Цирк Цирк Цирк

Советский цирк, ля-ля-ля...
Знаменитый марш Исаака Дунаевского из кинофильма "Цирк" с Любовью Орловой.

А! Спою, как самому поётся всегда: 
«Советский цирк - он самый лучший в мире Цирк!
Советский цирк - циркЕе в мире всех цирков!»

Если спросить взрослых людей: "Что вам нравилось в Цирке больше всего, когда маленькими были?" – думаю, ответ будет:
- КЛОУНЫ!!!
Если представление было без клоунов - сильно расстраивался. Ну да, там что-то устанавливают перед очередным номером, а тут никто побаловаться и "помочь" униформистам не выходит. А как здорово и смешно всегда "помогает" или предыдущий номер передразнивает, что и не хочется, чтобы уходил.
А отдельное выступление - это уже шедевр юмора, веселья и неожиданного. Никулин... Шульгин... Карандаш...
А иногда  грустно-поучительного лиричного - Енгибаров... Попов... и многия, многия...
Вживую видел не всех. Но «добирал» потом - по телевизору.   
Ну, пересказывать номера - это уже отдельная тема. 

А тех, кто боялся клоунов - понимаю. Сидели, небось, в первых рядах? 
Ага, громко хохочущий дядька подскочит, и не поймешь, что сейчас сделает. То ли кирпич бумажный на тебя уронит, то ли сядет на тебя, то ли «слёзной» водой обольёт, то ли на манеж утащит, то ли заставит весь зал над тобой смеяться. Вон сколько "толи"! 
Скорей, скорей - за маму с папой держаться крепче, но глаза закрывать нельзя - самое
интересное пропустишь. Страаашно, но подглядывать хооочется.   

А львы и пантеры, тигры? Обезьяны, лошади и слоны? Летающие гимнасты и гимнастки! Ой, простите - воздушные.
И всегда страшно было смотреть, если без страховки порхали. И сейчас тоже.   
Канатоходцы и эквилибристы, лежа на спине, ногами жонглирующие, чем хочешь! Акробаты на подкидных досках. Иллюзионисты!
 
А запах цирка? Кто сказал, что не нравится?!   
Кого картонным молотком по голове стукнуть? Этого - не хо-хо? 
А вообще ладно, дежурными подзатыльниками обойдемся. Вон там висят, берите любой, на выбор - у нас сегодня самообслуживание. 

Лошадь должна пахнуть лошадью, а цирк - цирком. То есть - лошадью и опилками. Иначе - это не цирк. ЦИРК БЕЗ ЗАПАХА ЦИРКА - НЕ ЦИРК!
На сцене цирковых артистов видели? Чего-то не хватает. Вот-вот - манежа и запаха опилок. Оркестра с барабанной дробью, световой пушки, прожекторов.
Униформистов с ... ой, конферансье? Мама, забыл!  Точно - конферансье? Давно это было. Но в цирк всегда с удовольствием ходил. И очень хотелось какую-нибудь зверушку оттуда.
Не - не тигра, и не слона. Маленькую.

Однажды, в конце выступления артисты, с пожеланием всем мира и счастья, выпустили с манежа в зал – много, много белых голубей. Они разлетелись по всему цирку и садились прямо на руки, головы зрителей.
Как мне хотелось, чтобы голубь к нам прилетел!
Не получилось. 
Но потрогать мне его все же удалось. Один дядька, который поймал голубя, дал его погладить, когда выходили из цирка. До сих пор гадаю - голубей раздавали или он "реквизит" унёс? Может и "реквизит", но как я жалел, что нам голубь не достался. 
А мама с папой, кажется, не очень.
Но на голубя в следующий раз согласились, но на бесплатных обезьян – ни в какую.

Я далек от цирка. Но детство...
Я благодарен тому, что родители меня водили на представления, рассказывали, объясняли.
Это знаменитый Вальтер Запашный! Посмотри - он не боится львов. А пантеры из хищников - самые опасные! Думаешь, у дрессировщика - это его волосы на голове? Нет, это у него парик. Однажды на представлении на него напала пантера и ободрала его, но видишь - он все равно не боится их. Но профессия у него одна из самых опасных.
 
Всегда впечатляло, когда перед вторым отделением ставили решетки пятиметровой вышины. Значит, будут выступать дрессированные львы, пантеры или тигры. "Ну, не очень дрессированные - раз решетки ставят", - думалось в ответ. Всё-таки дикие и опасные...
- Папа, а лев голову ему не откусит?!   
Смелые люди. 

Новый ЦИРК приехал! Мы же пойдем на представление? И это было всегда радостным событием.
Столько впечатлений.
Почему всегда говорят: "Ну, просто цирк, какой-то!"? Потому что такого всеобщего всплеска эмоций, красочности, удивительности представления, пожалуй, нигде не найти.
Даже если это бродячий цирк, вас захватит, и вы про всё забудете. Куда вы шли, зачем.
Люди любят цирк. Он их манит. Особенно детей. Это правда - дети больше всего любят цирк. А когда становятся взрослыми - ведут в цирк своих детей и внуков.
Потому что... им, наверное, тоже снова хочется оказаться в детстве и, открыв рот, изумляться цирку.
А где это можно сделать незаметно, как не под шумок детского смеха и изумленных круглых глаз?
И никто и не заметит, что дяди, тети, папы, мамы, бабушки, дедушки «путешествуют» во времена своего детства и воспоминаний. 

Пробежаться бы вглубь времен и узнать - откуда в нашей жизни появилось это Чудо-юдо, наш
любимый Цирк. А действительно - откуда он появился?

Цирк, цирк, цирк... Да будет - ЦИРК!
Советский цирк… циркЕе в мире всех цирков...

23.09.2005

Фото взято из интернета


Рецензии
а у меня с цирком удивительные отношения.
Разочарование четвертое.
Был в нашем цирке невообразимо красивый, абсолютно загадочный гимнаст-клоун и шпрехшталмейстер. Взрослый, незнакомый, демонического вида мужчина будоражил сознание. Иногда я покупала билеты на всю неделю. Могла, что совершенно ненормально, пойти в цирк одна. Этот удивительный, как казалось мне, человек не принадлежит ни к одному известному мне человеческому племени. Он сверхчеловек, небожитель. Зловещий черный с красной подкладкой плащ накинутый на широченные плечи атлета даже снился мне в самых таинственных, неразгаданных, снах. Я делилась своим восторгом со всеми встречными-поперечными. Мне кажется не осталось знакомого человека, которому бы я не поведала о "великом и прекрасном".
- Мне бы хоть раз с ним чай попить, да просто одним с ним воздухом подышать!- так формулировала я "несбыточную" мечту.
Это, утомляющее всех окружающих обожание, длилось год. С 14 до 15 лет из цирка меня выгнать было трудно. Потом цирк уехал на длительные гастроли и я отвлеклась на реальность. Желание познакомиться с Алексеем Чкотуа осело глубоко в памяти.
28 лет спустя начала я работать в школе олимпийского резерва и первые дни своего прибывания на работе только и слышала "Где же комендант?" "Где этот Алеша?" Комендант проживал на самом верхнем этаже того же здания где и работал, но "поймать" его было невозможно. Я со своей неуемной фантазией немедленно окрестила неуловимого сослуживца Зевсом. И вот наконец мифический герой явил себя. В один из дней из глубины коридора , упругой, юношеской, походкой двигался прямо на меня высокий стройный мужчина. Он покровительственно улыбнулся и представился.
- Алеша Чкотуа.
Хотите верьте, хотите нет у меня реально подкосились ноги. Он воспринял мое движение за реверанс. Я его не узнала! Без черного плаща и черных волос он казался совсем не таким уж "демоническим". Я не знала что сказать ему, как себя вести. Взрослая уверенная в себе женщина в момент превратилась в маленькую восхищенную девочку. Вот и сбылась мечта! Теперь то уж я вдоволь могу надышаться одним с ним воздухом, напиться чаю и даже наговориться. Об этом, в свое время, я и не мечтала. Наконец отойдя от приятного шока, представилась и тут же рассказала ему историю своей любви к цирку. Он, опять же, снисходительно легонько похлопал меня по плечу и пошел к себе. Дня через три я узнала, что задумчиво-депрессивный, встречавший меня утром в фоей, юноша - отпрыск легендарного спортсмена и артиста. Со временем обнаружился характер "Зевса". Его жесткость переходящая в жестокость и со рвением обрушивающаяся на сына, скаредность и безответственность. Абсолютное манкирование своими обязанностями коменданта и безразличие к окружающим. Эгоцентризм был его жизненным кредо.
Однажды, выпивая очередную заваренную мною чашку чая, он спросил:
- А ты в детстве клоунов не боясь?
- В детстве нет - честно и многозначительно ответила я.
Он все понял, потому то узнав, что я пишу, предложил посвятить и ему хотя бы одно произведение и название подсказал "Антология разочарований".

Даилда Летодиани   25.05.2017 16:27     Заявить о нарушении
Да, за кулисами...
Но совет - не разочаровывает.
Возможно, человек, потерявший свою молодость и былую славу - всё ещё жив внутри.
И до сих пор - демоничен.
Мало, кто с иронией может относиться к себе, как разочарованию.
Грустная улыбка былому.
Спасибо, Даилда. Зацепили своей историей.
С уважением,
Сергей

Кандидыч   25.05.2017 16:39   Заявить о нарушении
Он демоничен и не потерял он былого влияния и знаменитости своей. К нему каждый годтретьего января приезжает поздравить наш президент. Алеша герой многих передач и даже моих рассказов и романа моего. Он рождает у людей необъяснимую тягу к себе и в тоже время тихую ненависть некоторых. Вот я например ненавидя обожаю его. Не могу не поздравить его с днем рождения, но готова придушить и ругалась много раз, когда вижу побитого им сына. Он вытолкнул ударом мальчика из окна. Сын смолчал и все смолчали. Полиция не узнала.

Даилда Летодиани   25.05.2017 16:44   Заявить о нарушении
вот глава из романа онем и его жизни. тут описание цирка и моментов интересных несколько.
http://www.proza.ru/2016/03/07/1300

Даилда Летодиани   25.05.2017 16:46   Заявить о нарушении
Спасибо, пойду почитаю.

Кандидыч   25.05.2017 16:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.