Рассказ о спрятанном оружии

Рассказ третий      

Юля бросила портфель на диван, а потом присела на него сама. С ее лица не сходила улыбка. Если бы она взглянула в зеркало, то, наверно, не узнала бы себя.  В ее взгляде, во всем ее облике появилось нечто для нее новое.
 
Она закрыла глаза и осталась сидеть неподвижно. Иногда ее губы вздрагивали и она, казалось, что-то шептала.

- Юля,  – услышала она голос мамы, - переодевайся, мой руки и иди обедать.
Мать зашла в комнату, посмотрела  в уже  открытые глаза дочери.
-  Все в порядке?- спросила она, внимательно посмотрев на дочь, потом добавила, - ты что, пятерку получила?
- Пятерку?  Не знаю. Может быть, – рассеянно ответила дочь, продолжая улыбаться. Потом подскочила и побежала переодеваться.
    
Мать очень редко видела свою дочь такой. Приходя из школы, Юля всегда была молчаливой и уставшей, даже какой-то угнетенной. Это она чувствовала на протяжении многих лет, как только дочка пошла в школу.
    
Еще она была уверена, что девочке в школе неуютно и одиноко, несмотря на то, что у нее есть две близкие подруги. Мать пыталась говорить с Юлей, но девочка только отмалчивалась, уходила в себя и молча страдала.
    
Она это видела и ничем не могла помочь. Были у них и вечера откровений, но в основном говорила мать, рассказывая Юле о жизни, в том числе и о  своей, пытаясь вывести ее на откровенный разговор, но это практически не получалось.
      
Девочка слушала внимательно, и казалось, не слышала, думая о чем – то своем. Только в старших классах Юля стала постепенно отвлекаться от своего внутреннего мира и видеть окружающий, и это стало радовать мать.

- Что-то  произошло, – подумала мать.  Она не стала расспрашивать ее, все-таки надеялась, что Юля сама все  расскажет.
      
Сегодня, на уроке литературы Юля читала наизусть стихотворение Константина Симонова  «Рассказ о спрятанном оружии». Им задали выучить любое стихотворение любого автора. И она выбрала это.
       
Стихотворение она выучила очень давно, еще в прошлом году. Сказать, что оно ей нравилось, значит не сказать ничего. Оно не просто нравилось, она прожила вместе с героями  стихотворения все дни, которые они провели там, в застенках.
      
Она вместе с ними изнывала от жажды и страдала от побоев…. Она не могла спокойно его читать. Ее маленькое сердечко  билось в груди и страдало. Стихи так волновали ее, что она решила прочитать их в классе. Юля хотела поделиться своими  эмоциями и переживаниями впервые в жизни…
      
Юля была тихой и незаметной девочкой. Очень стеснительная от природы, она не любила отвечать у доски и вообще, когда ее о чем-то спрашивали, предпочитала молчать. Из нее трудно было выдавить хоть слово.
      
Поэтому и  с учебой у нее было не все гладко. Правда, в старших классах она понемногу оттаяла, стала более разговорчивой,  даже  принимала участие  в  общественной  жизни  и  с учебой наладила отношения.
      
Но все равно оставалась замкнутой и необщительной, У нее были близкие подруги, но и с ними она была насторожена.
      
На уроках ее взгляд часто скользил  по верхушкам деревьев,  которые пышной кроной, казалось, висели за окном, и кланялись при сильных порывах ветра. А она в ответ наклоняла голову, и слегка улыбалась, потом, очнувшись, начинала прислушиваться к голосу учительницы, которая замечала в Юле эти отвлеченные взгляды, но ничего не говорила.
      
Ее внутренний мир был для всех загадкой. Она не любила рассказывать о себе и тем более  обсуждать других.  Даже близкие подруги обижались на нее за это.  Самым главным собеседником  ее была она сама, со своей задумчивостью, скрытостью и недоступностью.
      
Ребята уже привыкли к ней такой и особо ни чему не удивлялись. Казалось даже, что ее просто не замечали.    И это  с годами стало ее очень беспокоить.  Чем она становилась старше, тем сильнее страдала от этого, еще сильней  замыкаясь в себе, уходя в глубину своей души настолько,  что не слышала обращенных к ней слов. А переступить эту грань не было никаких сил.… А ей этого очень хотелось.
      
Ее редко вызывали к доске, она никогда не поднимала руки. Вот так размеренно и спокойно протекала ее жизнь в школе. И только она одна знала, какие бури бушевали в ее хрупкой и нежной душе….
      
А тут вдруг ее вызвали на уроке литературы. Впервые в жизни она хотела, чтобы ее вызвали. Она очень этого желала и учительница, заметившая во взгляде Юли это желание, попросила ее прочитать стихотворение.

- Можешь с места, Юля. Читай. Тихо ребята,  не мешайте, -  добавила она, обращаясь к ребятам,  и отошла к окну.
      
Но класс продолжал монотонно шуметь. Ребята тихо переговаривались, шептались, слышен был скрип парт, и вообще  во всем наблюдалось легкое  движение.  Ребята с недоверием и любопытством следили за Юлей: «Прочитает или нет?» Они так привыкли к ее молчанию, что теперь просто  с нетерпением ждали, что будет дальше.
      
Юля встала. Сказала, какое будет читать стихотворение  и тут увидела, как Васька на второй парте сладко зевнул и, подперев голову рукой, повернулся к ней и весь уже был во внимании.  Потом встретилась взглядом с Володей и смутилась. Отвела взгляд, немного растерялась, но собралась с духом и начала читать.  Сначала тихо. Потом кто-то сказал: «Громче!»

Она начала заново:

Им пятый день давали есть
Соленую треску.
Тюремный повар вырезал
Им лучшие куски-
На ужин завтрак и обед
По жирному куску
Отборной, розовой, насквозь
Просоленной трески.
Начальник клялся, что стократ
Сытнее всех его солдат
Два красных арестанта
В его тюрьме едят.
А если им нужна вода,
То это блажь и ерунда:
Пускай в окно на дождик,
Разиня рот глядят…
      
Голос ее дрожал, и все время срывался, но она продолжала читать. Она очень волновалась, но только теперь не знала отчего, то ли оттого, что встала и перед всем классом решилась прочитать, то ли оттого, что  «именно» она читала.
      
Все в ней было так сильно напряжено, что она на мгновение остановилась, но потом опять продолжила. С каждой секундой ее голос звучал все увереннее. Она вдруг сама почувствовала это,  услышав его,  такой звонкий и сильный.
      
Класс постепенно  начал смолкать, даже тихий шепот исчез. И это она тоже услышала,   как и то, что с каждой новой строчкой в классе становится все тише и тише. Ее сердечко стало колотиться все сильнее и сильнее, к ней сладкой волной подкатывалась уверенность. Она понимала, что ее слышат и слушают. Впервые в жизни она это почувствовала.

Они валялись на полу,
Холодном и пустом.
Две одиночки дали им,
Двоим на всю тюрьму,
Чтоб в одиночестве они
Припомнили о том,
Известном только им двоим
И больше никому…
 
Не выдержав напряжения, голос ее опять сорвался. Юля замолчала. В классе стояла мертвая тишина, и кто-то позади нее прошептал:
- Дальше,  Что было дальше?  Юля, читай…
Юля молчала,  ее больше никто не торопил…

А чтоб помочь им вспоминать,
Пришлось топтать их и пинать,
По спинам их гуляли
Дубинки и ремни,
К ним возвращалась память, но
Они не вспомнили одно:
Где спрятано оружье-
Не вспомнили они…
 
    
Она уже почти кричала. Ее голос раздавался в тишине как набат, как предупреждение.
Потом  Юля  замолчала. Она не могла дальше читать,  замолчала неожиданно для себя. Стихотворение она знала до конца. Но читать его уже не могла. В горле стоял комок, он мешал ей говорить.   Ребята  тоже  молчали…

- Юля, читай дальше! Юля, давай. Что было дальше? Пожалуйста, – словно проснувшись, они  снова просили ее продолжить Они уже все развернулись к ней и приготовились слушать дальше. Она видела их глаза, обращенные к ней, робко улыбнулась.
- Сейчас, - голос ее сорвался, но она овладела собой, взяла томик Симонова и дальше начала читать уже по книге:

Однажды старшего из них
под вечер взял конвой…

Она читала и читала, голос ее окреп, и опять в мертвой тишине она слышала только свой …
….
Ему, который мог сказать,
Мне удалось язык связать.
Он умер и не скажет.
Я жив и я молчу!

      
Юля дочитала  до конца и села на свое место. Ребята молчали. Напряженность, которая была все это время, еще не ушла. Потом ребята попросили у нее томик Симонова. Она не возражала. А потом прозвенел звонок.
      
Он оказался  таким  сильным в этой еще стоявшей тишине, что все от неожиданности вздрогнули и, наконец, очнулись. Урок закончился. 
А жизнь продолжалась, оставив в сердце каждого из них частичку этого рассказа….
      
Юля выбежала из класса и спустилась в школьный двор. Постояла около своего дерева, подняла голову и увидела в просвете пушистой кроны солнце, которое светило ей прямо в лицо и согревало своими теплыми лучами. Она улыбнулась и побежала домой. По дороге ее догнала Таня.
- Ты что не подождала меня?- спросила она
- Извини, просто задумалась…- ответила Юля
- А ты молодец! Ребята, знаешь, как удивились, когда ты стала читать, а потом и совсем в шоке были. Хорошие стихи. Мне тоже понравились.
Мимо пробежали ребята из класса. Они оглянулись, встретились с ней взглядом, побежали дальше. Юля улыбнулась. Ей вдруг стало  очень хорошо.
      
Она пришла домой, чувствуя себя совершенно новой. Она изменилась! Да, она изменилась,  она перешагнула этот барьер, который все время мешал ей. Он  все время держал ее в стороне от реальной жизни.  Но она  сумела, она это сделала. Теперь все пойдет по-другому. Она очень верила в это. Она просто знала уже, что так будет.
    
Утром следующего дня, зайдя в класс  ее  встретили глаза ребят, в которых уже не было равнодушия. Или ей показалось? Нет,  она это видела.  Впервые в жизни ребята заметили ее, когда она вошла в класс, она это чувствовала.  Юля улыбнулась и сказала:
- Привет!
    
На душе у нее стало легко и свободно, она села за свою парту посмотрела в окно, качнула головой зеленой шапке   дерева, словно приветствуя его,  и стала готовиться к уроку.
    
Она сбросила с себя этот тяжелый камень, который все годы давил  ее еще маленькое сердце. Она нашла в себе силы, она это смогла, и ее душа стала расцветать, как бутон  утреннего цветка, который ждал пробуждения земли от долгого сна.
    
Солнце поднималось и уверенно заглядывало в окна класса,  освещая его и лица ребят. Юля широко открытыми глазами смотрела на все это и удивлялась. Казалось, она увидела,  наконец, окружающий ее реальный мир, но только совершенно другими глазами.
Она улыбнулась и  достала из портфеля  маленький томик Симонова, который теперь всегда носила с собой…

июнь 2010г.


Рецензии
Очень понравился Ваш рассказ! Спасибо! Удачи!

Александр Муровицкий   05.11.2013 13:20     Заявить о нарушении
Благодарна Вам за теплые слова, Александр.
С уважением,

Светлана Ивановна Обрезкова   05.11.2013 19:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.