Неудачница
С соседом Леней Лиза училась вместе в художественной школе. Не обнаружив у себя крупного дара, затосковала и вскоре бросила учебу, поступив на экономический факультет университета. Предлагала и Леониду найти занятие по способностям:
-- Ну, какой ты художник? Такую белиберду может писать и наш сантехник: клади под ноги ватман, потопчи грязным сапогом, поплюй на следы и разотри. Зачем тебе унижать себя?
– Неправда! Я мыслю, когда пишу.
– Мне твоя мысль не передается.
– Я мыслю абстрактно!
– Послушай, оправдать свою несостоятельность можно хоть чем…
И все-таки Леонид окончил школу. Поступил в художественную академию, и, встречаясь с Лизой, рассказывал ей о своих успехах. Приглашал посмотреть его работы, однако Лиза оставалась к ним равнодушной. Только раз, увидев у него весенний пейзаж, улыбнулась:
– Прелесть какая. Пахнет майской грозой.
Леонид отмахнулся:
– Да ничего хорошего нет. От безделья написал. Это, Лиза, не живопись, если вызывает ассоциации. Настоящая живопись должна действовать без проводников.
И он накладывал футуризм на сюрреализм, фовизм на экспрессионизм, подмешивал к ним классицизм, –– старался придумать такое, что «без проводников» продирало бы до хребта.
В конце концов он добился своего. О нем заговорили, как о крупном явлении в живописи. Леонид становился модным, его картины с удовольствием брали художественные салоны. Он купил дом, выстроил мастерскую. Изредка звонил своей бывшей соседке, и однажды пригласил ее на открытие выставки.
– Это, Лиза, особая выставка, совсем не то, что ты видела прежде. Здесь совершеннейшая свобода! Раскрепощен художник и раскрепощен зритель. Лиза, ты по-настоящему отдохнешь.
Он встретил ее у входа. Повел по залам. Лиза смотрела на изломанные деревья, обнаженных скелетообразных женщин, на мужские половые органы в анфас и профиль, на кубы, квадраты и полосы всех мастей, изображающие, как было подписано под картинами: «Землетрясение», «Секс в ночном море» и прочее.
– Ну, как? – поинтересовался у нее Леонид.
– Ничего, разнообразно.
– И это всё?
– Ты меня спрашиваешь? – удивилась Лиза.
Спрятав усмешку, обращенную то ли к ней, то ли к авторам выставленных работ, Леонид провел ее туда, где висели его картины под общим названием «Кодекс рая». Мусорные свалки, одичавшие люди выискивают пищеотходы, огромные крысы, бездомные собаки с остатками шерсти… Все это было перемешано с красно-синими пятнами и беленькими зигзагами.
Лиза открыла рот.
– Что? – довольный спросил Леонид. – Усекла?
– Черви ползают на падали. Придет же в голову такая зараза!
– Не прикидывайся! Прекрасно всё понимаешь. Черви на трупе – это тончайшая эстетика. Я выставлял эту серию во Франции, Норвегии, Румынии. Меня завалили наградами!
– Право?!
Леонид покраснел от досады.
– Завистница! Ты просто завистница!
– Да чему завидовать-то? – спросила Лиза. – Убожество. И у тебя, и у всех тут. Нового сказать ничего не можете, а – хочется. Если б ты жил на помойке и действительно получал наслаждение от червей и трупов, я бы, может, и поняла тебя: мало ли извращенцев? Но ты живешь в доме, да еще с палисадом.
– Выходит, современная живопись – блеф?!!
– Блеф, – убежденно сказала Лиза. – И ваши знаменитые праотцы – тоже блеф. – Развернулась на каблуках и пошла к выходу.
«Дрянь! – зарычал ей вслед Леонид. – Неудачница! Поздно я раскусил тебя!..» Но увидел приближавшуюся телекамеру и поправил лицо.
Свидетельство о публикации №210061900951
Владимир Задра 29.01.2015 22:31 Заявить о нарушении
Нина Бойко 30.01.2015 19:56 Заявить о нарушении
Алексей Листовский 16.06.2018 05:41 Заявить о нарушении