Шпаргалки по философии для мобильника или печатать

Аннотация. Эти шпоры были сделаны на основании конспекта и некоторых учебных пособий. Поскольку время подготовки к экзамену было ограничено, я писал шпоры кратко. Несколько вопросов пропущены.
Те кто хочет использовать эти шпоры, должны учитывать это, и использовать их лишь как опору для ответа, а не цельный материал. Также советую скачать нужную компьютерную программа, и конвертировать текст в поддерживаемый мобильным телефоном формат. Это довольно удобно

==========================

1. образы философии
2. мировоззрение
3. философия: предмет, структура
4. субстанция

-------

1. Философия и жизненный мир человека. Образы философии в истории культуры

Человек изменяет окружающий мир. Он должен обладать знаниями об этом мире через целенаправленную познавательскую деятельность.
Первый, кто назвал себя философом - Пифагор
---Образы философии:
1) Как любомудрие - философия возникает к сер.1 тыс.л.до н.э.
2) как определенный образ жизни человека. Др.Греция, Сократ
3) как система знаний и специальная  познават. деятельность. Древняя Греция и школа софистов
4) как вид языковой игры - непрофессиональное понимание ф. как сборника ненужных трактатов
5) как идеология - в тоталитарных режимах
6) как особая наука
--Современное понимание философии сводится к:
1)систематизированное знание
2)современный тип мировоззрения
3)профессиональная деятельность
4)институт

---

2. Сущность, структура и исторические типы мировоззрения. Генезис и специфика философского мировоззрения

СУЩНОСТЬ
Мировоззрение - система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. ШИР - разнообразная система взглядов: философских, религиозных, научных, эстетических.... УЗК - задан предметной направленностью той или иной формы культуры (мифологией, религией, наукой...) Термин - кон.18.
Черты:
1.активная форма знания, определяющая жизненную позицию и программы деятельности человека
2. целостность: человек - мир - отношения между ними
3. всеобщность. у любого человека в течение жизни форм.опред.тип мировоззрения под влиянием окружения
Роль: 1) аксиологическая - во имя чего действовать? 2)ориентационная - стратегия движения к цели. Как достичь?

СТРУКТУРА
Уровни:
1. обыденно-практический. форма мироощущения (эмоционально-психическая сторона отношения человека к миру). мировосприятие (целостное видение объекта). Мир - оптимистич./пессимистич. окрашен
2. рационально-теоретический. миропонимание (интеллектуальная сторона - понятия, категории, теории...)
Элементы:
-знания - информация о реальности
-ценности - смысловые ориентации
-убеждения - личностная форма знаний, принимаемых человеком в качестве истинных
-идеалы
-программы практических действий, стереотипы

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ:
1. Мифологичекое
М - историчеси первая форма мировоззрения первобытных людей. 30-50 т.л.н.
Признаки:
-синкретизм - неразрывное единство человека и природы
-антропоморфизм - перенесение человеческих качеств на природу
-вера во множество сверхъестественных сил
-доминирование чувственно-эмоционального восприятия над рациональным
2. Религиозное
с сер. 1 т.л.до н.э.
структура: 1. психологич. 2. идеологич.
-удвоение мира
-системный характер
-примат веры над разумом
-догматизм
-массовость
-иерархичность (нисходящая) мира
3. Философское
с сер. 1 тыс.л.до.н.э.
-Ориентация на свободный интеллектуальный поиск истины
--рациональный характер
-системный характер
-логически обоснованный характер
-плюрализм
-рефлексивный характер (рефлексия (отражение) - размышления над неоднозначными (вечными) проблемами)

---

3. Предмет, структура и социально- культурные функции философии

ПРЕДМЕТ
Др.Гр. - любовь к мудрости
Натурфилософия 6-5 вв. до н.э. - создание целостной картины природы и нахождения субстанции
Сократ - познание человека
Платон, аристотель - раскрытие фундаментальных законов бытия
эллинист. ф-я - как должен жить человек
средневек. - рациональное обоснование христианских догматов
17 - помощь науке
18 - просвещение человека
19, позитивизм - наука
19, ф-я языка - язык
19 - проблемы человека
П.ф. - рационально-теоретическое познание внешнего мира, человека и место человека в мире

СТРУКТУРА
-Онтология - ф.бытия, учение о наиболее общих принципах и основаниях всего сущего. материя. природа...
-гносеология - ф.познания... истина...
-эпистемология, методология науки - ф.научного познания. наука, методы...
-философская антропология - ф.человека, о его сущности и многомерности бытия в мире
-аксиология - ценности
-праксеология - ф.деятельности, учение о специфике социума, его динамике и тенденциях развития
-соц.философия - ф.общества, о специфике социума, динамике, тенденциях развития. История, экономика, политика, право, религия, мораль, искусство...

ФУНКЦИИ
1. Мировоззренческая. задает образ мира, формирует предельные основания теоретического мировоззрения, транслирует мировоззренческий опыт человечества
2. методологическая. всеобщий метод мышления
3. оценочно-критическая.подвергает критическому анализу значимые явления жизни...

---

4. Проблема субстанции и основные традиции в философии
Субстанция - первоначало и первооснова всего сущего; то, из чего все возникло, что объединяет мир воедино.
Проблема: отношение мышления к бытию и духа к природе. Что первично - материя либо сознание?
1) Материализм. Материя первична, сознание вторично. Природа существует вечно. На определяющем этапе появляется человек, обладающий сознанием. Демокрит (родоначальник м-ма, материалистического атомизма, фатализма), Эпикур, Спиноза, Маркс, Ленин.
2) Идеализм. Сознание первично, материя вторична. 1. Объективный: первооснова мира - всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало. Мир существует реально. (Платон, Августин, Гегель). 2. СУбъективный: основа-сознание отдельного человека. Сознание человека формирует мир. (Кант, Юнг). Крайняя форма - солипсизм - существую я, все остальное - выдумано (Макс Штирнер).
3)Дуализм: есть 2 первоосновы. Варианты: картезианство (декарт).
4) Плюрализм - в основе мира множество субстанций. (четыре стихии Эмпедокла. андроцентрический плюрализм)

===========================================

5. Индия
6. Китай
7. Досократики
8. Демокрит, Платон, Аристотель
9. Сократ
10.Эллинизм

---
5. Специфика древнеиндийской ф-и. Ее основные понятия и школы.
нач. 8 в. до н.э.религиозные тексты

ОСОБЕННОСТИ:
1. метафизическая направленность и идеалистическая интерпретация действительности, ее психологизация
2. осн.познавательные установки - традиционализм и интравертность
3. синтез ф-и и религиозной практики спасения

ПОНЯТИЯ
Исходные субстанциальные основания бытия - БРАХМАН (высшая объективная реальность) и АТМАН (высшая духовная сущность). Конкретных характеристик не имеют. ПРАКРИТИ (материальная природа) подчинена САНСАРЕ (колесу жизни). Регулирование сансары осуществляется КАРМОЙ (законом воздаяния). ДХАРМА - универсальный принцип справедливости как закона, долга, добродетели той или иной касты. Действие в соответствии с дхармой улучшает карму. МОКША - религиозный идеал спасения.

ШКОЛЫ
1. Неортодоксальные
1.1. Джайнизм. 6 в. Вархамана. Онтология: 2 субстанции: джива (живое), аджива (неживое). Гносеология: 2 вида познания: несовершенное (непосредственное), совершенное (интуиция, доступная освобожденным от материи). Сотериология: мокша-результат аскетизма и ахимсы.
1.2. Буддизм. 6-5. Гаутама Будда. Онтология: основа мира - пустота (шунья). Видимый мир - следствие волнения дхарм (мельчайших элементов). Гносеология:акцент на медитации. Внешний мир - иллюзия. Сотериология - 4 благородные истины.
1.3. Чарвака. Онтология: основа - 4 элемента (земля, вода, огонь, воздух). Отрицание кармы. Гносеология: ощущения-источник познания. Сотериология: достижение счастья, удовольствия.
2. Ортодоксальные.
2.1-2. Санхъя (Капила, 7) и Йога (2 в.). Онтология: Дуализм Пуруши (духовного начала) и Пракрити (матер.нач.). Гносеология: источники познания - 1.восприятие, 2.логическое умозаключение, 3.свидетельство авторитетов. цель познания - очищение сознания.
2.3-4. Вайшешика (3) и Ньяя (3). Онтология: субстанция - субстрат действия и качества. Гносеология: ист.позн. 1.восприятие 2.вывод 3.сравнение 4.доказательство
2.5-6. Веданта и Миманса. Онтология: основа - Брахман-Атман. Гносеология:ист.познания - священные тексты.

---

6. Традиционные философские учения Китая

ОСОБЕННОСТИ
1. отсутствие метафизических систем и рационально-практическая направленность на регуляцию социального опыта. ведущая роль государства и семьи
2. традиционализм - отражение идеала социальной стабильности, принцип организации философских школ и текстов
3. литературно-афористический стиль изложения
4. прагматизм

ШКОЛЫ
1.Конфуцианство (Конфуций, 5-6 вв). "Лунь ЮЙ". Социальная философия: нравственная природа человека, семья, государство. ЖЕНЬ - человеколюбие - закон идеальных отношений между людьми, основан на "Золотом правиле морали". Безусловное почитание младшим старшего... ЛИ - благопристойность, следование ритуалу. И - долг, осн.мотив деятельности. Принцип золотой середины (избегание крайностей).  Правитель передает волю неба. Иерархия: Небесная империя - Правитель Ван Император - Поднебесная империя
2. Легизм (законничество. Гуан Чжун). Социальная философия: идея сильного государства. Император - один из людей. Люди от природы злы. Управление - через закон, право. Все равны перед законом.
3. Моизм (Мо Ди). Соц.Ф-я: осн. полит. принципы - всеобщая любовь и взаимная выгода.
4. Школа имен (Гунсунь Лун). Проблема соотношения действительности и имени (слова). необходимость корректного употребления слов.
5. "Инь-ян" (Цзоу Янь). "И цзин". Противоборство и соединение ИНЬ и ЯН. ЦИ - соединение инь и ян, универсальная жизненная энергия.
6. Даосизм (Лао-цзы, "Дао дэ цзин"). ДАО - закон возникновения и исчезновения отдельных явлений и мира в целом. Предназначение человека - следовать дао. Принцип У ВЭЙ (недеяние) - отсутствие внешнего целеполагания во имя растворения своего "Я" в естественном порядке вещей. Идеал бессмертия.

---

7. Возникновение и особенности античной философии. Проблема первоначала в досократической философии.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ
Факторы:
1. торгово-ремесленная направленность и рабовладельческий строй. -= отделение умственного труда от физического, развитие абстрактно-логического мышления.
2. полисная демократия -= установки на рационально-логическую аргументированность знаний
3. богатая мифологическая и литературная традиция - источник категориально-языкового пространства греческой мысли

ЭТАПЫ
1. Возникновение и существование до Сократа. Досократики. 6 - п.п.5 вв. до н.э.
2. Период расцвета. Сократ, Платон, Аристотель. В.п. 5 - 4 вв
3. Эллинистическая ф-я. 3 в.до н.э. - 1 в.н.э.
4. Стагнация и гибель. 2-6 н.э.

ОСОБЕННОСТИ
1. Космоцентризм. КОСМОС - высший порядок и гармония, причина соразмерности и согласованности многообразных природных явлений.
2. онтологизм: совокупность гносеологических, антропологических, соц-философских воззрений подчинена той или иной интерпретации космоса
3. установки на рациональную аргументированность и логическую системность знания
4. Разнообразие школ и подходов

ДОСОКРАТИКИ
Что лежит в основе мироздания? Из чего все возникло? Что явл. субстанцией?
1. Милетская (физическая) школа
1.1. Фалес: Вода
1.2. Анаксемандр: АПЕЙРОН
1.3. Ксенофонт: земля
2. Пифагорейская (математическая) школа
2.1. Пифагор: Число
3. Атомисты (учение об атомах)
4. Элеаты (мир неизменим)
5. Софисты (доказательство справедливости своего мнения)

---

8. Проблема бытия в философии Демокрита, Платона и Аристотеля

ДЕМОКРИТ
Преамбула. 5-4 вв. до н.э.Первая целостная философская система (учение об атомарности бытия, теорию познания, учение о происхождении космоса, о душе, этику).
Онтология. Родоначальник материализма. Атомизм (в основе мира - мельчайшие неделимые частички). Фатализм (человек не свободен, нет случайностей. Случайностью мы называем перекрешивание двух необходимостей)
Гносеология. познание - постижение причин событий.
Антропология. Человеческая душа смертна, но составляющие ее атомы вечны. Человек - микрокосм.
Соц.ф-я. Идеал - демократия, она сохраняется благодаря высоким нравственным качествам граждан.

ПЛАТОН.
Преамбула. 5-4 вв. Знаком был с Сократом, стал его учеником. Основал собственную школу - Академию. "Апология Сократа", "Государство", "Законы".
Онтология. Учение о 2 мирах: ВЫСШИЙ, мир идей, общих понятий - настоящий; МИР ТЕНЕЙ, вещей - отражение высшего.
Соц.ф-я. Политическая утопия. Идеальное государство - сообщество правителей (философы), стражей (воины) производителей (земледельцы и ремесленники). Уничтожение частной собственности.

АРИСТОТЕЛЬ.
Преамбула. 4 в. Ученик Платона. Уходит из Академии. Учитель Александра Македонского.  В Ликее создал перипатетическую ("прогуливаюсь") школу. "Метафизика".
Онтология. 2 первоначала мира: материя (ГИЛИО), форма (МОРФОС). Источник движения - перводвигатель (идея Бога). Душа присуща всем предметам живой природы. Виды: растительная, чувственная, разумная.
Гносеология. Познание-процесс постижения бытия. Ступени - ощущение, представления, опыт, искусство, наука.
Соц.ф-я. Идеальное государство опирается на частную собственность, моральные добродетели и рабов.

---

9. Проблема человека в ф-и Сократа
Преамбула. 5 в. "Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают даже этого". Сократ был обвинен в том, что не чтит богов, вводит новые. ПРинял смертный приговор, выпил яд.
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА. Познание природы - дело богов. Дело человека - познать самого себя, образование и просвещение. Метод МАЙЭФТИКИ (ДИАЛЕКТИКИ) - нужно помочь человеку мыслить самостоятельно. Сократ призывал прислушиваться к внутреннему голосу - ДАЙМОНИОНу.
Главное - постижение сути добродетели. Сдержанность, мужество, справедливость.

---

10. Проблема отношения человека и космоса в философии греческого эллинизма.
С 4 в. Центр - Александрия.
Проблема мудреца. Как должен жить мудрый человек? Какие ценности определяющие?
1. ЭПИКУРИИЗМ. Эпикур. Материалистический атомизм. Мудрый - тот, кто наслаждается жизнью. Наслаждение - отсутствие страданий, страхов перед богами, загробным миром, перед миром.
2. СТОИЦИЗМ. Зенон. Всепроникающий ЛОГОС (внутренний принцип развития Вселенной) определяет путь развития и судьбу человека. Человеку нужно следовать судьбе, чтобы стать независимым от внешних обстоятельств (АВТАРКИЯ)... Сенека, Марк Аврелий
3. СКЕПТИЦИЗМ. Представитель - Пиррон. Нужно всю информацию подвергать сомнению, чтобы найти такое знание, на которое можно опереться.
4. НЕОПЛАТОНИЗМ. Плотин.
5. (!РАНЬШЕ!) КИНИКИ. Диоген: ценность - свобода и независимость.
6. ГЕДОНИЗМ. Чувственное наслаждение
7. МЕГАРСКАЯ ШКОЛА, Интеллектуальное наслаждение

=============================

11. средневековье
12. ренессанс
13. проблема метода. 16-17 вв
14. "Идея естественных прав", "Концепция общ.договора"
15. Немецкая кл.ф-я. Кант
16. Гегель, Фейербах.

---

11. Философия в системе средневековой культуры. Особенности средневек. патристики и схоластики.

ЗАДАЧА-использование ф-фии в качестве рационального обоснования религиозных догматов.
ПРИНЦИПЫ:
-Монотеизм (Бог - личность, един, вечен)
-Теоцентризм
-Креационизм
-Символизм (существование вещи определено свыше)
-Провиденциализм (история - осуществление Бож.замысла)
-Эсхатологизм

ПАТРИСТИКА. Закладка и развитие осн. положений христианского богословия и ф-фии в обосновании богословов. Ф-я отцов церкви. Западная (Августин) и Восточная.
1. Апологетика. 2-3 в.
2. Складывание христианского богословия. 4-5 вв. Великие Каппадокийцы.Вселенские соборы
3. Канонизаци. 6-8 вв. .......

СХОЛАСТИКА. Сохраняеися приоритет веры над разумом, но есть тенденция к усилению рационализма. 9-14 вв. 13 - золотой. Фома Аквинский, Пьер Абеляр... Аквинский считал, что ф-я и религия отличаются методом получения истины (разум и опыт: вера и Писание).
Проблема универсалий (общих понятий):
1. РЕАЛИЗМ. общие понятия - подлинная реальность. (Аквинский)
2. НОМИНАЛИЗМ. подл.реальность - единичные вещи. Понятия - имена, созданные человеческим разумом. (Абеляр)

---

12. Особенности философии эпохи Ренессанса
14-16 в
УСЛОВИЯ:
-ВГО
-Основы новых производственных отношений.
-Интерес к вопросам общественной жизни
-и.к изучению природы
-к человеку
Особенности:
-антисхоластическая направленность мысли
-обращение к античной традиции
-идея универсальной личности
-НАУКА становится самостоятельной формой знания с опорой на эксперимент
-ф-я политики (Макиавелли "Государь")
-Соц-полит. утопии (Мор "Утопия", Кампанелла "Город Солнца")
ЭТАПЫ
1) ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ. 14-п.п.15. Принципы - гуманизм и индивидуализм. Ценность - человек. Антропоцентризм. (Данте, Петрарка)
2) ФИЛОСОФСКИЙ НЕОПЛАТОНИЗМ. 2я пол. 15в. Возвращение к идее  микрокосма. (Кузанский)
3) НАТУРФИЛОСОФСКИЙ. к.15-16. Интерес к природе. Пантеизм. (Бруно, да Винчи, Коперник)

---

13. Проблема метода и основные гносеологические программы в западноевропейской философии 16-17 вв.

ЧЕРТЫ:
-возникновение науки.
-переход от традиционной к индустриальной цивилизации
-Начало НТП
-новые методы: индуктивный и дедуктивный

ЭМПИРИЗМ. Ф.Бэкон. В основе научного исследования - опыт. Типология человеческих заблуждений. 1.Идолы рода - ограниченные возможности чел.познания. 2.Идолы пещеры - индивидуальные особенности восприятия и понимания. 3. Идолы рынка - неправильное определение смысла слов, искаженное общение. 4.Идолы театра - теории, концепции, фил.системы, представляющие собой вымышленный мир. Цель ф-и - показать путь освобождения от этих идолов. Развитие: Локк, Юм...

РАЦИОНАЛИЗМ. Рене Декарт (Картезий). Критерий истинности находится в сознании. "Я мыслю, следовательно, существую". Принцип методического сомнения и поиск универсального метода в ф-и и науке. Идеальный метод он видел в математике с ее принципами порядка и измерения. Последователи: Паскаль, Спиноза, Лейбниц.

---

14. Идея "естественных прав" человека и концепция "общественного договора" в ф-и 17-18 вв.

Эпоха Просвещения. 18 в. Антиклерикаризм.

ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА. Николо Макиавелли различал государство и общество. Суть: Все люди от природы равны и имеют равные права на жизнь, свободу, счастье, собственность. Основание - природа как царство порядка, закона и естественной справедливости, а человек - часть природы.

КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА.
1. Томас Гобс. Первоначальное состояние общества противоречиво (человек человеку волк). Неудовлетворение. Договор, создание г-ва для порядка в обществе. Люди передают г-ву часть своих прав. (ЭТАТИЗМ, роль государства абсолютизируется)
2. Джон Локк. В догосударственный период человек был наделен естественными правами, но они выполнялись не всеми. Для порядка - г-во. Люди передают г-ву часть своих прав. Г-во должно охранять порядок, но не вмешиваться в экономику, частн.жизнь. (КЛАССИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ, интересы человека превыше всего)
3. Жан Жак Руссо. В догосударственный период человек был свободен. Были свобода, равенство, братство. Появляется частная собственность, богатые и бедные, исчезают свобода, рав.,бр. Г-во - для того, чтобы восстановить утерянную св., рав., бр. (КЛАССИЧЕСКИЙ ЭГАЛИТАРИЗМ).

Влияние на политические и экономические процессы и события.

---

15. Особенности и достижения немецкой классической философии. Идея "гносеологической революции" в критической ф-и Канта.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (НКФ)
1770-1831 - осн. произведения
Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Феербах.
-разнообразие философских позиций (дуализм Канта, субъект.идеализм Фихте, объект.идеализм Гегеля, материализм Феербаха) и преемственность между ними.
-разработка немецкой диалектики
-НКФ заложила основы для неклассич.ф.

КАНТ
Основопол.НКФ. в.п.18в. Периоды ф-и: 1.Докритический (до 1770), 2. Критический
Гносеология.
1.Критика чистого разума.
2.Критика практического разума.
3.Критика способности суждения
Кант обосновывает необходимость критического исследования разума как источника познания. Челов.сознание выявляет в действительности то, что хочет или готово увидеть. Знание производно не столько от субъекта, сколько от объекта. Объективный мир существует сам в себе, открывает нам некоторые феномены, но не сущность. Возможность научной истины обеспечивается наличием априорных форм чувственности и рассудка. Метафизические истины о душе, Вселенной, Боге находятся в компетенции не теоретического разума, а практического. Нравственный закон - априорный категорический императив.

---

16. Диалектическая ф-я Гегеля и антропологический материализм Фейербаха.

ГЕГЕЛЬ
Онтология. "Абсолютный идеализм". Основа всего-мировой дух. Все природные и соц. явления - его проявления.
Гносеология. переход от абстрактных истин к конкретному знанию. 1.Логика (чистые категории), 2.Философия природы (идея в ее инобытии), 3.философия духа (человек и история, посредством которых идея возвращается з себя из инобытия)
ДИАЛЕКТИКА - учение о развитии. 1. Существование объективных законов развития в природе, обществе и культуре. 2. Противоречие - источник развития (тезис-антитезис-синтез). 3.Диалектическая система категорий (количество и качество, сущность и явление...) 4.Идеалистический зарактер диалектики
Философия истории. Развитие свободы.

ФЕЙЕРБАХ
Критика религии. Отрицал бессмкртие души. Религия - сон человеческого духа, результат бессилия его перед силами природы и соц.несправедливостью. Культ человека.
Антропологический материализм. принцип рассмотрения всего сущего сквозь призму человека: посредством человека свести все сверхъестественное к природе, а посредством природы - к человеку. Человек - материально-духовное единство.
Гносеология. Связь чувственного созерцания и мышления в субъекте.

=======================

17.Формирование, особенности неклассической ф-и
18.Марксизм и неомарксизм
19.Экзистенциализм
20.Позитивизм
21.Современная ф-я

------

17. Формирование, основные стратегии развития и концептуальные особенности неклассической ф-и

Факторы перехода:
1.развитие индустриального общества и радикальная трансформация всех соц.систем
2. ускорение темпов ист.развития при создании его катастрофичности для человека
3. возникновение альтернативных тенденций в культуре и искусстве

ЭТАПЫ:
1. Неоклассический (сер.19 - 20 в.)попытки трансформации классических систем в соответственности с новыми потребностями (неогегельянство, неокантианство, марксизм, позитивизм)
2. Неклассический (к19 - 1970е). Программы: аналитическая, социально-критическая, экзистенциально-феноменологическая)
3. Постнеклассический (1970е-н21в). Синкретическое соединение некласс.программ и переосмысление философской ситуации

ОСОБЕННОСТИ:
Онтология. Субъективизм (познавательный интерес - человек). Действительность иррациональна, разум вносится в нее человеком. Индетерминизм (приоритет случайности).
Гносеология. Обоснование творческой активности субъекта по отношению к объекту. Релятивизм (относительность). Практическая ориентация ф-и.
Антропология. "Антр.поворот" - центр внимания ф-и - человек.
Соц.ф-я. Обоснование качественного своеобразия соц.реальности. Критика идеи прогресса. Акцент на множественности типов ист.развития.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ:
(Критика ф-и Гегеля)
КЬЕРКЕГОР. "Экзистенциальная диалектика", акцент на развитии личности
ШОПЕНГАУЭР. Основатель "ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ". Жизнь - исходная природная реальность, наделенная собственными формами активности и противостоящая внешним искусственным схемам логики и разума. Принцип жизни - воля (стремление к жизни, руководствуется собственным желанием). Пессимизм.
НИЦШЕ. "Воля к жизни" - стала "Воля к власти". Критика современных форм культуры, морали, религии. Иерархия ценностей осн. на приоритете жизни и силы, носитель которой - грядущий сверхчеловек.

---

18. Социально-критическая стратегия в развитии философской мысли ХХ века. Осн.черты ф-и марксизма и неомарксизма.

1840е гг. Маркс, Энгельс.
Теоретические предпоссылки:
-КНФ (Гегель - диал.; Феербах - матер.)
-Класс. полит. экономия - трудовая теория Смита и Рикардо.
-соц.-утопические проекты (Мор, Кампанелла)
Экономические пр-ки:
-Теория эволюции
-закон превращения и сохранения энергии МАйера
-открытие органической клетки

МАРКСИЗМ
Ф-я - практически ориентированная наука. Философы объясняли мир, а нужно его изменить. Базис - экономическая сфера, надстройка - остальное.
Материалистическая диалектика - учение о развитии и взаимосвязи в природе, обществе, мышлении.
Материалистическое понимание истории - экономический базис.
Закономерности исторического прогресса. Формационный подход.
Сущность человека - совокупность всех общественных отношений. Производственные отношения: 1) отношения людей к средствам собственности (формы собственности). 2) отношения обмена продуктами производства. 3) Отношения распределения производственных продуктов.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА - материальная, целесообразная деятельность людей по освоению и преобразованию природных и соц. объектов. Субъектная и объектная стороны.

НЕОМАРКСИЗМ (к19-20)
1. Отказ от догматизации осн. положений. Напр.: допущение ликвидации противоречий капитализма эволюционным путем. (Бернштейн)
2. Адаптация соц-фил. теории к практике, превращение марксизма в госуд.идеологию (марксизм-ленинизм). (Плеханов, Ленин..)
3.Гуманистический вариант неомарксизма. Развитие идей гуманизма и анализ целостной природы человека как субъекта ист.действия (Сартр, Фромм)
4.Сциентический вариант неомарксизма. Попытка преобразовать "недостаточно научный" традиционный марксизм в строгую научную теорию по образцу естественных наук. (Альтюсер, Коэн)

---

19. Экзистенциально-феноменологическая стратегия фил. мышления. Аналитика челов.существования как предмет исследования в ф-и экзистенциализма.

ЭКЗ.-ФЕН. СТРАТЕГИЯ
Феноменология, экзистенциализм, персонализм, герменевтика, "философская антропология". Идея человека - осн. фил.проблема. 
Причина - "антропологич.кризис"

ЭТАПЫ
Предтечи: Кьеркегор, Ницше, Достоевский
1. Феноменология Гуссерля и русский экз-м (Бердяев, Шестов). Нач.ХХ в.
2. Немецкий э-м (Ясперс). 20-30г
3. Французский э-м (Сартр, Камю, Марсель). 40-60г

1.Религиозный (Ясперс, Марсель)
2.Атеистический (Сартр, Камю)

Базовое понятие - ЭКЗИСТЕНЦИЯ - конкретное человеческое сущ-ние. Уникальность человеч.опыта возможна в ситуации ее "пограничности" (существование-между: 1.миром сущего и миром истинного бытия (Бог, ничто, бытие...). 2.между жизнью и смертью)
Характеристика экзистенции - СВОБОДА (негативная и позитивная)

---

20. Позитивистская традиция и аналитическая стратегия развития ф-и

ПОЗИТИВИЗМ - фил.направление, отрицающее познавательную и практическую ценность традиц.ф-и и признающее единственным источником подлинного "позитивного" знания только специальные науки, опирающиеся на эмпирический опыт. Ф-я - лишь обобщение научного эмпирич.знания.
Возник в 1830х гг.в русле эмпиризма. Конт, Милль.
Челов.сознание проходит 3 стадии, им соответствуют типы цивилизаций: 1.теологическая - богословско-военная. 2.метафизическая - метафизически-правовая. 3.научная - научно-промышленная.
ЭТАПЫ
1."Классический". Тэн, Ренан. Россия: Лавров, Михайловский. 1830-70е гг.
2."Эмпириокритицизм". Авенариус. Акцент на гносеологических проблемах. 1870-90е гг.
3."Неопозитивизм" 1920-60е. проблемы языка.
4."Постпозитивизм" 1960-80е гг.Поппер, Кун. Признали роль теории в построении научного знания.

---

21. Современная ф-я на рубеже 20-21 вв. Философская герменевтика, структурализм, постструктурализм. Особенности ф-и постмодернизма.

ГЕРМЕНЕВТИКА
Задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов. Гадамер, Шлейермахер и Поль Рикёр.

СТРУКТУРАЛИЗМ
Этапы:
1.1920-50е гг. разработка структурного метода в ряде гуманитарных дисциплин.
2.50-60. ф-я структурализма как проекция структурного метода на различные феномены культуры (Барт, Фуко)
3.с 1970х. Переход к постструктурализму.
Специфика:
-синхрония (структурное, устойчивое) важнее диахронии (исторически-изменчивое)
-Означающее (знак) важнее означаемого.
-язык важнее речи.
"Все есть язык". Эпистема - устойчивая семиотическая структура, определяющая возможности мышления и познания в рамках исторического типа культуры.

ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ (с 1968)
-интерес не только к структурным, но и к внеструктурным явлениям (телесность, аффект, желание).
-переход от идеи языка к идее текста
-соединение структурных и историко-генетических методов.

ПОСТМОДЕРНИЗМ (после 1979 - Лиотар "Состояние постмодерна")
Разочарование в ценностях Просвещения и индустриально-капиталистического общества. Прогрес состоялся, но его последствия трагичны.
Онтология: акцент на дорациональном, внеструктурном.
Гносеология: "смерть субъекта" как авторитарного носителя истины. Конец метафизики и акцент на анализе "поверхностных явлений"
Антропология: "Смерть человека", его производность от независящих от него структур, хозяйства, языка.
Соц.Фил.: "Конец истории": идеалы либерализма осуществились

=======================

22. Белорусская ф.
23. Русская ф.

---

22. Особенности и основные этапы развития философской мысли Беларуси

ОСОБЕННОСТИ
Не столько национальная, сколько территориальная специфика.
-отсутствие самостоятельной формы государственности
-ситуация пограничья
-трудности в национальной самоидентификации мыслителей
-проблемы соотнесения фил.текстов с национ.языком
-отсутствие национальных тем для фил.осмысления

ЭТАПЫ
1.Предфилософский. 10-к15 вв. Деятели. Христианство, фольклор.
2.Гуманистическое и реформационное движение. 16-п.п.17. Формирование бел.народности и языка. Деятели. Антитринитаризм (Будный)...
3.Доминирование схоластической ф-и. к.17-п.п.18. Орден иезуитов. Смотрицкий, Тылковский... Альтернатива - атеист К.Лыщинский.
4.Господство идей Просвещения. в.п.18 - п.п.19. Разум. Сообщества. Соц.-фил. проблемы. Нарбут, Чечот, Нарушевич, Мицкевич, Зан.
5.Национально-демократические идеи. в.п.19-нач.20. Акцент на идее национ.возрождения... Калиновский, Богушевич, Богданович, Пашкевич, Купала, Колас, Абдиралович.
6.Марксизм. 1920-80е. История ф-и (Александров); философия и методология науки (Ивановский); теория диалектики (Харин); соц.ф-я (Бабосов); ф-я культуры (Крюковский).
7.90е - наше время. Расширение проблемного поля, выход за рамки марксизма, попытка анализа путей развития РБ

---

23. Основные направления развития и типологические характеристики русской философии.

УСЛОВИЯ
1.сельская община и невыраженность частного интереса
2.централизованное г-во, основанное на  личном авторитете монарха
3.православие

10-19 века - установки:
-онтологизм - рассмотрение мира как сферы осуществления Софии)
-антропологизм и психологизм как интерес к внутреннему опыту личности
-подчинение истины идеалам справедливости
-эсхатологизм - установка на мир должного, а не только сущего
-мессианизм (Москва - третий Рим)

Формирование - сер.19. Чаадаев "Философические письма" - импульс.

ЗАПАДНИКИ. Радикальное направление (Белинский, Герцен), умеренное (Грановский), либеральное (Боткин, Кавелин). Призыв к реформированию России по западному образцу для либерализации.

СЛАВЯНОФИЛЫ. Старшие (Киреевский, Хомяков, Аксаков), Младшие (Кошелев), Поздние (Данилевский). Критика Запада за узкотехническую направленность культуры. Идеализация русской истории, православия. Мессианство.

ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА В.Соловьева. Всеединство - базовый онтологический принцип. Сила - София. Цель истории - Богочеловечество. Соборность - тип общности, в котором не происходит умаление индивидуального, а единство достигается за счет общей темы или дела.

Рубеж 19-20 вв. - золотой век русской ф-и
Ф-Я ВСЕЕДИНСТВА - Флоренский, Булгаков, Лосский
РУССКИЙ КОСМИЗМ - ФЕДОРОВ, ВЕРНАДСКИЙ
Феноменология - Франк
Экзистенциализм - Бердяев, Шестов
Марксизм - Плеханов, Ленин
...

ХХ век - монополия марксизма-ленинизма

Современный этап - возврат к наследию русской мысли

===========================

24.Метафизика и онтология
25.Категории материи
26.Диалектика
27.Пространство и время
28.Природа. Ноосфера и биосфера

---

24.Понятия метафизики и онтологии. Проблема бытия в фил-и и его осн.формы

МЕТАФИЗИКА
Аристотель называет "первой философией" ту, которая исследует сущее как таковое. В 1 в.до н.э. ее назвали метафизикой (после физики). Метафизическое познание - познание, опирающееся не на чувства, а на интеллектуальное созерцание, когда ум видит сущность. Аристотель: метафизика - 1.исследование первых начал и причин. 2.познание бытия. 3.знание о субстанции. 4.знание о Боге и субстанции сверхчувственной. Основной постулат - принцип тождества бытия и мышления. Идеалы построения метафизики - создание универсальной теории, претендующей на полное объяснение мира в целом и отдельных его частей; абсолютная истинность своих положений. Способы интерпретации универсума - созерцание, познавание, вопрошание, вслушивание.
В 17 в. она отождествилась с онтологией. ЭТАПЫ: 1.метафизика субстанции (Аристотель). 2.метафизика субъекта (Декарт). 3.Трансцендентальная метафизика - условия возможности априорного знания (Кант). 4.Метафизика оснований (Ротри).

ОНТОЛОГИЯ
1613, Гоклениус "Философский лексикон"
1730. Вольф: О. - учение о сущем как таковом
"Отцы" - Гераклит, Парменид, Платон.
Исследование проблемы существования реальности
-АНТИЧНОСТЬ. Поиск субстанций
-СР.ВЕКА. Предмет онтологии - Бог
-НОВ.ВР. Природа научного познания
-19-20 вв. Проблема существования человека.
КАТЕГОРИИ
Бытие. Почему есть нечто, а не ничто, и именно такое, какое есть.
Небытие. Исчезло, или еще не появилось.
Что первично - бытие или небытие? 1.ф-я бытия. 2.ф-я небытия
Проблема виртуального небытия
Виды бытия - материальное, идеальное. Отсюда - онтология природы, о.человека, о.культуры, о.общества.

---

25. Категория материи и эволюция представлений о ней в ф-и и науке. Осн.структурные уровни организации материального бытия.
МАТЕРИЯ - фил.категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъект.реальн.).
ТРАКТОВКА МАТЕРИИ как
1.Вещи
2.Свойства (атрибута). Новое время
3.отношения. с19-20. Материя - объективная реальность, существующая независимо от чел.сознания и отображаемая им.
Система - категория, означающая объект как совокупность взаимосвязанных между собой элементов,  образующих его единство и целостность.
Структура - кат.,указывающая на способ связи между элементами, на наличие внутренних связей, на внутреннее устройство объекта.

УРОВНИ МАТЕРИИ
Неживая природа: вакуум, элементарные частицы - атомы - молекулы - макротела (твердые, жидкие, газообразные) - планеты - звезды - галлактики - Метагалактика
Живая природа: протоплазма (живые молекулы) - клетка - организм - вид - биоценоз - биогеоценоз

---

26. Развитие как атрибут бытия. Диалектика как фил.теория развития и принцип глобального эволюционизма.

Динамич.организация бытия - категории движения, развития, покоя
Движение - свойство изменения, которым обладает все сущее. Формы: физ.,хим.,биолог.,соц.,дух.
Развитие - закономерные необратимые кач.изменения. Направления: прогресивное, регр., нейтр. Механизмы: эволюцион., революц.
Покой - отн.устойчивость всего сущего

Диалектика - теория развития бытия и метода его познания. Принципы: 1.развития, 2.всеобщей связи.
Основные законы: 1.з.единства и взаимодействия противоположностей. 2.з.перехода колич. и кач.изменений. 3.закон отрицания отрицания
Неосновные з-ы: отношения между необходимостью и случайностью, возможностью и действительностью, содержанием и формой...
Марксизм: Д-ка - фил.учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах взаимосвязи и развития. 1)объективная - д.природы и общества. 2)субъективная - мышления.

Концепция глобального эволюционизма. Выстраивает общую схему единого мирового развития. Принципы: системность, самоорганизация, эволюция (космич., химич., биолог.,соц.)
ПРИНЦИПЫ:
1.Вселенная - единая саморазвивающаяся система
2.эволюция носит направленный характер
3.на развитие влияют случайные факторы
4.наследственность: настоящее и буд. зависит от прошлого

---

27. Пространственно-временная орг-я бытия...
Пространство - свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отн. друг к другу.
Время - с-во вещей иметь какую-то длительность - скорость процессов, ритм, темп
Перцептуальное - психическое восприятие человеком пр-ва, вр.
Концептуальное - теоритическое представление о них.
Свойства пространства:
-размерность (обладание параметрами)
-изотропность (характеристики объектов не зависят от параметров)
Свойства времени:
-Необратимость
Концепции пространства и времени:
1.Субстанциальная. Они - самостоятельные сущности.
2.Реляционная. Это система отношений, атрибуты вещей.
Соц.пространство - соц.организованная среда, необходимая для подлинно человеческого бытия людей.
Соц.время - ист. процесс, допускающий параллельное развитие культурных и цивилизационных процессов.

---

28. Природа, биосфера, ноосфера

Природа - весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений.
Образ природы - система представлений о ней в той или иной науке.
Синтетическая концепция взаимодействия человека и природы. Принципы:
1.ценность жизни не зависит от пользы для человека
2.люди не имеют права снижать природное многообразие
3.вторжение чел.в мир ухудшает состояние и того, и другого

Биосфера - оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности.

Ноосфера (Вернадский) - качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историч.развитием человечества, его трудом и разумом. Соврем.: то состояние биосферы, которое будет определяться разумной экологичесой политикой человечества.


========================

29.фил.антропология. стратегии
30.Антропогенез
31.экзистенциальн.х-ки личности.
32.Сознание
33.генезис сознания
34.с-е и мозг
35.мышление и язык
36.структура созн.

---

29.фил.антропология. стратегии
...ШИР: Человек - конкретное единство микрокосма, микротеоса, микросоциума
УЗК: Ч-биопсихосоциальная целостность, генетически и функционально обусловленная развитием природы и общества
Триадическая модель: тело, душа, дух
Человек, индивид, индивидуальность, личность (человек в аспекте его социально-значимых и индивидуально-психических характеристик)
СТРАТЕГИИ (Макс Шеллер):
-идея божественной сущности
-идея человека разумного
-идея чел.действующего
-идея упадка человека
-идея атеистической антропологии Ницше

---

30.Антропогенез
А-з - процесс формирования человека и человечества как особого биологического вида
1).Креационизм
2).Эволюцианизм. Факторы: Гоминидная триада: 1.прямохождение, 2.кисть, приспособленная к труду, 3.развитый мозг, абстр.мышление. Соц.факторы: 1.труд, 2.членораздельная речь
Концепция культурогенеза
Игровая (Хейзинги)
Семиотическая (Кассир)

---

31.экзистенциальн.х-ки личности.
Человек - родовая принадлежность (род гоминид)
Биосоциальное существо
ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ. Гедонизм (наслаждение), Эвдемонизм (счастье), Трансцендентализм (потусторонний мир), Марксизм (будущее человечества), Ригоризм (долг). Практич.подход: смысл=цель. Смысл жизни в ней самой
Проблема жизни и смерти. эпохи...
Проблема свободы. 1.Свобода воли. 2. Фатализм. 3.свобода как познанная необходимость (Просвещение).4.свобода выбора (экзист.)

---

32.Сознание
С-е - сущностная характеристика человека, связанная с его способностью к осмыслению внешней или внутренней действительности.
1.Субстанциальная традиция. Античный идеализм.
2.Атрибутивная тр. Сознание - свойство мозга отражать внешний мир в идеальных образах.
3.Экзистенциально-феноменологическая тр. Разрывать сознание и предметы внешнего мира нельзя
4.Психоаналитическая. Характеристика человека
5.Социально-культурная.Марксизм. Сознание определяется общественно-историч. факторами

---

33.генезис сознания
1. В контексте общеприродной эволюции.
Основание: ОТРАЖЕНИЕ - способность объекта воспроизводить характеристики взаимодействующего с ним объекта.
Формы отражения в жив.природе: 1.раздражимость, 2.чувствительность. 3.психика
Сознание человека: 1.абстрактно-логическое мышление. 2.целеполагание. 3.самосознание. 4.язык
2.в связи со становлением культуры и общества
-доязыковая стадия (5млн - 40тыс.л.н.). наглядно-действенный характер
-мифологич.период. образно-символическое восприятие мира
-философия... логико-понятийное мышление
3.в контексте онтогенеза (становления личности)
-сенсомоторная стадия (непосредственные действия с объектами)
-дооперационная (символич.действия)
-операционная (внутренние действия)

---

34.с-е и мозг
Как связаны мозг и сознание?
1.Вульгарный материализм: Мозг так же выделяет сознание, как печень - желчь. Психофизическая идентичность.
2.Дуализм: (Декарт) Нельзя сказать, что мозг - орган сознания. Концепция психофизического паралелизма.

---

35.мышление и язык
Мышление - интеллектуальная деятельность по решению проблем
Мышление целенаправленно, его результаты имеют идеально-всеобщий характер и репрезентативны в языке.
Типы м-я: образно-ассоциативный, абстрактно-логический
Язык - система дифференцированных знаков, соответствующих дифференцированным понятиям. Средство образования и выражения мысли.

---

36.структура созн.
УРОВНИ:
ЧЭ-Чувственно-эмоциональный - непосредственный характер, конкретность, зависимость от органов чувств...
АД-Абстрактно-дискурсивный - фиксация сущностных характеристик действительности, опосредован языком...
ИВ-Интуитивно-волевой - связь чувства и разума
ПРОЕКЦИИ:
КП - когнитивная
АП - аксиологическая
РП - регулятивная

ЧЭ-КП ощущение, восприятие, представление
ЧЭ-АП эмоции
ЧЭ-РП чувства
ИВ-КП интуиция
ИВ-АП смыслы
ИВ-РП воля
АД-КП понятия, суждения, умозаключения
АД-АП значения, ценности
АД-РП вера

===========================

37.проблема познаваемости
38.диалектика субъекта и объекта
39.структура позн.процесса
40.истина

---

37.проблема познаваемости
Гносеология - фил.дисциплина, изучающая основания и природу познания, его возможности и условия достоверности.
Проблемы:
-познаваемости мира
-субъекта и объекта познания
-структуры позн.процесса
-истины и ее критериев
Познание - творческая деятельность человека и человечества, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.
ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ: как соотносятся чел.знания с объективным порядком вещей?
1.Познавательный оптимизм: мир познаваем. Платон, Аристотель, Маркс....
2.Агностицизм. Принципиально непознаваем. Юм, Кант...
3.Скепцитизм. Сомнение в познаваемости. Пиррон

---

38.диалектика субъекта и объекта
Субъект - человек или носитель познавательных способностей, разума.
Объект - фрагмент реальности, который противостоит субъекту в его познавательной деятельности.
Предмет - конкретная область реальности или проблема, на которую направлен познавательный интерес субъекта.
Проблема: как может субъект претендовать на объективность открываемых им истин?
КЛАССИЧ.
1.объектно-натуралистичекий подход (Бэкон, Локк). Объект - источник и основание познавательной деятельности
2.Субъектно-рефлексивный подход. (декарт, Спиноза, Кант, Гегель) Субъект - наиболее достоверное начало познания.
НЕКЛАССИЧ.
1.Социально-практическая модель (марксизм). Объект - элемент общественно-исторической практики (основа, цель и критерий познават.деятельности)
2.Лингво-семантическая стратегия. Акцент на языке как универсальном познават.средстве.
3.Гуманитарно-диалогическая стратегия. Объект - соц./личностный опыт, имеющий субъектную основу. Познание - диалогическое соединение 2х или более конкретных позиций.

---

39.структура позн.процесса
1.Уровень чувственного познания (непосредственный характер отражения, зависимость от внешних состояний и организма, фиксация внешних характеристик объекта в форме чувственных образов):
ОЩУЩЕНИЕ - отражение отдельных свойств внешних предметов или внутренних состояний посредством органов чувств.
ВОСПРИЯТИЕ - целостное отражение предметов или явлений, возникающее при их непосредственном контакте с нашими органами чувств.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - воспроизводство в сознании человека чувственных образов предметов без непосредственного контакта с ними.
2.Уровень рационального познания (постижение сущностных свойств, отраженных в сознании в форме абстрактно-идеальных концептов; уровень общественного сознания, а не индивидуального; опосредованность языком и культурной традицией)
ПОНЯТИЕ - форма мышления, в которой фиксируются общие существенные свойства определенного класса явлений. (слово)
СУЖДЕНИЕ - о предмете что-то утверждается/отрицается (предложение да/нет)
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - на основе неск.суждений получается новый вывод. Индукцивные и дедуктивные.
+ИНТУИЦИЯ - механизм получения непосредственного знания об объекте, достигаемого путем его моментального схватывания без логических цепочек и доказательств.

---

40.истина
ИСТИНА - цель познавательной деятельности.
ПРОБЛЕМА: как определить достоверность наших знаний?
1.КЛАССИЧЕСКИЕ КОНЦ-ИИ. Гегель, Маркс... Корреспондентская (Аристотель): истина - знание, которое соответствует действительности.
2.НЕКЛАССИЧЕСКИЕ К-И:
-Когерентная. нач.ХХ в., неопозитивизм. Истина - знание, сформулированное без логических противоречий.
-Прагматическая к-я. к.19в.,прагматизм, США. Истина - полезное знание.
-Конвенциальная к-я. Истина - то знание, которое мы договоримся считать истиной. Нач.ХХ в.

=========================

41. Наука: генезис и этапы
42. Специфика и формы научного познания
43. Методы

---

41. Наука: генезис и этапы
НАУКА - познавательная д-сть общественного субъекта, направленная на выработку и развитие объективных, системно организованных и обоснованных знаний о законах реальности. 1.система знаний. 2.деятельность по производству этих знаний. 3.соц.институт. Уровни: 1.академическая (АН), 2.ведомственная (в мин.обр.), 3.вузовская (система научных учреждений)
ГЕНЕЗИС
1)Древний Восток. описание и фиксация наблюдений.
2)Др.Греция. в рамках ф-и - основа будущих наук. Наблюдение
3)Позднее Средневековье
Классическая наука - рубеж 16-17. Первая фунд.теория - классическая механика. НТП, институты.
ЭТАПЫ
1.Классическая. 17-19. Галилей, Ньютон, Декарт, Дарвин, Лейбниц. Приоритет механистической картины мира
2.Неклассическая. 20в - 1980х. Квантово-релятивистская картина мира.Квантовая механика, генетика, кибернетика.
3.Постнеклассическая. с 1980х. Междисциплинарность, синергетизм

---

42. Специфика и формы научного познания
СПЕЦИФИКА
-предмет - не все то, что окружает человека. Предмет формируется из объекта.
-четко организованный процесс
-точность результатов познания
-точность языка науки
-способность к саморефлексии
СТРУКТУРА
-Эмпирический уровень (научн. познание, связ. с изучением объектов в их конкретно-чувственной форме)
-Теоретический (изучаются идеальные заместитель объектов)
ФОРМЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
-Факт (твердо установленное явление. опытные данные постоянны; интерпретированы в рамках сущ.теории)
-Проблема (знание о незнании)
-Гипотеза (форма вероятностного знания. задача - объяснить те опытные данные, которые не может объяснить теория)
-Теория (внутреннее совершенство, минимум аксиом, практическая проверка)

---

43. Методы
МЕТОД-опред. прием позн.д-ти, способствующий раскрытию сущности объектов
ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОЗНАНИЯ:
Индуктивный и дедуктивный, анализ и синтез, абстрагирование, сравнение.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ:
Описание, измерение, наблюдение, эксперимент
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ:
Мысленный эксперимент, идеализация, формализация, интерпретация

==========================

44. Общество
45. Маркс
46. Вебер, Парсонс
47. Хамбермас
48. Соц.структура

---

44. Общество
УЗК:
1.О-совокупность общественных отн.
2.Определенный этап чел.истории (прим.: первобытное)
3.Отдельное общество, субъект истории (американское)
ШИР:
О - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой ист. развивающуюся форму жизнедеятельности людей, основой которой явл. труд, общ.производство.
СТРАТЕГИИ (программа - концепции - методич.принцип - фактор - специфика)
1. Натуралистическая - Механицизм, Этноцентризм... - редукционизм (сведение к естественнонаучным методам) - объективизм - соц.растворяется в природном
2. Социологическая - марксизм - социологизм - об. - общество как  надындивидуальная реальность
3. Культурно-историческая - морфология культуры - историцизм - объективное и субъективное - динамика культуры и ценности
4. Социопсихологическая - Фрейдизм - психологизм - субъективизм - специфика общества связана с деятельностью индивидов

---

45. Маркс
Общество - система отн., в которые вступают люди. Экономический базис, идеологическая надстройка.....

---

46. Вебер, Парсонс + ЛИСТИК!!!!!
ВЕБЕР
О-во - результат соц. действий людей
ТИПЫ СОЦ. ДЕЙСТВИЙ:
1.Традиционный (на осн.обычаев, обрядоВ)
2. Аффективный (действие, которое человек совершает в состоянии сильного эмоц.подъема)
3. ценностно-рациональное (ориентир - ценности общества)
4. Целе-рациональнве (ориентир - практический результат)
ПАРСОНС
О-во - результат взаимодействия индивидов. Оно действует по законам. Их природа определяется особенностями функционирования соц.подсистем, связанных между собой средствами обмена - деньгами, властью, влиянием, ценностями

---

47. Хамбермас - ЛИСТИК!!!!!!
О-во - результат взаимодействия индивидов. Оно действует по законам коммуникативного действия.

---

48. Соц.структура
ШИР
соц.стр. - система основных сфер общественной жизни - эк., полит, дух.
УЗК
Совокупность различных соц.групп и отношения между ними
КОМПОНЕНТЫ
-Индивид
-соц. общность (класс, страта)
-соц.институт (г-во, армия)
СТРУКТУРЫ
-Этническая: род, племя, народность, нация
-Демографическая:  (показатели - численность, плотность, темпы роста...)
-Поселенческая
-Соц.-классовая. Класс
-Стратификационная. Страты (слои)
-Профессионально-образовательная

=======================

49.Власть. Концепции
50. Полит. Организация

---

49.Власть. Концепции
ВЛАСТЬ - способность и возможность субъекта реально осуществлять свою волю по отношению к тем или иным соц.общностям посредством многообразных доступных средств и технологий
1.КЛАССИЧЕСКАЯ Ф-Я (Аристотель, Августин, Гобс, Вебер)ъ
-возможность и способность субъекта влиять на поведение другого с целью удовлетворения своих интересов. (в.-инструмент)
-Власть - средство, которое человек использует на основе расчета
-в обществе власть существует лишь у опред.группы
-конфликтный характер власти между властвующими и подвл.
2.НЕКЛАССИЧЕСКАЯ (Ницше, Фрейд)
-субстанциальное понимание: все есть власть
-нерациональный х-р. власть укоренена в основах жизни.
-дифузный характер. власть растворена в обществе
-консенсусный х-р. власть должна работать на стабилизацию

Психоаналитич. к-я. В-средство сублимации бессознательных отн. в обществе. Фрейд
Структурулистич. к-я. В.- отнош.между людьми. Фуко
Символическая к-я Кассира. Возможность почувствовать себя приобщенным к элите

---

50. Полит. Организация
Политика - сфера общ.жизни, связанная отношениями между группами и выражающими их интересы по поводу реализации властных интересов
Подсистемы пол.системы:
-Реляционная (п.отн.)
-институциональная (п.инст.)
-нормативная (право)
-идеологическая (ценности, приоритеты)
ФОРМЫ ГОС.ПРАВЛЕНИЯ - Монархия (А и К), Респ. (ПАРЛ,ПРЕЗ, СМЕШАННАЯ)
ФОРМЫ ТЕРРИТ.УСТРОЙСТВА - УНИТ.ФЕДЕР.КОНФЕДЕР.
ПОЛИТ.РЕЖИМ - ТОТАЛИТАРНЫЙ, АВТ.,ДЕМОКР.,ЛИБЕР.
Гражданское общество
Правовое г-во

=========================

51.Источник соц.динамики
52.СУбъект и факторы развития
53.Ист.реальность
54.Линейные и нелинейные интерпретации
55.цивилизации
56.культура

---

51.Источник соц.динамики
Что явл.объективным двигателем истории?
ОБЩЕЕ - противоречие
1.Признание ведущей роли в обществе антагонистичеких отн.между субъектами истории. Марксизм: итог -рев-я.
2.Солидаризм - установка на консенсус. Конт, Спенсер
3. Парк. СОЦ.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: 1.конкуренция. 2.Конфликт. 3. ассимиляция. 4.приспособление
Дарендорф: конфликты нужно контролировать и направлять
...

---

52.СУбъект и факторы развития
Субъект и движ.силы
1.Субъект - великая личность (Просв.)
2.Марксизм. Субъект - массы. Великая личность выдвигается народом, его олицетворение.
3.Элитаризм. Субъект - элита (львы и лисы). Движ.сила - массы
4.Движ.сила - толпа
ФАКТОРЫ
-Геоклиматический . климат, рельеф...(по этапам, ГРеция, Нов.вр.)
-Демографический. численность, плотность... Концепция Золотого миллиарда.
-Технико-технологич. фактор.
-политич.
-производственно-экон.
-нац.-психол...

---

53.Ист.реальность
сам знаю
Субстанциальная (онтол.) ф.и. и рефлексивная (эпистемологическая)

---

54.Линейные и нелинейные интерпретации
1.Нелинейные.Цивил-цикл.
-К-я культ.-ист.типов Данилевского. 10. Приоритет ценностных ориентаций.
-К-я морфологии культуры Шпенглера. 8. Душа культуры
-К-я локальных цивилизаций ТОйнби. 21 из 37. Осталось 5. Возникновение, рост, надлом, распад. "Вызов-и-Ответ", "Уход-и-Возврат"
2.Линейные
2.1.Регрессизм
-Гесиод
-Эсхатология иудаизма, хр-ва
-Руссо: развитие к-ры - регресс свободы
-экологич.пессимизм
-технократический антиутопизм
2.2.Прогрессизм.
-Кондарсе - 10 эпох. Развитие наук
-Кант. Совершенствование права, морали
-Гегель . свобода
-Марксизм. формации

---

55.цивилизации
Ц - длительные периоды в развитии общества, представленного во всем многообразии мат. и дух. форм его организации.
-Цив-циклическая версия (Данилевский, Тойнби, Шпенглер)
-Цив-региональная версия (Восток-запад)
-Цив-стадиальная. Агр., индустр.,постинд.

---

56.культура
К-ра - сфера искусственного бытия, созданного человеком в результате преобразования естественного бытия.
СТРАТЕГИИ
-Аксиологическая. Лотце, Шелер. К - система общезначимых ценностей
-Семиотическая. Фуко, Лотман. К - система знаков.
-Психоаналитическая. Фрейд, Юнг. К - результат сублимации бессознательных импульсов.
-Деятельностная. Маркс. К - продукт человеческой д-ти, способ ее организации и развития.
-Игровая. Хейзинга. Истоки К. связаны с игрой. как формой своб. творч. активности.
-Экзистенциально-диалогическая. Сартр, Ортега-и-Гассет. К- мера человеческого в человеке, его способность к культивации себя как личности.


Рецензии
Спасибо Вам!

Виталий Вьюрков   20.06.2010 10:58     Заявить о нарушении