Шпоры по философии. Часть 4

17.Формирование, особенности неклассической ф-и
18.Марксизм и неомарксизм
19.Экзистенциализм
20.Позитивизм
21.Современная ф-я

------

17. Формирование, основные стратегии развития и концептуальные особенности неклассической ф-и

Факторы перехода:
1.развитие индустриального общества и радикальная трансформация всех соц.систем
2. ускорение темпов ист.развития при создании его катастрофичности для человека
3. возникновение альтернативных тенденций в культуре и искусстве

ЭТАПЫ:
1. Неоклассический (сер.19 - 20 в.)попытки трансформации классических систем в соответственности с новыми потребностями (неогегельянство, неокантианство, марксизм, позитивизм)
2. Неклассический (к19 - 1970е). Программы: аналитическая, социально-критическая, экзистенциально-феноменологическая)
3. Постнеклассический (1970е-н21в). Синкретическое соединение некласс.программ и переосмысление философской ситуации

ОСОБЕННОСТИ:
Онтология. Субъективизм (познавательный интерес - человек). Действительность иррациональна, разум вносится в нее человеком. Индетерминизм (приоритет случайности).
Гносеология. Обоснование творческой активности субъекта по отношению к объекту. Релятивизм (относительность). Практическая ориентация ф-и.
Антропология. "Антр.поворот" - центр внимания ф-и - человек.
Соц.ф-я. Обоснование качественного своеобразия соц.реальности. Критика идеи прогресса. Акцент на множественности типов ист.развития.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ:
(Критика ф-и Гегеля)
КЬЕРКЕГОР. "Экзистенциальная диалектика", акцент на развитии личности
ШОПЕНГАУЭР. Основатель "ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ". Жизнь - исходная природная реальность, наделенная собственными формами активности и противостоящая внешним искусственным схемам логики и разума. Принцип жизни - воля (стремление к жизни, руководствуется собственным желанием). Пессимизм.
НИЦШЕ. "Воля к жизни" - стала "Воля к власти". Критика современных форм культуры, морали, религии. Иерархия ценностей осн. на приоритете жизни и силы, носитель которой - грядущий сверхчеловек.

---

18. Социально-критическая стратегия в развитии философской мысли ХХ века. Осн.черты ф-и марксизма и неомарксизма.

1840е гг. Маркс, Энгельс.
Теоретические предпоссылки:
-КНФ (Гегель - диал.; Феербах - матер.)
-Класс. полит. экономия - трудовая теория Смита и Рикардо.
-соц.-утопические проекты (Мор, Кампанелла)
Экономические пр-ки:
-Теория эволюции
-закон превращения и сохранения энергии МАйера
-открытие органической клетки

МАРКСИЗМ
Ф-я - практически ориентированная наука. Философы объясняли мир, а нужно его изменить. Базис - экономическая сфера, надстройка - остальное.
Материалистическая диалектика - учение о развитии и взаимосвязи в природе, обществе, мышлении.
Материалистическое понимание истории - экономический базис.
Закономерности исторического прогресса. Формационный подход.
Сущность человека - совокупность всех общественных отношений. Производственные отношения: 1) отношения людей к средствам собственности (формы собственности). 2) отношения обмена продуктами производства. 3) Отношения распределения производственных продуктов.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА - материальная, целесообразная деятельность людей по освоению и преобразованию природных и соц. объектов. Субъектная и объектная стороны.

НЕОМАРКСИЗМ (к19-20)
1. Отказ от догматизации осн. положений. Напр.: допущение ликвидации противоречий капитализма эволюционным путем. (Бернштейн)
2. Адаптация соц-фил. теории к практике, превращение марксизма в госуд.идеологию (марксизм-ленинизм). (Плеханов, Ленин..)
3.Гуманистический вариант неомарксизма. Развитие идей гуманизма и анализ целостной природы человека как субъекта ист.действия (Сартр, Фромм)
4.Сциентический вариант неомарксизма. Попытка преобразовать "недостаточно научный" традиционный марксизм в строгую научную теорию по образцу естественных наук. (Альтюсер, Коэн)

---

19. Экзистенциально-феноменологическая стратегия фил. мышления. Аналитика челов.существования как предмет исследования в ф-и экзистенциализма.

ЭКЗ.-ФЕН. СТРАТЕГИЯ
Феноменология, экзистенциализм, персонализм, герменевтика, "философская антропология". Идея человека - осн. фил.проблема. 
Причина - "антропологич.кризис"

ЭТАПЫ
Предтечи: Кьеркегор, Ницше, Достоевский
1. Феноменология Гуссерля и русский экз-м (Бердяев, Шестов). Нач.ХХ в.
2. Немецкий э-м (Ясперс). 20-30г
3. Французский э-м (Сартр, Камю, Марсель). 40-60г

1.Религиозный (Ясперс, Марсель)
2.Атеистический (Сартр, Камю)

Базовое понятие - ЭКЗИСТЕНЦИЯ - конкретное человеческое сущ-ние. Уникальность человеч.опыта возможна в ситуации ее "пограничности" (существование-между: 1.миром сущего и миром истинного бытия (Бог, ничто, бытие...). 2.между жизнью и смертью)
Характеристика экзистенции - СВОБОДА (негативная и позитивная)

---

20. Позитивистская традиция и аналитическая стратегия развития ф-и

ПОЗИТИВИЗМ - фил.направление, отрицающее познавательную и практическую ценность традиц.ф-и и признающее единственным источником подлинного "позитивного" знания только специальные науки, опирающиеся на эмпирический опыт. Ф-я - лишь обобщение научного эмпирич.знания.
Возник в 1830х гг.в русле эмпиризма. Конт, Милль.
Челов.сознание проходит 3 стадии, им соответствуют типы цивилизаций: 1.теологическая - богословско-военная. 2.метафизическая - метафизически-правовая. 3.научная - научно-промышленная.
ЭТАПЫ
1."Классический". Тэн, Ренан. Россия: Лавров, Михайловский. 1830-70е гг.
2."Эмпириокритицизм". Авенариус. Акцент на гносеологических проблемах. 1870-90е гг.
3."Неопозитивизм" 1920-60е. проблемы языка.
4."Постпозитивизм" 1960-80е гг.Поппер, Кун. Признали роль теории в построении научного знания.

---

21. Современная ф-я на рубеже 20-21 вв. Философская герменевтика, структурализм, постструктурализм. Особенности ф-и постмодернизма.

ГЕРМЕНЕВТИКА
Задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов. Гадамер, Шлейермахер и Поль Рикёр.

СТРУКТУРАЛИЗМ
Этапы:
1.1920-50е гг. разработка структурного метода в ряде гуманитарных дисциплин.
2.50-60. ф-я структурализма как проекция структурного метода на различные феномены культуры (Барт, Фуко)
3.с 1970х. Переход к постструктурализму.
Специфика:
-синхрония (структурное, устойчивое) важнее диахронии (исторически-изменчивое)
-Означающее (знак) важнее означаемого.
-язык важнее речи.
"Все есть язык". Эпистема - устойчивая семиотическая структура, определяющая возможности мышления и познания в рамках исторического типа культуры.

ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ (с 1968)
-интерес не только к структурным, но и к внеструктурным явлениям (телесность, аффект, желание).
-переход от идеи языка к идее текста
-соединение структурных и историко-генетических методов.

ПОСТМОДЕРНИЗМ (после 1979 - Лиотар "Состояние постмодерна")
Разочарование в ценностях Просвещения и индустриально-капиталистического общества. Прогрес состоялся, но его последствия трагичны.
Онтология: акцент на дорациональном, внеструктурном.
Гносеология: "смерть субъекта" как авторитарного носителя истины. Конец метафизики и акцент на анализе "поверхностных явлений"
Антропология: "Смерть человека", его производность от независящих от него структур, хозяйства, языка.
Соц.Фил.: "Конец истории": идеалы либерализма осуществились


Рецензии
Вот бы по всем предметам так

Алексей Сорокопыт   20.06.2010 00:45     Заявить о нарушении