Обзор Семь Я в одной обойме Надежды Волгиной

          "Семь Я в одной обойме" Надежды Волгиной можно прочесть здесь: http://www.proza.ru/avtor/proza22 .

"Ох, Копес, Копес, почему доискиваешься ты того, что Богом заказано тебе, и не смотришь туда, куда Богу угодно?.." (Умберто Эко, "Имя розы")
          Цитата имеет отношение как к содержанию произведения, так и ко мне, как читателю "Семь Я в одной обойме (дальше: "Семья"). Во время чтения не один раз автор предупреждал меня, что произведение мне не понравится, и вполне возможно, что я брошу "Семью" на полпути. Но я упорно шел к финалу, чтобы в конце концов утвердится во мнении, что Надежда в чем-то была права. Это произведение действительно не ориентировано на любителей "мрачного жизненно-реалистичного чтива" вроде меня. Так что претендовать на хоть какую-то твердость оценки мне трудно. Так что если кому-то из авторов, читателей и критиков другой художественной ориентации мое мнение о "Семье" покажется предвзятым, то пусть задумаются, может, причина в диаметральной противоположности творческих принципов и мировоззрения?
          Какое же отношение имеет эта цитата к "Семье" Надежды Волгиной?.. Просто есть материи, которые большинство писателей пытаются обходить стороной. Душа, загробная жизнь, Бог, например. Здесь, хорошо это или плохо, затронуты как раз эти темы.

"Дело худо..." - Гномик про нападение кракена.

Сюжет.

          1. Дебют

Итак, завязка довольно интригующая: некая бабка Марфа рассказывает детдомовским ребятам очередную историю о колдуньях, проклятьях, кладбищах и прочей мистической дребедени. Впрочем, реализация не хромает, и завязка смотрится неплохо. Дальше действие переносит нас на пятнадцать лет вперед. Молодой холостяк по имени Андрей возвращается в Россию, чтобы встретится со старыми знакомыми по детдому. Всех их связывает рассказанная Марфой история. Выясняется, что трое из них исчезли пятнадцать лет назад на этом самом кладбище. Друзья (этим словом автор не брезгует, создается впечатление, будто читаешь Роллинг) проводят маленькое расследование, которое приводит их к старому кладбищу, окруженному непроходимой чашей. Между прочим, один из бывших детдомовцем типа ясновидец, не умеющий толком скрывать свой дар и потому не пользующийся популярностью у работодателей. Благодаря ему, молодые люди выходят на некую Пану - правнучку той самой Марфы и узнают что-то насчет родового проклятья, из-за которого в возрасте двадцати пяти девушки из этого рода куда-то деваются. Естественно предположить, что Пане с минуты на минуту стукнет двадцать пять... И так оно и случается. Молодые люди, твердо решив разобраться, что стало с пропавшими друзьями детства, по всем законам жанра, сами лезут на рожон и попадают...

          2. Миттельшпиль

          ...В Оазис жизни, где встречаются с пропавшими друзьями, которые стали типа функционалами у Лукьяненка, только по части пассажирских душеперевозок. Они объясняют им устройство мира, и в течение двух глав на читателя сваливается огромная куча информации, понять которую с первого раза не так и просто, но в общих чертах все понятно. Думаю, тут стоит придержать язык. После этого опять кто-то исчезает и, казалось бы, должно начаться что-то покруче дебюта...

Ага, раскатили губу! или 3. Эндшпиль

          Сюжет практически сходит на нет. Больше половины книги представляет собой типичный любовный роман с вкраплениями философской притчи. Действие развивается мучительно неторопливо. И желание вскричать: "А не пора ли уже перейти к делу!" становится все сильнее. А потом после deux ex machina в самом прямом смысле этого слова финал. Любовь победила, все поженились, хэппи энд...

          Так что и сожалению все именно так. "дело худо". А все так хорошо начиналось...

"I need the hero!" (из популярной песни)

          Персонажи. Почему-то и о них хороших слов как-то много не набирается. Друзья ни разу не конфликтуют между собой. Они выглядят такими до неестественности поголовно приторно сахарными. И всем лишь бы любить да жить долго и счастливо. Я не говорю, что это плохо, я вообще за свободу взглядов, но персонажи не должны быть настолько одинаковыми. Отрицательные герои уж слишком отрицательные. И на вид, и в душе... Но есть и светлые моменты. Светлана, Ада и Захар делают практически всю книгу в эндшпиле. Сахарными их не назовешь, в них проглядывает человеческая природа, они смотрятся более живыми, хотя и все упорно исправно творят только добро, и даже толком навредить и предать не могут, что тоже не добавляет плюсов. Герои слишком уж предсказуемые. Все женщины,к примеру, по любому поводу плачут, да и мужчины тоже... Так что тут тоже трудно поставить высокую оценку.

          "Стилус, мой ученик, не только инструмент для письма, но и благодаря острому кончику неплохое средство самообороны.
          - А как это?..
          - Архимед, гони бумажник! А-а-а мой глаз!..
          - Вот так."
          (Из легенд об Архимеде)

          Вот решил добавить новый пункт оценивания: стиль. Тем более, в "Семье" на эту тему есть что сказать.
          В дебюте стиль постепенно вводит читателя в атмосферу таинственности, неспешно нагнетая обстановку от вполне обыденной до по-настоящему буквально пропитаной тайной. Сделано мастерски. Воспоминания из детства, чувства, которые автор отлично описывает, все это здесь уместно.
          В миттельшпиле Оазис описан с выдающейся живописностью, объяснения пусть и очень сконцентрированы, но уместны и органично вписываются в общую картину, хотя в некоторой мере и обманывают ожидания читателя. Но это даже хорошо.
          Эндшпиль. Здесь стиль оставляет желать лучшего. Непрерывные вскрытия любящих душ, и неторопливое повествование заставляет задуматься, куда делось все то, что так привлекало в дебюте? Все начинает напоминать дамский роман, где на первый план выходят любовные переживания, и даже философичность миттельшпиля куда-то испаряется. Так что трудно оценивать стиль. Ведь здесь, как и с сюжетом: есть "Семья" психологический триллер, и есть "Семья" романтическое мыло (эндшпиль).

"Дело надо доводить до конца" (жизненная мудрость).

          Итак, что в итоге. "Семь Я в одной обойме" - это... роман фэнтези?!
          Да, автор поселил его в раздел фэнтези и даже после названия дописал "роман-фэнтези". Если воспринимать его как фэнтези, то сразу напрашиваются огромный плюс - нет обычных фэнтезийных штампов. Штампов и клише в "Семье" и вправду практически нет, вот только не радует это на фоне неудачного сюжета и съезжания в любовный роман в конце. Пусть формально роман соответствует определению жанра, но лично я отнес бы его скорее к философским притчам. Ведь построенный мир - не фэнтезийный, это скорее авторское переосмысления ада и рая, где такие понятия, как история, география и детализация вселенной и прочая утрачивают свое значение.
          Но ни философичная линия миттельшпиля и частично эндшпиля, ни хоррорная дебюта толком не доведены до конца. Все сплавляется в тягучий любовный роман. Так что, может, всё же лучше определить жанр "Семьи" именно как любовный роман?
          Что хорошего можно сказать об этом произведении? Есть философия, есть идея, есть мысль. Видно, что автор хотел сделать глубокое произведение о серьезных вещах, и ему это в некоторой мере удалось, да только под конец все опять-таки поглотила тягучая лавстори. Дебют захватывающий. Но в целом смотриться не слишком воодушевляюще.
          Уместно ли сравнивать литературу и кино? Думаю, в некоторой мере да. Ведь после просмотра фильма либо прочтения книги наша память сохраняет любую историю одинаково: рассказана она режиссером и актерами или писателем или художником.
          "Семья" напомнила мне "Знамение". Неожиданностью разгадки, хотя в отличие от "Знамения" Надежде Волгиной удалось сделать не такую и обескураживающую и банальную разгадку (даже наоборот). Но "Знамение" на этом и заканчивается, так что там подобное простительно. Сам фильм не вызывает полного краха ожиданий. А здесь отличное начало перебито не слишком удачным эндшпилем.
          "Тайна Лунной долины" - фильм по сути сказка, но сказка не только красивая и добрая, но и интересная. Хотя и знаешь, что все поженятся и будут жить счастливо, тем не менее сюжет каким-то странным до самого конца держит в интересе. "Семья" (а точнее эндшпиль) тоже имеет связь со сказочными традициями, вот только с сюжетом неувязочка вышла. Да и в фильме Габора Чупо любовная история не так навязчива.
          Я ни в коем случае не пытался производить прямое сравнение, всего лишь проиллюстрировал свое мнение на примерах.

"Госкомкино надо принять новое постановление: "В романтической комедии не больше трех танков" (Сергей Светлаков про "Обитаемый остров" Сергея Бондарчука)

          Этой цитатой лишний раз хотел подчеркнуть свою мысль, что "Семья" - это все же более всего любовный роман. С весомой частью триллера в дебюте, но все же любовный роман. И я склоняюсь к мысли, что в этом плане он не так и плох. Так что, если Вам нравятся произведения подобного жанра, смело кликайте на ссылку в начале. А иначе... можете попробывать на свой страх и риск, я ведь дошел до конца.
          "Итак, чертята, подставляйте лобики, будем ставить клейма!.. В смысле дневники и отметки... ребята..." (Марьиванна после четырех уроков подряд в классе Вовочки)
          Сюжет: 5.
          Персонажи: 5.
          Стиль: 6.
          Общее впечатление: 7.
          Итоговая оценка: 6.5.


Рецензии
Здравствуйте, Богдан))
Давно не слышались. Успела соскучиться) Зашла к Вам на страницу, чтобы обнаружить, что ВЫ делаете обзоры) Это здорово.
К сожалению, я отношусь большей частью именно к тем людям, которые пишут - нравится-не нравится)))

Марина Добрынина   12.02.2011 13:08     Заявить о нарушении
Разлука укрепляет дружбу. Действительно давно не слышались. Я за это время успел поступить в универ и сдать первую сессию. Как говорит декан, это делает настоящим студентом. Живу в общаге. Комната на четырех. До сих пор захожу в интернет с мобильника.
Что до творчества, сейчас работаю над "Ложью против Лжи". Вы некогда ознакомились уже с прологом. Год назад, если быть точным.
А в целом у меня все классно. Будет время, взгляну на "Аутодафе". Может, и рецензию напишу. Получите еще одну точку зрения. Теперь мои слова на этот счет уже весомее:)
Зато Вы относитесь к тем людям, которые умеют хорошо писать. Это тоже немало значит. Критика - неблагодарное занятие.
Короче, приятно вновь общаться с Вами)

Гуйван Богдан   12.02.2011 19:13   Заявить о нарушении
а я купила квартиру и переехала в нее) живу вот теперь в полном одиночестве))
Вы на кого учитесь, Богдан?) вопрос нескромный, но, полагаю, Вы можете на него ответить)
действительно, давно с Вами не общалась, и теперь тепло на душе. Приятно

Марина Добрынина   12.02.2011 21:49   Заявить о нарушении
Что касается того, весомее слова или нет - это всего лишь субъективная точка зрения) Я Вас и ранее не игнорировала) и не собираюсь впредь

Марина Добрынина   12.02.2011 21:50   Заявить о нарушении
Я учусь на Механико-Математическом факультете. Специальность "Математика". Так что, если подумать, ни на кого не учусь:)

Гуйван Богдан   12.02.2011 22:56   Заявить о нарушении
Круто))) учитывая то, что мы общаемся на литературном портале - особенно)
Почему именно там?

Марина Добрынина   12.02.2011 23:28   Заявить о нарушении
Я не могу объяснить, почему занимаюсь именно математикой. Просто в тринадцать лет все началось, а потом уже как-то жалко было бросить и начать что-то другое с нуля.
А факультет я выбрал три года назад. Я и документы подавал только на один факультет одного университета.
Живете одна? Переехали в новую квартиру? Вы что, хотите, чтобы я затопил слюной три этажа общежития подо мной?:) А если серьезно, то поздравляю.

Гуйван Богдан   12.02.2011 23:53   Заявить о нарушении
Насчет рецензий. За это время моя придирчивость многократно возросла: http://www.proza.ru/2010/05/07/896 :)

Гуйван Богдан   12.02.2011 23:58   Заявить о нарушении
Да уж... посмотрела) порезвились Вы там))

Марина Добрынина   13.02.2011 11:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.