Философия и личность

       «Человек не может выскочить из мира,
       но на край мира он может себя поставить».
       Мераб Мамардашвили

       Известный русский философ Мераб Константинович Мамардашвили очень тонко чувствовал процессы, происходящие в человеке и обществе. Он глубоко переживал упадок общегражданской грамотности, то как люди реагируют на власть, на самих себя, на образы соседей, на окружающий мир. Он считал сознание общества одичавшим, дезорганизованным. И выздоровление сознания невозможно, если не избавиться от дубовых слов, которые мы употребляем. 3 марта 1977 года Мераб Константинович выступил на семинаре Института психологии РАН, где разъяснил свой взгляд на проблему философии и личности. Он считал, что как таковая, философская теория личности не существует и высказывал свое мнение исключительно опираясь на интуицию. Личностью является сам поступок- личностный поступок.
       Существует понятие «человек», и если выделить данное понятие в особый облик, то можно заметить, что сам человек является частью Вселенной,космоса. И перед человеком стоят проблемы, или, точнее, загадки, которые он сам себе задал. Человек сам себе затрудняет мысль. И к тому же следует добавить, что под понятием «человек» подразумевается существо, задающее вопрос о смысле своего бытия.
       Возьмем понятие «Я». С точки зрения интеллектуальной техники данному понятию соответствует Бог или божественный интеллект. Но не всякие понятия имеют предмет. «Я»-это Символ. И если посмотреть на понятие «Я» с точки зрения философии, то речь пойдет не о психологическом, эмпирическом «Я», существующем реально и натурально,а о «Я» как о некой конструкции, поддерживаемой усилиями, идущими со стороны существа,думающего о своем «Я». То есть человек формирует свое «Я», свой внутренний мир. Знаменитое изречение Декарта «я мыслю,следовательно,существую» говорит о том, что существование невозможно без мысли, которая и есть проявление нашего сверхмощного божественного интеллекта.
       Выявив особенность понятий, можно сказать, что данные понятия являются указанием на особенность феномена человека, согласно которой человек-это искусственное существо, создающее себе среду существования. Человек есть и создание среды, существование которой невозможно без вмешательства его самого. Необходимо воспроизводство со стороны человека усилия с целью поддержания существования данной среды и всего мира. А если человек не приложит никаких усилий, то само бытие будет дырявым, запрашивающим это усилие, без воспроизводства которого не сможет существовать. И для того, чтобы бытие не провисало в пустоте и не падало, существо, совершающее это усилие, должно быть существом завершенным, цельным.
       Эмоции и чувства не являются осуществлением специфического человеческого состояния, человеку необходимо нечто большее. Предметы желаний не заданы человеку от природы, а должны быть установлены самим человеком способами психологической обработки и развития.
       Задачей философии является ориентация в пространстве, которое не может существовать без идущих со стороны человека усилий, называющихся трансцендированием. Для обозначения в нас действия этой силы мы используем символы.
       Очень важно в философии понятие свободы, имеющей прямое отношение к личности. Свобода-это трансцендирование, приложение каких-то усилий.
       В нашем языке и развитии уже есть определенные навыки узнавания того, что называется личностным действием. Личностное действие не зависит от того, что принято в данном обществе, оно безусловно, то есть не зависит от морали данного общества. Личность-это то в человеке, что принадлежит человеческому роду. Личность узнается тогда, когда она выделяется в качестве личности. Понятия личности и индивидуальности-разные понятия. Личность трансцендирует, она-нечто особое. Пока существуют люди, способные поступать личностно, возможно поддержание морали и юридических законов общества на высоком уровне. Если бы не было в обществе личностно поступающих людей, то не было бы воспроизводства морали. Человек-это феномен, чем он и отличается от животных. И эволюция сознания человека зависит от личностного трансцендирующего. Когда трансцендирование (усилие) существует в личностной структуре человека, тогда есть гарантия развития тех сил, которые приводят к изменению окружающего мира. Сильная личностная структура через психику двигает человеческий интеллект. Для того чтобы воспроизводить сложный мир, должно воспроизводиться сложное усилие саморазвития (воображение, мышление, интеллект). И философия имеет отношение к такому усложнению, поскольку является наиболее интеллектуальной деятельностью.
       Философия-это бытийно-личностный эксперимент, продуктом которого является личность и мир, в котором личность могла бы осмысленно жить.
       Таким образом, Мераб Константинович Мамардашвили определил философию как поддержание и сохранение определенных традиций личностного бытия.

 (журнал «Человек», М., 1994, №5.С. 5-19., выступление М.К. Мамардашвили в Институте психологии РАН 3 марта 1977 года.)


Рецензии
В христианской антропологии есть понятие помыслов – то есть независимых от собственно человеческой воли мыслей и желаний. Что писал – если писал – Мамардашвили о причинах их возникновения? Ведь очень часто не мы формируем нашим мысли, а наши мысли формируют нас, и определяют стереотип поведения. Церковь дает достаточно внятный ответ на данную проблему. Но, насколько мне известно, Мераб Константинович не принадлежал к православной традиции.

Игорь Ходаков   17.06.2019 14:50     Заявить о нарушении