Храмомания

01-01-2010
Был в Екатеринбурге Дворец культуры автомобилистов. Во времена застоя он был ничем не примечательной точкой народного окультуривания. Но с началом перестройки он стал едва ли не первым, где стало появляться действительно интересное людям - фильмы, которых раньше не показвали, концерты, которых раньше и быть не могло, и многое другое. Литературный фестиваль "Аэлита", проводимый журналом "Уральский следопыт", тоже долгое время базировался там.
Но пришёл царь Борис, стал отделять государство от религии. Кто-то из попов вспомнил, что в здании ДК был некогда, ещё до революции, храм. А храм действительно был, но католический. Но для попов это значения не имело, ибо они гребли под себя всё, что плохо лежало. И храм таки был открыт. А рядом, в нескольких метрах, "Атриум палас отель", одно из наиболее злачных мест города. И это тоже попам без разницы.

02-01-2010
Я несколько месяцев - около пяти, наверное - не был в районе Старого вокзала.Сегодня я там оказался и увидел почти готовое здание часовни, построенное на единственном прежде свободном пятачке в этом месте - маленьком скверике вдоль Невьянского переулка. Когда я был тут в последний раз - где-то в августе - ещ ё никто ничего строить не собирался.
Часовня красного кирпича подведена под крышу, но ещё без окон и внутренней отделки. В кризис свободные деньги для строительства нашлись только у епархии, остальные конторы практически всё строительство заморозили. Отсюда и темп - похоже, что строили круглосуточно, в три смены.

15-03-2010
Сегодня проехал на трамвае по визовскому кольцу. Стоит разорённый хлебозавод - стены в щербинах выпавшей штукатурки, окна выбиты, металлические выдвижные ворота открыты и заблокированы насмерть, однако на них висит табличка "Храм Успения Пресвятой Богородицы". Больше ничего от храма нет, кроме разора и запустения. Ничего не сделано, хотя передан он был епархии уже давно. Возникает вопрос - а нужно ли епархии это здание? Формально вроде бы да, на прошлой неделе было даже открытие прихода, закреплённого за этим "храмом". А фактически - см. выше.
Когда-то до революции тут уже был храм, но потом власть предпочла устроить хлебозавод.
Я уже писал в начале января (ссылка) о том, как быстро была построена часовня у Старого вокзала. Вот там действительно оказалось надо - одно из оживлённейших мест города, а храмов поблизости не было... (а возможно, просто батюшка оказался пробивной).
А на ВИЗе... ещё с 1997 года епархия пыталась вернуть хлебозавод "в лоно церкви". В то время ВИЗ был самым престижным для новых русских районом города. Сейчас же, хотя и остался некий довольно яркий отсвет былой престижности, но она стала всё-таки многовекторной, и нынешние "самые новые" русские сюда едут не так охотно. Видимо, эта причина не последняя среди тех, которые влияют на ход работ. Архиепископ ещё 30 июля прошлого года провёл здесь службу и осмотрел помещения, но воз и ныне там.
А хлебозавод, ещё не так давно бывший одним из лучших на Урале, стоит в разоре и запустении.

14-04-2010
Екатеринбуржцы протестуют против строительства еще одного храма. По планам Епархии, во дворе дома 149 по улице Куйбышева, будет возведен храм высотой почти в 34 метра.
Желание представителей местной церкви возвести еще один объект в центре города
вынудило жильцов дома по улице Куйбышева, 149 обитать на помойке и
смириться с уничтожением детской площадки и хозпостроек.
Горожане обратились за помощью к омбудсмену и в прокуратуру, утверждая, что
разрешающих документов на точечную церковную застройку нет, однако понимания не нашли.
Как рассказал лидер инициативной группы Алексей Кустов, эпопея с церковью началась в ноябре прошлого года, когда на стенах их дома появились листовки с требованием
освободить хозяйственные постройки. Они были возведены в 1930 году вместе с двухэтажным
деревянным жилым зданием и предназначались для хранения дров. Но со временем здание по улице Куйбышева, 149 подвели к системе центрального отопления, и хозпостройки (всего их насчитывалось 12 – по одной на квартиру) стали использоваться в качестве сараев – жильцы здесь парковали детские велосипеды, оставляли другие крупногабаритные вещи, например, общий теннисный стол, так как маленькие площади квартир для этого не подходили. Также здесь располагались овощные ямы.
 Горожане выяснили, что опустевшие постройки будут снесены, поскольку во дворе дома по Куйбышева запланировано строительство православного храма – в соответствии с постановлением главы города Екатеринбурга от 26.10.09 за номером 4718.
Жильцов шокировал предполагаемый масштаб строительства. По планам Епархии, во дворе дома 149 по улице Куйбышева, будет возведен храм высотой почти в 34 метра – это в два раза выше соседнего жилого дома.
Заложить камень в основание будущей часовни, посвященной Святым Царственным Страстотерпцам, планируется во время визита в Екатеринбург16 апреля патриарха Кирилла. Место выбрано не случайно – в воспоминаниях участников событий 1918 года говорится, что именно здесь,на станции Шарташ Николай II со всей семьей Романовых был передан Уралсовету.
«Обычно в подобных случаях вообще устраиваются общественные слушания,по крайней мере,
спрашивается мнение жильцов. Этого не было. Кроме того, нам не могут предоставить даже
разрешительные документы. Как это вообще возможно? Как можно строить храм во дворе жилого дома без каких-либо изыскательских работ?», – возмущается Алексей Кустов.
Строительные работы вызывают серьезную озабоченность. Дом был построен 80 лет назад. На 15 марта 1965 года процент его износа составил 52%, а теперь состояние конструкций приблизилось к аварийному. «Никто не дает гарантий, что при возведении часовни дом не рухнет. Сложно вообще представить нашу жизнь во время строительства. Наш двор имеет только один въезд, поэтому детям придется играть на стройке. Здесь вообще нечем будет дышать, – сетуют жильцы. –Въезд во двор будет затруднен не только жильцам, но и спасательным службам. В соответствии с приложением СНиП, противопожарный разрыв между двумя зданиями должен быть не менее 15 метров – у нас же забор строителей не доходит до стены дома пару метров. Таким образом,администрация Екатеринбурга вопреки действующим нормам и правилам строительства, нарушая правила противопожарной безопасности и
природоохранного законодательства, приняла решение, которое ущемляет наши права и законные интересы».

27-04-2010
Свердловская область занимает последнее место в России по числу православных храмов. И слава богу.
По словам архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, в настоящее время количество церквей в областном центре составляет 22. По мнению владыки Викентия, этого явно недостаточно. «На 10 тыс населения должен приходиться один храм. В Екатеринбурге сегодня, как минимум, не хватает 128 православных храмов», - отметил архиепископ.
Владыка, видимо, запамятовал, что в Екатеринбурге множество представителей других религиозных конфессий, и общая численность этих представителей едва ли не превышает количество православных верующих, поскольку не более 20% русских считают себя истинно верующими православными.
Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский дал средствам массовой
информации пресс-конференцию. Время для нее было выбрано удачное: в
последние месяцы инициативы епархии вызывают у горожан
неоднозначную реакцию. Как пишет "КП-Урал", ответы разнообразием не блистали. Почти каждый ответ завершался призывом «не раздувать шумиху»: "Зачем вам это знать? Опять шумиху хочется раздуть?"
Архиепископ прокомментировал итоги недавнего визита патриарха на Урал. Оказывается, патриарх Кирилл упрекнул местные церковные власти в том, что слишком много школьников
предпочли обучение светской этике.
- Видимо, многие решили, что светская этика - это умение вести себя
за столом. Кроме того, на родителей оказывалось давление. Были случаи,
когда их заявления просто рвали и выбрасывали, если они хотели научить
детей основам православной культуры. Или говорили, что нет учебников,
того, сего…
Правда, архиепископ не смог назвать адреса школ, где нарушались права детей.

18-06-2010
Если идти через Плотинку в сторону Площади, то слева по курсу над крышами домов виден купол. Это недостроенный храм на площади Малышева возвышается над окружающими зданиями.
Некоторое время назад при реконструкции Площади прямо под булыжной мостовой были обнаружены остатки старого захоронения. Епархия скоренько провела расследование и сообщила широкой общественности, что здесь когда-то был храм, а при нём - кладбище, а на этом кладбище чуть ли не владыка тогдашний похоронен... Ну и так далее. Причём храм этот был не "где-то", а именно на том самом месте, где сейчас памятник Ленину. Отмобилизованные клерикалы сразу подняли шум, стали требовать сноса памятника и "восстановления" храма (хотя причём тут восстановление? ведь не только чертежей не осталось - мало-мальского рисунка не нашли).
Еле отстояли Ильича. Сошлись на другом варианте - в нескольких десятках метров, отдали попам площадь Малышева, где тоже когда-то был некий храм. Быстренько снесли памятник одноимённому революционеру местного значения, да и сама площадь малышева фактически прекратила существование - новодел занял её всю до последнего квадратного метра. Незадолго до начала строительства клерикалы опять же с шумом выселили из Рубина гей-клуб, арендовавший там помещение. (Рубин - это бывший советский дом быта через дорогу от новодела, единственное здание, соперничающее с ним по высоте.)
А  если идти через Плотинку (я возвращаюсь к началу поста), то указанный купол маячит на задах улицы Воеводина. Улица эта, точнее даже набережная, представляет из себя уникальный архитектурный ансамбль из зданий в сталинском стиле. И вот теперь над их крышами - медноблестящий купол. Красота, куда бежать...
Лучшая точка обзора для сталинской архитектуры на фоне купола - это площадь Труда. На ней стоит симпатичная часовня, она там абсолютно по месту и никому не мешает, как будто всегда была. Так и на этой площади, через дорогу от часовни, под боком здания почтамта епархия надумала ставить ещё один храм - якобы где-то есть свидетельство, что и там было захоронение (насчёт когдатошнего храма таки ничего не известно, но это даже и не обязательно). Однако два храма на одной небольшой площади - это оказалось слишком даже для нынешней весьма лояльной к попам власти, и дело пока спустили на тормозах.
Архиепископом была вброшена в массы мысль о том, что везде, где хоть когда-то были храм или кладбище, должен стоять новый храм (!!!) Кроме того, новые храмы должны ставиться на окраинах, где населению не с руки ездить молиться в центр города. Всего же по Екатеринбургу и окрестностям он насчитал нехватку полутора сотен церквей.
Просто нет слов. Хотя нет, можно добавить вот что: если как следует изучить историческую часть города, то вряд ли найдутся места, где за весь период существования города не было бы ни церкви, ни кладбища. Что же, весь центр города теперь сносить и отдавать попам?

Copyright: blogs.mail.ru/mail/hatins2008/, 2010


Рецензии