Буду вечно молодым

Вовка Малых, вошел в мою жизнь в годы увлечения комсомольской работой. Еще в студентческие дни я с, другими ребятами выпускали в институте настенную газету " За тех кадры" ,размер ее был где-то.3х4м. она занимала целую стену, рядом с I4 аудиторией во втором  корпусе института. В мое время редактором газеты был Женя Брагин. В то же время во Фрунзенском райкоме комсомола Алма-Аты возник штаб по борьбе с тунеядством , воровством и спекуляцией,Семен Аполлимов, второй секретарь райкома комсомола привлек к той работе активных реоят , художников ,поэтов, фотографов, в числе их был и я . Короче, у меня был опыт работы, и когда в рудничном комитете комсомола  об этом узнали из документов присланых с карточкой комсомольского учета, меня взяли в оборот. Для начала избрали Комсоргом шахты , взяли в состав рудничного Комитета и пошло поехало. Комсомольские субботники , комплексные комсомольские бригады и смены, вечера отдыха, самодеятельность.
Работу с молодежью я любил всегда и она меня не обременяла.
Работали мы дружно , на производстве нас замечали и в делах  нами начинаемых, всегда поддерживали и помогали. Самое трудное было проводить суботники по сбору металлолома под землей . Это связано было с выдачей металлолома на поверхность . Нужен был подъем , а в воскресные дни, обычно вели профилактический ремонт подъемных машин . Но в конце концов определяли время и мы с ребятами выдавали на гора ржавые части машин и вагонеток.
Так вот , Вовка Малых был секретарем рудничного комитета комсомола, сам он по профессии был маркшейдер и практически совмещал свое увлечение с производством.
Трудно перечислять все, чем мы занимались были производственные вопросы, работа с молодежью ,комсомольский прожектор, организация молодежных вечеров и, наконец молодежные свадьбы . В ту пору нам казалось , что дело которым мы занимаемся одно из главных в жизни.
Сейчас , возвращаясь в прошлое я часто думаю , что двигало нами, почему мы с таким энтузиазмом и увлечением делали эти, казалось бы никому не нужные дела, и все больше утверждаюсь в мыслях что все было правильно. Глядя на молодежь ищущую работу и деньги, чтобы заплатить за учебу в техникуме или институте прошлое превращается в исчезнувший сон. Даже не верится что когда-то так было в самом деле, что люди помогали друг другу не оговаривая выгоду при этом , что можно было безбоязненно гулять с любимой девушкой поздно вечером по городу и провожать ее домой
В рудничный комитет входили Лева Либих, мой одноклассник , хороший семьянин и грамотный специалист. Лёня Белявский друг Володи Малых, геолог по образованию , Акан Койчуманов бурильщик с шахты Кресто - Запад. Еще кто я уже не помню , но все ребята были с огоньком , увлеченные делом и спортом, застрельщики всех дел.
В Москве проводился международный фестиваль молодежи , а у нас проходил свой праздник с песнями и танцами . Соревновались в меткой стрельбе из малокалиберного оружия . Организовали свой радио клуб , в нем занималось очень много любителей - Проходили конкурсы лучших фоторабот. Занимались литературным творчеством. И самое главное была постоянная учеба , учились жить и работать.Возникали споры, особенно на диспутах. Вовка Малых , да и не только он любил героев Джека Лондона . Люди самоотверженные , с высоким самообладанием и неукротимым духом всегда служили нам примером в жизни. девчонки относились к нам по разному , одни нас любили , другие наши ухаживания принимали равнодушно, считая нас идейными монументами,. По человечески все вроде бы хорошо, а как только материальные всплески , полные непонимания , какие-то бессеребряники, готовы пахать за копейки. да мы мало думали о выгоде, о благах , нас устраивала та жизнь , в которой мы как заводные беспрерывно крутились . Нас устраивала советская одежда , советская мебель советская школа и советские институты в которых нас учили и воспитывали.
В семьях родителей жили просто, по возможностям но все были сыты , одеты и обуты. Каждый понимал что главное в жизни -этой труд и самое доброе- это честное, незапятноное имя. Мы хорошо понимали поговорку из «Капитанской дочки» «Береги честь смолоду, а одежду с нову»
Бывало выезжали на отдых на речку Джезды или Жиланды, ловили рыбу, варили двойную- тройную уху и под 100 грамм русской водки, снимали пробу. Летом плавали, зимой ходили на лыжах, бегали на коньках - Что нам было молодым , да не женатым.
В гостинице рулника , где жили молодые специалисты вечером, выйдет бывало Гриша Маценко со своим баяном и в фойе начинались танцы . девчонок в общежитии жило тоже много, так что веселились как могли, порой прямо с танцев уходили на ночную смену, а до шахты путь неблизкий 3-4 км., особенно неприятно было идти зимой, по бездорожью . К нам часто наведывались из Горкома комсомола , то какой-нибудь инструктор которого в основном интересовало как идёт сбор членских взносов то Миша Пирятенский , первый секретарь , любивший на комсомольских конференциях, в перерыве играть на баяне. Иногда приезжала второй секретарь Горкома Маша Немецкая, которую я хорошо знал еще по Карсакпаю, где она жила и училась . девушка она была очень симпатичная и нам всем она очень нравилась, конечно не только внешне но и активностью , деловой хваткой. Ну и вот однажды, при очередном визите к нам она говорит «Слушай, Борис! С тобой хочет поговорить Перятинский , подъезжай к нам к нам в Горком» и назвала дату и время . Повод для разговора она не сказала и мне оставалось только догадываться.Через пару дней,я взял отгул, меня подменил на смене напарник, вернее я вышел во вторую смену а он в первую и я поехал в Кенгир, так когда-то назывался площадка города и пошёд в Горком комсомола. О чем будет разговор мне было абсолютно непонятно. В Горком , куда я пришел,первого секретаря не было на месте , куда-то срочно вызвали , я зашел в сектор учета , поговорил с Люсей Крючковой о том, о сем. Зашел Анатолий Кабанов , заядлый спортсмен и новатор в освоении «каноэ» на Кенгирском водохранилище. В те годы с помощью Треста Казмедьстрой на берегу озера построили лодочную станцию, купили прогулочные лодки , разной вместимости байдарки , каноэ, руководил этой вновь организованный секцией Нариман Янгосаров, мастер спорта по каноэ призер СССР на IОкм. Пока мы с ним обсуждали спортивные новости, появился Перятинский и пригласил меня к себе в кабинет. Жду, о чем будет разговор.
Он начал выяснять как дела на работе что у нас в плане комсомольских дел, я ему о том , о сем , что мое дело идет, план выполняем, взносы платят вроде аккуратно, неизвестников стало меньше, (неизвестники , это те кто уехал не снявшись с учета ). «Хорошо», говорит , а потом вот скоро будет отчетно - выборная конференция, « я два срока откомандовал нам нужна кандидатура на первого секретаря горкома комсомола» . Я говорю , ну тебе Михаил лучше знать свои кадры выдвигай кого считаешь готовым для этой работы. Михаил вдруг заявляет , Горком партии требует производственника , «ну возьмите Володю Малых со всех сторон что -надо. Потом он вдруг спрашивает «а если и тебе предложили пошел бы» я говорю не знаю , подумать надо . «Ну думай, думай!». Тогда я спросил «Вы что серьезно меня первым хотите рекомендовать» а он мне, не знаю как бюро горкома, а Рауф Каюмович за. да и Тимеш Садвакасович знает тебя». Уехал я из Горкома Комсомола в растрепанных чувствах . Всего год с небольшим работаю, а тут на тебе на комсомольскую работу, что же это получается диплом по боку, так еду в автобусе, думаю и никакие мысли в голову не идут. В конце концов не боги горшки обжигают, может попробовать , ведь на шахту я всегда успею вернуться . доехал , зашел в гостиницу, поужинал и поехал на смену на попутной машине. О том что мне было предложено я никому словом не обмолвился , а посоветоваться вообще то очень хотелось. Была еще одна причина по которой этот переход был нереален , это то что я еше не был членом КПСС , что для замещения такой должности было обязательно, по существу так это в последующем и получилось. Предлагали пост первого, а потом в связи с моей беспартийностью утвердили Зав. орг. отдела. Ну я был членом бюро Горкома работал в упряжке с В. Малых свыше года. А потом обратился с просьбой об освобождении от обязанностей и перешел на работу во вновь организованный Жезказганский Горно-Металлургический комбинат на должность Зам. главного инженера по ТБ и промсанитарии . Я был членом бюро до конференции, затем меня избрали председателем ревизионной  комиссии Горкома. В период работы в городской организации было сделно много интересных дел. Я проводил собрания в первичных комсомольских организациях ,участвовал в закладке памятника В.И. Ленину . В мае 1958г. был принят кандидатом в члены КПСС, а затем в 1959году. в коммунисты. В Горком Комсомола я в последующем приходил как почетный гость . Большим достижением было создание Совета Старейшин , в котором были Абрам Львович Каган, Сигизмунд Рудольфович Литке, и многие другие ветераны партии, которые оказывали нам большую помощь в работе . Советы их для нас всегда были большой поддержкой.


Рецензии