На обочине

Вот он, Крюковский мост – длинный, изогнутый, с обнаженными стальными ребрами, высится над синей гладью Днепра, похожий на хребет железного дракона. Река дышит прохладой – но мост пышет жаром, исходящим от раскаленного асфальта и горячей стали. Какой контраст: внизу – прохлада и спокойствие, вверху – жар и суета…
Неприятно переходить этот мост летним солнечным днем. Бриз только дразнит прохладой, заносит в перегретую солнцем голову мысли о прохладной воде, о спокойном речном течении… Но река – далеко внизу, а здесь, на мосту – только солнечная печь, мелькание машин, да вонь выхлопов.
Неужели будет конец этому пути?.. Этому противоречию воды и огня?..
Мимо грохочут грузовики, тоскливо воют  перегруженные старые автобусы, сверкают всеми цветами иномарки, похожие на игрушки, тарахтят полуразваленные «Запорожцы» и «Москвичи»… Фиолетовым звездолетом пронесся автолюксовский автобус, проревел огромный трейлер с немецкой надписью на борту… Стада усталых, разгорячившихся железных зверей…
Внизу громыхает поезд – весь мост сотрясается от его движения, аж страшновато становится. Аритмично пульсирует асфальт под ногами. Конструкции моста резонируют, повторяя и искажая этот грохот – кажется, что поезд грохочет прямо за спиной, настигая тебя.
Фонарные столбы однообразной чередой проплывают на фоне неба. Несколько раз безликими башнями вырастают быки моста.
Когда же наконец достигаешь другого берега, поток бриза быстро исчезает. Мост тянется над болотцами, травой, над железнодорожными насыпями.
Когда же справа покажутся переплетения рельс и водонапорка вокзала, можно увидеть одну из достопримечательностей моста: живущую на мосту собачку.
Как ее занесло на мост, эту несчастную дворняжку, и отчего она не уйдет оттуда?.. Так или иначе, она целыми сутками лежит у перил моста, бессмысленно глядя на потоки машин, бесконечно текущие мимо – глядя и не замечая их. Рядом с ней – картонная коробка, служащая будкой, да старая металлическая миска с водой. Кто-то кормит и поит ее – то ли прохожие, то ли жители домов, стоящих у самой реки, какой-то сердобольный дворник, убирающий на мосту.
Другие собаки бродят по дворам и улицам, метят углы и столбы, ищут съестного у помоек – а она только лежит и смотрит прищуренными глазами на бег автомобилей. Создается впечатление, будто она сама ушла от жизненной суеты, да еще и место выбрала символичное – на шумном и суетном раскаленном мосту, на обочине неудержимого, напряженного стрежня городской суеты. И что она сама заставила себя смотреть на эти две бешеные металлические реки, несущиеся по двум полосам, на мелькающие, гудящие, грохочущие чудища, жаждущие поскорее пересечь загруженный мост. Смотреть – и не видеть их…
Разве не скучна и не однообразна городская «динамика»?.. Однообразно торопко, однообразно шумно, однообразно сердито, однообразно напряженно… Разве можно назвать «жизнью» это постоянное бурление, это навязчивое движение? Обманчивая, мертвая, машинная динамика движет нашей цивилизованной жизнью. Быстрота, от которой можно заснуть – разве это естественно? Разве живо?..
Лишь на обочине загруженной дороги можно найти относительный покой – туда неизбежно отбрасывает, как только выстраиваешься из этого бешеного потока. И если не хочешь в поток возвращаться – учись видеть его, не замечая, и жить параллельно ему, по своей собственной динамике, не заражаясь чужой и не подстраиваясь под нее.
Кому-то покажешься похожим на «мостовую» собачку – но, по крайней мере, станешь самим собой…

21 июня 2009


Рецензии