Заметки из детского сада

Очень хотелось бы изложить в этой статье некоторые наблюдения и мысли связанные с дошкольным воспитанием.

У системы современного дошкольного воспитания есть много достоинств, и я полностью отдаю им должное, но не о них мне хотелось бы написать в этой работе.
Хотелось бы изложить ряд ее недостатков, которые, на мой взгляд, трудноискоренимы, практически не устранимы не только для ряда детей, так до конца не приспосабливающихся к необходимости пребывания в детском саду, но и для детей, которые, казалось бы, нормально переносят условия детского сада.
Таких недостатков, к сожалению, много, и вина в их присутствии лежит не на работниках детских садов, а на самой системе, коренится в принципиальных подходах к общественному дошкольному воспитанию.

Сегодняшняя система дошкольного воспитания вовсю проповедует индивидуальный подход к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
А так ли он осуществляется на деле, как предписывается программами?
Ответ однозначен. Нет.
Любая программа дошкольного воспитания предписывает хорошие программные действия, концептуальные образовательные и воспитательные подходы соответствующие возрастным особенностям детей. Но она не может учесть реальных особенностей условий существования каждого отдельного ребенка в условиях конкретного детского сада, группы.
Она предписывает ряд, безусловно, правильных действий для среднестатистического ребенка. А конкретный ребенок им может далеко не являться, не подходить под шаблон, не вписываться в реакции, как поведенческие, так и просто органические, физиологические.
Сейчас дети далеко не блещут здоровьем, их показатели здоровья, физиологического, так и психического, замечу показатели здоровья среднестатистического ребенка, выглядят гораздо хуже показателей их сверстников 20 лет назад.
Инструктора по физической культуре дошкольников жалуются, что не могут выполнить сейчас с детьми те нормативы, которые легко выполняли дошкольники еще 10-15 лет назад, дети слабы здоровьем, плохо развиты физически.
Ухудшилась экология. Притом, не только с точки зрения показателей окружающей среды, т.е. пищи, воздуха, воды. Ухудшилась экология общества, семьи, взаимоотношений между людьми, экология сознания. А культуры экологии сознания, психологической культуры в нашем обществе нет вообще, и разрушение ее основ начинается в детях с детского сада.
Увеличилось количество стрессов, нагрузок, в том числе и информационных стрессов. Количество ненужной ребенку информации (насилия, жестокости, сексуальной информированности, наконец, рекламы).
В то же время, количество требований к выпускнику детского сада, по знаниям, умениям и навыкам возросло.
От ребенка теперь по выходу из детского сада требуется не только уметь достаточно бегло писать, читать и считать, но и знать, например, планетарное устройство солнечной системы, выдающихся художников и музыкантов и их некоторые произведения, знать основы анатомического устройства тела человека и т.д.
Программы перегружены ненужной ребенку информацией и в то же время в них отсутствует информация необходимая ему, чтобы сделать его психическое базисное развитие устойчивым к перегрузкам и стрессам, которые его поджидают в несметном количестве. Дать ему основы понимания окружающего мира и свойств, веществ и вещей, взаимоотношений людей, устройства общества, которые могли бы стать твердой основой фундаментом для всех его мыслительных процессов, стать базисом последующих научных знаний, умений и навыков.
Вот и получается, что ребенок, выходя из детского сада, хорошо умеет читать, писать и считать, знает какие-то научные факты, но они, как бы «зависают в воздухе», не базируются на знаниях свойств веществ и предметов, основ мира и общественных отношений. Дети не только не умеют не стандартно мыслить, но и не понимают и не знают самых простых вещей.
Режим детского сада построен так, что у ребенка нет времени, наблюдать, задумываться, постигать мир с той индивидуальной скоростью, на которую только он способен. Режим надо выполнять. Сейчас мы делаем зарядку, потом едим, гуляем, занимаемся, наблюдаем, спим, играем, поем, снова едим и т.д., и т.п.
Нет у ребенка выбора, делать это или другое, произвольно выбрать, на что он сейчас обратил внимание, на что нацелено его сознание.
- Так посмотрели сюда, - как упрямый экскурсовод, говорит добросовестный воспитатель. - Это голубь.
И далее рассматривает голубя с детьми.
Да, часть детей охотно смотрит на голубя, а другой части до него и дела нет. Один давно наблюдает, как бежит песок из пальцев руки, если их разжать, другой давно смотрит на кошку, что притаилась в траве и охотится за воробушком, третий увидел муравья, а четвертый наблюдает за своей соседкой по паре. Но мы должны, усреднено, все наблюдать за тем, за чем написано в программе, надо дать знания детям. А хотят ли они сейчас этих знаний, готовы ли, не отбираем ли мы у них возможность познавать, проявлять интерес думать, быть свободными в своих естественных мыслительных способностях?
 
Статистика говорит, что большинство великих людей не воспитывались в детских учреждениях, а имели индивидуальных воспитателей либо не имели их вовсе.
Почему?
Они могли, имели возможность сосредотачивать свое внимание на том, к чему были готовы, что хотели и могли воспринимать, а не на том, что было навязано, привнесено. Мало того, могли делать это в том темпе, который сами выбирали, а не в том, какой навязывает усредненный режим, могли делать это столько времени, сколько не угасал их интерес. А не столько, сколько мы им отвели в режиме.
Да, я согласна, что не упорядоченная жизнь в плане режимных отправлений тоже чревата расстройством нервной системы ребенка и уроном его психики, но тут важна золотая середина. Я веду речь именно о заорганизованности, об отсутствии свободного заменяемого времяпрепровождения детей в рамках «сон - еда – бодрствование».
Сейчас режимные моменты уж очень перегружены и заорганизованы.
- А как иначе? - спросят меня специалисты.
- Нет четкой программы, расписанной буквально по минутам – нет и ее выполнения. Как оценивать деятельность воспитателя? Появится слишком много свободы у воспитателя, он не станет работать в полную силу.
- Станет, если он добросовестный воспитатель.

Мы и сейчас, при желании, можем наблюдать картину, как воспитатели двух смежных групп на прогулке, на рядом стоящих групповых участках ведут часами разговоры между собой, и отнюдь не о детях и их воспитании. И только изредка покрикивают на тех, кто расшалился. Да, такие не будут работать в полную силу. И раньше я думала, что это очень плохо для детей, а теперь думаю, что наоборот. У детей появляется время отдохнуть от режимной заорганизованности, побыть собой и побыть с собой.
Хотя, чаще всего, это выливается в простую беганину, дети просто носятся по участку.
А почему?
Все просто. Они выбегивают стресс.

Есть дети, которые так и не приспосабливаются к режиму детского сада. Или приспосабливаются так, что умудряются не выполнять практически никаких требований воспитателя, так срабатывает их защитная реакция на психологическое, временное, деятельностное насилие программы воспитания и образования детского сада. Да, формально они здесь, но на самом деле их тут нет.
Кстати говоря, четкий режим дня с его неукоснительным выполнением строго рекомендуется детям с чертами аутизма. Там он дает прекрасный эффект, а отступления от режима хоть на несколько минут, уход от заведенного порядка, дает обратный эффект.
Вот и мы в современных детских садах умудряемся системой воспитания сделать из нормальных детей, детей с чертами аутизма. Они все выходят из сада с налетом аутизма. Мы научаем их смотреть и не видеть, общаться с другими людьми и одновременно не замечать их, и главное не обращать внимания на душу свою и чужую. Все перемелется и пройдет – вот негласный девиз.
 
Есть и еще одно отношение у рядового человека к детскому саду, как к чему-то не главному, промежуточному между рождением и школой. А это не правильно то, что заложено в дошкольном детстве - фундамент всей последующей жизни. Как писал Л.Н. Толстой: «Между новорожденным и шестилетним человеком пропасть, а между шестилетним и взрослым один шаг».
А как иначе? Что остается рядовому ребенку? Быть все время в большом скоплении людей и не научиться отгораживаться, не научиться сохранять свой личный мир, не научится защищать свою психику, свое сознание при этом и выжить не возможно. Мы научаем их конформизму и лжи во имя выживания, не высовывайся и не будет у тебя проблем, мимикрируй, приспосабливайся и будешь цел. Будь «как все», а не можешь хотя бы кажись «как все» и будешь в порядке.

Вспомним, для чего создавались детские учреждения.
Они же так и назывались заведения по присмотру. То есть ничего другого по началу в их целях не предусматривалось. Они были запланированы, как безопасные «хранилища» детей на тот период, когда их родители заняты. В тепле, накормлены, целы и слава Богу.
Это уж потом пришла идея развлекать, образовывать и воспитывать, учить. Чего ж время-то зря терять?
А потом, все эти здравые мысли постепенно обросли таким количеством разных заорганизованных моментов, что ребенку стало некогда побыть не только с самим собой, но и некогда побыть просто собой и им же остаться.
Как говорил мой знакомый, очень образованный человек, кстати, совершенно далекий от дошкольного образования и воспитания: «Истоки армейской дедовщины лежат в детском саду».
И это действительно так. Так, если быть предельно честными с собой, товарищи детсадовцы. И посмотреть правде в глаза. В детском саду лежат истоки уравниловки, лжи, фальши, косности. Желания всех причесать под одну гребенку.
А как же иначе?
Ведь детей много - воспитателей мало. Программных требований много - времени в сутках только 24 часа и все надо успеть.
А надо ли? И все ли?
А воспитатель тоже человек, хочет, и планы написать, и поговорить. Группы переполнены. Часто воспитатель работает в 2 смены и без няни, т.е. еще моет посуду и убирает.
Как, когда уделить всем и каждому ребенку внимание?
Некогда. А дети приучаются не уважать себя и других, не уважать свои чувства и чувства других, не прислушиваться к своему организму и быть черствыми к другим.
Некогда. Надо выживать. Ведь их чувства не уважают, детям не оставляют выбора, к ним не прислушиваются, ни к желаниям, ни к органическим потребностям. Есть режим, программа, и мы их выполняем, и будем выполнять.

«Школа молодого бойца» называют детский сад другие мои приятели: «Надо отдать в сад, чтобы научился постоять за себя, иначе заклюют потом. Надо пройти «школу молодого бойца», пока «молодой», т.е. пока дошкольник».
Я, слушая эти рассуждения не специалистов, понимала: а ведь они правы, и жаль, что правы.
Только какого бойца мы растим?
- Не важно, - скажут эти родители. - Главное, что бойца, который может выживать.
Вот именно бойца, но не воина. Наемника и безыдейного, антиобщественного, не смотря на то, что он живет в обществе и постоянно в нем находится, находится среди детей. Индивидуалиста. Причем не от слова индивидуальный, а от слов эгоистический и безыдейный, готовый на что угодно, чтобы выжить.

Представляю сейчас чувства и мысли добросовестных дошкольных работников, которые читают все это. Они готовы возражать и спорить.
И это хорошо! Потому, что именно такие не равнодушные люди и делают эту систему человечнее, ближе к ребенку. Замечательно, что они есть.
Но мне, к сожалению, приходилось видеть и много другого. Того, о чем дошкольные работники никогда не скажут.
Муштру детей перед показательными занятиями и проверками комиссий, пред детскими праздниками и утренниками, натаскивание их. А задача и цель этих мероприятий ясна. Это участие и радость для всех присутствующих на утренниках и праздниках детей.
Видела я и еще более плохие примеры, из которых косность и равнодушие, слепое выполнение программных и режимных требований, далеко не самое худшее.
Я видела воспитателей первой категории, которые укладывали детей насильно спать в любое время суток. А не надо повторять много раз эти действия. Дети быстро все понимают и знают, что лучше слушаться, чем лечь спать среди бела дня, не в сон час или лежать в сон час дольше, чем это предписывается. Наказание сном, каково? Ведь сон - это отдых, святое.
Наказание за не съеденную еду. А ведь еда должна восприниматься ребенком позитивно, это одно из необходимых удовольствий, есть надо с аппетитом.
Запугивание детей, чтобы не шумели и спали в тихий дневной период выделенный для сна. Воспитатель среди зимы, прогуливается по группе с зловещим видом, с мухобойкой в руках и так каждый день, а если не спят, то может стукнуть мухобойкой… не бойтесь, не по ребенку, по кровати рядом с ребенком, но и этого хватит. Вот оно психологическое насилие.
Сон должен быть наградой, расслаблением и быть желанным, а для этого всего лишь надо, чтобы дети просто устали до дневного сна и не будет проблем ни с едой, ни со сном. А слушаться дети должны не потому, что бояться, а потому, что интересно и воспитатель является авторитетом.
Видела воспитателей, которые позволяли устраивать недовольным родителям скандалы прямо в группе, разбираться с поведением детей обидевших их ребенка. Для того, чтобы родители не шли к начальству. Родители покричали, пар выпустили, с ребенком разобрались и порядок - до начальства не дошли, конфликт замяли.
Видела няню, правда ее уволили затем, но только потому, что она совсем уж зарвалась, и ребенок пожаловался родителям. А так она бы продолжала свою деятельность, превышала бы, но не сильно и дети бы не жаловались. Ребенок понимает, сказав о том, что его наказали, надо сказать и то, что он провинился и натворил что-либо. Баловался, не слушался, шалил, а это плохо и наказуемо родителями.
Так вот, няню уволили после того, как она заставила ребенка есть с пола то, что он на него разлил. А затем, в тот же день, ударила того же ребенка скакалкой за другую провинность, и он сбежал из сада. Случился скандал и все вылезло.
Скажите, а что до этого, она такого не допускала?
Не верю. Было насилие, только потихоньку, не в сильной мере и не подряд на одного и того же ребенка. И дети молчали, и начальство не замечало.
Есть и менее вопиющие случаи, но насилие ходит рядом. Оно скрыто в системе, в подходе к детям, как к винтикам, в нервозности успеть то, что успеть-то и нельзя, и  не возможно…

Мне нравилась «Типовая программа дошкольного воспитания и образования 1969 г.» Ее писало не одно НИИ. Она апробировалась в экспериментальных садах почти 20 лет до своего утверждения. И явилась образцом сбалансированности режимных моментов и мудрости возрастных требований, примером вариативности и широких рамок для творчества воспитателя. Замечу, при желании творить у воспитателя.
Но в перестройку от нее все с легкостью отказались. Поступили с ней, как в строках Интернационала, «…разрушим до основанья, а затем мы свой мы новый мир построим…». Хотели новаторства, отличится от других, а у нас английский, а у нас народознавство и народные традиции, а у нас валеология, а у нас еще чего-нибудь,
Все это хорошо, но большое «Но».
Мол, программа эта давно устарела. Да, соглашусь, устарели ее идеологические, марксистско-ленинские составляющие, праздники и свод программных знаний касающихся этих моментов. Надо было лишь подправить ее в этом смысле, а канву оставить той же. Она ведь была мудрой. А мы выплеснули, купая и ребенка вместе с водой. И теперь, работая по новым программам, написанными нашими нуворишами за год-другой, дошкольные работники плюются тихо и тайно, и молчат -  работают. А куда деться, иначе не будешь работать вообще.
Вдумайтесь, 20 лет целым НИИ создавалась программа при Союзе и за 1-3 года наши «светлые умы» сваяли нетленки-программы для наших украинских детей. Сейчас украинская программа для детского сада построена на двух главных китах: логике и народознавстве. Логика ее слишком прямолинейна и поверхностна, она практически не базируется на знаниях о свойствах веществ и предметов, на жизненном опыте детей и т.д. О народознавстве страшно даже писать, оно еще агрессивнее, чем была марксистко-ленинская идеология, в свое время.
Так же и в нашей системе школьного образования, учителя плюются, читая «Великие» учебники, но работают по ним. А куда деться?

Я каждый год прихожу в ужас, читая эти учебники. У нас работает государственная, образовательная, широкомасштабная и повсеместная программа по оболваниванию населения. Учебники, которые не учат, а дезориентируют, делают очевидное, непонятным и невероятным. Учебники, в которых вовсе нет параграфов с разъяснениями материала, а если есть, то в очень убогом изложении, которые более напоминают сборники задач или упражнений. Учебники, читая которые, наиболее умные дети смеются, над некоторыми их материалами.
И люди за эти учебники получили деньги. У них хватило совести. За сознание наших детей. Вернее за их практически полную неосознанность.

Мне приходилось общаться с людьми, которые получили детсадовское воспитание, образование в 60-70 гг. Они, в большинстве своем, с такой теплотой вспоминали о детском саде. Я когда-то задалась вопросом «Почему?».
А потом мне попались журналы дошкольного воспитания 50-60 гг. И такой теплотой повеяло с их страниц. Никакой заорганизованности. Понятно, что дошкольное воспитание только переживало свое становление и конечно в журнале показывали самые положительные примеры. Но они поражали своей теплотой, логичностью, жизненностью.
Не хватало игрушек - делали их сами своими руками с детьми из глины, бумаги, природных материалов. Не хватало благоустройства участков д/сада - делали их совместными усилиями родители, воспитатели и дети. Вместе читали книги, обсуждали их, гуляли и играли, строили и мастерили. И все это по жизненной необходимости или по желанию и инициативе детей Воспитатели подхватывали начинания детей, или делали свои начинания им интересными. Дети видели, зачем производятся все действия, их целесообразность и нужность, не вызывала сомнений, а инициатива детей способность придумать, предложить варианты действий и их же осуществить, поощрялась.

Потом, читая материалы о дошкольном воспитании в Японии, с удивлением узнавала эти же идеи нашего дошкольного воспитания 50-70 гг., давно воплощенные в далекой Японии.
А разве Япония не одна из самых богатых стран, с высоким уровнем жизни населения?
Ведь им вовсе не нужно мастерить игрушки, они у них есть, как и у нас теперь в магазинах. Ан нет, мастерят вместе с детьми, разбивают цветники, строят на участке горку из песка, песочные города и играют в них неделями. Поощряются любые виды творчества и командной работы. Никакой заорганизованности и это при четкой организации, регламентации жизни у взрослого населения, во взрослой жизни все по часам, ни шага в сторону. Ведь в Японии стрессы у взрослого населения и психологические перегрузки одни из самых высоких в мире. Все время надо быть вежливым, прилежно трудиться, быть воспитанным и аккуратным, не отдыхать долго. Отпуск больше двух недель в год - это моветон. 10 календарных дней, а лучше 7 - вот приличный, стандартный, годовой отпуск в Японии.
А как они умеют коллективно работать?

Ведь всем известен японский феномен прорыва технического прогресса за счет организации умелого, настойчивого, коллективного труда.
Как им удается выдерживать все это, да еще и быть счастливыми, иметь продолжительность жизни одну из самых высоких в мире?

Я думаю, секрет лежит там, куда мы не смотрим. Все просто.
Он вовсе не в питании, которое, безусловно, отличается от нашего в лучшую сторону. Морепродукты, белки, малая термообработка и сыроедение, отсутствие переедания, чайная церемония, которая она же и медитация, известные их отличительные черты.
И не в трудолюбии, размеренном, постоянном труде. Считается, что праздность ведет к раннему истощению организма. И не в малом пьянстве. И не в неуклонном следовании традициям.
Все это так, это есть, да! Это надо учитывать.
Но главный, скрытый секрет японцев мне виден давным-давно.
Это здоровая психика японского дошкольника, экология его сознания, обучение работать в команде, чувствовать плечо партнера, привитие самоуважения, национального самосознания и гордости, традиций, с самого малого детства. И все это неторопливо, спокойно. А куда спешить?

Японский ребенок идет в школу с 6 лет. И читать, писать и считать не умеет. Никто это во главу угла и не ставит.
А за то он имеет здоровую психику и нервную систему, крепкую самооценку, уверенность, спокойствие и хорошие представления о свойствах веществ и мироустройстве, и свободу восприятия и мышления. А там уже школа, позже, начинает «подкручивать гаечки», в дисциплине, воспитании и образовании.
Успешное, мудрое дошкольное воспитание и образование - это становится фундаментом японского благополучия. Это позволяет выдерживать все перегрузки, соблюдать традиции, успешно работать в команде, быть счастливым и жить долго.

Японцы это понимают… 

А мы?




Статья опубликована в международном научно-практическом  журнале "Психология и соционика межличностных отношений" № 1/2010 г.


Рецензии
Наверное, следует вспомнить: а какой строй появился во всех государствах постсоветского пространства? Правильно: капитализм в разной степени дикости.
Какой человек нужен капиталистическому государству? Правильно: усреднённый, но хорошо информированный потребитель всего (от товаров до людей, которые тоже стали товаром на рынке рабочей силы). "Штучное произведение" - развитый ребёнок с яркой индивидуальностью и сохранившейся самобытностью - капитализму вовсе не нужен. Не дай Бог будет что-то лишнее понимать в общественном устройстве. Удобнее для этого строя человек толерантный (по сути - равнодушный ко всем и всему) и непременно конформист. Вот на формирование такого человека и направлены усилия капиталистического государства, если "зрить в корень" описанной проблемы. Под это заточены системы образования, где само слово "образование" - устаревшее понятие: зачем формировать индивидуальный и неповторимый образ человека, если нужна безликость?
Так что эта статья для капитализма - светлого будущего всего человечества - вредная и даже опасная.

Василий Тихоновец   26.06.2017 05:02     Заявить о нарушении
Да, Вы правы.
А еще нужен не только послушный, но и фанатичный маленький гражданин.
у нас детки гимн поют с садика и ладошку к сердцу прижимают. Даже в СССР, который теперь надо вычистить декоммунизацией, детей в д/саду не трогали практически политикой, гимн никто им не долбил и прочее.
и пораньше надо объяснить деткам все про половые отношения, про толерантность, глядишь, потом до рождения собственных деток у них никогда не дойдет.

Юлия Ёлка 1   27.06.2017 18:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 39 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.