Надо ли меня жалеть?

                Не жалею, не зову, не плачу…

Мой муж, прочитав, что я написала, сказал: «Это все давно знают, и ничего информативного здесь нет». А, может быть, не все? Почему тогда моя очень, может быть, самая близкая подруга сказала, что жалеет меня, что я уехала? Такого поворота дела я никак не ожидала. Мы всегда так понимали друг друга с полуслова. Мы теперь по-разному смотрим на вещи?

 У каждого своя судьба, свои понятия о добре и зле, о порядочности, чувстве долга и патриотичности. Когда-то я слышала, как сказал Спиваков: «Я - человек вселенной». Это можно отнести и ко мне. Я не считаю, что предала свою родину-мать. А если она мачеха? Жизнь каждый выбирает себе сам. Существует мнение, что люди, уехавшие из бывшего СССР устроены материально хорошо, а вот духовных потребностей не могут удовлетворить. Давайте я расскажу вам о своих впечатлениях и жизни здесь, далеко от родины.


Если   не  понимаешь о чём говорят, если не можешь или не хочешь выучить язык, то  трудно приходится. Это факт. В начале, как только человек приезжает, ему дают полугодичные курсы для обучения языку. Раньше, говорят, учили дольше, но всюду экономят и поэтому сократили срок обучения. Если человек с высшим образованием или хочет  учиться, может получить ещё курсы. На это время тебе платят зарплату, оплачивают проезд. Самое главное и основное: с самого первого момента пребывания ты получаешь медицинскую страховку, которая тебе не стоит ни копейки, а  лекарства, которые выписывает врач – бесплатно.

 Мне  хватило полугодового обучения. Я имела кое-что в запасе. После курсов в короткий срок я устроилась на работу в парикмахерскую головомойкой, т.е помощницей. И хоть в Харькове я работала мастером – здесь нужно довольно долго учиться. Сдавать экзамены (по-настоящему) и тогда получаешь аттестат об окончании и можешь идти работать, если возьмут. Работы мало и достаточно безработных. Безработные получают пособие по безработице или социальное пособие. Отдыхать дома не дают и вызывают и предлагают низкооплачиваемую работу: уборщиком, или помощником в больницу, или ещё куда. В садовое хозяйство или приводить в порядок старые кладбища. Всё это до определённого возраста. Потом тебя оставляют в покое, и в 65 ты получаешь пенсию. У каждого она другая, это понятно. Но прожить ты можешь на  самую низкую пенсию или пособие.

 Если ты на самой низкой ступени, то ты всё равно живёшь в приличной квартире. На двоих минимум 60 кв.м. Две комнаты, кухня. Есть денежный потолок, в пределах которого ты можешь снять себе квартиру. За эту квартиру платит государство. Ты получаешь деньги на приобретение всего необходимого. Телевизор, радио, стиральная машина – это тот необходимый минимум, на который получаешь деньги. И мебель, конечно. Не шикарную, многие покупают подержанную, но в нормальном состоянии.

Мы здесь живём среди людей с чувством собственного достоинства. Никто не задирает перед тобой нос только потому, что у него на сберкнижке миллион. Здесь  не надо давать взятки, не надо выискивать врачей, нельзя лукавить и обманывать. Всё тайное становится явным. Нашим людям трудно привыкнут к местному распорядку жизни. Многие не понимают как надо себя вести в общежитии. Я не  имею в виду общежитие, где все живут скопом, а в квартире, в доме, где живут нормальные обыватели. Ты вдруг вечером включаешь стиральную или посудомоечную машину. Это не принято. Или ты орёшь так по телефону на балконе, что тебя слышно во Владивостоке и без телефона. Или ты шумишь с 13 до 15 и мешаешь соседям – не принято. И если ты не хочешь это принять, если твои гости грохочут ногами по лестнице в 12 часов ночи, то, конечно, тебя не станут любить соседи. А некоторые и съедут из дома.

Ко мне иногда заходит одна женщина. У неё зашкаливает кровяное давление, но в больницу она отказывается ложиться, потому что "она пропадёт  там" оттого, что не знает языка. Это такая чушь, что просто на голову не натянешь. Государство платит за  медицинскую страховку. Я  могу пойти к любому врачу, лечь в любую  больницу.  И  мне  сделают  всё не хуже, чем тем, у кого более дорогая страховка.  Врачи – высший класс. Других не держат.  Больницы - прекрасные. Палаты на два-три человека. Есть и с большим количеством кроватей, но это в старых помещениях. Их всё время модернизируют. Кормят, пОют, моют,  если  надо.  Бельё  белоснежное. Кровати специальные. Медсёстры на каждый твой «чих» прибегают. Телефон в каждой  палате, телевизор.  Мою маму прооперировали, когда ей было за 80. Кто бы за это взялся на так  называемой  родине? И сколько бы это стоило? Здесь - ни копейки. Я очень хорошо помню, как она лежала в Неотложной хирургии в Харькове, где не было лекарства, а женщины, соседки по палате, должны были приносить всё, абсолютно всё для операции и послеоперационного периода. А сколько это стоило?

Наша знакомая (72 года) упала у себя на кухне и сломала шейку  бедра.  Это  было в понедельник вечером, назавтра утром ей сделали операцию: вставили штырь. Меньше чем через неделю она уже ходит на костылях,  а сегодня  у  них  были занятия в бассейне. До конца месяца  она пробудет в больнице,  потому  что  одинокая,  а потом повезут на  реабилитационный курорт на месяц. Это всё быт или жизнь?

Да,  молодым  тяжко.  Да  и  старым  тяжело. Надо привыкать. Надо жизнь начинать заново. Как мне было тяжко! Всё не такое, хоть и знала язык на бытовом уровне. Мясо невкусное, другое. Сметану не могла найти – здесь её 4 вида. Сахар! И тут в просак попадала. То коричневый купила, то для варенья, а он с добавкой и молоко сворачивалось. Но  я сама  выбрала.  И теперь, по прошествии 15 лет, каждый раз, при случае (любом) я благодарю Бога, что у нас была такая возможность, сюда приехать.

Оба наших сына работают, и не уборщиками. Обзавелись семьями. Есть внуки и внучки. 

До  определённого  возраста  заставляют  работать.  И это правильно. У русских, живущих на социальное пособие,  кому родина платит  пенсию,  эту  пенсию  высчитывают, потому что живёшь на иждивении у государства, у тех, кто работает  - не высчитывают.


Если человек хочет – он всегда найдёт себе занятие по душе. Вот наш друг-турист. Он  у  нас Wanderf;rer - водит желающих по местным маршрутам. Это его хобби. Каждую неделю они ходят куда-нибудь. Очень активный член   клуба  при  синагоге. В этом клубе есть хорошая библиотека, видеотека. Бывают выступления приезжих артистов, журналистов, музыкантов.

Для православных есть церковь с русским батюшкой. А при местных церквах? Всё,
что  угодно.  Для  стариков (и я пошла) - танцы сидя. Есть столовая, и это  не  просто  столовая,  где можно задёшево поесть, это и клуб. Они играют  в  карты по определённым дням, ездят в так называемые кофейные прогулки на автобусах. Еще есть физкультурные занятия, но это я видела в  другой церкви, она больше той, куда я хожу  на "танцы". Так там, как во дворце пионеров, бесчисленное количество всяких кружков.

Приехал  сюда  -  вживайся.  Мы тоже многого не знали. Из-за меня одна семья  съехала из дома. Я стирала не вовремя. Не знала, что с часу до трёх  надо  соблюдать  тишину.  После  10 (или раньше) нельзя стирать, купаться,  чтобы  не  мешать соседям. И полно всякой мелочи, из которой состоит жизнь.

Ты  тут  не  боишься,  что  тебя  стукнут  по  голове  за  то,  что ты зарабатываешь  хорошо и у тебя есть дом. Преступность есть, никто это не отрицает.  Но  ты  себя  чувствуешь  здесь  человеком, и только здесь я почувствовала,  что каждый труд почётен.

Я  никого  не  призываю  уезжать из бывшего СССР, но жалеть меня? Себя - пожалейте.


Рецензии
Екатерина Сергеевна, теперь я знаю Вас еще больше. И еще лучше.
До сих пор мне было известно, что Вы -
умная,ответственная, трудолюбивая, терпеливая, бескорыстная...)
Каждая строка этого эссе открывала мне новые грани Вашего образа.
Перед глазами стоял Ваш портрет с идеальной причесочкой...
Почему-то всегда ему улыбаюсь - этому портрету)
Обещаю, что жалеть Вас не буду. Живите счастливо там, где живете)

Литературный Корректор   21.09.2010 00:23     Заявить о нарушении
Как же не причесаться перед тем, как фотографироваться? А тут всё совпало: и настроение, и причёска.
А насчёт жалости, Вы поняли, что это было связано с репликой моей очень близкой подруги. Единственной. Меня это так взорвало!

Екатерина Сергеевна Шмид   22.09.2010 15:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.