Студенческие конспекты. К. 4

       В советское время школа постоянно развивалась и совершенствовалась. Одним из таких значимых изменений стал переход от десятилетнего к одиннадцатилетнему образованию, получивший название «политехнологизация».

В моём аттестате о среднем образовании есть строка: «Окончил среднюю школу с трудовым обучением…» Один день в неделю, обычно по средам, мы посвящали труду. В это время мы осваивали новые предметы и навыки, занимались разнообразными вещами.

Как и в любом новом деле, всё начиналось в истинно русском стиле. Мы сами создавали материальную базу для трудового обучения. Мы помогали достраивать школьные мастерские, где был столярный цех с циркулярной пилой и электрофуганком — инструментом с электроприводом, который ровно и плоско строгал доски. На этих станках нам (хотя по технике безопасности нас и близко не подпускали к станкам) готовили заготовки, из которых мы пытались что-то сделать на индивидуальных столярных верстаках.

Помню, как мы делали табуретки — сначала по указке, а потом на двоих-четвёртых. У каждого был основной столярный инструмент: шерхебель для первоначальной обработки дерева, деревянный рубанок, ножовка, долото и стамеска. Для настоящего столяра, конечно, нужно было ещё много всего — различные выборки, зензубели и так далее. Но нам и этого было достаточно. После небольшой доработки наши табуретки стали вполне пригодными для сидения и даже для стояния, и все они ушли в школу, так что наш труд был общественно полезным.

В следующем году нас почему-то переключили на слесарное дело. Я решил, что здесь нет никакой тайны. Ведь у нас осуществлялось политехническое обучение, а приставка «поли» как раз и означает, что нам не стоит почивать на лаврах сделанных табуреток, тем более что это физически вряд ли возможно, а смело браться за освоение новой специальности.

«Если завтра война, если завтра в поход…» — почему-то ассоциативно вспомнилась тогдашняя песня. И здесь нам, как прирождённым слесарям, нужно было сделать стограммовый молоток для слесаря-лекальщика — так называется высшая слесарная квалификация. Это, конечно, не указки строгать.

Сначала мы отрезали по размеру ножовкой стальную квадратную в сечении заготовку. Затем придавали ей форму молотка и делали отверстие для ручки. И всё. Но это просто сказать, а сделать…

Все поверхности должны были быть сделаны «под линейку», то есть перпендикулярно друг другу и представлять собой абсолютную плоскость без всяких заваленных углов. Для этого напильник нужно было держать во время обработки всегда в одной плоскости. Это было тяжело, но с помощью преподавателя, наших скромных силёнок и появляющихся в процессе труда навыков я справился.

А вот отверстие для ручки я запорол, да так, что все прежние труды пошли насмарку. Очень я переживал этот конфуз, так что решил спрятать свой искореженный молоточек и не сдавать его в конце занятия. В начале следующего урока я с невинным видом сообщил учителю, что мой молоток исчез. Поискали, поискали, да делать нечего, и мне дали другой незавершенный молоток, который я неплохо доделал. Молотки тоже пошли в дело — в локомотивное депо.

Итак, навыки столяра и слесаря по металлу мы получили. Кстати, это потом пригодилось.

В последующем мы ознакомились с работой токарного станка, немного каждый поработал на нём, а один счастливчик даже умудрился сломать единственный дефицитный резец из твёрдого сплава, за что был навечно отлучён от станка.

Нам поручили каждому сделать самостоятельную работу как итоговую. Мне достался заточной станок, в котором нужно было закрепить двигатель и изготовить и вставить шпонку в колесо шкива, чтобы всё это сооружение крутилось. Колесо было чугунное, шпонка слегка превосходила (как я потом понял) размерами посадочное место. Несколько ударов молотком при вставке шпонки при отсутствии опыта сделали своё чёрное дело — колесо лопнуло, лопнуло немного, трещина была еле заметна. Я затёр эту трещину, как мог, густой грязной смазкой, и работу приняли. И станок нормально работал, слава богу, не разлетелся. Не думайте, что я был какой-то неумехой — другие были не лучше. Качество работы приходит с опытом, а его у нас не хватало.

Следующим этапом нас бегло ознакомили с устройством автомобиля ГАЗ-51, который в полуразорённом состоянии стоял в одном из классов наших мастерских.

Потом инженер с местной электростанции долго и нудно стал нам читать… курс электрических материалов, в котором и сам был явно не силён.

Летом мы неожиданно оказались на практике в вагонном депо. Действительно, куда нас только судьба не посылала! Там мы впервые столкнулись вплотную с железной дорогой. Труд там везде был тяжёлый и грязный. Я попал в бригаду плотников, которые меняли доски в полувагонах. Доски крепились к раме болтами с гайками, которые за время эксплуатации так ржавели, что раскрутить их при необходимости и не пытались. Для этого был разработан очень любопытный способ — в руки брался большой молоток, весом этак грамм 500, и им что было сил наносились удары по головке болта сверху. Желаемым результатом было сбивание этой головки.

Работали мы на высоте нескольких метров, на специальных стеллажах. Как нас, малолеток, допускали почти к высотным работам — неизвестно. Бывало, так намахаешься за рабочий день этой кувалдой, что руку с ложкой ко рту не поднесешь.

Но в одиннадцатом классе нам, можно сказать, повезло, уроки труда перенесли в локомотивное депо, в разные цехи. Это было уже что-то близкое к настоящей работе. Мне здесь повезло — я устроился к своему дяде, Цыплакову Борису, который учился ремонтировать и поверять приборы тепловоза.

Чему-то я научился, и при окончании школы мне даже записали, единственному в выпуске, в свидетельство о среднем образовании, что я «овладел квалификацией слесаря второго разряда по ремонту тепловоза».

Многому нас научила школа. Своеобразным салютом этим знаниям явился микровзрыв, который устроил нашей англичанке одноклассник Шадаев Валерка, вбивший патефонные иголки в ножки стула преподавателя Морозовой Е. Н. и подложивший под них охотничьи капсюли.

В этом случае его знания оценились очень высоко, и товарищ отправился из нашей школы постигать дальнейшие премудрости науки куда-то в другое место.

Фото автора. На фото я второй.



          Продолжение http://www.proza.ru/2010/06/20/368.


Рецензии
Энергетики-высоковольтники народ спокойный и аккуратный.
Это я устаноВил, занимаясь 10 лет диагностикой энергетического оборудования на ж.д. и в республиканских сетях. на эксцентриков смотрят с опаской и стараются с ними в паре не работать.

Владимир Погожильский   29.10.2024 09:17     Заявить о нарушении
Вы верно подметили, что энергетики-высоковольтники обычно спокойны и аккуратны. Это наблюдение сложилось у вас за 10 лет работы в диагностике энергетического оборудования на железной дороге и в республиканских сетях.

Однако в последнем утверждении вы, возможно, ошибаетесь. В то время я не был эксцентриком и лишь поверхностно знал правила техники безопасности.
Благодарю за отзыв.

Федоров Александр Георгиевич   29.10.2024 10:50   Заявить о нарушении
Один работник нергоучастка рассказал, что видел на озере, на рыбалке летающую тарелку. Остальные нервничали,когда с ним надо было выезжать на линию.

Владимир Погожильский   29.10.2024 11:04   Заявить о нарушении
Но я такое не рассказывал.

Федоров Александр Георгиевич   29.10.2024 11:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.