Старые здания. 3

Неширокой увалистой улицей Афанасий Петрович с внуком Егоркой  возвращались из сельповского магазина домой. В руках старика была авоська с хлебом, сахаром,небольшой, продолговатой пачкой чая. Егорка нёс пакет с кукурузными палочками. Стояло утро, тихое, свежее, туманное. Над чернью крыш тускло брезжила заря, придорожные тополя светились зелёными листьями.
- Видишь, Егорка, - первым заговорил Афанасий Петрович. - Дома стоят крепкие, добротные, а до них на этом месте стояли рубленые избы - пятистенки, а ещё раньше, в старину, стало быть, темнели здесь курные избёнки с крохотными подслеповатыми оконцами, с земляными полами, сплошь и рядом крытые соломой.
- А - а! - догадливо тянет Егорка. - При царе ещё.
- Верно! - Афанасий Петрович кивает головой в сторону блестевшей за огородами реки  с лозинками по берегам. - Там - то, на отлёте села, в глубине просторного деревянного двора стоял домик местного священника. Большой, кирпичный, с крыльцом, палисадом, под высокой двухскатной крышей... Теперь на этом месте цветники разбиты. Ну а там... жест руки в сторону дороги, - как раз напротив колодца контора старинная стояла. В войну в ней госпиталь располагался. Потом солдаты квартировали. Фронт хотя и отодвинулся от наших мест, но разведка немецкая пошаливала. Кому - то с ней надо было бороться?
Путники миновали переулок, свернули вправо.
- Д- да, - задумчиво продолжает Афанасий Петрович. - Старинных зданий в селе мало осталось. К примеру, бывшая школа - четырёхлетка. Ты, Егорка, её помнишь. У церкви она стоит. Стены её помнят своих первых учеников. Сколько их было?! Шумные, весёлые... В школе они не  только постигали начальную грамоту, но и кое - какому ремеслу обучались. В сорок первом многие из них на фронт ушли. Когда в селе новую школу выстроили, в в этой избу - читальню разместили.
- Это что такое? - не понял Егорка.
- Ну  у, вроде библиотеки нынешней. Сюда люди со всей округи сходились, газеты читали, новостями между собой делились.
- Дед, а этот дом тоже старинный, - указывая рукой на особняк у дороги, полюбопытствовал Егорка. - Тот, возле которого вишни растут.
- Верно, - отзывается Афанасий Петрович. - Когда - то в нём артель кружевниц располагалась, коклюшки, почитай, с утра до вечера звенели. Какие кружева здесь выплетали! Загляденье! На всю округу славились. В Москву аж отправляли. Потом... другие времена настали, не до ремёсел стало. Теперь здесь жилой дом, перестроено многое... И всё - таки... А ты, молодец, Егорка. Сумел старину углядеть.
Через неприкрытую калитку вошли во двор. У калитки Афанасий Петрович сбавил шаг, глянул по сторонам.
- А здесь, Егорка, - с неясной улыбкой на лице заметил он, - когда - то лавка скобяная стояла. Владел ею местный выжига. В революцию, боясь гнева людского, он бежал в город. Так мужики в отместку ему лавку по брёвнушку раскатали. Ну, а отец мой, твой прадед, значит, избу на этом месте поставил. Фундамент - то остался, погреб, ещё  что - то из построек... Когда это было? Давно. Ну ладно. Айда, Егорка.
И Афанасий Петрович с внуком, миновав двор с каменной оградой, стали медленно подниматься по ступенькам на крыльцо.       


Рецензии
Меня всегда притягивали старинные здания, полуразрушенные хранилища человеческих судеб, отпечатков душ.

Полина Олехнович   14.10.2011 09:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Полина! В этот хмурый осенний вечер Ваши слова греют сердце. С добром и глубочайшим уважением

Василий Бутов   14.10.2011 19:41   Заявить о нарушении
Ваш Афанасий - мудрый человек и прекрасный воспитатеь. Спасибо за добрые, жизненные рассказы, за чудную природу. Рассказы интересно читать. Творческих успехов.

Тамара Захарова   16.10.2011 02:51   Заявить о нарушении
Рад, Тамара, отклику. Спасибо сердечное. С добром и глубочайшим уважением

Василий Бутов   16.10.2011 09:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.