из ортодоксальных иудеев, другие – из радикально настороенных студентов, черпавших вдохновение из модных в то время идей народничества.  После погромов 1880-х годов на Украине, в Бессарабии, Польше и Румынии возникло движение "Хибат Цийон", поставившее своей целью практическое переселение евреев в Землю Израиля. Среди его основателей и активных деятелей были как нерелигиозные деятели: И.-Л.Пинскер, М.Лилиенблюм и др., так и известные ортодоксальные раввины р.Ш.Могилевер, р.Н.Ц.И.Берлин (глава Воложинской иешивы, одной из крупнейших в Литве) и другие
   Первой группой движения Хибат Цийон, реально осуществившей переселение в Палестину, была "Билу" (сокращение фразы из пророка Исайи: "Дом Яакова, двиньтесь и пойдем"), возникшая в Харькове в среде молодежи и студентов, потрясенных погромом 1881 г. Они переселились в Землю Израиля и после нескольких лет трудностей, в 1884 г., основали поселение Гедера. Именно там был основан первый «кибуц». Среди билуйцев, как и вообще во всем движении Хибат Цийон, совместно работали как религиозные, так и полурелигиозные и совсем нерелигиозные люди. Билуйцы пригласили к себе работать раввином поселения ортодоксального раввина Меира Белкинда (который в то же время защищал билуйцев от нападок по религиозным проблемам, исходивших от представителей Старого ишува).
   Вообще, вся Первая алия (1882-1903 гг., 25 тыс. чел.) носила смешанный религиозно-нерелигиозный характер (хотя при этом Старый ишув считал новых поселенцев недостаточно религиозными и конфликтовал с ними). Абсолютное большинство евреев, уезжавших в то время из России и Румынии, ехали в Америку (они, собственно, и составили в дальнейшем основной костяк американского еврейства); а в Землю Израиля ехали лишь идеалисты, которые ощущали себя продолжателями национальной традиции, и, следовательно, не отделяли себя от религии, даже если и не вполне соблюдали все заповеди. В большинстве сельскохозяйственных поселений Первой Алии так или иначе соблюдали "шмиту" (запрет Торы обрабатывать землю в "седьмой год"). Неверное же представление о якобы изначально "нерелигиозном характере сионизма" основывается на образах лидеров политического сионизма (Герцля и других), которые пришли к сионизму из ассимилированных кругов, а также на образах лидеров и поселенцев Второй и Третьей Алии (1904-1924 гг., 75 тыс. чел.), которые состояли, в основном, из совершенно нерелигиозных евреев, бывших членов социалистических партий Восточной Европы, разочаровавшихся в возможностях построения в тех краях социализма и решивших осуществить свой идеал на еврейской почве.
   Вообще, появление иммиграционной волны было вызвано не сионистскими лозунгами, а массовым разорением мелких ремесленников и резким усилением национального гнета. 
   Следует отметить, что ортодоксальные палестинские евреи не проявляли особого радушия к пришельцам. При случае, они выказывали открытую враждебность билуйцам, жалуясь на них турецким властям.
    Турки тоже относились к приезжим с подозрением, усматривая в них потенциальных агентов державы, угрожавшей самому существованию Османской империи.  В 1893 году евреям из России было даже запрещено въезжать в Палестину. И, хотя этот указ удавалось обходить, регистрируя приобретаемую землю на евреев Западной Европы и давая взятки местным чиновникам, массовая эмиграция в Палестину была невозможна.
    На конгрессе организации «Хибат Цийон» в 1884 году  была создана центральная организация. Президентом ее избрали Пинскера, который в своей речи подчеркнул важность «возвращения к земле». Однако конкретные действия и их масштабы определены не были . А тем временем из колоний приходили все более тревожные новости. Недостаток земледельческого опыта играл роковую роль, а у организации не было свободных средств, чтобы поддержать голодающих колонистов. Чтобы спасти положение, рабби Могилевер и английский христианин Лоуренс Олифант заручились поддержкой барона Эдмонда де Ротшильда и барона Морица Хирша. На деньги первого были основаны два новых поселения Экрон и Метулла. А к 1890 – 1891 годам, когда прибыла еще одна небольшая волна иммигрантов (после изгнания евреев из Москвы), были куплены еще земли и основаны две колонии – Рехевот и Хадера. К концу века существовало в общей сложности 21 сельскохозяйственное поселение с 4500 жителями, две трети которых занимались земледелием. Однако постепенно, именно благодаря этой финансовой помощи, проект колонизации Палестины превратился в сугубо коммерческое предприятие.      Два десятка колоний, основанных в Палестине с 1881 года, выжили, но по мере приближения к рубежу столетий становилось все яснее, что эти поселения не смогут служить базой для массовой иммиграции.  Старинный мессианский, мифический сионизм годился только для назиданий, но вдохновить массовое политическое движение ему не удалось.  Если бы его история окончилась в 1897 году, то сейчас о нем бы вспоминали как об одном из вторичных сектантских утопических движений, в изобилии расплодившихся во второй половине 19 века.
   Таким образом, к 1896 году, когда на сцену вышел Теодор Герцль, сионизм находился в коматозном состоянии. Но всего через несколько лет ему предстояло преобразиться в массовое движение и реальную политическую силу. 







Литература:

1. Большая советская энциклопедия. - М., 1978.
2. История Еврейского национального движения 1914-1949г. - Иерусалим: Библиотека Алия, 1993.
3. Лакер В. История сионизма – М.: КРОН-ПРЕСС, 2000.
4. Малая советская энциклопедия, 3-е издание, - М, 1978.
5. Новейшая история арабских стран Азии. – М.: Наука, 1988.
6. Салех М. М. Палестинский вопрос: его история и развитие до 2000 года // http://www.jewishagency.org


Рецензии
Интересное исследование, Антон! Немного странно для меня было то, что Вы не сказали хотя бы пару слов о редкого ума человеке - Гессе, первом теоретике сионизма, который, кстати,посвятил Энгельса в коммунизм. Посмотрите при случае моё эссе о Карле Марксе.

Виктор Ахинько   14.03.2014 21:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.