Завтра может не быть

                Завтра может не быть

-Мама, послушай, что у меня в школе случилось.
-Варенька, я занята. У меня срочная работа. Ты же видишь, я с порога прямо за компьютер.
-Но ты уже третий вечер сидишь за компьютером.
-Ты мне претензии предъявляешь, что ли? – мама недовольно оторвалась от компьютера.
-Нет, просто я уже второй день …
-Придётся подождать со школьными проблемами до выходных, - отрезала мама.
«Я не могу ждать до выходных, мне надо обсудить всё сейчас!» - хотела сказать Варя, но, взглянув в строгое мамино лицо, промолчала.
  Варя ушла в свою комнату, ей хотелось плакать, но слёзы не текли. Она села на диван, поджала ноги, и в голове опять всплыли события двух последних дней.
  Позавчера её лучшая подруга Вика заявила, что она теперь дружит с Настей, а Варя пусть поищет себе кого-нибудь другого. Варе было больно и обидно, но она бы пережила всё это, если бы на следующий день все девочки класса не начали её дразнить. Это означало лишь одно – Вика, которой Варя доверяла, разболтала всем её секреты, и самый главный секрет – Варя была влюблена в своего одноклассника Вадика.
  Она только подошла к кабинету, как её окружила стайка девочек, и они начали громко скандировать:
-Варя любит Вадика! Варя любит Вадика!
  Девочка была так ошарашена, что потеряла дар речи, не понимая, откуда им это известно, но в этот момент увидела довольное, а что ещё хуже, насмешливое лицо своей бывшей подруги – Вика надрывалась вместе со всеми и, похоже, находила удовольствие в растерянности и беззащитности Вари.
  То же самое повторилось и на следующий день. На этот раз это услышала учительница английского. Она вышла в коридор и сказала:
-А если бы вы влюбились, а другие начали бы кричать об этом на каждом углу, вам бы это понравилось? Надо уметь ставить себя на место другого человека.
 Это помогло, но ненадолго. Выходя после уроков из школы, Варя услышала намеренно брошенную Настей фразу:
-Ты только посмотри, как она одевается! Совсем вкуса нет у бедняжки!
  Варя внутренне замерла, она ждала реакции Вики. Неужели она просто промолчит, неужели четыре года дружбы ничего для неё не значат.
  Вика не промолчала:
-Не знаю насчёт вкуса, а вот денег у них точно нет. Не повезло девочке с родителями.
  Слёзы сами собой стали наполнять глаза, но Варя собрала всю свою волю, чтобы не расплакаться и, повернувшись к Вике, тихо сказала:
-Какая же ты дрянь.
-От дряни слышу, - ничуть не смутившись, откликнулась та.
-Она ещё и грубиянка, - презрительно сморщив нос, проговорила Настя.
  Варя молча прошла мимо, свернула за угол дома и тут, уже не в силах сдерживаться, разревелась. Ей почему-то захотелось бежать, бежать как можно быстрее. Но куда бежать? Конечно же, домой! До сих пор Варя не делилась с мамой своими сокровенными тайнами. Она не рассказывала ей о Вадике, ей казалось, что мама не поймёт или, что ещё хуже, посмеётся над её «детскими глупостями», как она частенько называла то, что крайне редко рассказывала дочь о своих мечтах или переживаниях.
  Весь день Варя ждала маму. Она перебрала кучу вариантов того, что скажет ей. Мама пришла поздно и тут же отправилась за компьютер, как будто ей не хватило времени на работе. Варя всё-таки подошла и тихо сказала:
-Мама, Вика больше не дружит со мной.
-Я тебе всегда говорила, что твои мечты о вечной дружбе всего лишь детские глупости.
-Но другие девочки дружат годами, и мы дружили больше четырёх лет.
-Подружили и перестали. Так всегда и бывает, особенно у девочек.
-Но мы не просто перестали дружить. Она …
-Варя, ты же видишь, я работаю! Давай оставим эти пустые разговоры на вечер.
  Но вечером, как всегда, прежде чем появилось время для разговора, пришла пора спать. Сегодня поговорить с мамой, видимо, вновь не придётся.
 Лёжа в постели, Варя подумала о том, чтобы рассказать всё папе. Папа, правда, никогда не интересовался её друзьями, да и вообще никакими её проблемами, кроме успеваемости. Нет, он был добрый и заботливый – покупал книги и иногда выводил всё семейство в театры и музеи. Он много знал и интересно обо всём рассказывал. Но как-то так сложилось с самого начала, что остальное для него было пустой болтовнёй. Как будто папа никогда ни с кем не ссорился, не переживал и не отчаивался. Иногда Варя думала, что она просто гораздо хуже папы, поэтому у неё есть проблемы, а у него их действительно никогда не было.
                ***
  Если бы Варя могла, она бы прогуляла школу. Но она была из редкой породы очень правильных детей, и потому не могла.
  Уже в раздевалке к ней подошёл Вадик, отвёл к окну и тихо сказал:
-А ты не могла бы держать свою любовь при себе. Зачем тебе понадобилось сообщать об этом всему классу?
  Взгляд Вадика был настолько враждебен, что Варя не смогла вымолвить ни слова. Её единственным желанием было раствориться или провалиться сквозь стену, в которую она вжалась от унижения и горя.
  Этот день был похож на предыдущие как две капли воды.
  Третья капля обрушилась на Варю на уроке труда. Они уже четвёртую неделю шили ночные сорочки. Варя не была прирождённой швеёй. Строчки у неё получались неровные. Но сегодня дело не шло совсем. Сидя за машинкой, она слышала, как за её спиной шушукаются Вика и Настя. Они явно говорили о ней. Варя нарочно всё время строчила, чтобы ничего не слышать. Она строчила, не наметав, и результат превзошёл порог терпения учительницы.
  Когда та, обходя в очередной раз класс, увидела, что сотворила Варя, она не смогла сдержаться и закричала:
-Это что такое, Новикова?! – Учителя всегда переходили на фамилии, когда злились, - Это что за швы?! А что ты с рукавами сотворила! Это ж не ночная сорочка, а смерительная рубашка. В таком одеянии только людей пугать.
-Да уж, подкачала ты, - шепнула сзади Настя, - Вадик тебя с таким приданым не возьмёт.
Услышав это, Вика ядовито захихикала.
  Варя не знала, как это случилось. Она схватила свою байковую рубашку с пуговицами и хлестанула ею Вику по лицу. Пуговица угодила той прямо в лоб. Вика заревела.
-Новикова! – опешила учительница, - ты что себе позволяешь?! Да ты просто хулиганка! Давай дневник, а после урока пойдёшь со мной к директору.
  Варя безропотно дала дневник. Ей было всё равно, только стыдно – она никогда прежде не поднимала руку на человека.
  На перемене её отвели к директору. Елена Семёновна долго наставляла её на путь истинный, то и дело удивляясь, как это образцово-показательная Варя Новикова докатилась до рукоприкладства.
  После уроков Варя выходила из школы в ставшем за эти дни привычным одиночестве. Она миновала школьный двор и уже поворачивала на проспект, когда почувствовала сильнейший толчок в спину. Девочка не удержалась на ногах и упала на коленки, успев подставить руки.
-Это тебе за пуговицу, - злобно и презрительно глядя на неё сверху вниз, в один голос прошипели Настя и Вика. Они прошли мимо и скоро скрылись за дверями магазина «Азбука Вкуса».
  Варя встала, на колготках зияли две круглые дырки, коленки, вроде, были целы. Девочка поплелась домой, торопиться ей было некуда.
  Дома никого не было. Варя сняла рваные колготки и пошла в ванну мыть коленки.
  Она уже вытиралась полотенцем, когда кто-то из родителей пришёл домой.
-Варь, ты где? – услышала она к своему удивлению голос отца.
-Па, я в ванной, - откликнулась девочка, - сейчас выйду.
-Я на секунду, и снова на работу, - сообщил отец.
Варя заторопилась – вот он, подходящий момент для разговора.
  Она нашла отца в комнате – он искал в ящике стола какие-то документы.
-Па, мне плохо в школе.
Отец удивлённо поднял брови.
-Плохо преподают?
-Нет, дело не в этом. Меня предала подруга. Она рассказала всему классу все мои секреты.
-Варюх, - лицо отца подёрнула снисходительная улыбка, - ну какие такие секреты могут у тебя быть в двенадцать лет?
-Папа, она теперь издевается надо мной вместе со своей новой подругой.
-Знакомый сюжет, - папа, как будто, задумался. – Почитай «Чучело», по-моему, у нас есть. Там про что-то в том же роде, но заканчивается всё хорошо. Если не найдёшь, скажи мне вечером, я на неделе куплю. Так что, не унывай, а мне бежать надо.
  Он сложил все необходимые бумаги в файл, чмокнул дочь в нос, подмигнул и исчез за входной дверью.
  «Что ж, не родители, так книга», - вздохнула Варя, пододвинула стул к книжному шкафу и стала искать «Чучело». Но этой книги на полках не было. Всё откладывалось в лучшем случае до завтрашнего вечера.
  Когда тем же вечером, поздно придя с работы, папа зашёл к Варе пожелать спокойной ночи, она попросила купить ей «Чучело».
-Думаешь, надо? – с сомнением спросил он.
-Очень надо, - сказала Варя таким обречённым голосом, что отец, который не любил всякие сантименты, понял, что это серьёзно. Но он был так далёк от всех этих детских страданий, девчоночьих обид и ссор.
-Поговори с мамой. Она, наверняка, лучше меня разбирается в девчачьих проблемах.
  Папа вышел с намерением завтра же поехать в магазин и купить книгу. Он прошёл на кухню, где жена готовила кашу на завтрак.
-У Варюхи, по-моему, серьёзные проблемы с одноклассниками. Она тебе не говорила?
-Что-то говорила. Паш, ты же знаешь, я сейчас совсем зашилась со своими отчётами. Ещё пара дней, вздохну свободней и обязательно поговорю.
  Отец поцеловал жену и пошёл смотреть вечерние новости.
  В эту ночь Варя очень плохо спала. В голове, как кадры из кинофильма, всплывали события четырёх последних дней. Она ясно понимала, что завтрашний день не принесёт облегчения. Ещё целых двадцать четыре часа до того, как она получит книгу, в которой, возможно, найдёт решение своих проблем, а может, и нет? С чего она взяла, что чужая жизнь, да ещё выдуманная писателем, подскажет какой-нибудь выход. Папа сказал, что там всё хорошо кончается. В книгах всегда всё хорошо кончается, а в жизни? В жизни всё совсем по-другому.
  Варя ещё долго ворочалась с боку на бок, пытаясь понять причину предательства Вики, но никакого объяснения не находила. Наконец, мысли её окончательно спутались, и она заснула болезненным, неглубоким сном.
                ***
  Варя проснулась ещё до того, как в комнату вошла мама. Она посмотрела на часы и вдруг подумала, что гораздо лучше будет прийти в школу первой. Тогда она избежит всех косых взглядов и шёпота за спиной. Она войдёт в класс, где не будет никого! Варя почувствовала облегчение от этой мысли, встала, быстро собралась и отправилась завтракать, встретив в коридоре маму, которая только шла её будить.
-Ма, мы сегодня дежурим, - соврала Варя с ходу, - я забыла вчера предупредить, но, к счастью, сама рано проснулась.
-Тогда иди скорей завтракать, я уже всё разогрела.
Девочка без аппетита съела кашу, выпила полчашки чая и, вылив остальное в раковину, выпорхнула из кухни.
-Ты сегодня весёленькая, - улыбнулась мама, - всё поправилось?
-Да, почти, - опять соврала Варя, быстро оделась, схватила сумку и выскочила из квартиры.
  В школу она действительно пришла первой. Класс уже был открыт, и учительница русского и литературы сидела за столом, что-то переписывая из книги в тетрадь.
-Варь, ты что-то рано сегодня, - удивилась Анна Сергеевна.
-Рано встала, - объяснила девочка и внимательно посмотрела на учительницу. Анна Сергеевна была доброй, все в классе любили её. Варя продолжала наблюдать за учительницей. Может быть, поговорить с ней? Она понимает людей лучше других. Как интересно она рассказывает о героях литературных произведений, объясняет их поступки, разбирает характеры.
  Девочка нервно сглотнула. Она не знала, как начать разговор.
-Анна Сергеевна, - пересилила она себя, - а у вас были проблемы с подругами в школе?
Учительница оторвалась от тетради.
-Конечно, были. У всех бывают.
-А как Вы их решали? – раз начав, уже больше не нервничая, спросила Варя.
-Ну, Варюш, по-разному решала. Какие-то проблемы исчезали со временем сами собой. Где-то собиралась с духом и говорила с человеком начистоту, и это многое проясняло. А почему ты спрашиваешь?
-Да так, на всякий случай, вдруг и у меня будут, - сказала Варя, не могла же она, в самом деле, наябедничать Анне Сергеевне на Вику.
-Об этом не надо думать, - учительница пристально посмотрела на девочку, - а если есть проблемы, приходи завтра после уроков. К сожалению, сегодня сразу же уезжаю на семинар.
-Да нет, спасибо, у меня всё в порядке, - сказала Варя и вовремя, потому что в класс начали заходить одноклассники.
  «Поговорить начистоту» - это до сих пор не приходило Варе в голову. Это надо сделать. Она подойдёт к Вике, когда та будет одна и задаст ей прямой вопрос – почему она так поступила.
  Варя теперь была настолько одержима этой идеей, что почти перестала замечать насмешки и презрительные взгляды одноклассников. Она никак не отреагировала, когда Настя «случайно» наступила в коридоре на её сумку и не потрудилась стереть пыльный след, и когда Вика, как будто невзначай сильно толкнула её, проходя между рядами к своему месту.
  Варя уже почти отчаялась улучить подходящий момент, когда, войдя в раздевалку, она, к своему удивлению, увидела Вику, одевающуюся в полном одиночестве. Превозмогая сильнейшее волнение, она подошла к бывшей подруге.
-Вика, - тронула она её за рукав, - почему ты так поступаешь со мной?
Вика обернулась, и с выражением гадливости на лице оттолкнула Варину руку.
-А ты – со мной? – вскинулась она на Варю.
-Я?! – оторопела та.
-Да, ты! С тобой же можно умереть со скуки! Удивляюсь, как я ещё жива. Спасибо Вике, с ней жить хочется.
-Что ты имеешь в виду?
-Да то, что ты вся в своих книгах и учёбе. Такие, как ты, раньше в монастырь уходили. А я жить хочу по полной. Тусоваться с ребятами, шмотки красивые покупать, косметику.
-Я разве тебе мешала делать то, что ты хочешь?
-Конечно! Тебя же в магазин поболтаться не вытащишь, косметикой ты не пользуешься, поздно вечером не гуляешь. Ты даже в Интернете не сидишь! На кой мне сдалась такая подруга?
-Допустим, мы с тобой разные, пусть тебе стало скучно, но почему ты теперь издеваешься надо мной?
-Это, дорогуша, расплата за выброшенные в помойку четыре года моей жизни. А теперь отвали! – Вика оттолкнула Варю и вышла из раздевалки.
  В окно Варя увидела, как она присоединилась к стоявшей на крыльце группе девочек, и они все вместе начали спускаться по ступенькам, оживлённо болтая и смеясь.
  Глаза Вари застлали слёзы. Она не помнила, как оделась, как вышла на улицу, как оказалась на проспекте. Куда идти? Кто поможет? Кому она нужна? Последний вопрос поверг её в отчаяние, и откуда-то возник и вырос в голове, как плакат, написанный одними заглавными буквами, другой: А ЕСЛИ МЕНЯ НЕ БУДЕТ, КТО-НИБУДЬ ЗАМЕТИТ?
  Перед ней был проспект. Машины неслись в обе стороны, обгоняя друг друга. Неразличимые в них люди куда-то спешили, а значит, их где-то ждали, они были кому-то нужны. Они были нужны.
  Варе вдруг стало как никогда прежде покойно на душе. Она больше не задавала себе вопросов. Она ступила на проезжую часть и побежала наперерез движению машин …


Рецензии
никогда не понимал свою подругу, которая вечно мне говорит: "Вот ты пишешь, но мне как-то это всё не близко. Рассказы должны учить чему-то, иначе на фига они нужны?" Теперь понял. Ваши учат. Очень грустно. Но верно. Всё действительно так, и написано хорошим понятным языком. Благодарю!

Чучело Мяучело   31.08.2010 23:15     Заявить о нарушении
Спасибо ... (не называть же Вас в самом деле Чучелом Мяучелом),
но я не совсем согласна с Вашей подругой. Какие-то учат, какие-то просто заставляют задуматься, третьи развивают воображение, а другие просто такие красивые, что завораживают. Хотя я не сторонница "Искусства ради искусства" в литературе, мне всё-таки нужна идея.

Юлия Джейкоб   01.09.2010 11:24   Заявить о нарушении