Он и его золотая тёща

Как давно мне хотелось написать о своём любимом прозаике. Особенно, когда прочла гимн любви, адресованный тёще. Сотрите улыбки, тут не до смеха. Такого чувственного, яркого, светлого и нежнейшего описания  всепоглощающего чувства к ослепительной женщине, давно не встречала в современной литературе. Когда я дошла до этих строк, как будто озноб охватил:

" А потом я увидел нечто, чего не осознал поначалу как реальность, принадлежащую этому, не освоившему самого себя миру (неосвоенность читалась в заброшенном корте, не обустроенной беседке, засохшем диком винограде на боковой стене дома, заросших сорняками клумбах), - на террасе стояла женщина, нет, не стояла, высилась, источая золотой свет, творя вокруг себя некое сияние, которое было ее особой, не изолирующей, но отделяющей от окружающего средой, вроде той странной капсулы, в которой Христос возносится в чертог отца своего на старых иконах, что породило современную легенду о его инопланетной сущности. И эта женщина, это явление природы, избравшее образ женщины, принадлежала другой системе мироздания".

Наверное, только так может зародиться то необыкновенное чувство, которое способно затмить рассудок, перевернуть жизнь, навсегда изменить что-то в человеке. Не увлечение, не очарование, не влюблённость, а удар, подобный раскату грома на ясном, без единой тучки, небосводе. Читаешь и понимаешь, что героя ждёт необыкновенное. Его душа в эти минуты как будто освободилась от чего-то давнего, давно пережитого, выстраданного, очистилась и готова принять со всепоглощающей  силой и страстью чувство, пробужденное  пленительной женщиной. И не важно, что будет потом, не всё ли равно, что это невозможно, нереально, недопустимо. Кто помнит об этом, когда попадает в эпицентр урагана, кто осознаёт, когда поражен  солнечным ударом.
 
Как же восхитительно просто и сдержанно передано ощущение изумления, восторга и преклонения, охватившего героя при первой встрече:

 "Сказать, что она довольно высока ростом, дородна, как положено русской красавице, что у нее золотые волосы, серо-голубые глаза, чуть вздернутый нос и алый цветущий рот, значит, ничего не сказать о ее благодатном облике. Да и вообще невозможно описать женскую красоту. Это знал Лев Толстой, обманувший Тургенева и Дружинина, когда они вздумали состязаться в описании красоты женщины. Простак Дружинин взялся за дело впрямую: рот, нос, лоб, шея, плечи... Тургенев попытался создать образ красоты, не прибегая к подробностям. Толстой ограничился гомеровским: когда Елена вошла, старцы встали - и победил".

Так произошла встреча автора с матерью будущей жены. Я пытаюсь представить, хотя описано с потрясающей откровенностью, как жилось герою повествования с этой любовью, захватившей его целиком. Тёща ответила на его чувство не сразу, неожиданно для него самого, решительно и ошеломляюще просто. Только потом он понял, что это была не любовь, не страсть, а месть отвергнутой мужем, оскорбленной женщины.

Нет, неверный её супруг не ушел, не оставил семью, он открыто  жил на два дома. Она знала о сопернице, страдала, бывала счастлива скупым знакам внимания, которыми изредка одаривал её. А потом что-то надломилось в ней. И она ответила на запретное сильное и страстное чувство молодого мужчины, своего зятя.

В ней, в этой поразительной женщине, воплотилась трагедия отвергнутой и униженной любви, неумелой женской мести, утверждения своего права на счастье. Мне кажется, что такая любовь, такая месть и испепеляющий накал чувств встречаются нечасто. 

Когда прочла, восприняла как прекрасный, талантливый, шокирующий  вымысел. А потом неожиданно в его Дневнике  прочла описание прощания с ней. В этой суховато-обыденной записи были горечь и скорбь, сквозившие  в каждом слове. Какое счастье, подумалось мне, даже в неразделенной любви, любви, подаренной в отместку, испытать  чувство, которое способно осветить всю жизнь.

Божественный дар прозаика, страстность, поразительное чувство меры и такт  не позволяют воспринимать это произведение как нечто необычное, с налётом фривольности, банальной интрижки, порочащей связи. Нет, это удивительно яркий  и поэтичный рассказ о настоящей любви молодого человека, прошедшего войну, пережившего измену любимой женщины и сохранившего способность влюбиться до беспамятства, до утраты чувства самосохранения, до самоотречения.

Мне давно хочется написать об этом удивительном человеке, потрясшем меня своей  откровенностью и доверительностью. Он подверг свои чувства беспощадному анализу, жесткому и решительному. Сколько же нужно пережить, прочувствовать, понять, чтобы так писать. Где мера той степени открытости, которую может позволить себе мастер. Возможно, вернусь к этой теме. Не теперь. Не сейчас. Не здесь...


Рецензии
Здравствуйте, дорогая Татьяна!

Прочла очень необычный рассказ. В душе - двойственность чувств. Все будто неправильно, с одной стороны. А с другой - а как еще может быть по-другому в такой ситуации?

Поняла также, что эта история действительно взята из жизни. Вот за это я и люблю жизнь! В ней может случиться все, но надо быть очень свободным во взглядах и убеждениях, чтобы это "все" принять как этап в судьбе, пережить, если суждено, и идти дальше.

От всей души поздравляю Вас с 8 марта! Желаю Вам здоровья, побольше радостных дней, спокойствия на душе!

Обнимаю Вас. Скучаю.

Лирилин   08.03.2013 10:49     Заявить о нарушении
Моя дорогая, с весной Вас! Это рассказ из жизни Ю.Нагибина. В дневнике есть запись о последнем прощании с ней. Он был на её похоронах.

Вероятно, я буду завтра и загляну к Вам.
Ваша Т.

Татьяна Шайдор   08.03.2013 11:22   Заявить о нарушении
Я Вас всегда жду.

Лирилин   08.03.2013 11:25   Заявить о нарушении
И я Вас жду там.

Татьяна Шайдор   11.03.2013 12:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 35 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.