Киберпанк. Производные жанра
Целое поколение писателей и артистов, чья юность пришлась на рассвет киберпанка в 80-е годы прошлого столетия, впитавшее стилистику и основополагающие идеи прародителей этого жанра, к настоящему времени уже обрело творческую зрелость. Продуктом их творческих экспериментов стали новые производные исходного жанра, объединённые под общим термином — посткиберпанк. В типичных посткиберпанковых повествованиях, как и в жанре прародителе, всё ещё прослеживается акцент на всеобъемлющей киберсфере, пронизывающей все уровни человеческого общества, и на кибернетических модификациях отдельных его представителей, но уже утрачен исходный посыл, рисующий подобное общество мрачными красками антиутопии. Мир уже не видится с той безысходной обречённостью, стоящим над пропастью саморазрушения.
Хорошими примерами произведений в этом жанре могут быть «Алмазный Век / The Diamond Age» Нила Стивенсона (Neal Stephenson) или «Священный Огонь / Holy Fire» Брюса Стерлинга (Bruce Sterling).
*** Киберутопия ***
Данное направление характеризуется практически полным отказом от элементов панка в исходном жанре. Мир кибеутопии предполагает, что все технологические достижения дискурса киберпанка имеют место быть, но при этом жизнь людей скорее безоблачна и наполнена удовольствиями, чем опасна и непредсказуема, как в классических произведениях киберпанка. Общество науки в мире киберутопии движимо плотскими удовольствиями, где обмен разумов в сочетании с продвинутыми кибермодификациями тела, используются для спорта и развлечений. Это мир, где люди утратили стремление к протесту и погрязли во всё более извращенных способах удовлетворения плотских потребностей, пытаясь заглушить внутренний голос, взывающий к извечными вопросами бытия.
К ярким представителям этого жанра можно отнести Яна Банка (Ian Banks), автора серии «Цивилизация / The Culture».
*** Стимпанк ***
Стимпанк — это поджанр научной фантастики, зародившийся в середине 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия. Термин происходит от слова steam, что в переводе с английского означает пар. Соответственно, в произведениях этого направления, активно исследуется альтернативное развитие истории на заре эры машиностроения — 19 век, когда паровая энергия использовалась повсеместно.
Стимпанк прочно ассоциируется с киберпанком и имеет общую с ним аудиторию поклонников, но развивался как независимое течение. Основным отличием этого жанра от киберпанка можно считать полное или практически полное отсутствие в нём элементов антиутопии. Мир стимпанка, зачастую, рисуется теплыми красками идиллии справедливого мироустройства и честного распределения ресурсов.
Одним из основополагающих произведений этого жанра заслужено считается совместная работа прародителей жанра киберпанк Уильяма Гибсона (William Gibson) и Брюса Стерлинга (Bruce Sterling) — роман «Машина Различий / The Difference Engine», написанный в 1990 году.
*** Биопанк ***
На конец 90-х годов прошлого столетия и начало миллениума, пришлось становление нового поджанра киберпанка, в котором основной акцент делается на повествование про андеграунд биотехнологической революции, что ожидается в не столь отдалённом будущем. Произведения биопанка, как правило, посвящены описанию борьбы индивидуумов или независимых групп, являющихся продуктом генетических экспериментов, против тоталитарного правительства или мегакорпораций, что используют биотехнологии как средство подавления и контроля, а также для получения сверхприбылей. В отличии от чистого киберпанка, дискурс биопанка базируется не на достижениях информационных технологий, но на достижениях генетики и синтетической биологии. Протагонисты этого жанра также обладают улучшенными телами, но в отличии от киберпанка, модификации достигаются генетическими манипуляциями с хромосомами, а не вживлением кибернетических систем. Общей чертой большинства произведений этого жанра, можно считать использование в качестве основы сюжетной линии, описание деятельности «чёрной клиники», где проводятся незаконные или этически спорные биомодификации и генноинженерные процедуры.
Один из наиболее выдающихся авторов в этом направлении — это Пол Ди Филлип (Paul Di Filippo), хотя он сам и относит свои произведения к жанру рибофанк, что является производным от термина рибосома.
*** Атомпанк ***
Атомпанк описывает доцифровую эру 1945-65 годов, включая модернизм середины столетия, Атомную и Космическую эру, угрозу ядерной войны, «железный занавес» и охватившую США антикоммунистическую паранойю, истории про супергероев, рассвет военной промышленности и гонки вооружений, а также Чернобыльскую катастрофу. Произведения этого жанра активно используют различную советскую стилистику и зачастую их сюжетная линия базируется на перипетиях противостояния США и стран коммунистического лагеря.
*** Клокпанк ***
Термин клокпанк происходит от английского clock. При этом подразумевается его толкование в общем смысле, а именно — часовой механизм. Этот поджанр схож по истории повествования со стимпанком, но отличается от него технологическими предпочтениями. Как и в стимпанке, здесь описывается технология начала индустриальной эры, но в качестве источника энергии используется не пар, а пружины и различные часовые механизмы.
Однако, несмотря на это отличие, в произведениях этого жанра используется та же стилистика и тематика, что и в произведениях стимпанка. Поэтому клокпанк, как правило, рассматривается как поджанр стимпанка, а не как самостоятельное направление.
Среди ярких представителей этого направления можно выделить «Главную пружину / Mainspring» Джея Лэйка (Jay Lake) и «Боги Вайтчапеля / Whitechapel Gods» С.М. Питерса (S M Peters).
*** Дизельпанк ***
Дизельпанк — это поджанр популярного сюрреалистического арт направления и перспективное направление субкультуры, что объединяет эстетику межвоенного периода, включая вторую мировую войну и заканчивая началом 50-х годов прошлого столетия, с постмодернистской технологией и идеологией.
Впервые этот термин был озвучен в 2001 году, как маркетинговый термин, дизайнером игр Льюисом Поллаком (Lewis Pollak), для описания ролевой игры «Дети Солнца / Children of the Sun». В соответствии с первоначальной характеристикой этого жанра, данной самим Поллаком, дизельпанк мрачнее и технологичнее чем стимпанк — это мир сажи и машинного масла, пыли и грязи, в котором магия и технология сплелись воедино. Но по мере своего развития жанр претерпел серьёзные трансформации, частично утратив первоначальное смысловые элементы, и в тоже время, расширив границы своего определения за счёт формирующего влияния ретро-футуризма и постмодернизма. В настоящее время дизельпанк оказывает мощное влияние на современное изобразительное искусство, музыку, кинофильмы, научную фантастику и развитие технологий.
Одним из наиболее значительных произведений в этом жанре считается «Отчизна / Fatherland», написанное Робертом Харрисом (Robert Harris) в 1992 году.
Целый ряд кинофильмов, использующих стилистику этого жанра, добились заслуженной популярности. Среди них можно выделить следующие:
- Небесный Капитан и Мир Будущего / Sky Captain and the World of Tomorrow,
- Ракетчик / Rocketeer,
- трилогия Индиана Джонс / Indiana Jones,
- Город Греха / Sin City,
- Голова-Ластик / Eraserhead,
- Бразилия / Brazil,
- Бесславные Ублюдки / Inglorious Bastards,
- Бегущий по Лезвию Бритвы / Blade Runner,
- Воины Света / Daybreakers,
- Город тьмы / Dark City.
Даже в знаменитой серии фильмов «Звёздные Войны» прослеживается сильное влияние этого жанра. Также к этому жанру относят один из фильмов серии «Бэтман» снятый в 1989 году Тима Бартоном.
В индустрии компьютерных игр влияние этого жанра чётко прослеживается в таких культовых играх, как:
- Fallout,
- Bioshock,
- Return to Castle Wolfenstein,
- Command and Conquer: Red Alert.
Свидетельство о публикации №210061901078