Ответ Сергею Белашову

               

   Уважаемый Сергей! Не знаю, преподавали ли дворянским детям гармонию. Но с тем, что все, по крайней мере, большинство, музицировали, согласна. К сожалению, не интересовалась всерьез системой музыкального воспитания в среде дворянства. Черпала сведения, как большинство, из художественной литературы.

    Ясно одно: дети обучались дома нанятыми для этого учителями. То есть распространено было индивидуальное обучение. Учителя, как всегда и везде, были разными, но занятия тет-а-тет, без сомнения во много раз более продуктивны, чем коллективные, ставшие нормой для 20-го века.

    Конечно, в своих рассуждениях и домыслах я буду говорить прописные истины. Но поговорить хочется. Там, в 19-м веке, культура была другая. Это касается не только музыки. Глубоко изучалась история, литература, наследие Древней Греции. Читая о Царско-Сельском лицее, я поражалась объему тех знаний, которые закладывались в умы подрастающих юношей. Я не пытаюсь идеализировать 19-ый век. Люди, обучающие и обучаемые, были различны. В результате вырастали, возможно, и «митрофанушки», но много было и людей с энциклопедическими знаниями. Нам, вышедшим из 20-го века и не снилась подобная картина. Поэтому мы с таким трудом понимаем таких, к примеру поэтов, как Мандельштам (его образование  -  это  багаж из 19-го века). В их образном языке ассоциативные связи опираются на утерянную нами культуру, поэтому часто не доступны пониманию.

   Но вернемся к музыке. В семьях не ставилась задача воспитать музыканта-профессионала. На первое место ставилось музицирование. Что понимается в данном случае под словом «музицирование»? Прежде всего, «чтение с листа», т.е. умение играть или петь по нотам. Популярным было исполнение романсов, арий, песен. Во многих светских салонах и домах собирались для исполнения инструментальными ансамблями классической музыки. Это очень высокий показатель музыкальной культуры. Хотя, надо заметить, к 19-му веку было утеряно искусство импровизации, которым славился 18-ый век.

     20-ый век утратил искусство музицирования. Сейчас у нас огромная сеть музыкальных школ, свидетельствующая о том, что интерес к музыке возрастает. Но музицирование и импровизация (которую тоже можно отнести к музицированию) не возрождаются. На мой взгляд, причины в следующем:

    - Дети, пришедшие в музыкальные школы (не говоря уже о прочих), выросли в немузыкальной среде. Нет ни домашнего музицирования, ни церковных хоров, которые сопровождали всю жизнь верующих. Поэтому они глухи к  красотам Баха, Бетховена. Все, что звучит во дворах, по радио и телевидению – это «попса», основанная «на трех аккордах». О глубине, разнообразии, богатстве такой культуры речи быть не может. Классика и попса, Достоевский и детективы, философия и анекдоты – это пожинаемые плоды разных веков.

    Зачем дети идут в музыкальные школы? Затем, чтобы научиться музицировать. Они хотят похвастаться своим умением перед друзьями (а родители мечтают похвастаться своим чадом перед гостями). Ну, и чем они могут похвалиться? Сыграть Моцарта, Прокофьева, Шумана? Это никого в их окружении не интересует. А другому – подбору аккомпанемента, сочинительству, импровизации – их не обучали.

    Программы музыкальных школ не менялись с начала 20-го века. Это убийственно!

  Раньше было мало музыкальных школ. Проводились конкурсные отборы. Учиться музыке шли дети из среды музыкантов и интеллигенции, воспитанные на классике, пропитанные ею. Для них эти программы и создавались. Их цель – дать основы музыкального языка и исполнительства.

  А для тех, кто, как белый лист, не отягощен знанием музыки, они вредны. Подавляющее большинство  людей не только бросает занятия музыкой в дальнейшей жизни, но и выносит стойкую нелюбовь к классической музыке. Это и понятно.

    Сажают малыша за инструмент, ставят перед ним ноты, представляющие собой запись на двух нотных станах. И погружается несчастный ребенок, у которого нет еще логического мышления, только образное, в разрешение непроходимых дебрей целого комплекса сложнейших логических задач: ноты в скрипичном и басовом ключах, метро-ритмические «заморочки», всякая там аппликатура, всевозможные штрихи, оттенки, итальянские обозначения. Взрослый-то с ума от этого сойдет! Прибавьте еще постановку рук,  клавиатуру. Услышать сквозь все это закодированную в тексте музыку просто невозможно. Какое уж там музицирование! Ноты бы выучить! Вот и исполняют, как говорил Шаляпин ноты, а не музыку. И тихо или буйно ненавидят это «издевательство».

     Почему даже отстающие в развитии дети, приехав в чужую страну, легко осваивают незнакомый разговорный язык? Потому, что он звучит везде. Позже, в школе, будут изучены правила его строения. Сначала изучен разговорный язык.

    Вспомним, как мы изучали иностранные языки в школе и институте. Нас сразу начинали обучать правилам. И к чему мы пришли, проучившись много лет? Ни к чему. С трудом со словарем можем что-то перевести. А разговорный язык так и остался «за кадром».

      То же происходит и в музыкальном образовании. И в 21-ый век перетекла эта безысходность. Не слышим мы, учителя и создатели программ, ни потребностей молодого поколения, ни потребностей времени.

    Извините, что не столько отвечаю на Ваши высказывания, сколько выплескиваю свои мысли. Спасибо за то, что откликнулись.


Рецензии
Здравствуйте, Оля! Увидев Вас на своей странице, почувствовала что-то родное и близкое. Не знала с чего начать чтение Вашей страницы. И вот, набрела на этот ответ, а я бы назвала это статьёй "Наше образование и музыка". С первых строк читала, не отрываясь. И как всё верно, коротко, но ёмко. До чего же правильно всё разобрано. Я помню, как сдавала вступительный экзамен в музыкальную школу в 1949 году, была комиссия из нескольких преподавателей, был конкурс, хотя время послевоенное и обучение платное. Я сама проявила инициативу учиться, хотя мама из-за материальных трудностей не очень-то была настроена меня учить. А вот, когда уже училась, то она всегда выбирала из моей игры на фортепиано серьёзные классические произведения и отдавала им предпочтение, подчёркивала их ценность. А внучка поступала в музыкальную школу в 1998 году безо всякого конкурса, её просто прослушали и приняли. Но она училась тоже с интересом, очень любила хоровые занятие и вокал. Понимать музыку - это великое счастье. Это культурная ценность, которой нет замены. Спасибо за знакомство и интересную статью.
С уважением,

Ольга Реймова   12.03.2011 07:55     Заявить о нарушении