Шоулз

Машинная революция в 70-е гг. 19 века затронула даже такую казалось бы далекую от техники область как письмо. Испокон веков человек пользовался для начертания письменных знаков только своей рукой. С изобретением пишущей машинки  он мог поручить эту операцию механизму. Вместо того, чтобы выписывать буквы  теперь достаточно было ударить по нужной клавише. Появление пишущей машинки произвело к значительным сдвигам во многих областях человеческой деятельности и подняло на более высокий уровень культуру делопроизводства. Скорость и качество канцелярской работы возросли в несколько раз. В самом деле, научиться писать может каждый, но не все могут писать быстро и в тоже время четко, разборчиво и красиво. Между тем распространение письменных сношений между людьми, увеличение числа деловых бумаг и коммерческой корреспонденции, требующих особой  отчетливости рукописи, а также многие другие причины (например, желание ускорить работу наборщиков, которые набирая текст со слепой рукописи, часто работали медленно и делали ошибки) вызвали стремление изобрести буквопечатающую машину, которая была бы доступна каждому и позволяла бы сразу и быстро получать один или несколько экземпляров аккуратной быстро читаемой рукописи. Несколько моделей пишущих машин  появилось еще в 18 веке, но они работали настолько медленно, что не могли иметь практического значения.

    Одна из первых известных пишущих машинок  была собрана в 1833 г. французом Прогрином. Его ктипограф  состоял из 88 рычагов, соединенных с буквенными и цифровыми штемпелями. Рычаги располагались по окружности и передвигались вдоль и поперек листа бумаги на особых салазках. Понятно, что работать на такой машинке было трудно и неудобно.

  В 1843 г. Шарль Турбер взял патент на изобретенную им печатную машинку, предназначенную для слепых. Именно ему  принадлежала очень плодотворная идея рычажной передачи движения букв, примененная позже во всех пишущих машинках. Были и другие конструкции печатающих устройств. Однако пишущая машинка в современном смысле этого слова появилась только тридцать лет спустя, и  не в Европе, а в Америке.

    В 1867 г. два американских  типографщика Леттам Шоулз и Самуэль Сулле  изобрели машину для печатанья номеров, которую можно было использовать для нумерации страниц, а также для печатанья номеров и серий банковских билетов. Один из знакомых Шоулза, заинтересовавшись новым устройством, предложил им, используя принцип этой простой печатной машинки, создать пишущую машину, которая вместо знаков и цифр могла бы печатать буквы и слова. Эта мысль увлекла Шоулза. Поначалу он продолжал работать вместе с Сулле.

   Летом была готова первая однобуквенная печатающая машинка. Она состояла из старого телеграфного ключа в форме клавиши, стеклянной пластинки и некоторых других частей. Шоулз клал на стеклянную пластинку угольную ленту и тонкий лист белой бумаги, затем, двигая одной рукой бумагу, он другой нажимал на телеграфную клавишу, на которой находилась вырезанная из латуни буква «В». В результате на бумаге получался оттиск. Осенью того же года был создан первый образец многобуквенной пишущей машинки. Она работала настолько хорошо, что писала быстро и отчетливо, но была еще очень неудобна для практического использования, так как имела плоскую клавиатуру (как на пианино) и печатала только большими буквами. В 1868 г. на эту машинку был получен патент, после чего Сулле потерял к ней интерес. Но Шоулз решил во что бы то ни стало создать такой образец машинки, который можно было бы запустить в производство. Один из его знакомых, Дексимор, оказал ему финансовую поддержку. Шоулз с головой ушел в работу. В следующие пять лет он изготовил около 30 моделей машинок, причем каждая следующая была лучше, чем предыдущая, но по-прежнему далека от совершенства.

  Только в 1873 г. была создана достаточно надежная и удобная модель пишущей машинки, которую Шоулз предложил известной фабрике Ремингтона, выпускавшей оружие, швейные и земледельческие машины.   В 1874 г. первая сотня машинок уже была пущена в продажу. Знаменитый американский писатель Марк Твен был одним из первых ее покупателей. Именно на ней он отпечатал своего «Тома Сойера». Возможно, это было первое классическое сочинение созданное за пишущей машинкой. Однако в целом положение оставалось не совсем удовлетворительным. Еще восемь лет пришлось приучать публику к этой удивительной технической новинке. Много машинок из первой серии было возвращено в магазины, некоторые с испорченными частями. Долгое время на пишущие машинки смотрели как на предмет роскоши. Но постепенно положение менялось. Деловые конторы, фирмы и банки были первыми, кто по достоинству оценили новое изобретение.  Уже в 1876 г. был налажен массовый выпуск машинок. Первые «ремингтоны», хотя имели такой же принцип действия, как современные печатные машинки, все же отличались некоторыми специфическими особенностями. Например, текст в них печатался под валиком и был не виден. Чтобы посмотреть на работу, надо было приподнять тележку, для этой цели расположенной на шарнирах. Понятно, что это было не совсем удобно.

   Между тем, пример Шоулза вдохновил и других изобретателей. В 1890 г. Франц Вагнер получил патент на машинку с горизонтально лежащими буквенными рычагами и с видимым при печатанье шрифтом. Права на ее производство он продал фабриканту Джону Ундервуду. Эта машинка оказалась настолько удобной, что вскоре стала пользоваться массовым спросом и Ундервуд заработал на ней огромное состояние.  Сам изобретатель не был, впрочем, так удачлив и умер в бедности. С 1908 г.  «Ремингтон» тоже стал выпускать машинки с видимым шрифтом. После «Ундервуда» появились пишущие машинки других фирм, в том числе несколько европейских разработок. Но вообще, это изобретение в первые десятилетия своего существования более соответствовало американскому образу жизни. По крайней мере, вплоть до начала 20 века львиная доля всех производимых и покупаемых машинок приходилась на США.


Рецензии
У вас, Константин, в этом разделе такие интересные статьи. Просто зачитываюсь...
С теплом.
Кира.

Кира Крузис   06.02.2012 19:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Кира! Вы докопались до таких подвалов, до которых давно уже никто не добирался. Очень рад, что Вам понравилось. Помню, что для этого очерка использовалось несколько дореволюционных номеров "Науки и жизни". Но это было еще до эпохи Интернета.

Константин Рыжов   06.02.2012 20:29   Заявить о нарушении