Шпоры по философии. Часть 3

11. средневековье
12. ренессанс
13. проблема метода. 16-17 вв
14. "Идея естественных прав", "Концепция общ.договора"
15. Немецкая кл.ф-я. Кант
16. Гегель, Фейербах.

---

11. Философия в системе средневековой культуры. Особенности средневек. патристики и схоластики.

ЗАДАЧА-использование ф-фии в качестве рационального обоснования религиозных догматов.
ПРИНЦИПЫ:
-Монотеизм (Бог - личность, един, вечен)
-Теоцентризм
-Креационизм
-Символизм (существование вещи определено свыше)
-Провиденциализм (история - осуществление Бож.замысла)
-Эсхатологизм

ПАТРИСТИКА. Закладка и развитие осн. положений христианского богословия и ф-фии в обосновании богословов. Ф-я отцов церкви. Западная (Августин) и Восточная.
1. Апологетика. 2-3 в.
2. Складывание христианского богословия. 4-5 вв. Великие Каппадокийцы.Вселенские соборы
3. Канонизаци. 6-8 вв. .......

СХОЛАСТИКА. Сохраняеися приоритет веры над разумом, но есть тенденция к усилению рационализма. 9-14 вв. 13 - золотой. Фома Аквинский, Пьер Абеляр... Аквинский считал, что ф-я и религия отличаются методом получения истины (разум и опыт: вера и Писание).
Проблема универсалий (общих понятий):
1. РЕАЛИЗМ. общие понятия - подлинная реальность. (Аквинский)
2. НОМИНАЛИЗМ. подл.реальность - единичные вещи. Понятия - имена, созданные человеческим разумом. (Абеляр)

---

12. Особенности философии эпохи Ренессанса
14-16 в
УСЛОВИЯ:
-ВГО
-Основы новых производственных отношений.
-Интерес к вопросам общественной жизни
-и.к изучению природы
-к человеку
Особенности:
-антисхоластическая направленность мысли
-обращение к античной традиции
-идея универсальной личности
-НАУКА становится самостоятельной формой знания с опорой на эксперимент
-ф-я политики (Макиавелли "Государь")
-Соц-полит. утопии (Мор "Утопия", Кампанелла "Город Солнца")
ЭТАПЫ
1) ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ. 14-п.п.15. Принципы - гуманизм и индивидуализм. Ценность - человек. Антропоцентризм. (Данте, Петрарка)
2) ФИЛОСОФСКИЙ НЕОПЛАТОНИЗМ. 2я пол. 15в. Возвращение к идее  микрокосма. (Кузанский)
3) НАТУРФИЛОСОФСКИЙ. к.15-16. Интерес к природе. Пантеизм. (Бруно, да Винчи, Коперник)

---

13. Проблема метода и основные гносеологические программы в западноевропейской философии 16-17 вв.

ЧЕРТЫ:
-возникновение науки.
-переход от традиционной к индустриальной цивилизации
-Начало НТП
-новые методы: индуктивный и дедуктивный

ЭМПИРИЗМ. Ф.Бэкон. В основе научного исследования - опыт. Типология человеческих заблуждений. 1.Идолы рода - ограниченные возможности чел.познания. 2.Идолы пещеры - индивидуальные особенности восприятия и понимания. 3. Идолы рынка - неправильное определение смысла слов, искаженное общение. 4.Идолы театра - теории, концепции, фил.системы, представляющие собой вымышленный мир. Цель ф-и - показать путь освобождения от этих идолов. Развитие: Локк, Юм...

РАЦИОНАЛИЗМ. Рене Декарт (Картезий). Критерий истинности находится в сознании. "Я мыслю, следовательно, существую". Принцип методического сомнения и поиск универсального метода в ф-и и науке. Идеальный метод он видел в математике с ее принципами порядка и измерения. Последователи: Паскаль, Спиноза, Лейбниц.

---

14. Идея "естественных прав" человека и концепция "общественного договора" в ф-и 17-18 вв.

Эпоха Просвещения. 18 в. Антиклерикаризм.

ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА. Николо Макиавелли различал государство и общество. Суть: Все люди от природы равны и имеют равные права на жизнь, свободу, счастье, собственность. Основание - природа как царство порядка, закона и естественной справедливости, а человек - часть природы.

КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА.
1. Томас Гобс. Первоначальное состояние общества противоречиво (человек человеку волк). Неудовлетворение. Договор, создание г-ва для порядка в обществе. Люди передают г-ву часть своих прав. (ЭТАТИЗМ, роль государства абсолютизируется)
2. Джон Локк. В догосударственный период человек был наделен естественными правами, но они выполнялись не всеми. Для порядка - г-во. Люди передают г-ву часть своих прав. Г-во должно охранять порядок, но не вмешиваться в экономику, частн.жизнь. (КЛАССИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ, интересы человека превыше всего)
3. Жан Жак Руссо. В догосударственный период человек был свободен. Были свобода, равенство, братство. Появляется частная собственность, богатые и бедные, исчезают свобода, рав.,бр. Г-во - для того, чтобы восстановить утерянную св., рав., бр. (КЛАССИЧЕСКИЙ ЭГАЛИТАРИЗМ).

Влияние на политические и экономические процессы и события.

---

15. Особенности и достижения немецкой классической философии. Идея "гносеологической революции" в критической ф-и Канта.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (НКФ)
1770-1831 - осн. произведения
Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Феербах.
-разнообразие философских позиций (дуализм Канта, субъект.идеализм Фихте, объект.идеализм Гегеля, материализм Феербаха) и преемственность между ними.
-разработка немецкой диалектики
-НКФ заложила основы для неклассич.ф.

КАНТ
Основопол.НКФ. в.п.18в. Периоды ф-и: 1.Докритический (до 1770), 2. Критический
Гносеология.
1.Критика чистого разума.
2.Критика практического разума.
3.Критика способности суждения
Кант обосновывает необходимость критического исследования разума как источника познания. Челов.сознание выявляет в действительности то, что хочет или готово увидеть. Знание производно не столько от субъекта, сколько от объекта. Объективный мир существует сам в себе, открывает нам некоторые феномены, но не сущность. Возможность научной истины обеспечивается наличием априорных форм чувственности и рассудка. Метафизические истины о душе, Вселенной, Боге находятся в компетенции не теоретического разума, а практического. Нравственный закон - априорный категорический императив.

---

16. Диалектическая ф-я Гегеля и антропологический материализм Фейербаха.

ГЕГЕЛЬ
Онтология. "Абсолютный идеализм". Основа всего-мировой дух. Все природные и соц. явления - его проявления.
Гносеология. переход от абстрактных истин к конкретному знанию. 1.Логика (чистые категории), 2.Философия природы (идея в ее инобытии), 3.философия духа (человек и история, посредством которых идея возвращается з себя из инобытия)
ДИАЛЕКТИКА - учение о развитии. 1. Существование объективных законов развития в природе, обществе и культуре. 2. Противоречие - источник развития (тезис-антитезис-синтез). 3.Диалектическая система категорий (количество и качество, сущность и явление...) 4.Идеалистический зарактер диалектики
Философия истории. Развитие свободы.

ФЕЙЕРБАХ
Критика религии. Отрицал бессмкртие души. Религия - сон человеческого духа, результат бессилия его перед силами природы и соц.несправедливостью. Культ человека.
Антропологический материализм. принцип рассмотрения всего сущего сквозь призму человека: посредством человека свести все сверхъестественное к природе, а посредством природы - к человеку. Человек - материально-духовное единство.
Гносеология. Связь чувственного созерцания и мышления в субъекте.


Рецензии
круто. молодец, студент

Алексей Сорокопыт   20.06.2010 00:45     Заявить о нарушении