Путешествие в детство

В светлом небольшом фойе Библиотеки Белинского возникает ощущение сказки и детской игры, хотя предмет экспозиции довольно драматичен. На выставке "Полторы комнаты, или путешествие к фильму" представлены некоторые документы, фотографии и графика к фильму Андрея Хржановского "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину" (2009) http://ruskino.ru/mov/8790.
Фильм посвящен Иосифу Бродскому, и в 2010 году получил национальную премию "Ника" в трех номинациях:лучшая режиссура, лучшая сценарная работа, лучший фильм. "Его фестивальная история счастливо началась в Роттердаме, на фестивале авторского кино, после чего последовало большое количество приглашений: я был и в Америке, и в Южной Америке, и в Европе, сейчас поедем в Мельбурн и Сидней..."- сказал в интервью автор фильма, когда представлял и эту экспозицию в Белинке, и фильм в Доме кино в Екатеринбурге.
Особенно острое желание немедленно его посмотреть вызывает  стенд с фотографиями кадров фильма, динамичными и выразительными. Но фильм сейчас трудно увидеть фильм где-либо в России, показ состоялся в зале Дома кино 3 июня 2010 года. А выставка "Полторы комнаты" осталась в новой Белинке до 2 июля. И вместе с впечатлением детской игры, чудесной сказки дает представление о многоплановой тщательной интеллектуально-художественной работе, которая была проделана создателями фильма.
И экспозиция дает об этом достаточно яркое представление. Картина сделана в разных жанрах и стилях, но представляет собой единое целое, анимация естественным образом вливается в кадры кино. По словам режиссера,"каждый кадр и каждый эпизод являют собой некую тему, которая имеет свое развитие — изложение, разработку, коду и так далее." (http://book.uraic.ru/files/izdat/library14.pdf) Аналогия с музыкой неслучайна. Андрей Хржановский сам тщательно подбирал музыкальные фрагменты к фильму, а Иосиф Бродский считал своим учителем в композиции Гайдна. На выставке можно увидеть многие "музыкальные инструменты" из "оркестра" под управлением Андрея Хржановского: фотографии кадров фильма, дающих некоторое представление об исполнительском мастерстве актеров, акварель, графику, пленочные эскизы и даже альбомы перекладных марионеток для анимации.
Классически изящна и технична графика рисунка дома, где находятся "полторы комнаты" Бродского.
Ощущение детского, старинно-сказочного создают эскизы мультипликационных фрагментов в фильме. Каждый из них может быть отдельной картиной, несущей свой поэтическо-философский смысл. Изящная и поэтичная черно-белая графика.
Отдельного внимания заслуживают акварели  - полет музыкальных инструментов. Невольно вспоминается музыка стихотворного слога Иосифа Бродского.
Каждый экспонат - вход в небольшую поэтическую историю с изяществом иронической грусти. Здесь есть и акварель, и тушь, рисунки на целлулоиде, и альбомы с марионетками для перекладочной анимации. Глядя в альбомы с фигурками для перекладочной анимации, испытываешь детское чувство волшебного приключения и в то же время тепла и уюта дома, пусть даже это и "полторы комнаты". Невольно вспоминаются строки:
       " Приезжай, попьем вина, закусим хлебом.
           Или сливами. Расскажешь мне известья.
        Постелю тебе в саду под чистым небом
           и скажу, как называются созвездья."
Созвездия силуэтных фигурок создают особенное впечатление старинной сказки - ведь это почти бумажные куколки. Они возвращают нас как будто к самым истокам кино - времени, когда еще не было кинопленки, и взрослые люди играли в кино, демонстрируя вырезные движущиеся фигурки. Это сказка и игрушки, то, что любят дети и взрослые, не утратившие детства в душе. А ведь именно это острое переживание детства, отрочества для режиссера и стало ключевым моментом в создании фильма, работа над которым продолжалась в течение 10 лет. Он ощутил себя тем мальчиком, которым был Иосиф, когда жил в этой квартире, снятой в фильме, вместе с родителями. И, вспоминая кадры фильма с этими черно-белыми формами и фигурками, представленными на выставке, думаешь о бездне, поглотившей эту сказку. Ведь становится особенно дико и страшно, когда гармония форм и линий крошится прямыми и варварскими линиями штыков и фигур групп солдат, ворвавшихся в эту старинную музыку красоты.
Графика контрастирует с черно-белой и цветной фотографией - это портреты поэта и кадры со съемок фильма. Драматические и иронические эпизоды. Замечательные потреты исполнителей главных ролей в динамике кадров - Алисы Фрейндлих, Сергея Юрского,Григория Дитятковского, Артема Смолы.
Контраст экспонатов выставки подчеркивает не только разнообразие стилистики фильма, но и многообразие самой разной, не только творческой работы во время съемок фильма. здесь представлены и документы. Немало пришлось пережить волнений, ожидая решения Фонда Бродского, близких поэта, решений разных организаций.
В целом выставка представляет собой как бы один, но многомерно объемный кадр иронической сказки о несостоявшемся путешествии, удивительного фильма художника и интеллектуала-режиссера Андрея Хржановского. Маленький зеркальный шар, поверхность которого отражает огромный окружающий мир с расширением перспективы.
И, вспоминая о том, какую большую роль играли коты в творчестве Иосифа Бродского (известно, что он иногда вместо подписи рисовал кота) и видя множество их на рисунках и в экспонатах перекладной анимации, вдруг начинаешь ощущать особенное обаяние экспозиции. Это многозначительная тающая улыбка сказок, в традициях русских сказок Афанасьева и одновременно Андерсена и Льиса Кэролла,  прочитанных на международном языке искусства 21 века.

Дом Мурузи -


Рецензии