Дрожат в душе натянутые звуки

 

Стихи Екатерины Образцовой почти неизвестны массовому читателю. Книга «Плакучие стихи»  открывает ценителям русской словесности имя поэтессы, которая хранит в своей душе верность русской литературе, пишет изящные строки, её произведения можно отнести в полной мере к классической лирики двадцатого века.
Поражает богатый духовный язык и сокровенность мыслей о прожитом, эпохе, внутренней непрерывной душевной борьбе над своими чувствами и эмоциями. Особое место занимают в сборнике – безымянные посвящения:

Своими чистыми невинными глазами
Ты смотришь радостно, восторженно на мир,
И с белыми тебя сравнили мы цветами,
Когда вся светлая ты к нам пришла на пир.
 
Откликаясь на события, автор создаёт замечательные и совершенные по форме творения: небольшие пьесы, элегии, баллады, поэтические рассказы и повести, трагедии, драмы с интригующим содержанием, где действуют она сама от первого или третьего лица, а также реальные или аллегорические герои; житейские истории от действующих лиц пересказываются монологами и диалогами:

Ты, закрывши рукою глаза,
Из-под пальцев лукаво глядишь.
А глаза у тебя – бирюза –
И за мной ты, как сыщик, следишь...

Я разве виноват, что мне дала природа
Разгульный дух и страсти яркий пыл,
Что славы и богатства – мне милей свобода,
Что одиноким я всегда живу и жил!

В стихах философско-психологического жанра тайна души прикрыта под вуалью строк. Но по крупицам слов и  названиям стихотворений можно воссоздать бытовую обстановку творчества тех далёких лет:

Прижимаюсь я к влажной подушке,
Взор с таинственной борется тьмой.
Вижу дом я родной в деревушке,
Вижу лица, любимые мной.

Чем дышала поэтесса, что её тревожило и смущало предстоит разгадать читателю. Эта книга – легенда о пылком сердце и рассудительной души. Лёд и пламень объединились в единое целое. В стихах проступают черты знакомых лиц. Эпизоды встреч, аромат школьного сада, детские игры у реки, озеро, дом Семиных в пятью окошками и крыльцом:

Помню ветку черёмухи белой,
Ночи севера светло-холодные.

Впечатлительной современнице хочется рассказать о своей печали и грусти близкой подруге, развеять «паутину мыслей», муку от неразделённой несчастной любви, о невесёлой юности, предвидении мрака, заточения, безрадостности, тревожных снах. Героиня мечтает о переменах в жизни, куда-то уехать. На неё начинает действовать уныние, ожидание неизвестности, страшного дня… Что-то случилось в жизни, произошёл душевный надлом:

Раньше небом розовым счастье улыбалось,
А теперь разбитая молодость осталась.

Роковая печать былого тяготит и угнетает. Память мучительно и не раз заставляет возвращаться к семейной трагедии:

Дни с годами бегут и бегут,
Может, много уносят хорошего,

Но тревожат и жить не дают
Мне картины далёкого прошлого.

Немного проясняет тревогу разговор с матерью:

Расскажи мне про царские годы,
Про юность свою, про отца…
А я на коленях твоих помечтаю…

От сильных личных переживаний поэтесса мысленно прощается с жизнью и не надеется больше увидеться с родными и близкими. Поэтому и появляются трагические мистические нотки в её творчестве:
 
Ты из нежных, лиловых цветов
Наберёшь для могилы букет.
Полон прожитых, тягостных снов
И тоской, что меня уже нет.

Несмотря на трудности в личной жизни, поэтесса вдумчиво смотрит на мир и много пишет, ей легче думается стихами, и не безразличны судьбы людей, она старается понять их поступки, а также пересмотреть собственное поведение.
Оценивая своё творчество, Екатерина Николаевна выводит формулу стиха:

Как мать дитя произносить слова простые учит,
Так я ищу всё новых слов и мысли и созвучий.

Многолетний опыт стихотворчества помогает раскрытию таланта и самоутверждению поставленной цели, добиваясь безукоризненности в выборе средств поэтики, поэтесса шутя восклицает:

Шалунья-муза! Как скучно мне, душе поэта.
             Дай рифм без счёта и числа…

Поэзия – огромный труд и терпение. Екатерина Николаевна трепетно выводит строчку за строчкой, её душа умеет читать стихи, добавляя в сюжет изумительные образы, прочувственно неоднозначное описание и важность мысли:

Упадают, грустя, лепестки
На дорожки заглохшего сада,
На обрывистый берег реки,
И усталое сердце не радо…

Стихи настолько изысканны и художественны по форме, без излишней книжности фраз, что невольно удивляешься, как легко они читаются. Через зарисовки с натуры Екатерина Николаевна передаёт проникновенное восприятие мира и поэтизирует свои ощущения, что усиливает стерео    реалистичность изображения образов. Эти стихи замечательны тем, что написаны они по следам событий и в юные годы жизни, когда всё живо воспринимается запальчивым вдохновением:

Ночью с поля сегодня цветами
Пахло прекрасно и нежно.
Деревья шептали листами,
Хороша была ночь, безмятежна. 

Поэтессе нравится анализировать и строить сюжеты произведений на личном опыте общения с людьми:

Люблю встречать, читать сердца людей,
Искать в них тайно тайны неземного.
В душе у Вас, как и в душе моей,
Есть много странного, тяжёлого, больного.

Екатерина – творческая личность с волевым характером, требовательная к окружающим, очень нравственная, с высокой тонкой душой, впечатлительная, ранимая, независимая. Очень часто меняются её чувства, это говорит о том, что талант всегда откликается на неустойчивость мира:

И никого напрасно не волнуя,
Я гордо, как всегда, от счастья ухожу…

В юности мечты, словно цветы, тянутся к свету, чтобы реализовать своё предначертание в жизни. В девичьи годы всё кажется интересным, и настрой мыслей радушен и живописен, и вполне осуществим по желанию:

И звездою прекрасной горя,
Свет волшебный кругом разолью.
Буду жить, неустанно любя,
Не одну жизнь, смеясь, полюблю.

Любовная лирика неизменно зависит от настроения и является арбитром чувств влюблённых. Поэту, как  кинорежиссеру, приходится быть одновременно мечтательным оптимистом и фатальным циником, только тогда рождаются животрепещущие страстные поэмы. У Екатерины Николаевны не субъективное, а диалектическое афористичное представление о любви:

Он бросал всюду жёлтые цветы.
Она дала лишь одному – красные.
В душе у неё нежные мечты,
У него – пылкие и страстные.

Тема любви представлена узлом противоречий – борьбой между одиночеством и раскованностью. От вынужденной разлуки с милым героиня замыкается в себя, впадает в хандру и рисует мистический облик:

Твой призрак превращен в живую плоть и кровь,
А мир фантазий в мир реальный.
Мне от жизни моей больше нечего взять,
Скоро жизнь уже жизнью не станет.
Неужели меня не полюбит никто
И в глаза мне любовно не взглянет?

Надежда увидеть милое лицо успокаивает сердце:

Ничего не хочу, ничего мне не надо,
Только мимо пройдёшь, так взгляни,
И в лучах истомившего взгляда
Только руку ко мне протяни.

Только влюблённый поэт может озвучить свои чувства чудесными лирическими образами:

С тех пор, как он принёс в своих глазах
Мне вечного огня
И на меня взглянув, спалил мои ресницы…

Из-за переживаний и одиночества души появляются такие кричащие строки:

Никого из людей,
Кто б участье принёс –
У постели моей
Только преданный пёс.
 
Стихи Екатерины Николаевны не показная лирика, а зашифрованная, что ещё больше приковывает интерес читателя. В названии стихотворений зачастую заложен утаенный смысл. Почему же, к примеру, считается сон праведным гневом:

Хорошо бы заснуть!
Успокоиться. Видеть лазурные сны.
Лечь отдохнуть. Не проснуться до новой весны.
Чтоб открылись глаза от безмерно горячего солнца,
Чтоб гроза дождями плескалась в оконца.

Похоже какие-то события заставляли поэтессу откликнуться «поэтическим сном»… Или передать в стихе реалистическую картину быта:

У окон старенькая баба
В помятой юбке и в платке
Вставляет вымытые рамы,
И я стою невдалеке.

В этот сборник вошли избранные стихотворения разных лет. Екатерина Николаевна делится с читателями о своей жизни, рассказывая о желаниях, раздумье, страхе, тоске, гадании, волнении, любви, разочаровании, разлуке.
Обращаясь к природе, автор использует красочность  и выразительность образов, музыкальное созвучие слов:

Вечер зимний, вечер синий,
Тени синие упали.
Засинелся в ветках иней,
Звезды сонно замигали.

Описание пейзажа служит завязкой сюжета. Поражает наблюдательность с какой чёткостью подбираются слова для явлений природы. У Екатерины Николаевны ясный взгляд и художественное восприятие, позволяющее ей не только реалистично описывать, но выразительно представить картину:

Потянул ветерок. Зашептались листы
И омылись росой полевые цветы.
Зарябила река. Закачался камыш.
Беспредельная даль. Безответная тишь.

Екатерина с детства впитала любовь к родной земле. Её жизнь неотделима от природы и её память внятно доносит до нас обстановку тех лет:

И за телегой по пыльной дороге,
Где утопают усталые ноги,
Дальше и дальше пойдём.

Читая строки, отчётливо представляешь картину деревенского уклада жизни:

Гонят с бранью грубой
С огорода скот.
Мальчик в рваной шубе
Зябнет у ворот.

В речке тёмно-синей
Белый тонет гусь.
Сизый воздух стынет
И наводит грусть.

Обладая художественным воображением, поэтесса чудодейственно применяет в своём творчестве детали быта и окружающего пейзажа. Природа в её стихах наделена разумом, оживает, действует и сочувствует, это может быть снег, солнце, трава, река, сосна, гром:

Хрустит пред серым валенком,
Смеётся звонко снег.
И льётся в душу радостно
Его скрипучий смех.

Описание природы в творчестве поэтессы занимает важное место. Но это не чистая пейзажная лирика, а эпическое фольклорное средство для проникновенного изложения своих мыслей через обобщение и слияние образов. Природа – декорационный зачин для раскрытия содержания стихотворения и восприятия сюжета, она, как действующее лицо, становится на сторону героини и сочувствует:

Наклонились печальные ивы
К говорливой прозрачной струе.
Наклонились цветы молчаливые,
Отражаясь в зеркальной воде.

Этот приём помогает выплеснуть на бумагу беспокойные томительные мысли и образно передать своё настроение:

Чувство душевное – небо вечернее
Тучами серыми густо покрыто.
Звезды не светят на небе осеннем,
Яркое солнце с улыбкой забыто.

Стихи Екатерины Образцовой вмещают в себя очень много элементов народного песенного эпоса, которые обогащают и характеризуют стиль её поэтического слога.
В доказательство сказанного можно привести несколько характерных примеров:

1. Языческие образы сопоставления и сравнения:

Осыпаясь роскошной багряной листвой,
Яркой астрой под солнцем осенним,
Я пожаром зажглась над вечерней землей,
Что грустить о Вас, тучи весенние!?

Диалог с фиалками колоритный пример «обожествления» страдальческого образа красоты, которую может безжалостно сорвать злая рука:

Фиалки нежные, душистые, цветите.
Цветите, я не трону вас.
По берегам реки в траве растите,
Пленяя ароматом нас.

Чудные образы с игривой фантазией и восторженным воображением:

На обрыве мохнатые ели.
Колокольчиком льдинка звенит.
Белогрудой мечтою летит
Снеговая пылинка метели.

2. Антитезы и метафоры украшают речь стиха:

Как путник запоздалый стучит в окно,
Не слыша в нём желанного ответа,
Так я стучусь к тебе, прося любви и света,
Но ты молчишь, молчишь уже давно.


3. Длина строки строится как музыкальная октава, чтобы изобразить наряднее смысл и философски раскрыть замысел произведения.

Люблю его душевный строй,
Холодную любовь, жестокую, как меч.
Стеклянный взгляд, ни мёртвый, ни живой,
И тягостно-размеренную речь.

Стихи Екатерины Николаевны хорошо ложатся на музыку, ждут своего часа чудные романсы:

Молчи, молчи, ещё воспоминанья живы
И чувство тихое ещё не улеглось.
Молчи, потухнет всё, что трепетно зажглось.
            Мы так изменчивы, мы так обманно лживы.

Размер и ритм стиха точно передаёт бег лошадей:

Кони мчатся, в вихре сани,
Треплет ветер волоса.
Смотрят томно, как у лани,
На меня его глаза.

Есть в сборнике стихи лёгкой иронической эротики, мистические, философские:

«Остановись, – молил я с болью страстно, –
Остановись, продли счастливый миг».
Но жизнь неслась стрелой, безжалостно и властно
И замирал отчаянный мой крик!

Новая книга Екатерины Образцовой «Плакучие стихи» яркое событие в истории русской литературы. Это не просто стихи, а крылатая поэзия, востребованная временем, летящая к читателю из двадцатого века, чтобы слиться с вечностью человеческих чувств и разума.


Рецензии
Великолепно, что обратили внимание на эти стихи, мне особенно вот это понравилось.
"Своими чистыми невинными глазами
Ты смотришь радостно, восторженно на мир,
И с белыми тебя сравнили мы цветами,
Когда вся светлая ты к нам пришла на пир."

Игорь Леванов   22.06.2010 14:46     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Готовится к изданию эта книга.

С уважением, Владимир

Колыма   04.07.2010 18:24   Заявить о нарушении