Выпуск 10. Немного о сказкотерапии

Перед вами десятый выпуск рассылки «Как написать сказку». Я продолжу рассказывать об использовании метафор при написании сказок, и расскажу немного о сказкотерапии.

Сказкотерапия
Психологи давно заметили, что сказки и притчи помогаю людям разобраться со своими проблемами. Так возник метод, основанный на использовании терапевтических сказок, который называется «сказкотерапия».

Справедливости ради, к психологии сказкотерапия ближе, чем к литературному творчеству. Терапевтические сказки пишутся для конкретных людей с их проблемами, и другому человеку могут быть непонятны или просто неинтересны. Например, сказка для ребенка, которого дразнят. Если у ребенка есть подобная проблема, то интересно, а так – не очень.

С другой стороны, пусть сказка интересна одному человеку, зато ему она принесет реальную пользу. Кроме того, сюжеты сказок берутся из жизни, за ними стоят реальные человеческие судьбы. После доработки терапевтические сказки могут стать не хуже художественных.

Как правило, терапевтические сказки используются для того, чтобы помогать детям. И это не удивительно, ведь дети до семи лет – самые благодарные слушатели. Терапевтические метафоры действуют и на взрослых людей, но это уже задача для квалифицированного психолога.

Какую пользу могут принести сказки? Например:
- помочь ребенку пережить развод или смерть близкого человека
- изменить отношение к отчиму или мачехе
- научить, как постоять за себя
- и т.д.

Немного теории
Я думаю, изучить хотя бы азы сказкотерапии – задача вполне достойная для сказочника. Я не буду вдаваться в нюансы, просто вкратце пройдусь по основам.

Терапевтическая сказка всегда создается в связи с проблемной ситуацией.
Поэтому, первое, что нужно сделать – сформулировать проблему.

Следующий шаг – изучить проблему. Нужно знать, когда и как возникла проблема, какими способами ее уже пробовали решать, и к чему это приводило.

Теперь нужно провести небольшой анализ ситуации. Во-первых, превратить проблему в задачу. Т.е. сформулировать, что мы имеем и что хотим получить.

Следующий шаг – выделить в ситуации всех значимых участников. Т.е. всех, кто имеет непосредственное отношение к тому, как ситуация возникла и решалась.

Следующий шаг – описать шаблоны поведения участников. Грубо говоря, кто и как себя ведет, к чему это приводит, и как реагирует на то, что происходит.

Итак, у нас имеется противоречие между тем, что есть, и тем, что нужно получить. Наша задача придумать историю, в которой
- герой сталкивается с такой же проблемой
- герой пытается ее решить и терпит неудачу
- герой пробует новое решение и добивается успеха.

Каким будет это решение – заранее сказать трудно. Часто оно стоится по принципу «поменять знак». Если герой был жертвой – пусть станет агрессором. Если герой был одинок – пусть в сказке у него появится друг и т.д.

И последний шаг – это написание сказки. При этом сказка не обязательно должна быть о людях. В сказке папа может быть волком, мама – лисой, а ребенок – зайчиком. Или, они все были автомобилями разных марок. Все зависит от вашей фантазии.
Практика
Ситуация: девочку-первоклассницу обижает одноклассница. Обзывается, насмехается, толкает, ставит подножки т.д. Учительница не может помочь, т.к. конфликты происходят в момент ее отсутствия. Совет мамы «дай отпор, скажи ей, что она сама дура» ничем не помогает.
Задача: научить девочку давать отпор агрессору.
Почему девочка не умеет давать отпор? Скорее всего, родители внушили ей убеждение, что хорошие девочки не грубят и не дерутся. Получается противоречие: с одной стороны «я хорошая» и «мама меня защитит», с другой стороны «мне плохо, я должна что-то сделать, чтобы защитить себя».

Как решить проблему? Например, создать ситуацию, в которой можно драться и оставаться хорошей.

-= Аня и Клякса =-
Много лет назад, жила была девочка Аня.
Она жила в квартире многоэтажного кирпичного дома. Аня была старательной ученицей и каждый день ходила в школу. А в соседнем доме жила старуха Шапокляк. Да-да, та самая Шапокляк, которая прославилась своими хулиганскими выходками. Только в то время она была еще молодой. Ей было столько же лет, сколько Ане, и звали ее не Шапокляк, а просто Клякса.

Однажды Аня и Клякса повстречались на улице. Аня как раз шла в школу, когда к ней подошла Клякса и сказала:
- Эй, у тебя на ранце нарисована змея.
Аня сняла ранец, но никакой змеи не увидела. На ранце была лишь картинка с симпатичным барсуком.
- Это не змея, это барсук – сказала Аня.
- Нет змея, к тому же еще и ядовитая, – сказала Клякса авторитетным тоном, а потом добавила:
- Какая ты глупая. Зачем ты носишь на ранце ядовитую змею?
Аня не знала, что сказать. Ей было очень обидно, что Клякса назвала ее глупой, и она заплакала.
- Рева-корова, - передразнила ее Клякса, - Ну все, сама напросилась. Теперь я от тебя не отстану. Буду тебя каждый день до слез доводить.
И действительно, Клякса стала караулить Аню. То толкнет ее, то подножку поставит, то передразнивает ее обидными словами. После встреч с Кляксой Аня часто бывала в слезах. Аня пожаловалась маме. Один раз мама даже помогла прогнать нахальную Кляксу. Но мама не могла быть с Аней постоянно, когда девочка бывала на улице.

Что же делать Ане, чтобы Клякса оставила ее в покое?
---
(Кстати, на этом можно сказку и закончить. Получится сказка с открытым концом. Можно пофантазировать вместе с девочкой, что делать Ане, чтобы Клякса от нее отстала).
---

Однажды дворник Федор увидел, как Клякса доводила Аню до слез. Дворник нахмурился и подошел к девочкам. Клякса увидела приближающегося дворника и поспешила удрать.
- Почему ты позволяешь этой хулиганке доводить себя? – спросил Федор у Ани, - В следующий раз дай ей сдачи.
- Не могу.
- Почему?
- Потому что я хорошая, а хорошие девочки не дерутся и не грубят.
- Кто тебе такое сказал? Добро должно быть с кулакам. Если твориться несправедливость, хороший человек не будет стоять в стороне. Он будет бороться и сумеет дать отпор плохому. Поняла?
Девочка кивнула.
- В следующий раз сделай так... – и дворник научил Аню, как нужно отвечать на провокации .

На следующий день Клякса снова начала приставать к Ане на глазах у других детей.
- Глядите, у нее на ранце ядовитая змея, – сказала Клякса.
- Ага, смотри, как бы тебя не укусила за длинный язык, – громко ответила Аня. Дети засмеялись, а Клякса позеленела от злости и сделала еще одну попытку:
- Глядите, она носит бант. Я слышала, что только слабоумные девочки носят бант.
- Ты что, дура? Девочки носят банты не потому, что слабоумные, а потому, что бант – это красиво.
- Ой, кто бы говорил о красоте, – передразнила Клякса. - У тебя такое платье, как будто ты его на помойке взяла.
- У меня отличное платье, – ответила Аня с вызовом, – Не то, что у тебя. Может, ты сама на помойку ходишь за платьями?
- Что-то ты сегодня больно храбрая, – прошипела Клякса, – Забыла, как вчера слезы вытирала? Не верьте ей, – обратилась Клякса к детям, – На самом деле она плакса, каких свет не видывал.
- Я была плаксой раньше, - спокойно ответила Аня, - Теперь я могу дать тебе отпор. Я и других научу, как с тобой бороться.
С тех пор, Клякса оставила Аню в покое. Когда они случайно встречались на улице, лишь провожала ее взглядом с кислым видом.

P.S. Если кого-то из моих читателей заинтересовали терапевтические сказки, рекомендую познакомиться с Историями про Энни:
http://child-stories.chat.ru/book_enny.htm


Рецензии