Как солнышко появилось на свет

       В давние времена на том самом  месте, где сейчас стоит Киев, был прежде рай. Назывался  тот рай   Ирием, и жили в нём  боги славянские. Но в отличие от греческих, которые обитали на Олимпе, наши обитали  на Бусовой горе.

      - А где эта Бусова гора? – спросила внучка.
      - В Ботаническом саду. На той горе сейчас цветёт сирень, которая так и называется - бузок.
      - А мы гуляли там с мамой и папой, - радостно заявила внучка.

      - Я тоже хочу в рай, - сказал внук. – Бабушка, покажешь мне, где этот…как его… Ирий?
      - Обязательно, - пообещала бабушка Веда.
      - Там ещё растут такие маленькие райские яблочки! – восторженно сообщила внучка.

      - Это и всё, что осталось от того   райского сада, - продолжила бабушка, -  а раньше сад был огромен, хотя  богов поначалу там жило немного:  небесный бог Сварог да земная богиня Лада, да родитель их Род, да сынок их вояка, настоящий забияка. Не дай бог, было его разозлить! Страшен становился он в гневе да грозен на вид. Тут же начинал он переть на обидчика, метать в него молнии да громом греметь. За что и прозвали его Перуном громовержцем. И хотя была у него жена-красавица Перуница,  всё равно он  заглядывался на других девиц.

     Как-то увидел он на другом берегу Днепра-Славутича русалок, которые водили хоровод. Одна из них, по имени Рось, тоже его заприметила. Пустила она свой венок по волнам и сказала:
- Я любовь свою тому герою подарю, кто Днепр могучий переплывёт и венок мой возьмёт.

     Загорелась тут кровь в жилах Перуна, бросился он в воды Славутича и уже доплыл до середины. Но  взволновался тут Днепр-Славутич и выбросил его на крутой берег:
 - Не плыви, Перун, по моим волнам! Не гневи, Перун, Сварога своего батюшку. Не нарушай закон его: не изменяй жене   своей красавице!

      А русалка Рось рассмеялась:
- Не герой ты Перун,  не достанусь я тебе. Не одолел ты Днепра могучего.

     Рассердился тут Перун, разгневался и  метнул в русалку молнию. Но успела Рось за камень спрятаться. Ударила  молния в камень и зажгла в нём огонь огненный. А в огне том возник образ явственный – образ солнышка с лицом человеческим.

     Позвала русалка  на помощь  бога Сварога.
- Дай, бог, мне это солнышко живое,  - попросила его  Рось, – а себе взамен возьми этот камень.
- А зачем мне этот камень? – удивился Сварог. – Мне этот камень ни к чему.

- Дай бог, - заговорило вдруг само солнышко.
- Что… Дай бог? – спросил бог Сварог.
 - Дай бог… мне вырваться из плена каменного.  Исполню тогда  я любое  твоё  желание.
- Так уж  и любое?

      - Любое  светлое.
      - Ну тогда, Дай бог, - усмехнулся Сварог, - освети мне весь мир  своим светом!

    Ударил Сварог по камню молотом, засияло солнышко ярче. Ударил второй раз,  засияло оно ещё сильней. Ударил он третий раз и разбил камень. Вырвалось златоглавое солнышко  на волю, поднялось на небо, а уж сверху осветить весь мир  ему ничего не стоило.

      А памятник солнцеликому Дай богу до сих пор стоит у нас в Киеве на Софиевской площади.


Рецензии