Кыргызстанский излом

В критических ситуациях, подобных той, в которой оказался сегодня Кыргызстан, проверяется не только стойкость государства, но и самые разные человеческие качества его граждан. Трагические дни 11-14 июня показали, что в республике есть не только люди, которые готовы жертвовать собой ради других, но и те, кто с удовольствием наживается на чужом горе. Страшно, что их так много в маленьком Кыргызстане.

За последние два месяца, начиная с 7 апреля 2010 года, мы не раз убеждались, что в стране число тех, кто готов грабить магазины, оставленные дома, превосходит все мыслимые пределы. Это в марте 2005 года, когда Бишкек впервые столкнулся с массовым мародерством, мы испытали настоящий шок. Теперь, судя по всему, начинаем привыкать. Ни тогда, ни после 7 апреля практически никто не был наказан за разграбление офисов и магазинов. В итоге в умах многих закрепилась новая формула взаимоотношений в стране: «Отсутствие наказания - молчаливое поощрение».

В городах Джалал-Абаде и Оше все это проявилось в самой уродливой форме. Пока бандиты убивали простых горожан, сотни мародеров с упоением грабили магазины, жгли театры и офисы. Врачи и пожарные наталкивались на жесткое противодействие со стороны бесчинствующих молодчиков.

Кто-то, рискуя жизнью, прятал у себя дома соседей, и не важно, какой они были национальности. Кто-то плечом к плечу отбивался от бандитов и прочей нечисти, повылазившей в эти дни из темных углов, делился с соседом куском лепешки, помогал людям выбраться из объятого пожарами и погромами города.

Зато другие активно занялись бизнесом. На юге без зазрения совести продается поступающая в страну гуманитарная помощь, процветает спекуляция. По разным данным, за лепешку в разоренных городах запрашивают от 100 до 300 сомов, завышая цены в десятки, а то и сотни раз. Немало и тех, кто продолжает распространять провокационные слухи, нападать на конвои с гуманитарной помощью, отбирать ее у женщин и детей. 

В то же время отдельные общественные деятели затевают в Бишкеке различные митинги или организуют бесконечные круглые столы. И умничают, умничают... А в аэропорту «Манас» не хватает рук, чтобы грузить самолеты, отправляющиеся с гуманитарной помощью на юг страны.

Еще хуже, что после того как ситуацию в Ошской и Джалал-Абадской областях Кыргызстана удалось более-менее стабилизировать, туда потянулись караваны политиков. И зачастую только с одной целью - пропиариться. При этом они разбирают поступившую в аэропорт Оша гуманитарную помощь и выдают ее людям либо от своего имени, либо под флагами различных партий и движений. Мало того - для себя, любимых, они требуют у комендатур, испытывающих нехватку в людях, охрану.

В эти дни в редакцию тоннами приходят сообщения о том, как и кто помог. Чиновники спешат уведомить народ о своем вкладе, зачастую столь скромном, что о нем можно было и умолчать. И здесь как нельзя кстати на ум приходит диалог из романа Льва Толстого «Анна Каренина»:

- Она делает столько добра! У кого хочешь спроси!

- Может быть. Но лучше, когда делают так, что у кого ни спроси, никто не знает.

По мнению же конфликтолога Эльмиры Ногойбаевой, лидерам политических партий, собирающимся осенью баллотироваться в парламент, нельзя устраивать «пляски на костях» и в условиях конфликта заниматься предвыборной кампанией под видом поддержки предстоящего референдума по Конституции. «Это грубо, цинично и совершенно неуместно в данной ситуации», - добавила она.

В итоге мэр города Оша Мелис Мырзакматов решил инициировать временный запрет на въезд в город политиков, которые, по его словам, на людском горе пытаются набирать перед выборами дивиденды. На такой шаг, по его признанию, вынуждают пойти многочисленные обращения местных жителей, которые считают, что разглагольствования политиков только мешают межнациональному примирению.

Наверняка обществу еще предстоит задуматься: откуда в Кыргызстане столько погромщиков, мародеров, провокаторов? Почему мы так низко пали морально? Где наше национальное самосознание и идеология, о которых мы так любим рассуждать? И, пожалуй, сейчас нам всем стоит прислушаться к словам Антуана де Сент-Экзюпери: «Может, лучше не уничтожать зло, а растить добро?».

Бишкек, 17 июня 2010 года.


Рецензии
"Откуда мародеры, откуда мародеры"... Арсений... Как по мне, так ответ на поверхности лежит.
Рискну его высказать. Я Среднюю Азию знаю по 80-м. А друг у меня работал в Казахстане в начале 90-х. И по делам надо было ему в Ташкент на денек смотаться. Он на самолёт и - туда. Дела сделал и обратно в аэропорт. А там руками разводят. Карантин, мол, по холере на казахстанской границе ввели. Звыняйте, парни.
Ну, приятель, благо командировочные позволяли, хватает в аэропорту машину и на Киргизию. С ней-то карантина нет. Так через Киргизию и добрался до Казахстана.
Вот он и рассказывал. Уже под вечер остановились в одном из киргизских сел. Так, передохнуть просто. Ноги размять. А село интересное. Чистенько на улочке, подметено. Тротуарчики. Дорожки битым кирпичом выложены. Клумбы. Домики аккуратненькие и все - как по шаблону. И в рядок ровненько. как по линеечке. Оказывается, село - немецкое. Ну, наши путешественники и постучались в один из дворов. Типа - водички бы напиться. Водички им дали, разговор завязался.
Разговор не перессказываю, но на предложение моего друга: "Если всё у вас тут так хреново, да продавайте имущество... Вон у вас - хозяйство справное. Дом хороший", хозяин и ответил: "НЕ ПРОДАТЬ! Киргизы местные в глаза смеются - зачем покупать? Уедешь (всё равно уедешь!) - всё И ТАК МОЁ БУДЕТ!"
В начеле 90-х мы заложили в голову людям, что чужое можно взять просто так. Прийти и взять. И если этот человек НЕ КИРГИЗ (не узбек, не таджик...), то ничего тебе за это не будет. НИ-ЧЕ-ГО. Это что не мародерство? Пришло время и оно проявилось. В полный рост. Из тех ростков. Начала 90-х.
Скажете преувеличиваю?
У меня хорошие знакомые уезжали с Таджикистана. Им повезло. Они достали контейнер и погрузили туда мебель, телевизор, холодильник. Всё то, что в течение жизни зарабатывали.
Пришло время, получили они свой контейнер. Уже в России. И из всего того хлама, во что превратилось их имущество, хозяин смог сделать ОДНУ КУХОННУЮ ТУМБОЧКУ. Хлебом клянусь - чистая правда!
И что, кто-то за это понес какое-то наказание? В Таджикистане? Узбекистане? Казахстане? Через чьи границы шел этот груз. Надеюсь, Вы полнимаете, что никто.
А это тоже мародерство.
В Киргизии это всё просто локализовалось в одном конкретном месте, концентрировалось м выплеснулось на экран. ВОТ И ВСЁ. А мародерства в Средней Азии с начала 90-х хватает.
Я очень хорошо вспоминаю Среднюю Азию. Вот здесь - http://www.proza.ru/2008/05/19/137
Или вот тут - http://www.proza.ru/2010/06/28/315
И ни к кому ни личной, ни какой другой неприязни не испытываю. Но... Арсений... Как ни горько, но посеявший ветер, пожинает бурю. Нынешняя киргизская буря - это ветер 90-х.
Может, я и не прав. Не судите, да не судимы... Но вот так мне кажется.
С уважением и искренним сочувствием к нынешним киргизским проблемам.

Константин Кучер   06.07.2010 18:25     Заявить о нарушении
Согласен, что всё началось именно с тех пор. Раньше особо делить-то было нечего.
Другой вопрос, как быстро поколение мародеров выросло и пополнилось. И тем
не менее, меня больше всего поразило то, что люди могут так низко опускаться,
когда в стране такая трагедия. Понятно, что и земли захватывают, и воруют,
но при таких условиях, какие были на юге, - это уже общественная катастрофа.
Вы во многом правы. И в том. что государство само потакает таким вот захватчикам
чужой собственности. По закону ее нельзя трогать, но кто соблюдает закон?

Это все очень печально. Я лишаюсь в эти дни последних иллюзий по поводу
будущего моей страны. И уезжать не хочу, но и жить рядом с такими людьми
уже просто страшно.

С уважением.

Арсений Лайм   07.07.2010 13:11   Заявить о нарушении
Арсений... А кто ж хотел уезжать?!!! У меня в бывшем Ленинабаде на русском кладбище лежит тесть, мать тещи, тёщина сестра, брат и его супруга. Эта земля такая же моя как и чья-то там ещё.
У Андрея Волоса есть изумительный роман-пунктир "Хуррамабад". И одна из последних глав в нём - "Чужой". Как уезжает человек из Таджикистана в Россию и понимает, что он едет на чужбину. Только здесь, в тех местах, где он родился и вырос, которые знает до последней щербинки на дверном косяке в подъезде... Только здесь он - свой. А там, в России, он, хоть и русский по национальности, - ЧУЖОЙ!
Арсений... Кто ж уезжать хотел?!! Народ просто спасался. Сам спасался и детей своих спасал. Если не от войны, то от голода, нищеты и презрения.

Константин Кучер   07.07.2010 14:00   Заявить о нарушении
Кто же спорит, что вынуждены были уезжать. Тем более, в Таджикистане была
гражданская война. Обычно в таком горниле не жалеют ни своих, ни чужих.
Бьют всех и не по паспорту. И многие знакомые, которые уехали в России, говорят,
что чувствуют себя чужими. Я, например, ездил к родственникам в Тамбовскую
область, так местные меня киргизцем называли и удивлялись, что я русский.
Да и не нравится мне тот образ жизни, что зачастую ведут в небольших городах,
не говоря уж о деревнях. Но, как говорится, родину не выбирают. Если
прижмет совсем, то и мы поедем. За себя не страшно, страшно за детей.

С уважением.

Арсений Лайм   07.07.2010 14:08   Заявить о нарушении
Вы знаете, Арсений, дети даже как-то быстрее присосабливаются к новым условиям. Наверное, потому, что у них ещё нет выработавшегося и закрепленного жизненным опытом стереотипа поведения. Но всё равно - за них, действительно, очень страшно.
Со взаимным уважением. Игорь

Константин Кучер   07.07.2010 15:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.